Суббота, 20 Октября 2018 г.
Духовная мудрость

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

прп.Иустин о псевдохрист
Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь... И здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион.
Прп. Иустин (Попович) о лжехристианах

Свт. Марк Эфесский об абсолютизации Истины
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский

Оптинский старец Амвросий о соборности
Ни одно важное дело нельзя совершать вместе с неверующим человеком. Через него будет действовать темная сила и все доброе дело разрушит.
Оптинский старец Амвросий о соборности

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
15.03.2018
Богородица при Кресте на Русской Голгофе: Беседа с настоятелем храма «Державной» иконы прот. Николаем Булгаковым

В предыдущие годы в номерах «ПК» от 15 марта мы обычно публиковали материалы на тему произошедшего в этот день в 1917 году драматического отрешения от престола Императора Николая II и последовавших затем в нашей стране безбожных безпорядков и беззаконий. Сегодня мы решили осветить эту дату в ином ключе – в контексте явления «Державной» иконы Пресвятой Богородицы, взявшей под Свой Покров и в Свое подданство всех, кто в тот момент остался верен Ее Божественному Сыну и святой Православной вере.

2018-03-15_000922.jpg

Об этом мы побеседовали с настоятелем храма «Державной» иконы Божией Матери в подмосковном поселке Кратово, членом Союза писателей России, протоиереем Николаем Булгаковым.


– Батюшка, Вы родились и большую часть жизни прожили в советском государстве, властители которого при помощи сильнейшей антимонархической пропаганды формировали в обществе республиканское правосознание. Однако сегодня Вы настоятель храма в честь «Державной» иконы Божией Матери – Царской иконы, и убежденный монархист, почитатель святых Царственных Мучеников. Как это стало возможным и как произошло?
 
– В человеческой истории, в каждой человеческой жизни действует Промысл Божий. Действительно, у людей моего поколения, рожденных после войны, и в мыслях не было воцерковляться, почитать Царя Николая II святым, быть монархистами. В юности эти идеи нам были совершенно чужды. Но чужды, пожалуй, прежде всего, для головы, для того понимания жизни, которое нам было доступно. Но что касается сердца, то оно больше откликалось не на временное, идеологическое, а на вечное.

История совершается прежде всего на Небесах. Господь смотрит на наше сердце, на наше стремление к добру, видит наши немощи – и выбирает лучший вариант для нашей пользы. Там, на Небесах, все решается – а на земле происходят видимые события.

Известен, например, такой случай в ХХ веке. Святитель Филарет Московский явился своему родственнику, Владимиру Петровичу Седову, и повелел привести в порядок могилу его, митрополита, матери. А времена стояли советские, богоборческие, и делать это было опасно. Но святитель явился вторично и сказал: «Ничего не бойся: у нас (на Небесах) решено – здесь все так и будет…».

Для почитания святого Царя Николая и Его Семьи нужно только одно – правда о них. Если посмотреть на Их фотографии, кажется, уже все станет ясно.

То, что мы, люди советского времени, воспитанные на клевете на Царя, на Монархию, на нашу дореволюционную историю, стали чтить Царственных Мучеников как великих святых – это чудо Божие. Как чудо нашей веры, которую дал нам Господь по Своей милости – в том числе и молитвами святых Царственных Мучеников. Как чудо всей Русской истории, ведомой Господом, предстательством Неусыпающей в молитвах за Святую Русь Царицы Небесной.

Недавно отошедший ко Господу великий старец земли Русской архимандрит Кирилл (Павлов) говорил о Царе Николае II еще в 1993 году, что это был «Великомученик. Он отдал себя в жертву за Россию. Первый удар принял на себя».

Большую роль во всенародном почитании, в очищении от клеветы имен святого Царя и Его Семьи, а также Их Друга Григория Ефимовича Распутина сыграл высокий духовный авторитет еще одного нашего великого старца – протоиерея Николая Гурьянова. Помнится, как его суждения о святом Царе, о Монархии многих освобождали от застаревших стереотипов наших современников, в том числе священников…

2018-03-15_070417.jpg

– Один из наиболее распространенных упреков в адрес Царя Николая II – его т. н. «отречение» от престола. А Вы как оцениваете случившееся 2/15 марта 1917 года и последующие события?
 
– Царь видел своим ясным духовным зрением свой народ в момент его глубокого духовного помрачения, на краю гибели. И что он мог сделать? Наивно думать, что он мог «остановить отступление своей немощной рукой», по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), – даже Царской Самодержавной рукой. Господь попустил... Он мог только страдать, видя, как весь мир, можно сказать, ринулся к «светлому будущему» без Бога. Но Царь оставался с Богом, с Евангелием, непоколебимо.

К несчастью, народ поддался на клевету – духовная борьба идет всегда, диавол работает. И когда народ обманули вестью о «добровольном отречении» Государя, то, по рассказам моего отца, которому было семь лет в тот год, в Орловской губернии, где он жил, народ ликовал как впоследствии в день Победы 1945 года, – другого такого всплеска мой отец в ХХ веке не видел. Люди же не знали тогда подоплеки этого происшествия, тех «измены, трусости и обмана», за которые по законам военного времени полагается смертная казнь.

Началось опьянение «свободой», вседозволенностью, шел развал государственной, общественной жизни, развал армии, развал нравственности. В результате мы потеряли все, что имели. Это все были страшные плоды человеческого своеволия, претензии на власть, которая принадлежит Богу, Царице Небесной и тем, кому Они ее дают…

После свержения Государя Временное правительство вроде бы лояльно относилось к вере, но оно, как мы знаем, было масонским, т. е. по существу враждебным Православию, хотя, конечно, не таким открыто агрессивным, как большевистское…
 
– Как известно, в этот день, 2/15 марта, когда произошла государственная измена и Императора лишили власти, в подмосковном Коломенском была обретена «Державная» икона Божией Матери. В чем, по-Вашему, значение ее явления?
 
– Для верующих людей, которых в России большинство, это стало знаком свыше, совершенно ясным знаком того, что Матерь Божия, Царица Небесная, приняла на Себя правление страной, вырванное врагами из рук земного Царя, и что монархическая история России продолжилась.

Чувство ложной свободы быстро обернулось полной несвободой. И, когда большевики развернули гонения против веры в нашем православном государстве, ответом им стали Крестные ходы в защиту Церкви, за что православные стали расплачиваться кровью. Именно явление «Державной» иконы особенно духовно поддержало тогда наш верующий народ – Пресвятая Богородица показала, что остается Заступницей нашей и в это смутное время. Она так и возвестила: «Кто будет обращаться ко Мне в этих испытаниях, будет спасаем».

Весть о чудесном явлении «Державного» образа, передаваемая из уст в уста, быстро распространилась. Люди, желая почтить эту святыню, стекались в Коломенское. Историческим свидетельством отношения православного народа к этому небесному событию стало бархатное покрывало, созданное народом в том же 1917 году, на котором были вытканы слова: «Державная Победительница, вразуми и научи нас покаянию!» Покрывало это можно было видеть в прошлом году в Коломенском на выставке, посвященной 100-летию явления «Державной» иконы.

В советские годы об этом, конечно, не говорилось, но теперь, оглядываясь на прошедшее столетие, мы видим, что в народе нашем хранилась вера, верность Богу. И это, наверное, сильнейший пример во всей мировой истории: вопреки небывалым гонениям на Церковь, на все религиозное, на самую душу народа, у нас сохранились духовные ценности Святой Руси.
 
2018-03-15_070339.jpg

– «Державную» икону глубоко чтил святой Патриарх-исповедник Тихон, и даже служба и акафист ей составлены по его благословению и с его участием. Батюшка, как Вы считаете, восстановление на Руси Патриаршества в 1917 году можно назвать еще одним свидетельством чуда Промысла Божия в нашей истории? И чем вообще, как Вы думаете, обусловлена ее драматичность?
 
– Да, конечно. Еще осенью 1917 года на Поместном Соборе нашей Церкви, который открылся в Москве в день Успения Пресвятой Богородицы, некоторые его участники говорили, что нам не нужно упраздненное Петром I Патриаршество, не нужен Патриарх, а то это будет нечто похожее на Царскую власть, от которой, мол, только что «освободились». Говорили так не богоборцы, а участники православного церковного Собора!

Но потом, когда в Петрограде 25 октября произошел переворот, когда большевики стали обстреливать соборы Московского Кремля, отношение к этому вопросу на Соборе поменялось, его участники согласились, что Церкви нужен Патриарх. И монархическое начало у нас в Церкви было восстановлено. После двухвекового перерыва в храме Христа Спасителя перед Владимирской иконой Божией Матери был избран Патриарх, и в день Введения во храм Пресвятой Богородицы святитель Тихон взошел на первосвятительский престол Русской Церкви.

Все события в истории нашего Отечества, происходившие и тогда, и в последующие годы, и в наши дни, есть проявление главной духовной брани в этом земном мире: между духом церковно-монархическим, духом смирения, послушания, – и духом безбожно-революционным, духом гордыни и своеволия.
 
– Как в этом контексте понимать духовный смысл постигшей Россию революционной катастрофы – это наказание за отступление или, наоборот, страдания за Христа?
 
– В Писании сказано: многими скорбями надлежит войти в Царство Небесное (см.: Деян. 14, 22). Так и эти скорби были попущены для спасения душ тех людей, которые могли их воспринять должным образом, покаяться, обратиться к Богу.

Конечно, в своей полноте Промысл Божий непостижим для нас. Но то, что нам открыл Господь, в том числе дарованием «Державной» иконы, – это мы должны осознавать, чтобы скорби не оказались безполезными, как у неблагоразумного разбойника. А второй разбойник, благоразумный, как мы знаем, претерпел свои страдания с покаянием, с верой, был прощен и спасен Господом, даже первым вошел в рай.

В явлении «Державной» иконы Божией Матери особенно отчетливо раскрывается смысл Русской катастрофы – ее духовная суть. Это был крест для России. Так и батюшка Николай Гурьянов говорил: «Россия на Голгофе». Как Матерь Божия находилась при Кресте Своего Божественного Сына, так Она была при кресте и на Русской Голгофе. Это было не просто какое-то недоразумение, какая-то особенная немощь Русского народа – нет, наш народ сподобился понести страдания, и в этих страданиях остался со Христом, по крайней мере лучшие его люди. Сонм новомучеников и исповедников наших свидетельствует об этом.
 
– У выдающегося Русского правоведа профессора Петра Евгеньевича Казанского (1866–1947) есть такие слова: «Царь – одна из величайших исторических святынь Русского народа». Как Вы можете их прокомментировать?
 
– Нашему народу всегда было свойственно не правовое (как на Западе), а семейное восприятие жизни, даже и общественной, государственной. «Царь-батюшка» – так говорили у нас.

Монархическое начало, единоначалие служит единению людей, а значит – крепости семьи, страны. Любой коллектив, в котором появляется два равноправных начальника, разделяется на две половины: одни – за этого, другие – за того.

Принцип единоначалия существует и в Церкви. Когда нас крестили, мы с вами все, можно сказать, присягали Царю Небесному. Священник спрашивал нас или наших крестных за нас, если мы были маленькими: «Сочетаваеши ли ся Христу?» – «Сочетаваюся», – отвечали мы. – «И веруеши ли Ему?» – Мы отвечали: «Верую Ему, яко Царю и Богу». Т. е. я признаю над собой эту верховную Царскую Божественную власть.
Монархическим началом пронизано и Священное Писание, и наши богослужебные тексты, и святоотеческое наследие.

Это монархическое начало и подняло наше великое государство, дало возможность одолевать врагов, которые из века в век ополчались на наше Отечество. Принцип единоначалия существует непременно в армии, иначе настоящей армии не будет.

Все лучшее, что было в Русской истории, – было благодаря не коммунизму и большевизму, а той православной, монархической традиции, которая еще оставалась в наших людях, которая не могла умереть и не умрет никогда в Русской жизни. Она пробилась даже сквозь навязанный нашему народу идеологический панцирь, с этой традицией Россия не только не погибла в этих смертельных испытаниях, но даже окрепла.
 
– Есть сведения о двух обретениях «Державного» образа Пресвятой Богородицы. Расскажите, пожалуйста, о втором – наверное, далеко не всем об этом известно.
 
– Действительно, знаменательно, что «Державная» Матерь Божия явилась в ХХ веке у нас дважды. Как говорил наш Патриарх Алексий II, который был почитателем этого образа: Матерь Божия и в первый раз, и во второй явилась в особо трудное для страны время.

2018-03-15_070232.jpg

После обретения иконы в 1917 году в Коломенском, в Вознесенском храме, святыня подверглась гонениям и в конце 1920-х годов исчезла из поля зрения верующих людей. Как потом стало известно, она оказалась в запасниках Государственного исторического музея, который, как мы знаем, находится на Красной площади, что тоже промыслительно. И там верующие люди скрыли ее от враждебных глаз. Об этом узнал митрополит Питирим (Нечаев), опять же от верующих сотрудников музея, и в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия Крещения Руси, он попросил на время передать ее в тогдашний Издательский отдел Московской Патриархии, который Владыка возглавлял, в храм преподобного Иосифа Волоцкого.

А 27 июля 1990 года «Державную» икону Божией Матери окончательно вернули Церкви. Но не в Вознесенский храм, где она была явлена и который до сих пор, к сожалению, не стал действующим, а в Казанский храм в Коломенском, где она и сейчас пребывает. Кстати, там же недавно был освящен нижний храм в честь именно второго обретения образа. Дай Бог, чтобы в наш календарь церковный вошел и этот, второй день празднования «Державной» иконы Богородицы. 

– А в чем духовное значение второго явления святыни?
 
– Матерь Божия опять призвала наш народ к молитве – в новое смутное время. Об этом тогда сказал еще один почитатель «Державной» иконы, старец Троице-Сергиевой Лавры иеросхимонах Моисей (Боголюбов): «Россия на острие меча». Действительно, тогда могла снова начаться гражданская война, интервенция, как 100 лет назад; Россия могла погибнуть. И снова возносилась молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» И Россия была спасена – как в 1917, как в 1941, так и в 1991, 1993 годах.

После грехопадения Адама и Евы вместе с наказанием последовало и обетование Бога о спасении: «Жена сотрет главу змия». И в наше время вместе с трагедиями, постигающими народ, мы обретаем надежду на наше спасение Той же Женой!

По сей день крепнет почитание «Державного» образа в нашем народе. Понимание того, что на Русской земле вопросы нашего Державного строительства решаются прежде всего Царицей Небесной.

Был такой старец, протоиерей Тихон Пелих, который хранил антиминсы Троице-Сергиевой лавры с 1937 года до ее открытия в 1946 году. Он сказал своему духовному чаду: «Запомни: Россией управляет Матерь Божия „Державная"!»

Свет Христов просвещает наши мысли, наше понимание жизни, мы начинаем чувствовать правду истории, то, что правда эта – за Царем и Его Семьей. Начинаем понимать духовную высоту призвания нашего Отечества, то, что Россия – Дом Пресвятой Богородицы.

– Причем Дом именно «Державной» Пресвятой Богородицы, да?
 
– Да, явлением «Державной» иконы Царица Небесная возвестила, что Она стала еще и нашей Царицей земной – как поется в одном из величаний «Державной» иконе: «Достойно есть величати Тя, земли Русския Царица Небесная…»

– Как мы должны чествовать Державную икону Богоматери в год особой памяти святых Царственных Мучеников?
 
– С благодарной и покаянной молитвой. С надеждой на новые милости Царицы Небесной нашему народу, на то, что Она не оставит наше Отечество Своим заступлением и впредь.

Во время безбожных гонений святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, претерпевший более 30 лет лагерей и ссылок, составил замечательную стихиру Державному образу: «О, Преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица, от святых сродников наших умоляемая, до ныне землю Русскую покрывает и лика Своего изображении милостивно обогащает. О, Владычице Державная! Не престани и на будущее время, во утверждение на Руси Православия, милости и чудеса изливати до века. Аминь».

2018-03-15_071418.jpg
 
Беседовала Анастасия Державина


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию).  
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям.  
  Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998


См. также:








Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Электронные паспорта для «биообъектов»: Святые предупреждают об опасности тоталитарной диктатуры нового типа

9 октября 2018 года многие информационные агентства сообщили о готовящемся в РФ поэтапном введении с 2021 года электронных паспортов со ссылкой на газету «Ведомости». Газета опубликовала статью «Правительство обсуждает замену бумажных паспортов на электронные» с очень любопытным подзаголовком «Они дадут...


«В год столетия Русской Царской Голгофы...»: Резолюция конференции «Цифровизация российского общества»

16 сентября 2018 года в г. Перми состоялась конференция на тему «Цифровизация российского общества как уничтожение богоданной свободы человека. Время исповедничества наступило». На Конференции были заслушаны выступления священнослужителей Русской Православной Церкви, экспертов в области геополитики, правоведения, общественных деятелей. По итогам собрания...


«Православная экуменическая теология»: Константинополь при участии митр. Илариона (Алфеева) запустил еретическую образовательную программу

Помимо вполне классических предметов, однако, есть и такие: миссиология, экуменическая теология, экология и межконфессиональный диалог, современные православные экуменические деятели (!!!), православная феминистическая герменевтика (!!!) и прочие.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Воспитывать носителей Царской идеи: Беседа с о. Михаилом Ломакиным, установившим в своем поселке памятник Государю

В 2016 году на территории России насчитывалось 25 памятников святому Императору Николаю II и святой Царской Семье. Всего 25 памятников на огромную страну, где практически в каждом населенном пункте имеются идолы, проспекты или улицы Ленина и иных богоборцев и террористов. 25 против сотен тысяч – есть...


К чему нам готовиться?: Беседа об обстановке в Церкви, России и мире

Незаконные действия Константинопольского Патриарха Варфоломея взволновали верующих. Не имея на то канонического права, «восточный папа», как его теперь называют, «дает автокефалию» украинским раскольникам – т. н. «киевскому патриархату». Об этом, а также об общей обстановке и насущных проблемах церковной...


Прошло 100-летие Русской Голгофы, и пришло время жатвы: О. Павел Буров о неимении всецерковного покаяния перед Царем

Выучили ли мы уроки истории? Будет ли еще время на осознание? Есть время разбрасывать камни и время собирать их (см.: Еккл. 3, 5). Все надо делать вовремя... Есть законы физические и есть духовные. У Святых Отцов сказано, что прощение преподается сердцу кающемуся. Как можно прощать человека, который не понял своих ошибок, не собирается каяться, менять ситуацию?..


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100