Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Прп.Паисий о "неведении"+

Наступают тяжелые времена, нас ждут большие испытания. Христиане перенесут великое гонение. Между тем, очевидно, что люди даже не понимают того, что мы уже переживаем знамения последних времен, что печать антихриста становится реальностью. Словно ничего не происходит. Поэтому Священное Писание говорит, что прельстятся и избранные.

Прп. Паисий Святогорец

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Е. Чернышев: Почему любая идеология поражена бациллой «прав человека» и что этому противопоставить 01.10.2015
Е. Чернышев: Почему любая идеология поражена бациллой «прав человека» и что этому противопоставить
Большинство граждан России и Русского Мира признают, что нам необходима государственная идеология, держащая общество в собранном состоянии и противостоящая разложению. Не спорю с этим и я. Но вместе с этим попытаюсь изложить, почему любая идеология неизбежно поражена бациллой «прав человека», а значит, содержит в себе вектор к разложению, эрозии и атомизации общества.

Что такое идеология? В переводе с греческого - это, вообще говоря, учение об идеях, на практике представляющее собой общественно-политическое учение, т.е. то, как должно быть устроено общество. Интересно, что термин «идеология» появился в самом конце XVIII века (ввел его Антуан Дестют де Траси). Интересно и вовсе не случайно. Дело в том, что идеология - это не просто мировоззрение. Нет. Это учение, созданное людьми в (или для) конкретной политической реальности. Причем важно, что понятие идеологии возникает тогда, когда возникает неведомое в традиционном обществе явление - МАССЫ.

Массы - это не просто человеческое общество. Это такое общество, в основе которого - отдельный индивид. Массы возникли в Европе в то время, когда большая часть населения переместилась в города и утратила связь с традиционным вековым укладом. Произошло это прежде всего по ЭКОНОМИЧЕСКИМ причинам, а значит, утерянной оказалась духовная основа. Вот для этих-то масс, утративших представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, и стала требоваться идеология. То есть можно сказать, что идеология - это созданное кем-то учение для потребления его массами, которым некогда или неохота над этим думать.

Это, конечно, не означает того, что в массах совершенно никто не думает над духовной основой жизни. Но в массах связи между людьми ослаблены настолько, что они уже не выступают как единое целое, а выступают как множество маленьких социальных атомов. Кстати, концепция идеального газа возникла в Европе примерно в то же время. Напомню, что в таком газе его молекулы представляют собой абсолютно упругие частицы, между которыми нет притяжения или отталкивания, а их взаимодействия подчиняются статистическим законам. То есть гражданское общество в физике. Ведь что такое гражданское общество? Это те же массы, только оформленные в государство-корпорацию. Но любые массы требуют ответа на самые фундаментальные вопросы, которые давало традиционное мировоззрение. Когда оно испаряется, когда индивиды его забывают и отказываются от своих корней, они начинают духовно питаться суррогатом - идеологией.

Таким образом, идеология - это характеристика масс, которые состоят из индивидов. Естественно, что любая идеология «заточена» под индивида, льстя ему. Но здесь возникает противоречие. Будучи «заточенной» под индивида, она одновременно направлена и на общество, ведь сама идеология относится к обществу. Поэтому она озабочена тем, как всех индивидов собрать вместе. В этом - ее травматизм, «первородный грех». Идеология собирает тех, кто разорван между собою; она пытается склеить осколки разбитой чашки. Это, конечно, можно сделать, но вряд ли такая чашка долго прослужит.

Самое главное - идеология не устраняет индивида, и это фундаментально. Напротив, она утверждает индивида и провозглашает его высшей ценностью со всеми его неподъемными правами.

Происхождение термина обусловливает его содержание. Идеология возникла для индивида и потому будет служить индивиду. Разумеется, есть идеологии коммунизма и нацизма, которые в отличие от либерализма провозглашают субъектом истории не индивида, а их совокупности - класс или нацию в расовом понимании. Но и они не подвергают сомнению индивида как основу общества. Просто организуют их по-другому. В этом смысле они, безусловно, проигрывают либерализму, который реализует потенциал модерна наиболее полно. (При этом из трех вариантов я выбрал бы все же коммунизм.)

Сам модерн есть отрицание традиционного общества, а его отрицание наиболее последовательно проводит либерализм, которые если уж отрицает, так отрицает до конца - без последующей «сборки» индивидов в какую-то общность. В этом смысле коммунизм и фашизм больны ностальгией по традиционном обществу, которое они хотят воплотить на базе масс. Но, как мы видим, исторически это не удалось. Общество модерна неизменно «соскальзывает» к индивидуализму. Таков был путь СССР, таков же путь нынешнего Китая, в котором степень индивидуализма и вестернизации молодежи уже представляет собой опасность для государства.

Болезнь индивидуализма маскируется под «права человека», т.е. болезнь выдает себя за здоровое состояние и даже достижение. А весь мир должен это принимать на том основании, что у всех людей якобы одни и те же права. Но что такое человек вообще? Есть русские, китайцы, англичане, но никто еще не видел «человека вообще». А вот идеология «прав человека» преследует цель создать «человека вообще», т.е. стереть границы между людьми и полностью обезличить их, а следовательно, лишить человеческого облика, превратить в тело, машину потребления. Под видом «прав человека» подается созданная на Западе идеология расчеловечивания - доведенный до логического конца индивидуализм, когда вообще никому ни до кого нет никакого дела. Поэтому идеология «прав человека» - это, можно сказать, самая последовательная из всех идеологий, причем весьма соблазнительная. Потому она так прельщает слабые умы и нестойкие души.

Можно ли с нею бороться? Известно, что самое эффективное лечение - это профилактика. Гораздо легче не доводить до болезни, чем потом лечить ее. Применительно к идеологии это означает, что не нужно доводить до идеологии. Что я имею в виду? Когда кто-то что-то придумал, тут же возникают претензии: он считает так, а я считаю иначе, - и в итоге все снова скатывается к индивидуальным предпочтениям.

Разумеется, в нашем нынешнем состоянии на каком-то этапе возникнет потребность в оформлении идеологии, которую будет разделять большинство людей. Мы и сейчас ее чувствуем, но никак не можем выразить словами. Но этот шаг должен стать лишь промежуточным на пути к подлинно традиционному обществу. При этом я сразу отвечу на возражения о том, что «прошлое невозможно вернуть». Речь идет не о прошлом, а о том, чтобы сделать традиционное общество нашим настоящим и будущим. Но для этого нужно будет преодолеть проблему, вынесенную в заголовок статьи.

Возвращаясь к самому началу ее и на том заканчивая, подчеркну, что традиционное общество отличается от общества модерна тем, что в последнем идеи мыслятся как некие отвлеченные абстракции, в то время как в традиционном именно идеи обладают подлинным бытием, являясь мыслями Cамого Бога, Который «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем» (св. Иоанн Дамаскин). Следовательно, актор истории не индивид, а идеи, творящие через общество и восходящие к Богу. Нам лишь нужно не отворачиваться от Бога, а повернуться к Нему. И тогда никакие обезличенные «общечеловеки» нам не нужны и не страшны.

А потому не нужно нас пугать лаптями, косовороткой или пресловутой «русской отсталостью», которой бредят западники. Традиционное общество возможно и в век цифровой техники. Только это общество, в котором техника не объект поклонения и инструмент атомизации, а просто техника. А идеи, во имя которых живет общество, не чья-то выдумка, а самая настоящая реальность, соединяющая нас с Творцом. И потому такое общество не убить, как нельзя убить Его идеи. Вот задача, которую нам предстоит решить.

Евгений Чернышёв, Донецк

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100