Продолжение. Начало см. здесь.
Итак, за всякой ересью скрывается сатана. Если это так, то очевидно, что осуждение ереси не только не является грехом, но, напротив, есть священный долг православно верующих, если только они не руководствуются при этом греховными побуждениями личной мести, злобы, корысти и т.п.
Но не есть ли все же добро иметь мир с еретиками, чтобы не создавать распрей на религиозной почве? – В обычной жизни, по гражданской линии мы все должны жить в мире со всеми людьми (см.: Евр. 12, 14). Но это не означает, что нужно впадать в безразличие к своей вере и влияниям лжеучений. Наущаемые злым духом, еретики обычно очень дерзновенны. Мы должны защищать от них Святое Православие, а не безучастно позволять им отсекать члены от Святой православной Церкви и делать их сектантами и еретиками, служащими чуждым интересам.
Господь не ограничивает свободу человеческой воли. Он попускает и существование ересей, как попускает действовать диаволу. Но познавший гибельность лжеучений не может быть равнодушным к их беззаконному распространению среди православных христиан. Он должен открывать очи ближним своим по вере, чтобы те не попались в ловушки лукавого.
В этом отношении лучшим примером служат угодники Божии. Они старательно избегали критиковать своих ближних за нравственные немощи и в то же время через борьбу и критику сохранили и себя самих, и окружающих от ересей, как от смертоносных болезней. Они не осуждали никого, кроме себя, когда это касалось виновности в нравственной области. И напротив, не допускали никому подозревать их даже в малейшем отклонении от Православной веры. Вот насколько бдительны они были в старании быть верными до смерти Христу и Православию!
О преподобном Агафоне рассказывали следующее. Однажды посетили его некоторые братия. Они слышали о его великом смирении и захотели испытать, точно ли он имеет смирение и терпение. Для этого они сказали ему:
- Отец! многие соблазняются на тебя за то, что ты одержим в сильной степени страстию гордости, и столько презираешь других, что считаешь их за ничто; также ты непрестанно осыпаешь злоречием братию. Очень многие утверждают, что тайною причиною такого поведения твоего есть блудная страсть, которою ты объят: с целию прикрыть собственную порочную жизнь, ты постоянно занимаешься оклеветыванием других.
На это старец смиренно ответил:
- Сознаю в себе все эти пороки, в которых вы обличили меня, и не могу допустить себе запирательства в толиких беззакониях моих.
И когда помолчал немного, встав на колени перед своими посетителями, сказал:
- Умоляю вас, братия, молите усердно Господа Иисуса Христа за меня, несчастного, да простит мне множество тяжких моих беззаконий!
А братия продолжили:
- Не скроем от тебя и то, что многие считают тебя еретиком.
Услышав эти слова, св. Агафон вскочил и решительно возразил:
- Хотя мою совесть отягощает множество грехов, но я не еретик!
Братия удивились такому ответу, упали в ноги великому старцу, моля его:
- Отче, скажи нам, почему ты нисколько не смутился, когда тебя обвиняли в различных пороках и грехах, а обвинение в ереси тебя ужаснуло?
Старец ответил им:
- Первые обвинения в грехах я принял для приобретения этим смирения, и желая, чтоб вы имели мнение о мне, как о грешнике: мы удостоверены, что в сохранении добродетели смирения - великое спасение души. Господь и Спаситель наш Иисус Христос, когда иудеи осыпали Его многими укоризнами и клеветами, претерпел все это, и предоставил нам Свое смирение в образец подражания. Приведенные против Него лжесвидетели свидетельствовали против Него много ложного, но Он переносил терпеливо клеветы, возведшие Его на крест. Апостол Петр, указуя на это, говорит: Христос пострада по нас, нам оставл образ да последуем стопам Его (1 Пет. 2, 21). Подобает нам терпеливо, со смирением, переносить все противности. Но обвинение в ереси я не мог принять, - с великим омерзением к нему отверг его: потому что ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога Живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и, во всех отношениях, есть погибший. Если же еретик обратится к вере, содержимой истинною, вселенскою, святою Церковию, то он приемлется благим и милостивым Искупителем (См.: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. С. 45-46).
Из древности до нас о нас дошло множество авторитетных свидетельств о том, как смотрели на ереси и еретиков святые Отцы.
Св. Антоний Великий советовал: «Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских» (См.: Там же. С. 2).
Св. Ефрем Сирин, который научил нас дивным молитвенным словам: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», сам постоянно осуждал еретиков. О нем известно, что он всю свою жизнь боролся с врагами Христовой истины. В конце своей жизни, желая внушить своим ученикам ревность к сохранению правой веры, которая всегда горела в его душе, сказал им: «Ни днем, ни ночью всю жизнь свою никого не злословил я, и с начала бытия своего ни с кем не ссорился; но непрестанно состязался в собраниях с отступниками. Ибо знаете, что и хозяин овец бьет своего пса, который, видя как волк идет в овчарню, не бежит и не лает на него» (Из завета св. Ефрема. А.К.Соколов. Жизнь и труды св. Ефрема Сирина. Предисловие к Творениямъ св. отца нашего Ефрема Сирина. Ч. I, Сергиев Посад, 1895. С. 47).
Св. Епифаний Кипрский говорил своим ученикам: «Отвращайтесь от всех ересей, как от зверей, исполненных смертоносного яда» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечникъ. С 102).
Авва Геласий с безчестием изгнал еретика-монофизита Феодосия из своей кельи. А когда последний хитростью домогался стать Иерусалимским Патриархом, авва Геласий не убоялся, но продолжал не признавать его и не подчинился ему. Он предпочел страдать за Истину, нежели ради земной выгоды отпасть от нее. (См.: Там же. С. 79-80).
Блаженный Иероним пишет о себе самом: «Я никогда не щадил еретиков и всегда делал все, что мог, чтобы враги Церкви стали и моими врагами» (Блаж. Иероним. Беседа против пелагианъ прологъ 2. Творения. Ч. V. Киев, 1910. С. 135).
Милостивый св. Серафим Саровский, который обращался к своим посетителям с нежными словами: «Радость моя!», в то же время был крайне строгим обличителем отступивших от Православной веры (Архим. Серафим. Св. Серафим Саровский. С. 176-184).
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Перевод с болгарского Анны Самсоновой
Продолжение следует
...<-назад в раздел