Среда, 1 Апреля 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

сщмч. Андроник Пермский о национальной политике
В Русской Земле под единым Русским народом и около его одного живут все прочие народы, всяк в свою меру пользуясь общим и своим благом… Пусть у нас, как встарь, будет сильный Русский народ, дающий жить всем иным народам, составляющим нераздельное целое с ним.
Сщмч. Андроник (Никольский) о национальной политике

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прп.Паисий об апостасии
Диавол закинул сети, чтобы поймать в них всё человечество. Богатых он хочет уловить масонством, бедных коммунизмом, а верующих экуменизмом.
Прп. Паисий Святогорец об апостасии

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Церковь и политика 31.01.2015
Церковь и политика
Мне хочется верить, что грубая наша работа
Вам дарит возможность безпошлинно видеть восход!

В.С.Высоцкий

В свое время я писал о недопустимости подмены религиозности идеологией и политиканством, а в другой своей статье настаивал на том, что в ходе сетевых баталий с миссионерской целью имеет смысл переносить рассматриваемые вопросы из горячности политического дискурса в область нравственную и духовную. Все верно! Однако на сегодняшний день вижу насущную необходимость сказать слово в защиту политики и, в частности, в защиту тех православных христиан, которые несут свое служение в этой сложной и опасной сфере!

Последнее время приходится слышать достаточно странные суждения касательно участия православных христиан (мирян) в политической жизни. Речь идет о тех ситуациях, когда общественные выступления (пикеты, митинги, стояния) «в защиту нравственных ценностей» так или иначе имеют в своей содержательной части те или иные аспекты насущной политики, в том числе и в оценочных категориях. Высказывается мнение, что такого рода православные активисты не должны переходить в  политическую плоскость ибо таковой тенденцией якобы подменяется подлинное содержание христианской проповеди и создается некий соблазн для людей, которые очень бы хотели видеть Церковь вне политики.

В качестве подтверждения подобной позиции приводятся слова Апостола Павла: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф.6:12), а так же указывается, что Христос не делил людей на друзей и врагов по политическому признаку, Его категории суждения сводились к «хорошо» и «плохо», а не к «наши/не наши», «полезно нам/не полезно».

Безусловно, в таких рассуждениях есть логика. Более того, из нашей жизни мы знаем, что такие понятия как «политика» и «порядочность» редко соседствуют друг с другом, а манипулятивные технологии столь распространены, а их пользователи столь циничны, что существуют все основания для тревоги по поводу участия православных активистов в акциях, имеющих в той или иной степени политическую окраску! В данном контексте совсем не лишним звучит вопрос - а не используют ли нас? И все же я принципиально не согласен с теми, кто полагает, что православные активисты должны быть вне политики!    

Во-первых, в официальном документе Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, в частности, читаем: «Церковь как богочеловеческий организм имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но и историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе с государством». В одной из своих работ я уже говорил, что все мы сегодня оказываемся заложниками политического дискурса, в том числе и православные верующие  и Церковь естественным образом оказывается втянутой в политическую жизнь страны. И здесь важно подчеркнуть - не Церковь лезет в политику, но политика является неминуемой зоной отстаивания интересов любого общественного института, включая и Церковь в плане ее земного бытия! Уйти из этого поля автоматически означает выключить себя из общественной жизни, отказаться от любой активной деятельности, оскопить себя. А нужно ли это Церкви? Совершенно справедливо замечание о том, что необходимо быть крайне осторожным в политической сфере, мудро определять приоритеты сотрудничества, однако из-за мнимой чистоты покидать зону сосредоточения любой общественной активности видится мне крайне нецелесообразным. Да, политикой заниматься вредно, как и вдыхание угарного газа не идет на пользу организму, однако православный священник вдыхает его, когда едет на другой конец города чтобы причастить больного или умирающего!

Увы, но в наши дни «совсем беспартийным» может быть только бомж, а даже простому человеку невозможно быть полностью аполитичным... Что уж тут говорить о крупной организации, которая, отстаивая свои насущные интересы, не может не коснуться политических реалий? Собственно, Церковь в той или иной степени почти всегда выражала свой приоритет той или иной политической силе. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорится так: «В истории Церкви имеется немало случаев общецерковной поддержки различных политических доктрин, взглядов, организаций и деятелей. В ряде случаев такая поддержка была связана с необходимостью отстаивания насущных интересов Церкви в крайних условиях антирелигиозных гонений, разрушительных и ограничительных действий инославной и иноверной власти».

Конечно, современная Россия не ведет открытой войны с каким-либо агрессором, однако мы ясно видим, что внутри нашей страны имеются определенные политические силы (чаще либерального толка), который выказывают свое, по большей части, резко негативное отношение к Церкви. В свою очередь, для Церкви абсурдно искать в такого рода политических движениях какую-то «альтернативную правду» или «нравственную истину»! Мы все видим к чему привела «борьба с коррупцией» на Украине, мы видим, как в странах Западной Европы провозглашаются в качестве нормы всевозможные виды сексуальных извращений, наркомания, эвтаназия. Более того, этим нормам фактически присваивается элитарный статус и основы подобной «морали» в обязательном порядке внедряются в программу общеобразовательных школ и даже в систему дошкольного образования! Сложно себе представить, чтобы Церковь радовалась подобным политическим тенденциям в нашей стране.

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви об этом сказано очень резко: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении». Для Церкви разумней сотрудничать с той властью, которая пусть далеко не идеальна, но все же (иной раз и декларативно) разделяет нравственные положения христианской веры и  выражает Церкви свое доверие и поддержку! Абсурдно утверждать, что подобными жесткими, но правильными заявлениями о защите своих сограждан от скверны Церковь подменяет подлинное содержание христианской проповеди некоей политической идеологией. Что же касается «соблазнившихся», то это плохо характеризует только их интеллект и образовательный уровень. Стыдно верить в то, что в XXI веке некая масштабная организация может быть полностью аполитична. Еще глупее полагать, что наличие какого-то политического содержания может изменить главную ценность Церкви, которой уже 2000 лет и которая достойно пережила все политические модели и идеологические системы!

И надо, конечно же, сказать о Христе... О том, что Он не делил людей по политическому признаку, оперировал понятиями «хорошо»/ «плохо», а не враги/друзья, наши/не наши... А, соответственно, и мы, православные христиане, должны поступать так же, т. е. находиться вне политического дискурса! Однако я позволю себе не совсем согласиться с данным заявлением. Дело в том, что в онтологическом плане у Христа действительно не было врагов на земле, Он пришел спасти всех людей, но в плане историческом и ситуативном и друзья (т. е. доброжелатели) и враги (соответственно недоброжелатели) у Христа имелись. И надо таки отметить, что Сам Христос отнюдь не игнорировал исходящую от кого бы то ни было опасность или наоборот благожелательное отношение. Всякий раз Господь поступал сообразно ситуации!

Так, в самом начале Нового Завета святое семейство бежит из Палестины в Египет - от Ирода, который хотел убить Богомладенца... И вся последующая новозаветная история рисует нам врагов (недоброжелателей Христа), которые искали Его убить и друзей (доброжелателей) в домах которых Господь находил отдохновение. Вплоть до Своей Крестной смерти Иисус Христос дифференцирует то или иное отношение к Нему и всякий раз поступает сообразно ситуации. И вся последующая история Церкви следует именно данной модели поведения - Церковь не занимается практической политикой, но естественным образом она симпатизирует тем политическим силам, которые в той или иной степени разделяют ее  вероучительные или нравственные принципы.

В конце хотелось бы отметить, что политическая активность православных верующих подразумевает, прежде всего, деятельность мирян, а не священнослужителей, которым запрещено заниматься агитацией и практической политикой. Да, безусловная обязанность священнослужителя давать духовную оценку тому или иному, в том числе и политическому, событию, но мирянин может давать и оценку политическую, особенно в том случае, если он является профессиональным политиком.  Апостол Павел говорит так: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом» (1 Кор. 7:20, 24). И, действительно, христианство, внося в мир человека удивительные нравственные принципы, однако не отменяет дисциплину жизни. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви об этом говорят так:  «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе».

В молитве Святому Духу мы говорим о Боге «Иже везде сый и вся исполняяй»! Бог Своей благодатью наполняет любую достойную деятельность человека, к которой, вне всякого сомнения, относится и политическая деятельность, ибо без таковой невозможно функционирование государственной системы, которая, в свою очередь, своей целью имеет заботу о людях, в этом государстве живущих. И когда я слышу от православных людей о том, что «Церковь должна быть вне политики», то это сильно меня печалит. Ибо это невозможно! Это утопия! Если Церковь станет вне политики, она уйдет в гетто! Удивительно, что таковые люди хотя и называют себя православными, однако ведут к тому же, к чему вели большевики в 20-е гг. - чтобы Церковь заперлась в своей ограде и ее служение сводилось исключительно к богослужебной деятельности! Однако подлинная традиция Церкви не такая. Церковь не раз в истории нашего Отечества возвышала свой голос в той или иной сложной политической ситуации. Примеры тому - преподобный Сергий Радонежский, священномученик Ермоген, святой праведный Иоанн Кронштадтский, Патриархи Тихон, Сергий, Алексий II и другие. И хотя, преимущественно, их призывы сводились к миру, однако оценивать их позиции, как политически индифферентные, полагаю, будет не верно. Православные люди имеют полное право выражать свое суждение (в том числе и осуждение) в отношение того или иного политического явления (будь то партия или принятие какого-либо закона), того или иного политического события. А если эти православные христиане занимаются практической политикой, то это не только их право, но и прямая обязанность!

Диакон Артемий Сильвестров,
клирик Собора во имя святого благоверного князя Александра Невского,
руководитель Православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100