Среда, 3 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий о радости
Некоторые говорят: «Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным». Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская... Духовный человек – весь сплошная боль, т.е. ему больно за то, что сейчас происходит, ему больно за людей! Но за эту боль ему воздается Божественным утешением.
Прп. Паисий Святогорец о духовности

Ст. Николай Гурьянов о возрождении
«Батюшка, что мешает возрождению истинного Православия в России?» – «Потеря веры внутри Церкви».
Старец Николай Гурьянов об апостасии

Прп.Паисий о штрих

Печать будет начертанием, которое сперва поставят на все товары, а потом людей принудят к тому, чтобы ее ставили им на лоб или на руку.

Прп. Паисий Святогорец

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

В кулуарах

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

 Контроль интеллекта над людьми
В последнее время много говорят про искусственный интеллект, который осуществляет контроль за изоляцией граждан во время пандемии. Что же это за явление? Каковы плюсы и минусы его работы, и как технически он будет развиваться? На эти вопросы нам согласился ответить программист Александр Хромов.

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Манипуляция сознанием и пути противодействия в свете православной духовности 24.03.2015
Манипуляция сознанием и пути противодействия в свете православной духовности
Еще относительно недавно любое сказанное слово имело одно определенное значение, а музыка, живопись и архитектура в основе своей были религиозными, в чем, безусловно, и состоит секрет удивительной гармоничности древнего русского искусства. Но не так все обстоит в наши дни. Когда вместо проповеди Слова Божиего нынешние «культурные» деятели и дельцы ставят целью лишь соблазнить, продать и нажиться – то наше общество вынуждено постоянно сталкиваться с десятками (если не сотнями) специально разработанных техник и приемов для манипулирования сознанием людей. И вот результат – одно слово или фраза какого-нибудь чиновника сегодня имеют множество смыслов, с экранов ТВ льется оглушающая и ослепляющая какофония, а современной литературой называют макулатуру.

Предлагаем вниманию читателя фрагмент из еще не опубликованной книги профессора богословия, кандидата педагогических наук, члена правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, духовника и председателя Собора православной интеллигенции священника Алексия Мороза, детально исследовавшего эту проблему. В первой части публикации речь пойдет о рекламе.


В современном мире искусство управлять сознанием и поведением человека стало важным направлением работы многих государственных и международных институтов и корпораций. При помощи разнообразных психотехник, влияющих на внутренний мир людей, человеческое общество пытаются превратить в систему манипулируемых биообъектов. При этом используется комплекс средств воздействия на слуховые, зрительные, обонятельные, тактильные рецепторы, что практически не оставляет обывателю свободы и права выбора. За него решают другие – как и о чем ему думать, к чему стремиться, как чувствовать, на что надеяться. Особенно это касается людей, не имеющих духовного стержня и не полагающих основой своей жизни православное мировоззрение.

МЕТОДИКИ ВЛИЯНИЯ РЕКЛАМЫ НА ЧЕЛОВЕКА

ИМИДЖ И БРЕНД

Важным инструментом воздействия на психику человека посредством рекламы выступает формирование в его сознании таких значимых понятий как имидж и бренд. Имидж – это положительный образ фирмы, товара или человека, созданный при помощи рекламы. Бренд – торговая марка, имеющая фирменное название, графическое решение, свой особый стиль.

Приобретение вещей под влиянием имиджа или бренда прежде всего связано с воздействием последних на самооценку потребителя. Покупая фирменную вещь, человек ассоциирует себя с определенной группой людей. Это повышает его самооценку и реализует потребность в самоактуализации.

Обозначенное явление имеет глубокие духовно-психологические корни. Человек по своей сути – существо соборное, ему необходимо общество других людей и общение с ними. В Православии это выражается в соборности, в единстве во Христе, в Церкви. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы…», – возглашает диакон перед пением Символа веры. И ранее, по древнему обычаю, христиане в это время лобызали друг друга в знак любви и единомыслия. Люди, сплоченные Христом и во Христе, ощущали себя единым целым, связанным любовью, общими идеалами и устремлением к Богу. Такое состояние, следствие гармоничного развития заложенного в душу человека желания единства в Боге, сообщало каждой личности чувства радости и удовлетворения.

Когда человек отходит от Господа, он отдаляется и от ближних, ибо чем ближе мы к Богу, тем ближе и друг к другу. Обособление от Бога и других людей порождает у индивидуума массу естественных деструктивных чувств. Глубокое ощущение внутренней неудовлетворенности, дискомфорта постоянно безпокоит его. И тогда на смену онтологической потребности приходят различные суррогаты. Так, чувство соборности в Боге подменяется актуализацией себя с группой людей, верных определенному бренду, имеющему высокий положительный имидж. Это относится не только к рекламе, но и, например, к болельщикам, которых объединяет культовое поклонение своей команде, или фанатам популярных артистов.

Понимая манипуляторную суть имиджа и бренда, человек не должен послушно идти на этом психологическом поводке. Ассоциируя себя только с Церковью Христовой, с миром святых и Ангелов, он сможет скептически смотреть на моду века сего, пропуская все внешнее сквозь призму своего православного мировоззрения.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Воздействие рекламы на психику современника также зиждется на эксплуатации его базовых потребностей – необходимости есть, пить, дышать, продолжать род, быть здоровым, чувствовать себя в безопасности. В общественном плане в ряду таких категорий стоят и социальные связи – дружба, любовь, отношения с окружающими.

Сила рекламного воздействия в следующем – всегда предлагать именно то, чего вы хотите, обещать исполнение заветных желаний, сулить счастье. Голодны ли вы или вас мучает жажда, одиноки или, напротив, отягощены чрезмерным общением – там, по ту сторону экрана, давно и тщательно изучены ваши пристрастия и вкусы и уже подготовлен тот запотевший стакан и то мягкое кресло, которые грезились вам в мечтах. Итак, первый закон рекламы: ориентированность на нашу основную потребность. Искусно составленное рекламное обращение, достигая цели, стимулирует потребность, т. е. пробуждает желание ее удовлетворить. Но как может возникнуть хотение пить пиво у 12-летних девочек? Или откуда появляется тяга отравлять свой организм никотином у здорового человека? Или какая нужда заставляет пробовать наркотики? Ответ прост. Принятие гедонистических (наслажденческих) ценностей как смысла бытия, поиск наслаждений, превратившийся в цель жизни, приводит индивидуума к курению, блуду, алкоголизму и наркомании. Реклама же, умело пропагандируя эти пороки, способствует их скорейшему усвоению и развитию.

РЕКЛАМА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Соединение телевидения с рекламой придает ему совершенно новое качество. В рекламе «молекулярная» потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с общественной потребностью правящего класса в консолидации общества на основе потребительской парадигмы. Именно этот кооперативный эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры (вернее сказать, антикультуры) и индустрии. В современном постиндустриальном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир, построенный по «проекту заказчика», с гарантированной культурной гегемонией потребительских ценностей. Это – наркотизирующий воображаемый мир, при погружении в который мышление человека становится аутистическим. Поддающиеся рекламному воздействию люди образуют общество спектакля в чистом виде – они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам.

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПОДСОЗНАНИЕ

Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается, казалось бы, с достоверными, объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а затем уже «заведомо истинные» известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: «безстрастный» репортаж создает инерцию доверия, которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в «безстрастном» репортаже. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении – вопрос большой политики.

Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей «охоте за зрителем» злоупотребляет показом необычных, сенсационных новостей. Конечно, уже одним этим оно искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а, значит, и рекламодателя, – обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания спрятаны слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес. Один западный телепродюсер сказал об этом откровенно: рынок заставляет меня искать и показывать мерзкие сенсации; какой мне смысл показывать священника, который учит людей добру, – это банально; а вот если где-то священник изнасиловал малолетнюю девочку, а еще лучше мальчика, а еще лучше старушку, «то это вызовет интерес, и я ищу такие сенсации по всему свету». А свет велик, и такого материала для ТВ хватает.

Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепредпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой.

Что же мы знаем об уничтожении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно показывает нам то, что люди видеть не должны, что глубинными, неосознанными запретами наблюдать непозволительно. Когда человеку это демонстрируют (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, и все низменное, что есть в его душе, поднимается.

Как мы уже отмечали, душа современного человека находится в крайне поврежденном состоянии. И князь мира сего управляет нами именно через низменные страсти, через стремление к услаждению грехом. Если подобные страстные вещи зритель видит в СМИ как нечто хорошее и полезное, то и у него развиваются аналогичные начала. В его душе за счет раскачки и резонирования от увиденного и услышанного возбуждаются и усиливаются природные греховные страсти. Сильное желание услаждения греховным образом или действием властно охватывают душу, целиком подчиняя человека себе. И это происходит даже у подвизающихся христиан!

Итак, какой же вывод можно сделать из сказанного? Автор книги отец Алексий Мороз справедливо считает, что задача современных СМИ и рекламы – не только и не столько продать свой товар (в широком понимании этого слова). Сегодняшние ТВ-дельцы прямо заинтересованы в уничтожении культурного ядра человеческой личности, в формировании его суррогата и навязывании подделок, имитирующих реальность. Заповеди Христовы непримиримы с такими целями, и потому работа СМИ направлена на уничтожение образа Божиего в человеке и трансформацию его сознания на антихристианский лад.

В следующей части публикации речь пойдет о негативном влиянии телевидения на детей.

 
Источник: Газета Православный Крест
№6 (126) от 15 марта 2015 г.


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100