Четверг, 18 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Преп. Феодор Студит об общении с еретиками

Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа.

Преп. Феодор Студит

Прп.Нил о послаблениях
Погибель есть скат, по которому всякому легко сбежать в пропасть.
Прп. Нил Мироточивый о послаблениях

Прп.Паисий об инославных
В обязанности каждого православного входит всеивание доброй обезпокоенности и в инославных, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, и не успокаивали бы ложно своего помысла, лишая себя тем самым богатых благословений Православия.
Прп. Паисий Святогорец

Свт.Феофан о Церкви
Вне Православной Церкви нет истины. Она одна есть верная хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов и потому есть настоящая Апостольская Церковь.
Свт. Феофан Затворник

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
История возникновения автокефальной Польской Православной Церкви в свете проблемы «восточного папизма» 24.11.2015
История возникновения автокефальной Польской Православной Церкви в свете проблемы «восточного папизма»
Одна из ключевых проблем намеченного на 2016 год «Всеправославного собора» – «восточный папизм», т. е. признание всей «церковной полнотой» первенства власти Константинопольского Патриарха. К мысли включить ее в повестку грядущего собора Фанар пришел не сразу, а постепенно, после ряда неудачных попыток утвердить свое главенство с помощью незаконного вмешательства в дела других Поместных Церквей, и в частности – Церкви Русской. Показательным примером в этом отношении служит история появления автокефальной Польской Православной Церкви.

Христианство проникло на территорию современной Польши в IX веке из Моравии (от пришедшего из Византии святого равноапостольного Мефодия), из Киевской Руси и из Германии. Святитель Иннокентий Херсонский в своей работе «О начале Христианства в Польше» пишет, что изгнанные в результате завоевания венграми в 908 году с родины моравские христиане бежали в эту страну и избрали для поселения «места самые глухие и уединенные и начали проводить жизнь пустынную. Судя по сему, это должны быть монахи. Таким образом, самые неприступные для обыкновенных проповедников места Польши начали озаряться светом веры, тем более благоприятным для слабого зрения бедных язычников, что он являлся не с блеском и громом оружия, как за сто лет на Эльбе, по распоряжению Карла Великого, а в тихом отражении нравов христианских, в жизни богоугодной и делах милосердия».В 966 году польский князь Мешко Iвместе со своими подданными принял Крещение. Первая жена его, чешская княжна Домбровка, вероятнее всего, была православной. Но уже при том же князе Мешко начинает прослеживаться и латинское влияние, которому он подпал в результате второго брака с принцессой из саксонского дома. Со временем это воздействие усилилось и привело к латинизации Польши.

После татаро-монгольского погрома земли Юго-Западной Руси оказались включенными в состав Великого княжества Литовского, правители которого первоначально исповедовали Православие. Но в 1386 году великий князь Ягайло принял папизм и женился на фанатичной католичке Польской королеве Ядвиге. Тогда произошло объединение Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Православные терпели в новом государстве различные притеснения, и с каждым годом их положение ухудшалось. Особенно невыносимым оно сделалось после 1596 года, когда в Бресте частью малороссийского епископата была подписана уния с Ватиканом. С этого времени и вплоть до присоединения к Великой Руси, до 1654 года, народ Малой Руси отстаивал право исповедовать веру отцов с оружием в руках. А белорусы оставались под физическим и духовным гнетом еще дольше – до 1795 года, когда Речь Посполитая была разделена между Россией и Пруссией.

В православной России произошло воссоздание Православной Церкви в Варшавской губернии и была основана Варшавская митрополичья кафедра. Миллионы униатов возвратились к Православию – к вере предков.

Однако после революции 1917 года Польша отделилась от России и провозгласила свою независимость. Западные Украина и Белоруссия вошли в состав этого государства. В связи с этим Синод Русской Церкви в сентябре 1921 года назначил на Варшавскую кафедру архиепископа Георгия (Ярошевского), который в январе 1922-го был возведен в сан митрополита. Варшавской митрополии Русской Церкви была предоставлена автономия. В том же году по инициативе государственной власти состоялся архиерейский собор Польской Церкви по вопросу автокефалии. Мнения присутствовавших на нем иерархов разделились: трое (митр. Георгий, еп. Дионисий и еп. Александр) поддерживали эту инициативу, а двое (архп. Елевферий и еп. Владимир) возражали. В результате численного перевеса сторонников автокефалии было принято решение о необходимости ее получения.

Но Православная Церковь в Польше относилась к юрисдикции Русской Церкви, и только последняя, как Церковь-Мать, имела право даровать полякам автокефалию. Священноначалие же нашей Церкви отрицательно отнеслось к этому притязанию польских иерархов, что нашло отражение в ряде официальных документов, начиная с постановления Всероссийского собора 1917-1918 года и заканчивая посланиями Патриарха Тихона и заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия. Встретив сопротивление со стороны Матери-Церкви, польские архиереи, подстрекаемые националистическим правительством, пошли по пути раскола, обратившись с просьбой о предоставлении автокефалии в Стамбул, к Константинопольскому Патриарху.

8 февраля 1923 года митрополит Георгий был убит, и его обязанности принял на себя архиепископ Волынский и Кременецкий Дионисий. 27 февраля собором православных епископов Польши он был избран Варшавским митрополитом. Известный обновленческий деятель Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) 13 марта того же года утвердил его в этом чине с титулом митрополита Варшавского и Волынского и всея Православной Церкви в Польше. Вскоре после этого Метаксакис был свергнут с Константинопольского престола. Тогда митрополит Дионисий обратился к его преемнику Патриарху Григорию VII с просьбой благословить и утвердить автокефалию Польской Православной Церкви, а затем известить об этом Предстоятелей всех Поместных Церквей. Патриарх Григорий подписал раскольнический акт «Патриарший и Синодальный Томос Константинопольской Патриархии о признании Православной Церкви в Польше автокефальной».

Беззаконная автокефалия Промыслом Божиим встретила ряд препятствий. После смерти Патриарха Григория его преемник, Константин VI, в конце января 1925 года был выслан из Стамбула турецкими властями, и константинопольский престол пустовал до июля. Новоизбранный Патриарх Василий III в середине сентября направил в Варшаву делегацию, состоявшую из представителей Константинопольской и Румынской Церквей. 17 сентября в присутствии делегатов, а также всего епископата Польши, представителей епархий и членов польского правительства в кафедральном соборе святой Марии Магдалины состоялось торжественное чтение раскольнического «Патриаршего Томоса». При этом Польской Православной Церкви был навязан антиканоничный папский григорианский календарь.

В ряде источников по истории Поместных Православных Церквей, утверждается, что якобы автокефалию Православной Церкви в Польше признали в то время все Поместные и автономные Церкви, за исключением Русской. Однако это ошибка – на деле никакого признания не было. Выдающийся русский канонист профессор С.В. Троицкий пишет: «Несмотря на то, что польское правительство организовало специальную поездку митрополита Дионисия на Восток с целью убедить другие автокефальные Церкви признать польскую автокефалию <…>, попытка не удалась. Одни Церкви ответили уклончиво, другие, например, Сербская и Болгарская – категорически отказались признать неканоничную автокефалию Польской Церкви, а Патриарх Антиохийский Григорий дважды писал митрополиту Антонию, что подобного рода вмешательство, помимо просьбы и вопреки желанию и воле законной церковной власти Всероссийского Патриарха, недопустимо».

Следует отметить, что Польская Церковь в принципе не нуждалась в автокефалии, поскольку ранее, актом от 20 ноября 1920 года, Русская Церковь предоставила всем своим частям, разобщенным с центральной церковной властью, полную автономию. На это митрополит Сергий указывал и ее главе, митрополиту Дионисию. «Не желали автокефалии Польской Церкви и большинство ее епископов и ее миряне, – свидетельствует профессор Троицкий. – Эта автокефалия нужна была лишь шовинистическому польскому правительству для полонизации русского населения Польши, порабощения Православной Церкви и подготовки унии, а Константинопольская Церковь почему-то сочла нужным пойти навстречу его планам».

По поводу автокефалии Польской Церкви поговаривали, что она была куплена польским правительством в Константинополе за большие деньги. В частности, митрополит Антоний (Храповицкий) в послании Константинопольскому Патриарху Константину VI от 17 февраля 1925 года (см.: «Церковн. Ведомости», № 11 и 12 за 1925 г. С. 3) упоминает, что польские политики хвастались тем, что им удалось подкупить Константинопольского Патриарха. О «торговле автокефалиями» и «византийской продажности» Константинополя писал и сербский канонист д-р Е. Радич в своей брошюре «Начало православного церковного единства» (Панчево, 1900. С. 15-16).

Только 22 июня 1948 года Русская Церковь-Мать даровала своей Дочери Польской Православной Церкви законную автокефалию. После этого независимость ППЦ признали уже все Поместные Церкви. Так Русская Церковь, несмотря на пережитые ею в XX веке гонения от богоборцев, сумела дать отпор хищническим притязаниям стамбульских первосвященников, беззаконно вмешавшихся в ее внутренние дела.

Иеромонах Владимир (Боголюбов)

Источник: «Восьмой собор»

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100