25.09.2010
Поделиться новостью в соц сетях:ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУСТИМОЕ ОСУЖДЕНИЕ
Продолжение. Начало см. здесь.
Гнев дан нам для добра, но диавол обращает его во зло. Гневайтеся, и не согрешайте (Еф. 4, 26; ср. Пс. 4, 5), – учит св. апостол Павел. Отсюда следует, что мы должны гневаться, где нужно, чтобы исполнять свой христианский долг, и не возмущаться, где не требуется. Короче говоря, мы не должны использовать свои способности для возмущения, для споров. Но и не должны покрывать ереси со снисхождением, через что нарушим наш долг – хранить таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9).
Вопреки этой очевидности вещей, зараза модернистских веяний ширится с неудержимой быстротой эпидемии. Множество умов сегодня так растеряны, что попали в диавольский обман – считают верность святому Православию мракобесием и узостью, а молитвенное и сакраментальное общение с еретиками, как и явную или прикрытую неверность догматам и канонам, – широтой и открытостью к миру.
Враг спасения лихорадочно работает над сознанием людей и помрачает умы. Под его влиянием доходят уже до того, что осуждение ближних при нравственных винах считают доблестью и ревностью к добру, а некритичность к еретическим учениям и поступкам инославных – высоким человеколюбием, стремясь подорвать православную Истину.
Забывают и увещания апостолов беречься от еретиков (ср. Рим. 16, 17; Тит 3, 10; 1 Тим. 4, 1; 2 Петр. 2, 1). Вместо охранения сегодня проповедуется сближение с ними. Оставляются без внимания и слова св. апостола Павла: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Вместо этого сегодня слышится новая проповедь: «Почему не общаемся молитвенно с инославными и с иноверцами? Разве только мы православные, только мы правы?» И так говорят не только несведущие в Православии люди, но уже и некоторые от тех, которые поставлены быть учителями веры.
А при этом все настолько ясно и просто! Защита святого Православия от ересей вовсе не относится к нашей человеческой правоте, но к Божественной правде и истине. Бог, Который есть сама Истина (ср. Иер. 10, 10), открыл нам через Божественное Писание спасительные истины веры. Они взяты не из человеческих умов, но из Божественного откровения Старого и Нового Завета. Переданные через богоизбранных мужей, эти истины подготавливали в старозаветную эпоху спасение всего погрязшего в языческих заблуждениях человечества.
В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, дораскрыл нам в полноте истины о Боге – Едином по существу и Троичном по лицам, о промысле Божием над всем человеческим родом, об искуплении, совершенном Сыном Божиим, об оправдании, достигаемом через веру и добрые дела, о священстве, образовавшемся по апостольскому преемству, о Таинствах, преподающих благодать, о Церкви, основанной на истинной вере в Иисуса Христа (ср. Мф. 16, 16–18) и поставленной быть пристанищем спасения среди океана заблуждений, Ноевым ковчегом до скончания мира и т.д.
Через эту веру в боготкровенные истины человек спасется, если только действует сообразно с ними. Через отречение от этой веры человек погибает (ср.: Мк. 16, 16). Поэтому отступление от Православия – роковое несчастье, а стояние в Истине, вопреки соблазнам времени, – основа надежды, что Бог помилует нас.
Св. Марк Ефесский, великий поборник Православия, боровшийся против римокатолицизма († 1444 г.), так пишет о нашей святой Православной вере: «С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения» (Из письма свт. Марка Ефесского к игумену Ватопедского монастыря на Афоне).
Тот, кто верует в боготкровенные истины, воздает честь Богу. А тот, кто им противится. представляет Бога лжецом (ср. 1 Ин. 5, 10). А это кощунство! Это хула на Святого духа, которая не может проститься ни в этом, ни в будущем веке (ср. Мф. 12, 32).
Бог истинен. А диавол лжет, когда клевещет на Бога. Бог наш незаменимый Благодетель, наш Промыслитель, наш искупитель. А диавол, этот противник Бога, наш искуситель, наш враг, наш губитель. Как лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), он не стоит в истине, но противится ей. В строзаветную эпоху он измыслил идолопоклонство и проявлялся через идолов, в которых скрывались бесы (ср. Пс. 95, 5). А в новозаветную благодатную эпоху вместо Церкви, этого единственного в своем роде богочеловеческого института, диавол создал еретические сообщества, которые, по его наущению, отрицают истинную основанную Христом Церковь и утверждают, что они сами Христовы церкви. Но еще св. Киприан Карфагенский (III в.) предупреждал: «Диавол лжет, чтобы прельстить, <…> он обещает мир, чтобы нельзя было получить мира, – предлагает спасение, чтобы согрешившему заградить путь к спасению, – обещает Церковь, а действует так, чтобы поверивший словам его вовсе погиб для Церкви (Свт. Киприан Карфагенский. Письмо 40 к народу, гл 4).
Как результат от усилий врага – сегодня называют «церквами» те еретические общества, которые не имею никакого признака Церкви. Такие, например, как унитариане, либеральные христиане, квакеры и всевозможные другие западноевропейские и американские религиозные общности, которые не верят во Христа как в Бога, но вопреки этому утверждают, что они «церкви», и находятся под покровительством Всемирного совета «церквей», в котором членствуют. В этом Всемирном совете «церквей» приглашаются участвовать и Православные Поместные Церкви, чтобы согрешать через молитвенное общение с инославными и иноверцами. От этого общения не только не происходит никакой выгоды для православной веры, но, напротив, через него следуют по пути отступления от Истины, предсказанному св. апостолом Павлом как зловещий признак приближающихся времен антихриста (ср. 2 Сол. 2, 3).
В прошлом диавол разделял христиан, чтобы разделять и властвовать. Точно так же сегодня он их объединяет, стараясь в болоте заблуждений потопить и истинную Церковь – Православную. Он погубил в первые века истории церкви множество душ через изобретенные им ереси. А сегодня губит и еще будет губить до конца мировой истории еще больше душ через объединение всех в одну всееретическую «церковь».
Но истинная Церковь Христова пребудет до скончания мира, согласно непреложному обещанию Спасителя (ср. Мф. 16, 18), и будет стоять на своем месте, хотя и только в лице малого остатка верных до смерти (ср. Откр. 2, 10) православных христиан. Церковь плыла и по-прежнему продолжает плыть над потопом заблуждений и лжеучений, как истинные Ноев ковчег, устремленный к Небесному Арарату (ср. Быт. 8, 4).
Архимандрит
Серафим (Алексиев)
Перевод
Анны Самсоновой
Продолжение следует
Гнев дан нам для добра, но диавол обращает его во зло. Гневайтеся, и не согрешайте (Еф. 4, 26; ср. Пс. 4, 5), – учит св. апостол Павел. Отсюда следует, что мы должны гневаться, где нужно, чтобы исполнять свой христианский долг, и не возмущаться, где не требуется. Короче говоря, мы не должны использовать свои способности для возмущения, для споров. Но и не должны покрывать ереси со снисхождением, через что нарушим наш долг – хранить таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9).
Вопреки этой очевидности вещей, зараза модернистских веяний ширится с неудержимой быстротой эпидемии. Множество умов сегодня так растеряны, что попали в диавольский обман – считают верность святому Православию мракобесием и узостью, а молитвенное и сакраментальное общение с еретиками, как и явную или прикрытую неверность догматам и канонам, – широтой и открытостью к миру.
Враг спасения лихорадочно работает над сознанием людей и помрачает умы. Под его влиянием доходят уже до того, что осуждение ближних при нравственных винах считают доблестью и ревностью к добру, а некритичность к еретическим учениям и поступкам инославных – высоким человеколюбием, стремясь подорвать православную Истину.
Забывают и увещания апостолов беречься от еретиков (ср. Рим. 16, 17; Тит 3, 10; 1 Тим. 4, 1; 2 Петр. 2, 1). Вместо охранения сегодня проповедуется сближение с ними. Оставляются без внимания и слова св. апостола Павла: если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1, 8). Вместо этого сегодня слышится новая проповедь: «Почему не общаемся молитвенно с инославными и с иноверцами? Разве только мы православные, только мы правы?» И так говорят не только несведущие в Православии люди, но уже и некоторые от тех, которые поставлены быть учителями веры.
А при этом все настолько ясно и просто! Защита святого Православия от ересей вовсе не относится к нашей человеческой правоте, но к Божественной правде и истине. Бог, Который есть сама Истина (ср. Иер. 10, 10), открыл нам через Божественное Писание спасительные истины веры. Они взяты не из человеческих умов, но из Божественного откровения Старого и Нового Завета. Переданные через богоизбранных мужей, эти истины подготавливали в старозаветную эпоху спасение всего погрязшего в языческих заблуждениях человечества.
В Новом Завете Сам Господь Иисус Христос, Сын Божий, дораскрыл нам в полноте истины о Боге – Едином по существу и Троичном по лицам, о промысле Божием над всем человеческим родом, об искуплении, совершенном Сыном Божиим, об оправдании, достигаемом через веру и добрые дела, о священстве, образовавшемся по апостольскому преемству, о Таинствах, преподающих благодать, о Церкви, основанной на истинной вере в Иисуса Христа (ср. Мф. 16, 16–18) и поставленной быть пристанищем спасения среди океана заблуждений, Ноевым ковчегом до скончания мира и т.д.
Через эту веру в боготкровенные истины человек спасется, если только действует сообразно с ними. Через отречение от этой веры человек погибает (ср.: Мк. 16, 16). Поэтому отступление от Православия – роковое несчастье, а стояние в Истине, вопреки соблазнам времени, – основа надежды, что Бог помилует нас.
Св. Марк Ефесский, великий поборник Православия, боровшийся против римокатолицизма († 1444 г.), так пишет о нашей святой Православной вере: «С нею мы надеемся Богу предстать и восприять отпущение согрешений; а без нее не знаю, какая праведность освободит нас от вечного мучения» (Из письма свт. Марка Ефесского к игумену Ватопедского монастыря на Афоне).
Тот, кто верует в боготкровенные истины, воздает честь Богу. А тот, кто им противится. представляет Бога лжецом (ср. 1 Ин. 5, 10). А это кощунство! Это хула на Святого духа, которая не может проститься ни в этом, ни в будущем веке (ср. Мф. 12, 32).
Бог истинен. А диавол лжет, когда клевещет на Бога. Бог наш незаменимый Благодетель, наш Промыслитель, наш искупитель. А диавол, этот противник Бога, наш искуситель, наш враг, наш губитель. Как лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), он не стоит в истине, но противится ей. В строзаветную эпоху он измыслил идолопоклонство и проявлялся через идолов, в которых скрывались бесы (ср. Пс. 95, 5). А в новозаветную благодатную эпоху вместо Церкви, этого единственного в своем роде богочеловеческого института, диавол создал еретические сообщества, которые, по его наущению, отрицают истинную основанную Христом Церковь и утверждают, что они сами Христовы церкви. Но еще св. Киприан Карфагенский (III в.) предупреждал: «Диавол лжет, чтобы прельстить, <…> он обещает мир, чтобы нельзя было получить мира, – предлагает спасение, чтобы согрешившему заградить путь к спасению, – обещает Церковь, а действует так, чтобы поверивший словам его вовсе погиб для Церкви (Свт. Киприан Карфагенский. Письмо 40 к народу, гл 4).
Как результат от усилий врага – сегодня называют «церквами» те еретические общества, которые не имею никакого признака Церкви. Такие, например, как унитариане, либеральные христиане, квакеры и всевозможные другие западноевропейские и американские религиозные общности, которые не верят во Христа как в Бога, но вопреки этому утверждают, что они «церкви», и находятся под покровительством Всемирного совета «церквей», в котором членствуют. В этом Всемирном совете «церквей» приглашаются участвовать и Православные Поместные Церкви, чтобы согрешать через молитвенное общение с инославными и иноверцами. От этого общения не только не происходит никакой выгоды для православной веры, но, напротив, через него следуют по пути отступления от Истины, предсказанному св. апостолом Павлом как зловещий признак приближающихся времен антихриста (ср. 2 Сол. 2, 3).
В прошлом диавол разделял христиан, чтобы разделять и властвовать. Точно так же сегодня он их объединяет, стараясь в болоте заблуждений потопить и истинную Церковь – Православную. Он погубил в первые века истории церкви множество душ через изобретенные им ереси. А сегодня губит и еще будет губить до конца мировой истории еще больше душ через объединение всех в одну всееретическую «церковь».
Но истинная Церковь Христова пребудет до скончания мира, согласно непреложному обещанию Спасителя (ср. Мф. 16, 18), и будет стоять на своем месте, хотя и только в лице малого остатка верных до смерти (ср. Откр. 2, 10) православных христиан. Церковь плыла и по-прежнему продолжает плыть над потопом заблуждений и лжеучений, как истинные Ноев ковчег, устремленный к Небесному Арарату (ср. Быт. 8, 4).
Архимандрит
Серафим (Алексиев)
Перевод
Анны Самсоновой
Продолжение следует
...<-назад в раздел