В СМИ появились сообщения о том, что лишенный сана епископа Артемий (Радосавлевич) якобы объявил о создании Истинной Свято-Саввской Церкви. Мы провели круглый стол на тему «Современная ситуация в Сербской Православной Церкви», в котором приняли участие священник Александр Смирнов и историк Виктор Иванов. Ведущий круглого стола - наш сотрудник Никита Белов.
Н: Белов:
Разноречивые утверждения по поводу известного ревнителя Православия епископа Рашко-Призренского Артемия слышатся буквально отовсюду. Некоторые экуменические порталы поспешили сообщить, что он якобы объявил о создании Истинной Свято-Саввской Церкви, что равносильно уходу в раскол. Отец Александр, прошу Вас напомнить нашим читателям, что такое раскол.
О. Александр:
Святитель Василий Великий в своем 1-м правиле дает определение раскола: «...иное нарекли они [святые Отцы] ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся во мнениях о некоторых предметах Церковных и о вопросах, допускающих уврачевание…».
Здесь видно, что раскольник это тот, кто уклонился от общения с Церковью по той или иной причине.
Дополнительные определения к понятию «раскол» находим в 15-м правиле Двукратного Поместного Собора, состоявшегося в Константинополе в 861 г. Святые Отцы пишут: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде Соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый Собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми Соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде Соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений».
Из приведенных правил видно, что раскол заключается в следующих действиях: прекращение Евхаристического общения со своим епископом и прекращение поминовения его имени за Литургией. Единственная уважительная причина отделения от патриарха или епископа, если он с амвона проповедует ранее осужденную святыми Соборами ересь.
Н. Белов:
Зачитаю сообщение портала «Седмица.Ру». «18 ноября, поздно вечером, пребывающий на покое епископ Артемий (Радосавлевич) приехал в монастырь Дубоки-Поток (Косово и Метохия) и уже утром 19 ноября отслужил в храме обители Божественную литургию несмотря на то, что Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви в мае этого года запретил владыке Артемию священнодействие. Архиерейский Собор еще вчера назначил на Рашко-Призренскую кафедру епископа Феодосия (Шибалича)». Можно ли квалифицировать эти действия епископа Артемия, как раскол?
О. Александр:
Тут следует смотреть на то, поминал ли владыка Артемий за Литургией Патриарха Иринея. Если поминал, то служение Литургии еще не может быть квалифицировано как раскол.
Н. Белов:
Но Владыка намеревался опубликовать акт об отмене всех неканонических и незаконных решений, которые были изданы с момента его отстранения от управления Рашко-Призренской епархией в конце января этого года ее временными администраторами епископом Афанасием (Евтичем) и затем митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем). А его сторонники заняли ряд монастырей. Не нарушение ли это церковной дисциплины и не шаг к расколу? Не повторение ли это печальной ситуации с владыкой Диомидом?
О. Александр:
Действительно, Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем заседании 19 ноября 2010 г. расценил эти действия епископа Артемия как раскол и лишил его архиерейского сана, низведя в разряд монашествующих. Однако обвинения в расколе не подтверждаются. Тут только нарушение канонической дисциплины. Да и то еще надо разбираться, он ли ее нарушил или же его судьи.
Н. Белов:
Поясните свою мысль подробнее. Как может неповиновение Архиерейскому Собору не быть нарушением канонов?
О. Александр:
В истории Православной Церкви бывали такие моменты. Например, в случае с извержением из сана святителя Иоанна Златоуста. Виктор, напомните нам, пожалуйста, этот исторический момент.
В. Иванов:
Дело с извержением из сана святителя Иоанна Златоуста происходило при следующих обстоятельствах. Рядом с церковью святой Софии в Константинополе некие лица поставили статую Царицы Евдоксии. Народ безчинствовал вокруг нее, мешая Богослужению в храме. Святитель Иоанн сказал свою известную обличительную речь «Снова Иродиада беснуется». Враги Златоуста сообщили о проповеди Царице Евдоксии, сказав, что якобы Патриарх Иоанн сравнил ее с Иродиадой. Она оскорбилась и упросила мужа, Царя Аркадия, созвать собор епископов на святителя Иоанна. Аркадий созвал собор епископов или, как сейчас говорят, Архиерейский собор. На нем епископы без каких-либо канонических оснований низложили святителя Иоанна с Константинопольского престола.
После низложения Царь Аркадий прислал сказать Святителю: «Удались из Церкви, так как ты осужден на двух соборах, и мне нельзя войти в нее, доколе ты в ней находишься». На это Златоуст ответил: «Я получил Церковь от Христа Спасителя моего и не могу оставить ее добровольно, если только не буду изгнан силой. Город - твой, и тебя все послушают. Поэтому если ты желаешь разлучить меня с Церковью Христовой, то пошли своих слуг, чтобы они извлекли меня из Церкви; тогда я не буду иметь ответа пред Богом, так как я не по своей воле отойду от Церкви, но буду изгнан царской властью».
Н. Белов:
Очень похоже на слова владыки Артемия из его послания Патриарху Иринею. В сообщении «Седмица.Ру» говорится: «…епископ Артемий утверждает, что Рашко-Призренская епархия, которой он управлял до конца января этого года, была дана ему Богом, и отвергает все обвинения, которые когда-либо были против него выдвинуты как Архиерейским Собором, так и СМИ». Кроме того в послании он пишет, что считает решение Архиерейского Синода от 15 сентября 2010 г. (№ 1126/зап. 805) о запрещении ему совершения каких-либо священнодействий неканоническим и отказывается его выполнять.
О. Александр:
Верно. В данном случае действия епископа Артемия имеют типологическое сходство с действиями Вселенского Учителя.
Н. Белов:
И дальнейшие события словно повторяют житие святителя Иоанна. Владыка Артемий и монахи, которые его поддерживают, при помощи полиции были изгнаны из монастыря, не оказав никакого сопротивления. Архиерейский собор лишил его сана, а Сербская Патриархия подала на него в суд в связи с «узурпацией имущества Сербской Православной Церкви».
В. Иванов:
После Литургии в монастыре Дубоки Поток владыка Артемий в проповеди заявил, что он ни от кого не отделялся, не раскольник и не создавал ничего нового. Одновременно он призвал верующих хранить свою веру «единство со Святой Соборной и Апостольской Церковью».
Н. Белов:
Странно поведение Патриарха Иринея и сербских архиереев. Их реакция неадекватна.
О. Александр:
Нужно отметить, что не все сербские архиереи поддерживают решение о лишении владыки Артемия сана. Просто прозападное и экуменическое крыло получило власть в СПЦ. В этом мне видится причина происходящей там сейчас смуты.
...<-назад в раздел