Четверг, 28 Марта 2024 г.
Духовная мудрость

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

свт.Игнатий о европе
И сюда проникло европейское просвещение с блудом своим.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о подражании русских французам

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУСТИМОЕ ОСУЖДЕНИЕ: О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры 31.08.2010
ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУСТИМОЕ ОСУЖДЕНИЕ: О разнице между нравственными немощами и прегрешениями против веры
Все перевернулось в наше несчастное время материального просвещения и духовного мрака!

Осуждение ближних за их нравственные немощи уже никого не шокируют, хотя это прямо запрещено Богом (ср.: Мф. 7, 1-3, Лк. 6, 37) и провоцирует ежедневные войны между людьми. А возвысить глас вопреки прегрешениям против правильной веры считается мещанством. Ненависть к личным врагам воспринимается как нечто нормальное. А ненависть к лжеучениям на религиозной почве непонятна для многих, хотя Слово Божией ясно передает ее устами св. пророка Давида, который пишет: не ненавидящии ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во врази быша ми (Пс. 138, 21-22).

Стоит остановить внимание на этих важных псаломских словах. Кто подразумевается здесь под врагами Божиими? Св. Афанасий Великий пояснял: «Враги Божии, во-первых и в собственном смысле, - нечистые демоны; во-вторых, после демонов — защитники идолослужения и ересеначальники» (Св. Афанасий Великий. Толкование на Псалмы, пс. 138. Творения. Ч. IV. Св.Троицкая-Сергиева лавра, 1903. С. 412).

Но как же может Божие Слово проповедовать ненависть? Необходимо особенно подчеркнуть, что здесь говорится не об обыкновенной ненависти, которую человек испытывает по отношению к своим личным врагам, поскольку речь идет не о таком виде неприятелей, а о Божиих врагах. Поэтому и ненависть, испытываемая к ним, непорочна. Она неслучайно называется «совершенной ненавистью». В ненависти к личным врагам присутствует страсть, злоба, месть – проявления человеческого несовершенства. А в ненависти к Божиим врагам, которую испытывал кроткий Давид, нет подобных несовершенств. В ней есть только одно непонятное для нас, грешных, совершенство, связанное не со страстями, а с безстрастием, которое умеет ненавидеть зло в людях, но не их самих, отвергать ересь, но щадить еретиков.

Вот что читаем в толковании на эти псаломские строки у Евфимия Зигабена (XII в.), передающего слова неизвестного автора: «Тот ненавидит мысленных врагов совершенной ненавистью, кто ни движением, ни действием, ни мыслью не грешит, что означает величайшее и крайнее безстрастие. А враги Господа суть нечистые духи и идолослужители, еретики и беззаконные люди» (Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1883. Пс. 138, С. 365).

По словам блаженного Августина, совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло но не таит ненависти к грешному человеку (Там же).

Нечто подобное сказал и св. Иоанн Златоуст: «Еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении» (Св. Иоанн Златоуст. Слово о проклятии, § 4. Творения. Т. I, кн. 2, СПб., 1895. С. 757). В другой своей проповеди он произнес: «Я гоню не делом, а преследую словом, не еретика, но ересь, не человека отвращаюсь, но заблуждение ненавижу и хочу привлечь к себе заблуждающегося. Я веду войну не с существом, потому что существо – дело Божие, но хочу исправить ум, который развращен диаволом. Как врач, леча больного, не против тела воюет, но истребляет повреждение тела, – так и я, если буду сражаться с еретиками, то сражаюсь не с самими людьми, но хочу истребить заблуждение (Св. Иоанн Златоуст. Беседа о св. священномученике Фоке. Там же Т. II, кн. 2. С. 747).

Осуждение ближних за их нравственные грехи злобно, порочно, а осуждение извратителей веры должно быть обсуждением, а не осуждением. Тот, кто осуждает, исполнен гнева против своих личных соперников, ненавистных соседей и неприятной родни. В них он видит своих зложелателей, врагов своих интересов. А тот, кто критичен по отношению к ересям, видит в еретиках врагов Божиих и потому бдительно охраняется от них. Если ты слышишь, что твои соседи совершают против тебя некие беззакония и кротко переносишь это, то таким образом упражняешься в добродетели терпения. Но если узнаешь, что они еретики и хотят увлечь тебя и твоих близких в свою ересь, и поэтому пламенеешь священным гневом, Бог не вменит тебе это во грех, если только твой чистый и богоугодный гнев не выродится в удовлетворение твоей личной страсти, называемой местью и злобой.

Спаситель не учил нас гневаться напрасно (ср. Мф. 5, 22). Что означает здесь слово «напрасно»? Это очень хорошо объясняет авва Пимен. Спрошенный неким монахом «Что означает не гневаться на брата своего напрасно?», он ответил ему мудро и духовно: «Напрасным признается гнев за всякую обиду, какою бы обидой не обидел тебя брат. Даже если он выколол тебе глаз или отсек руку и ты на него прогневался, то прогневался бы всуе (напрасно). Но на того имеешь право прогневаться, кто захочет отлучить тебя от Бога (Древний патерик. Гл. 10, О рассудительности, § 65. С. 173-174).

Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский, пишет: «Тот, кто гневается на брата своего напрасно, будет осужден, но если кто гневается по разумным основаниям, в целях воспитания или по духовной ревности, тот не будет осужден. И Павел гневные слова говорит Елиме-волхву и первосвященнику, но не напрасно, а в силу ревности. Напрасно гневаемся мы в том случае, если гневаемся из-за имения или славы» (Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник, Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 5. С. 35).

Архимандрит Серафим (Алексиев)


Продолжение следует

Перевод с болгарского Анны Самсоновой


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100