Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Митр.Иоанн об экуменизме
Мнимо-христианская «любовь» и ложно понимаемое «всепрощение» – мир со всеми подряд без разбора – нужны только тем, кто сегодня с бешеной энергией и напористостью готовит всемирное «объединение» и «примирение» под сенью нового мирового порядка... антихристианской диктатуры.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменизме

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Преп. Паисий о патриотизме
Своим Православием мы обязаны Христу и святым мученикам и отцам нашей Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить. 
Преп. Паисий Святогорец о патриотизме

Прп. Паисий о сионистах

Сионисты хотят управлять миром. Для того чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм.

Прп. Паисий Святогорец

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Затворник Вышенский, писаньями слово Божие изъяснивший 23.01.2014
Затворник Вышенский, писаньями слово Божие изъяснивший
23 января 2015 г. православный мир отметит 200-летие со дня рождения святителя Феофана, затворника Вышенского. А 19 января с. г. исполняется 120 лет по кончине святителя, отошедшего в 1894 г. в праздник Крещения Господня.

2015-й объявлен нашей Церковью и в России, и на Украине, и в Беларуси (не исключаем никоим образом Молдову и другие страны православия) «годом Феофана Затворника», поскольку и духовное наследие подвижника является общим для всего русского православия, и его биография соединяет наши территории – от киевских, печерских, днепровских склонов до просторов владимирских, рязанских, орловских.

Акафист называет святого – «стена крепкая, воистину святитель Божий». Богослов, духовный писатель, просветитель Феофан Затворник, оказавший и оказывающий глубокое влияние на духовное воспитание православных, не является чудотворцем, но через свои сочинения приводит к вере. Его книги переведены на многие языки мира.

Theofan.jpg
Святитель Феофан Завторник

Считают, что учение свт. Феофана во многом родственно учению старца Паисия Величковского, а особо – суждения о старчестве, умном делании и молитве. Памятны высказывания святителя Феофана: «Совесть нам дана затем, чтобы судить нас самих; если она судит других, надобно сказать, что она не свое дело стала делать». Или: «Не можешь делом делать добро, сделай его словом; не можешь словом, делай его помышлением». Святитель писал: «Ваш навык в молитве Иисусовой то же, что латы или панцирь. Молитва сия одна есть всеоружие духовное, против всякаго нападения пригодное… Облеките сию молитву смирением и крепким упованием на милостиваго Бога, и Господа нашего Иисуса Христа, всем хотящаго спастися, и всех скоро спасающаго».

Самые значительные труды свт. Феофана – «Письма о христианской жизни», перевод «Добротолюбия», «Толкование апостольский посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Свое наименование святитель получил от Успенского Вышенского монастыря, что стоит в Рязанской области на правом берегу реки Выши, которую, сделав петлю, принимает в себя река Цна. Святитель провел в этой обители 28 лет.

Когда появилась Вышенская пустынь, точно не знает никто, но в 1625 г. она уже существовала. Исследователи рассказывают, что расположенный в глухих местах монастырь был форпостом распространения христианской веры среди местной языческой мордвы. В XIX в. Вышенская обитель стала центром духовного просвещения. Главные святыни обители сегодня – чудотворный образ Божией Матери Казанской Вышенской и мощи свт. Феофана.

VishMon.jpg
Успенская Вышенская обитель. Справа в кадре – флигель святителя

А в 4 км от Вышенского монастыря располагается село с занятным для русского уха названием Эммануиловка, где возле церкви на берегу пруда есть целебный источник, освященный в честь свт. Феофана.

В безбожное время в Вышенском монастыре располагалась психиатрическая больница. Свидетельствуют: владыка покоился в массивном склепе храма в честь иконы Божией Матери Казанской в Вышенской обители, а в храме находился склад больницы, причем в загаженном голубями помещении были выбиты окна, набросаны дрова, бочки, кровати. Но надгробие оставалось цельным – мраморная плита в метр толщиной стояла прямо над склепом.

Протоиереей Георгий Глазунов, настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, рассказал – в опубликованной беседе – архиепископу Верейскому Евгению, как они с иеромонахом Елевферием (Диденко) в 1973 г. решили изъять мощи святителя из хлама и мусора и обрели разломанный гробик. Голова святителя оказалась разбитой на три части, но удалось собрать «абсолютно всё: голени, ребрышки, позвоночник». В склепе обнаружили и Евангелие святителя Феофана. Всё это привезли к о. Георгию домой, и впоследствии святыня негласно была доставлена в Троице-Сергиеву лавру. Мощи были поставлены во Всесвятском храме в подклете Успенского собора, где и находились до 1988 г. Отец Георгий (Тертышников) собирал и готовил о святителе материалы, которые позже явились одним из оснований прославления.

Свт. Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Поместном Соборе 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси. В том же году св. мощи были положены в деревянной Сергиевской церкви в Эммануиловке, в специально устроенном приделе в честь святителя. Во время крестного хода при их перенесении многие видели на ясном небе сверкающую молнию. 14 лет мощи находились здесь и чудотворили.

Emmanuilovka.jpg
Сергиевская церковь в Эммануиловке

Еще в 1947 г. в этом храме нашла прибежище Богородичная Казанская Вышенская икона, спасшаяся от латышских стрелков, посланных расстреливать тамбовских повстанцев.

29 июня 2002 г. мощи крестным ходом были перенесены из Эммануиловки в Успенский храм возобновленного Вышенского женского монастыря, где их встречал Патриарх Алексий II. 28 лет потребовалось, чтобы святитель Феофан смог снова вернуться под своды любимой обители, о которой говорил: «Вышу можно променять только на Царство Небесное», «нет ничего на свете краше Вышенской пустыни».

Вспомним, как частица мощей святителя Феофана Затворника в течение двух недель – с 6 по 20 августа 2011 г. – пребывала в Киево-Печерской лавре по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В этом «возвращении» и «посещении» был особый смысл, поскольку становление святителя как священнослужителя прошло именно в стенах этой древней обители 170 лет назад по отличном окончании Орловской семинарии. Здесь он принял постриг в 1840 г. в дни празднования Покрова Богородицы с именем Феофан, что значит «Богом явленный», получив небесным покровителем преподобного Феофана, исповедника Сигрианского. Тогда Киевским митрополитом был Филарет (Амфитеатров).

Монахиня Иулиания (Муравьева), насельница Свято-Успенского Вышенского монастыря, сопровождавшая вышенские святыни по Украине, сотрудница музея в честь известного подвижника и богослова, созданного во флигеле, который некогда служил келией затворнику, рассказала, что ковчежец с частицей мощей свт. Феофана и Вышенская икона Пресвятой Богородицы Казанской посетили города, в которых святитель нес послушание и к которым имел биографическое отношение: сначала Тамбов и Владимир (Россия), а после Киева – Донецк, Запорожье, Тернополь, Почаев и Винницу.

Kiev.jpg

Ковчежец с частицей мощей святителя Феофана в Киеве. 2011 г.

* * *

Будущий святитель родился в семье священника Василия Говорова в с. Чернавское Орловской губернии, при крещении был назван Георгием. Кроме него, у Василия Тимофеевича и его супруги Татианы Ивановны были еще три сына и три дочери. Учился мальчик сначала в Ливнах, затем в Орле, был направлен в Киевскую духовную академию, где сблизился со слушателем-курянином Михаилом Булгаковым, впоследствии также известным русским духовным просветителем. В 1841 г. оба приняли монашеский постриг – с именами Феофан и Макарий.

Инок Феофан был рукоположен во иеродиакона в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. После он напишет: «Киево-Печерская Лавра – неземная обитель». В 1841 г. иеромонах Феофан окончил академию со степенью магистра, его дипломное сочинение было отправлено Священному Синоду как лучшее, а сам он назначен ректором Киево-Софиевского духовного училища, где стал преподавать латынь. Он говорил: «Полюбите детей, и они вас полюбят».

Инок Феофан нес затем и другие послушания – инспектора Новгородской семинарии, бакалавра и помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Трудился в Иерусалиме, Константинополе, на Афоне. Был епископом Тамбовским и Шацким, затем Владимирским. На Владимирщине и сейчас стоят храмы, освященные владыкой. В частности, храм Рождества Богородицы в древнем Боголюбском монастыре, заложенный 19 мая 1855 г. и освященный 20 мая 1866 г., возведенный в русско-византийском стиле по проекту К.А. Тона.

А вот на месте храма Рождества Христова в Иваново-Вознесенске, освященного святителем Феофаном в 1864 г. и снесенного в известный период русского помрачения, была разбита пл. Революции.

Ivanovo-Vozn.jpg
Дореволюционное фото храма Рождества Христова в Иваново-Вознесенске

На 52-м году жизни епископ Феофан подал прошение об увольнении на покой. Священный Синод был в недоумении, поначалу не знал, как отреагировать, но потом все же освободил владыку от управления Владимирской епархией с назначением на должность настоятеля Вышенской пустыни.

Святитель желал уединения, покоя и тишины, чтобы заняться трудами духовного писательства. «Писать – это служба Церкви нужная, – утверждал он. – Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Вместе с иноками еще в течение шести лет свт. Феофан ходил ко всем церковным службам, а в воскресные и праздничные дни сам совершал литургию.

Однажды святитель провел в строгом уединении Великий пост, затем уединился на более продолжительное время – от Пасхи до Пасхи, после чего был решен вопрос о полном затворе – на втором этаже флигеля, где сейчас расположен музей в честь святителя.

dom.jpg
Дом в Вышенском монастыре, в котором в течение 28 лет жил в затворе святитель Феофан

В 1872 г. подвижник своими руками устроил у себя в келии «малую церквицу» во имя Крещения Господня, отделив для нее часть наибольшей из комнат – гостиной, где и стал совершать церковные службы один, без сослужащих. Тут можно усмотреть и прорицание святителем собственного дня кончины. Известно, что свт. Феофан в одном из писем более чем за полстолетья предсказал Октябрьский переворот. И, между прочим, для борьбы с революцией предлагал жесточайшую цензуру прессы.

Наложив на себя великий подвиг строгого затвора, святитель никого уже не принимал, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, своего духовника игумена Тихона и келейника Евлампия. 10 лет затворник служил литургию в своей келейной церкви по воскресным и праздничным дням, а в последние 11 лет ежедневно. На вопрос одного из ближайших почитателей, как он служит литургию один, святитель ответил: «Служу по служебнику, молча, а иногда и запою…»

Кроме молитвы, богомыслия и чтения духовных книг владыка занимался переводами, иконописью, музыкой, рукоделием, продолжал духовное писательство.

Все 22 года, до самой кончины, святитель не спускался вниз. С миром сохранял общение только при помощи писем и книг. Он как-то сказал: «Затвор что есть? То, когда ум, заключившись в сердце, стоит перед Богом в благоговейнстве, и выходить из сердца или чем-нибудь другим заняться не хочет».

Когда святого облачали для положения во гроб, на его лице просияла блаженная улыбка.

Сегодня деятели русского Интернета полагают, что их род занятий в чем-то сходен по характеру с бытностью свт. Феофана, и по этой причине прочат его в небесные покровители Рунета. Что ж, святитель поможет – по молитвам нашим: будь ты оснащен молотком, лопатой, ноутбуком, айфоном или иным «гаджетом».

svt.jpg
Святитель Феофан затворник Вышенский. Икона

Глас восьмый тропаря речет: «Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышенский подвижниче, / святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, / моли Христа Бога спастися душам нашим!»

__________

Фото – svtheofan.ru, 2010.orthodoxy.org.ua, peremeny.ru, fotki.yandex.ru

Источник: http://rusedin.ruф

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100