Пятница, 29 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

сщмч. Иларион о подменах
Наше время – время всяких подделок и фальсификаций. Церковь подменена «христианством»; живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между православием и ересью, между истиной и заблуждением.
Сщмч. Иларион (Троицкий) об апостасии

свт.Филарет о модернистах
Они говорят неправославно не потому, что думают еретически, но потому что думают и говорят безтолково.
Свт. Филарет Московский о модернистах

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ 09.01.2012
ПОСЛУШАНИЕ — ПУТЬ К СТЯЖАНИЮ СМИРЕНИЯ

Окончание. начало см. здесь

Отец Виктор, что такое послушание? Насколько важна эта добродетель для монашествующих? Что Вы думаете об опасности ложного послушания вышестоящим – по человекоугодию, из страха за место, из желания получить какие-либо блага?

– Послушание – это один из обетов монаха, его долг. В то же время послушание – это путь к стяжанию смирения. Если новоначальный отдает себя в послушание старцу, достигшему духовного совершенства и стяжавшему благодать Святаго Духа, то он обязан его слушаться как Бога, без рассуждения. Тогда Господь через старца управит его ко спасению. Через нерассуждающее послушание он усвоит себе благодатный дух своего наставника и его духовные дарования.

Но таких старцев сейчас единицы, и они скрывают себя. Если же отдать себя в нерассуждающее послушание лжестарцу, одержимому различными страстями и лукавством, то и усвоишь себе эти страсти и лукавство. Чтобы не случилось такого духовного падения, желающему идти по монашескому пути в современной России нужна большая осторожность и терпение. Не стоит сразу доверяться первому встретившемуся иеромонаху, игумену, схиигумену или даже схиархимандриту. Не всегда высокий сан есть признак духовной опытности, особенно в наше время. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советовал выбирать себе духовного руководителя следующим образом: не искать чудотворцев и прозорливцев, а читать писания Святых Отцов и смотреть, как учит пастырь. Если он учит согласно святоотеческому учению и сам старается ему следовать, то этого пастыря можно избрать своим наставником. Если же он, даже обладая высоким саном, дерзает учить противному Святым Отцам, тогда не следует его слушаться, но надо держаться от него подальше. Даже проявляя послушание своему духовному руководителю, следует сверять его советы с учением святоотеческим. И если увидишь разногласия, то у тебя есть право последовать совету богомудрых Отцов. Если же духовник твой не советует ничего плохого и несогласного со Словом Божиим и с учением Святых Отцов, то необходимо слушаться его. Иначе не будет духовного преуспеяния.

 

– В каких случаях монах может ослушаться настоятеля? Как быть, если монаха принуждают поступать против совести, например, идти на выборы, брать новые документы, молиться вместе с инославными?

– Во внешних делах, если они не противны заповедям Божиим и законодательству Церкви, необходимо проявлять послушание. Если же настоятель проповедует ересь или заставляет участвовать в процессе глобализации, в иных делах тьмы, то у монаха есть духовная свобода не исполнять этого. В первом случае он может даже покинуть монастырь: Святые Отцы предоставляют ему такое право. Если же ереси нет, а монаха лишь принуждают к чему-то греховному, то Господь не осудит его, если он не последует этому. Только у такого монаха будет много скорбей. Но, как говорит Спаситель, многими скорбями подобает нам войти в Царствие Небесное.

– Какими качествами должен обладать настоятель или настоятельница православного монастыря? Насколько зависит жизнь обители от духа, характера, способностей настоятеля?

– Настоятель или настоятельница в первую очередь сами должны вести правильную духовную жизнь. Они должны быть опытны в духовной брани, а также в житейских делах – уметь организовать строительные и сельскохозяйственные работы. Это касается настоятелей общежительных монастырей. А для настоятелей пустынных общин, в первую очередь, конечно же, необходимо преуспеяние в молитвенном делании и многая опытность в преодолении искушений от бесов и людей. Для тех и других важна добродетель любви и снисходительности к ближним, но при этом нужны и благоразумная строгость и требовательность.

В жизнеописании великого грузинского старца блаженного архимандрита Гавриила (Ургебазде) есть такой интересный момент, который тоже послужит ответом на Ваш вопрос. Однажды блаженный взял таз и велел сестрам помыть в нем руки. В тазу образовалась грязная вода, и старец приказал выпить эту воду одной монахине, что та безпрекословно исполнила. Тогда все поняли, что она будет настоятельницей монастыря. Эта притча старца Гавриила образно показывает, насколько тяжел крест настоятельский – настоятель несет на себе все немощи подчиненных, подчас пьет от них воду поруганий, бывает, подвергается очернению от клеветников. Вот почему преподобный Амвросий, Старец Оптинский, говаривал: «Монаху нужен терпения воз, а настоятелю – целый обоз».

Если же настоятель необходимыми качествами не обладает, и в обители нет ни одного духовно опытного наставника, имеет ли смысл жить в таком монастыре? Там люди гибнут духовно, а иногда и физически.

– Что Вы можете сказать о духовном окормлении в монастырях?

– Монахи сейчас спасаются, кто как может. Хорошо тем, у кого в обители есть старчество. А там, где его нет, у некоторых иноков есть возможность по послушанию или по болезни часто выезжать из монастыря, и они этим пользуются для общения со старцами из других обителей и таким образом идут путем послушания старцу.

Другие спасаются, читая наставления святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорил, что в последние времена монахи будут духовно руководствоваться святоотеческими писаниями при осторожном совете, заимствованном от современных отцов и братий.

 

– Кто должен заниматься духовным окормлением в женских обителях? Может ли монахиня иметь духовного отца за пределами своей обители?

– В женских монастырях обязанность духовного окормления разделена между старицей, духовником и настоятельницей. Общее духовное руководство осуществляет настоятельница. Смущения и помыслы необходимо открывать старице. В грехах надо каяться на исповеди. Если в обители по каким-то причинам нельзя найти правильного духовного руководства, то при возможности надо искать духовного руководителя в другом монастыре или храме.

– Что Вы думаете о существующей во многих обителях проблеме взаимоотношений старших и младших по возрасту?

– О необходимости подчинения младших старшим говорит нам заповедь Божия: «Чти отца и матерь твою». По объяснению святителя Филарета Московского, она определяет отношение не только к родителям и родным, но и ко всем старшим. И это правильно. Даже если иногда старшие не правы в частности, то надо потерпеть, понести их немощь. Мы тоже когда-нибудь повзрослеем и постареем. И тогда мы будем нуждаться в уважении и помощи младших наших братий и сестер. Потому сейчас надо по мере сил и возможностей послужить старшим ради Христа.

– Можно ли, на Ваш взгляд, монаху в благих целях пользоваться сотовым телефоном и интернетом?

– На Афоне этот вопрос обсуждал Кинот, который запретил монахам пользоваться интернетом. Мы же, грешные, соприкасаясь с миром, иногда имеем необходимость им пользоваться. Но это можно устроить и через мирских людей, поручив им собирать нужную информацию. Монаху же иметь свободный доступ в интернет не полезно, так как там сосредоточены все соблазны, которые он оставил, уйдя из мира.

Что касается сотового телефона, то пользоваться им с благоразумной осторожностью можно. Иногда далеко находишься от своего духовного руководителя, а остро нуждаешься в его совете. В таком случае мобильные выручают. Но не следует забывать и об их недостатках. Все переговоры по сотовой связи прослушиваются и записываются. При помощи телефона можно определить место нахождения человека. Кроме того, излучение, исходящее от аппарата, может вызвать рак. Некоторые молитвенники, достигшие высоких степеней молитвы, замечали, что включенный телефон мешает молитве. Потому они, когда собираются молиться, вынимают из него батарею. Монах должен быть внутренне готов без сожаления выбросить свой сотовый телефон.

 

– В каких случаях, по каким причинам возможен уход из обители?

– Уходить можно лишь в том случае, если настоятель проповедует ересь. При других обстоятельствах, если тебя не выгоняют, или выгоняют за грех, уходить не следует. Надо просить прощения и стараться исправиться.

 

– Какова, на Ваш взгляд, роль монашества в нашем Отечестве? Ф.М. Достоевский писал, что спасение России придет из иноческой кельи. А как считаете Вы?

– «Нет большего героизма, чем монашество», – говорит блаженный старец Гавриил (Ургебадзе). В монастыри идут самые образованные, самые одаренные в различных областях личности. Например, в нашем монастыре есть и кандидаты наук, и выпускники московских вузов, таких как МГУ и др. Есть спортсмены высокого класса – кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, есть ветераны локальных войн, ветераны спецназа. Правильное духовное руководство может из этих мирских героев сделать героев духа, воспитать подлинных подвижников и даже, возможно, старцев. А как говорил преподобный Серафим Саровский, спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. В этом смысле верны слова Достоевского.

 

– Каким Вы видите будущее русского монашества и России?

– Вижу будущее глазами наших великих пророков – святого праведного Иоанна Кронштадтского и архиепископа Феофана Полтавского. Первый говорил: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая – по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира – как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».

А владыка Феофан писал: «В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится».

Исходя из этих пророчеств, будущее русского монашества, особенно общежительного, может значительно улучшиться в том плане, что оно получит больше возможностей жить в согласии с требованиями Закона Божия, церковного законодательства и монашеских уставов. Хотя в любое, даже мирное время у монаха всегда идет брань с духами злобы поднебесными.

 

Беседовала Анна САМСОНОВА

Источник: газета "Православный Крест"


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100