Понедельник, 23 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Прп. Паисий о смерти
Те, кто боятся смерти и любят суетную жизнь, страшатся даже микробов, они постоянно побеждаемы страхом, который держит их в духовном застое. Люди же дерзновенные нигода не боятся смерти и поэтому подвизаются с любочестием и самоотверженностью.
Прп. Паисий Святогорец о смерти

прп.Иустин о псевдохрист
Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь... И здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион.
Прп. Иустин (Попович) о лжехристианах

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

В кулуарах

Мой Государь! утихла злоба, а я рыдаю, как мытарь...: Проникновенные Царские стихи наших авторов
Мой Государь! Утихла злоба, / А я рыдаю, как мытарь:
Я не сумел прожить до гроба / Как верный раб, мой Государь…
В судьбе России черным годом / Навек отметил календарь
Когда Ты предан был народом, / Последний Русский Государь!..

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Пепел Царя стучит в мое сердце»: Прот. Алексий Успенский о необходимости возвращения к идеалу «Русской симфонии» 17.02.2018
«Пепел Царя стучит в мое сердце»: Прот. Алексий Успенский о необходимости возвращения к идеалу «Русской симфонии»

В год столетия Царской Голгофы мы продолжаем размышлять о духовных причинах и уроках трагических событий нашей истории в ХХ веке и путях возрождения современной России. Предлагаем вниманию читателей беседу с известным петербургским «царским» батюшкой, клириком храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала протоиереем Алексием Успенским. 


– Отец Алексий, как Вы пришли к почитанию Государя Мученика?
 
  
– Совершенно непосредственно, так сказать. В год «второго Крещения Руси», как называли 1988 год, я, запечатленный этим Таинством, не переставал удивляться тому, как мощное пробуждение духовной природы вокруг и внутри меня само по себе открывает тайны веры в новорожденной душе прозревшего неофита – без его воли, без нарочитых наставлений, вне стен воскресной школы или катехизаторских курсов, которых тогда и в помине не было. Конечно, были люди, были книги, святые места, но более всего было ощущение Правды, которое поселилось в душе и уже не позволяло смотреть на мир прежними глазами. 

Одно из первых глубоких впечатлений – осознание того, в каком масштабе меня всю жизнь, начиная с детского сада, обманывали. Каким безсовестным образом лишали безценных сокровищ наследия предков и какое лживое навозное пойло предлагали взамен. 

Помню, четвертый класс, учительница рассказывает, как расстреляли Царя и всю Его Семью. Кто-то из учеников спрашивает: «И детей?» Ответ: «Да, и детей – так было нужно» (!). В классе повисает звенящая тишина. Никакие вопросы более невозможны, смущенная учительница с усилием переводит разговор на другую тему… Чистая детская душа не могла не почувствовать здесь подвоха. Подвох ощущался и в последующие годы. Достаточно сказать, что к седьмому классу я стал убежденным «антисоветчиком». 

Но полнота картины глобального обмана начала раскрываться передо мной после принятия Святого Крещения. Вместе с первыми иконами у меня откуда-то появился фотографический портрет молодого Государя в гусарском, кажется, мундире. Я оформил портрет в раму и прикрепил на стену. Бабушка говорила: «Сними, а то посадят!» А я просто знал, что нет, уже не посадят. 

Чем дольше я вглядывался в портрет, тем яснее мне становилось: все, что говорили и продолжают говорить об этом человеке – все ложь! Это я тоже уже просто знал. Дальнейшее погружение в Царскую тему только укрепляло в этом убеждении. Изучение мною данного предмета было продиктовано не только жгучим интересом; вскоре я понял, что глубоко люблю Царскую Семью. И, как бывает с любовью, это чувство возрастало во мне помимо моей воли. 

Первое, что потрясло и «убило» – материалы следствия Николая Соколова. Открытое им есть правда, и здесь тоже нет никаких сомнений. С тех пор я, в некотором смысле, потерял покой. Позволю себе передать здесь это состояние души несколько измененной цитатой бельгийского классика: «Пепел Царя стучит в мое сердце!» 
  

– Батюшка, мы с Вами познакомились на «царской» конференции, где Вы выступили с докладом «Отречение было и есть», раскрыв факт предательства Царя представителями высших слоев общества и Церкви. Как Вы считаете, что произошло век назад? В чем мы ошиблись тогда и чего до сих пор не можем понять? 
  
– Вчера (23 января, – примеч. ред.) праздновалась память святителя Феофана Затворника. Он говорил, что евангельские слова Христа: Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись (Лк. 10, 13), – обращены к нам. Ведь Россия уж никак не обделена благодатными явлениями, мощами, чудотворениями от икон, иными многочисленными святынями. И сама ее судьба, ее пространство, количество народов, которые были покорены или сами присоединились, – все это дары от Господа. Т. е. силы в России были явлены, наверное, не меньшие, чем в Вифсаиде. Но почему Господь сказал, что Содому и Гоморре будет отраднее на Суде, чем этим городам? Потому что их реакция на явление Божией благодати была, мягко говоря, непропорциональна. То же самое следует отметить и в отношении нашего любезного Отечества. И не только 100 лет назад, к сожалению, но и сегодня. 

Вспомним те события, которые предшествовали прославлению Царя Мученика: дивные чудеса происходили во время покаянных Крестных ходов от мироточивой Царской иконы и от многих других икон Царской Семьи. Силы действительно были явлены немалые. Но какова реакция в высших церковных кругах? А реакция – не просто не заметить, но – именно замолчать случившееся, запретить, а то и оболгать: «Да это не икона, а портрет», «А у них там пузырьки с миром», «И вообще все эти мироточения уже надоели, это все очень сомнительно…» 

И о чем это свидетельствует? О том, что в точности повторяется ситуация столетней давности. Когда архиереи после февральской революции радовались: «Вот, у нас теперь есть Патриарх, наконец-то». Действительно, что плохого-то? Но нужно помнить: герб Российский – две главы. Очень хорошо, когда они есть; замечательно, когда есть симфония между ними. История знает такие периоды – небольшие, когда симфония на самом деле имела место: в Византии, на Руси – нечасто, недолго, но такое бывало. Но важно сознавать, что это – образец, это идеал, к которому мы обязаны стремиться. Ведь мы и христианами бываем порой только по имени, однако идеал-то у нас есть, он запечатлен. Так и в отношении государства идеал – симфония властей; он должен сохраняться непреложным, его нужно утвердить у себя в голове, в сердце. 

А получилось так, что этот идеал был отвергнут – молча, тихо, на волне феерической радости от мнимой свободы. Тот же святитель Феофан перед революцией сокрушался, что адский угар настолько вскружил многим головы, что люди не помнят себя. Вот этот адский угар охватил всех, вплоть до архиереев, и они перестали понимать, что происходит. А суть происходящего была в том, что едва стала обретаться у двуглавого орла вторая глава, как тут же была отрублена первая. Идеал был отвергнут – и не врагами, не революционерами, а в первую очередь высшей церковной властью. Был отвергнут идеал православной Монархии, «Третьего Рима» – не просто России, а именно – Царя Помазанника как Удерживающего вселенского значения. 
  

– А почему так получилось, что в начале ХХ века иерархи отказались от идеала симфонии властей и он не возвращен в нашей Церкви до сих пор? 

– Нельзя сказать, что идеал отвергнут сегодня официально. Во всяком случае, современная «Концепция» РПЦ этого не утверждает. 

Вообще, вопрос о симфонии простирается на период длительностью гораздо более 100 лет. К примеру: без малого трехсотлетнее царствование династии Романовых. Уже при втором Романове – Алексие Михайловиче – идеал симфонии заметно пошатнулся. Далее – петровская церковная реформа, в результате которой Русская Церковь осиротела на 200 лет; симфония стала звучать ущербно, а иной раз даже и фальшиво. При этом следует отметить, что несмотря на печальные перемены жизнь Духа никогда в Церкви не прекращалась. Были моменты, когда соработничество Церкви и христианских Императоров выливалось прямо в симфонические формы. Эти взлеты, эти подъемы народного духа мы никак не должны забывать. 

Однако события 1917 года ясно показали, что большинство наших церковных иерархов того времени отношения царской и церковной властей иначе как диктат первой над последней не воспринимали. Такому убеждению весьма способствовало настоящее революционное беснование, охватившее общество, в первую очередь, обеих столиц. 

2018-02-17_004415.jpgОстрие мирового зла было уперто в грудь Государя Императора, назначенного этим злом главным виновником тягот войны и народных бедствий. Россия и Церковь отвернулись от своего Царя, преступно поверив лжи и мифам о том, что именно Царь является препятствием на пути к свободе и счастью. Замковый камень, один державший мощный свод Русской твердыни, был отвергнут строителями (см.: Мф. 21, 42), и все здание рухнуло… 

Во время оно иудейский народ криком «распни!» – предал на казнь своего Мессию. До сей поры народ этот не готов осознать содеянное. В подобном положении находится сегодня и народ Русский в отношении своего убиенного Самодержца. Оба эти преступления отмечены участием архиереев. В одном случае имело место прямое наущение, в другом – равнодушное попустительство. Лучше одному человеку умереть за народ (Ин. 18, 14), – так рассудили архиереи. И когда невинный человек жертвенно умирал, то становился тем самым «камнем преткновения» на путях человеческой логики. Многие об него разбили голову, а многих и он раздавил, в том числе и архиереев (см.: Мф. 21, 44). 

Широко празднуя восстановление Патриаршества, мы как-то забываем, что это стало возможным в результате незаконного свержения Богоустановленной власти. Патриарх Тихон был избран Поместным Собором, созванным при живом еще, невинно осужденном Государе. Последний, как известно, не был противником восстановления Патриаршества. Он лишь опасался, что время еще не пришло. Насколько он оказался прав, мы сами можем сегодня видеть. Едва глотнув «свободы», Русская Церковь была потрясена ранее наметившимся обновленческим расколом. И не большевики были его виновниками. Они только попытались использовать эту ситуацию уже по факту, для разрушения Церкви еще и изнутри. 

Восстановленное Патриаршество продержалось недолго. Патриархом Тихоном оно началось, на нем же через восемь лет и оборвалось. Те, кто убил Императора, предали смерти и его. Прошло еще немало тяжелейших лет, прежде чем оставшиеся в живых архиереи получили возможность вновь избирать Первосвятителя. И возможность эта, заметьте, была дарована обезкровленной Церкви кровавыми руками нового «самодержца всероссийского» (речь идет о восстановлении Патриаршества в 1943 г. И. В. Сталиным. – Примеч. ред.), на условиях, которые и в страшном сне не могли присниться тем, кто грезил новой церковной «свободой» в 1917 году. Самодержавие выгнали в дверь, а оно, как говорится, пришло через окно! А симфония, искаженная до неузнаваемости, зазвучала вновь! Так что праздновать приходится, извините, с оговорочкой. 
  

– Отец Алексий, как Вы считаете, почему сегодня не все это понимают? 

– Святые Отцы говорят, что самая главная задача и обязанность христианина – не в благовестии, не в проповедях, не в словах, а в очищении себя от страстей. И когда человек себя очищает от них, с Божией помощью и в Таинствах Церкви, у него проясняются внутренние очи, он начинает видеть вещи как они есть. А когда этого не происходит, то дурман, угар, о котором мы сказали, затмевает очи – разумные и сердечные, духовные и душевные. И тогда уже человек не в состоянии видеть идеал, стремиться к нему и правильно его понимать. Это проблема существовала во все времена. Почему омрачено сознание, дух? – От страстей. Если не очищать себя от них, то мы так и останемся омраченными, и все потом будет складываться соответственно – судьба человека и государства, народа. 
  
– Т. е. нужно каяться? 
  
– Да. Но прежде чем покаяться, необходимо понять, что хорошо, а что плохо. Когда человек не понимает, что плохого сделал, на Исповеди говорит: «Ну, каюсь, может, что-то и было…», – то результата, исправления не будет. А в таком состоянии у нас находится сейчас не только народ, но и церковная иерархия. «Ну, убили Царя, а мы-то тут при чем?» И народ якобы принес плод своего покаяния – Великая Отечественная война была, репрессии, столько жертв мы отдали за свои ошибки, за безбожие – и вот, казалось бы, все, эту страницу можно перевернуть. Но если в таком состоянии ее сейчас перевернуть, то она прилипнет, потому что предыдущее все пропитано кровью, которая вопиет к небу от земли до сих пор. И следующие страницы, если переворачивать, все равно будут ею пропитываться. 

А кровь продолжает вопиять. Потому что если бы действительно Господь все простил народу Русскому, мы бы смогли жить, дыша полной грудью. Не было бы Донбасса, этого чудовищного разделения, продолжающегося братоубийства. Наша богатая страна не находилась бы на уровне не то что третьего мира, а уже африканских стран, в состоянии абсолютного порабощения. Нигде нет такого изобилия ресурсов, а народ прозябает. Об этом говорят все, кому не лень. Факт налицо. Народ, который может быть независимым, самостоятельным, такую жизнь вести не должен. Значит, что-то нами все еще не осознано, не раскаяно. 

Сегодня в церковной полноте мы не видим правильного отношения к тому, что произошло век назад и происходит сейчас. Не потому, что надо кричать об убийцах и их ритуальном злодеянии. Сатанисты делают свое дело. А вот что мы-то должны делать, что нами было сделано сто лет назад – мы это осознаем? Вот в чем вопрос. Почему Государь оказался в руках сатанистов? Глубоко убежден – потому, что, в первую очередь, представители Церкви его сдали, причем на духовном уровне, отступив от идеала симфонии властей. 


– Как же к нему вернуться? 

 – Россия – страна, которая не терпит ни многомятежного человеческого хотения, ни, тем более, безначалия. В такой стране настоящая симфония властей достигается гармонией триединства, запечатленного зримым образом в гербе государства Российского. О каком триединстве идет речь? Скажем так: две головы – Царь и Патриарх – согласны в том, что получили власть из Одного Источника. Они управляют каждый своей областью, руководствуясь истинами общей для всех веры. 

Этот идеал недостижим в настоящее время по причине недостаточной воцерковленности народа и забвения основ христианской государственности. Вот пробелы, которые необходимо восполнить, чтобы герб нашей Отчизны перестал быть просто красивой картинкой! 

Таким образом, вечный Русский вопрос «что делать?» – имеет некий ответ; другой неизбежный вопрос: «как?» Ответ один: с помощью Божией. А вот как стать теми, кто эту помощь сможет вымолить и принять, – эта тема уже выходит за рамки настоящего повествования. 

2018-02-18_140625.jpg

Беседовала Анастасия Державина

Источник: Газета «Православный Крест»*, № 4 (196) (от 15 февраля 2018 г.) 
http://www.pkrest.ru/

_________________ 
На фото №2:  памятник Царской Чете у храма Воскресения Христова, где служит о. Алексий.


* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческая газета, существующая на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия «Православного Креста», выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
   Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998


См. по теме: 





Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Правда о первом Русском Царе: Беседа с историком-монархистом Д.И. Стоговым

Дмитрий Игоревич тогда рассказал, что с 2008 года он ведет на радиостанции «Православное радио Санкт-Петербурга» передачи о Русской истории и Русских Царях, причем, как оказалось, эта уникальная серия включает уже более 200 записей! Прослушав некоторые из них, мы решили побеседовать с историком о первом...


Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Самое тягчайшее преступление всемирной истории: Мистический смысл убийства Царской Семьи

Убийство Царя Николая II и его Семьи – самое тягчайшее преступление во всемирной христианской истории. Силы, которые замыслили и осуществили его, покушались не просто на личную жизнь Русского Царя, его Супруги и Детей, а на мировой порядок, заповеданный человечеству Иисусом Христом…


В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100