Четверг, 19 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

свт.Василий об инославии
Не приносит славы имени Божию тот, кто дивится учению инославных.
Свт. Василий Великий о православных

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

сщмч.Андроник о врагах России
Россия разрушается теориями масонского либерального кагала... Отечество в опасности; оно потрясено в основах своих.
Сщмч. Андроник (Никольский) о врагах России

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Прп.Иустин о 8 соборе 3 (вост.папизм)
Первые четыре темы из десяти, выбранных для <всеправославного> собора, раскрывают именно стремление Константинополя подчинить себе всю православную диаспору – а значит, и весь свет! – и оставить за собой исключительное право давать автокефалию и автономию.
Прп. Иустин (Попович) о восточном папизме

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Манипуляция сознанием и пути противодействия в свете православной духовности 24.03.2015
Манипуляция сознанием и пути противодействия в свете православной духовности
Еще относительно недавно любое сказанное слово имело одно определенное значение, а музыка, живопись и архитектура в основе своей были религиозными, в чем, безусловно, и состоит секрет удивительной гармоничности древнего русского искусства. Но не так все обстоит в наши дни. Когда вместо проповеди Слова Божиего нынешние «культурные» деятели и дельцы ставят целью лишь соблазнить, продать и нажиться – то наше общество вынуждено постоянно сталкиваться с десятками (если не сотнями) специально разработанных техник и приемов для манипулирования сознанием людей. И вот результат – одно слово или фраза какого-нибудь чиновника сегодня имеют множество смыслов, с экранов ТВ льется оглушающая и ослепляющая какофония, а современной литературой называют макулатуру.

Предлагаем вниманию читателя фрагмент из еще не опубликованной книги профессора богословия, кандидата педагогических наук, члена правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовника и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза, детально исследовавшего эту проблему. В первой части публикации речь пойдет о рекламе.


В современном мире искусство управлять сознанием и поведением человека стало важным направлением работы многих государственных и международных институтов и корпораций. При помощи разнообразных психотехник, влияющих на внутренний мир людей, человеческое общество пытаются превратить в систему манипулируемых биообъектов. При этом используется комплекс средств воздействия на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные рецепторы, что практически не оставляет обывателю свободы и права выбора. За него решают другие – как и о чем ему думать, к чему стремиться, как чувствовать, на что надеяться. Особенно это касается людей, не имеющих духовного стержня и не полагающих основой своей жизни православное мировоззрение.

МЕТОДИКИ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА

ИМИДЖ И БРЕНД

Важным инструментом воздействия на психику человека посредством рекламы выступает формирование в его сознании таких значимых понятий как имидж и бренд. Имидж – это положительный образ фирмы, товара или человека, созданный при помощи рекламы. Бренд – торговая марка, имеющая фирменное название, графическое решение, свой особый стиль.

Приобретение вещей под влиянием имиджа или бренда прежде всего связано с воздействием последних на самооценку потребителя. Покупая фирменную вещь, человек ассоциирует себя с определенной группой людей. Это повышает его самооценку и реализует потребность в самоактуализации.

Обозначенное явление имеет глубокие духовно-психологические корни. Человек по своей сути – существо соборное, ему необходимо общество других людей и общение с ними. В Православии это выражается в соборности, в единстве во Христе, в Церкви. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…», – возглашает диакон перед пением Символа веры. И ранее, по древнему обычаю, христиане в это время лобызали друг друга в знак любви и единомыслия. Люди, сплоченные Христом и во Христе, ощущали себя единым целым, связанным любовью, общими идеалами и устремлением к Богу. Такое состояние, следствие гармоничного развития заложенного в душу человека желания единства в Боге, сообщало каждой личности чувства радости и удовлетворения.

Когда человек отходит от Господа, он отдаляется и от ближних, ибо чем ближе мы к Богу, тем ближе и друг к другу. Обособление от Бога и других людей порождает у индивидуума массу естественных деструктивных чувств. Глубокое ощущение внутренней неудовлетворенности, дискомфорта постоянно безпокоит его. И тогда на смену онтологической потребности приходят различные суррогаты. Так, чувство соборности в Боге подменяется актуализацией себя с группой людей, верных определенному бренду, имеющему высокий положительный имидж. Это относится не только к рекламе, но и, например, к болельщикам, которых объединяет культовое поклонение своей команде, или фанатам популярных артистов.

Понимая манипуляторную суть имиджа и бренда, человек не должен послушно идти на этом психологическом поводке. Ассоциируя себя только с Церковью Христовой, с миром святых и Ангелов, он сможет скептически смотреть на моду века сего, пропуская все внешнее сквозь призму своего православного мировоззрения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Воздействие рекламы на психику современника также зиждется на эксплуатации его базовых потребностей – необходимости есть, пить, дышать, продолжать род, быть здоровым, чувствовать себя в безопасности. В общественном плане в ряду таких категорий стоят и социальные связи – дружба, любовь, отношения с окружающими.

Сила рекламного воздействия в следующем – всегда предлагать именно то, чего вы хотите, обещать исполнение заветных желаний, сулить счастье. Голодны ли вы или вас мучает жажда, одиноки или, напротив, отягощены чрезмерным общением – там, по ту сторону экрана, давно и тщательно изучены ваши пристрастия и вкусы и уже подготовлен тот запотевший стакан и то мягкое кресло, которые грезились вам в мечтах. Итак, первый закон рекламы: ориентированность на нашу основную потребность. Искусно составленное рекламное обращение, достигая цели, стимулирует потребность, т. е. пробуждает желание ее удовлетворить. Но как может возникнуть хотение пить пиво у 12-летних девочек? Или откуда появляется тяга отравлять свой организм никотином у здорового человека? Или какая нужда заставляет пробовать наркотики? Ответ прост. Принятие гедонистических (наслажденческих) ценностей как смысла бытия, поиск наслаждений, превратившийся в цель жизни, приводит индивидуума к курению, блуду, алкоголизму и наркомании. Реклама же, умело пропагандируя эти пороки, способствует их скорейшему усвоению и развитию.

РЕКЛАМА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Соединение телевидения с рекламой придает ему совершенно новое качество. В рекламе «молекулярная» потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с общественной потребностью правящего класса в консолидации общества на основе потребительской парадигмы. Именно этот кооперативный эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры (вернее сказать, антикультуры) и индустрии. В современном постиндустриальном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир, построенный по «проекту заказчика», с гарантированной культурной гегемонией потребительских ценностей. Это – наркотизирующий воображаемый мир, при погружении в который мышление человека становится аутистическим. Поддающиеся рекламному воздействию люди образуют общество спектакля в чистом виде – они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДСОЗНАНИЕ

Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается, казалось бы, с достоверными, объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а затем уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: «безстрастный» репортаж создает инерцию доверия, которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «безстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении – вопрос большой политики.

Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных новостей. Конечно, уже одним этим оно искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а, значит, и рекламодателя, – обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания спрятаны слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: рынок заставляет меня искать и показывать мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, – это банально; а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, «то это вызовет интерес, и я ищу такие сенсации по всему свету». А свет велик, и такого материала для ТВ хватает.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой.

Что же мы знаем об уничтожении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно показывает нам то, что люди видеть не должны, что глубинными, неосознанными запретами наблюдать непозволительно. Когда человеку это демонстрируют (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, и все низменное, что есть в его душе, поднимается.

Как мы уже отмечали, душа современного человека находится в крайне поврежденном состоянии. И князь мира сего управляет нами именно через низменные страсти, через стремление к услаждению грехом. Если подобные страстные вещи зритель видит в СМИ как нечто хорошее и полезное, то и у него развиваются аналогичные начала. В его душе за счет раскачки и резонирования от увиденного и услышанного возбуждаются и усиливаются природные греховные страсти. Сильное желание услаждения греховным образом или действием властно охватывают душу, целиком подчиняя человека себе. И это происходит даже у подвизающихся христиан!

Итак, какой же вывод можно сделать из сказанного? Автор книги отец Алексий Мороз справедливо считает, что задача современных СМИ и рекламы – не только и не столько продать свой товар (в широком понимании этого слова). Сегодняшние ТВ-дельцы прямо заинтересованы в уничтожении культурного ядра человеческой личности, в формировании его суррогата и навязывании подделок, имитирующих реальность. Заповеди Христовы непримиримы с такими целями, и потому работа СМИ направлена на уничтожение образа Божиего в человеке и трансформацию его сознания на антихристианский лад.

В следующей части публикации речь пойдет о негативном влиянии телевидения на детей.

 
Источник: Газета Православный Крест
№6 (126) от 15 марта 2015 г.


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Миссия России в предантихристово время: Из доклала митр. Агафангела Одесского на ВРНС

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100