Вторник, 23 Октября 2018 г.
Духовная мудрость

Свт.Игнатий об узком пути
Всегда немногие, весьма немногие, шествовали по узкому пути. В последние дни мира этот путь до крайности опустеет.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

митр.Иоанн о пагубности экуменизма
Как и всякая ересь, экуменизм лжет, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественность такого соединения, надеясь, что люди, завороженные благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Митр. Иоанн (Снычев)

Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии
Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о Православии

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

прп. Паисий о конце
Многие святые просили бы о том, чтобы жить в нашу эпоху и совершать подвиги. Я радуюсь, когда некоторые угрожают мне расправой за то, что я не молчу и разрушаю их планы.
Прп. Паисий Святогорец о последних временах

В кулуарах

Военный художник: Максим Фаюстов пишет картины о подвигах Русских героев разных лет
...Выпускник Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова, автор известных картин «Русский герой – Евгений Родионов» и «Шестая рота» (о легендарных псковских десантниках). Подвиги героев – как прошлого (св. Димитрия Донского, Ивана Сусанина, Космы Минина…), так и в особенности современные (например, участников Чеченской войны) являются ключевой темой его творчества...

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
25.07.2018
Русские подвижники последних времен: Памяти Оптинского старца-исповедника Даниила (Фомина)

Оптинский светильник

2018-07-25.1.jpg
Отец Даниил 

Оптинское старчество – необычайно яркое и значимое явление XIX – начала XX века. Земля благословенной Оптиной подарила Небу не только плеяду известных и уже прославленных святых, но и едва ли не больший сонм их учеников и последователей – подвижников минувшего столетия. Время смуты и катастроф, время искушений, мученичества и смерти определило судьбу многих тысяч Русских исповедников Православия, среди которых особым, неповторимым светом сияют человеками еще не прославленные, но Богом сопричисленные ко святым оптинские светила. Об одном из них – иеромонахе Данииле (Фомине) – и пойдет сегодня речь.

Иеромонах Даниил (в миру Дмитрий Кириллович Фомин) родился 25 июля 1875 года в Московской губернии. Родители: отец – Кирилл Федорович, мать – Анастасия Ивановна, из крестьян Самарской губернии, Бузулукского уезда, Графской волости села Ивановки. Переехали под Москву, в Можайск, во время холеры, в голодный год (до 1875 г.). Отец подвижника работал извозчиком и дворником, мать занималась хозяйством.

Окончив успешно четырехклассную городскую Сокольническую школу, Дмитрий поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий,  позже стал мастером и проработал там до 20-летнего возраста. Когда юноше исполнилось 17, скончался его отец, и на содержании Дмитрия остались мать и две сестры.

На 22-м году жизни он поступил на пять лет на военную службу, которую проходил в Ашхабаде. Однажды, при переезде по служебным делам по Каспийскому морю, он с сослуживцами попал в сильную бурю, корабль бросало как щепку, спасение казалось невозможным, все были обречены на гибель. Но вдруг он увидел в воздухе икону Матери Божией (материнское ему благословение). И внезапно буря утихла. Позже он узнал, что в это время за него молилась мать. И потом в его жизни еще неоднократно проявлялось дивное заступничество Божие.

В 1905 году началась японская война. Дмитрий уходит на фронт, а по возвращении с войны посещает различных известных старцев и православных подвижников и просит благословения на монашеский путь. Старцы его благословили, однако не указали, куда ему поступить. Сам он хотел идти на Валаам. Но сестра Дмитрия, Анастасия (впоследствии монахиня Архелая), тоже решила посвятить свою жизнь Богу. А т. к. она еще мало знала о духовной жизни, то брат направил ее сначала в Оптину Пустынь, а затем в Шамордино, в монастырь, находившийся в двенадцати верстах от Оптиной. Шамординские насельницы состояли под духовным руководством Оптинских старцев. В Оптиной же старцы все одинаково сказали Анастасии: «Ты поступишь года через три, а брат твой пусть теперь же приезжает к нам в обитель».

И вот Успенским постом Дмитрий едет в Оптину, чтобы лично увидеться со старцами и получить у них благословение на поступление в монастырь. «Но куда я поступлю, я еще и сам не знал», – вспоминал впоследствии отец Даниил. Только после беседы со старцем Иосифом он получил от Господа, через старца, указание остаться в Оптиной. «Как с плеч свалилось что-то, мне сделалось легко, и я почувствовал духовное утешение», – рассказывал позже батюшка.

Во время первой германской войны инока Даниила призвали в армию, но старцы предсказали, что на фронте ему не быть. И слова эти исполнились: как только его направляли на фронт, кто-нибудь в части заболевал, начинался карантин, и так случалось до трех раз. Война окончилась, и по молитвам старцев он вернулся в обитель.

В Оптиной отец Даниил нес послушание в ювелирной мастерской, где в совершенстве овладел церковным ювелирным ремеслом. Под мудрым руководством старцев он стяжал разум духовный. В 1919 году был рукоположен во диакона, позднее – во иерея.

Знавший отца Даниила при жизни протоиерей Михаил Калугин из Самары вспоминал: «Он был преемником великих Оптинских старцев – Варсонофия, Анатолия и других – уже прославленных в лике святых. У старца Анатолия Оптинского он был даже письмоводителем. Под его диктовку отвечал на письма людей. Уже после учебы в семинарии и службы в армии я однажды оказался в Ханкале, в гостях у одной благочестивой семьи. Мне там показывали два письма, написанные Оптинским старцем. И моя сестра по почерку узнала руку отца Даниила! Взяли его в письмоводители, потому что он был человеком грамотным и пытливым к духовной жизни. А до поступления в монастырь он был золотых дел мастер. Этот навык в нем сохранился до глубокой старости. Он нам отлил серебряный крест из полтинников».

После революции 1917 года Оптину Пустынь и Шамордин монастырь закрыли. Старец Даниил с сестрой переселились в город Козельск в нескольких километрах от Оптиной, где действовали четыре церкви. Подвижник любил ходить в Никольский храм и там принимал участие в церковных службах. В Козельске он сподобился явления святителя Николая, который предсказал ему трехлетнее заключение, что и сбылось.

Вскоре из-за преследований властей отец Даниил уехал на Родину – в Оренбургскую область, но и там его арестовали. Он попал в ссылку в город Котлас, где строил бараки для ссыльных. В этих бараках произошел следующий чудесный случай. Зима. Глубокой ночью, когда после утомительного дня все спали, приходит в барак человек и спрашивает отца Даниила: «Вы иеромонах?» Тот ответил: «Да». «Мне нужно исповедаться». «Но я не имею при себе епитрахили и креста с Евангелием», – ответил отец Даниил. «Я сам – священник и сын священника, душа моя скорбит смертельно. Я отступал от Бога, предавал своих собратий священников, творил беззакония с женщинами».

2018-07-25.jpg
Благословенная Оптина

Они отошли в конец барака за железную печь и приступили к Таинству Исповеди. Священник стал чистосердечно и искренно каяться, рассказывая про свои беззакония, так что отец Даниил ужаснулся, подумав: «Могу ли я разрешить такие грехи, как отступничество священника от Бога и другие тому подобные?» Но в конце Исповеди над ними вдруг воссиял свет. Через это отец Даниил познал, что Господь прощает грешника, и, положив руки на голову исповедующегося, прочитал над ним разрешительную молитву. Когда батюшка сказал ему: «Вставай», – тот был уже мертв. Он умер, стоя на коленях. Благодаря этому случаю старец осознал, что как бы ни был безмерно виноват грешник перед Богом, если он чистосердечно раскается, Господь его прощает.

По прошествии трех лет отец Даниил был реабилитирован, вернулся в родную Ивановку. И снова начались на него гонения от властей. Тогда ему пришлось переехать в Калугу, где он 11 февраля 1940 года был арестован в числе девяти священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме и перенес много скорбей и испытаний, но был утешен от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись Оптинские старцы Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17–19 августа во время выездной сессии Тульского областного суда в Калуге отец Даниил отказался признать себя виновным и был приговорен к восьми годам ссылки.

Отбывал срок он в городе Уральске, где работал в ремесленной артели и служил в местном кладбищенском храме. Через четыре года был выслан в поселок Джамбейта (150 км от Уральска), где пробыл еще 3,5 года. После удовлетворения просьбы об освобождении старец около 1945 года возвратился в село Вторая Михайловка Оренбургской области. По благословению архиепископа Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского) (впоследствии митрополита Куйбышевского и Сызранского) около года служил в молитвенном доме Ивановки. Затем был вновь арестован и сослан в город Кзыл-Орда (Казахстан). Освобожден из ссылки в 1948 году, жил во Второй Михайловке, зарабатывал на жизнь починкой обуви, металлической посуды, часов, изготовлял для верующих нательные крестики.

О годах, проведенных в узах, старец поведал: «Я пребывал до допроса в девятимесячном одиночном заключении. Камера была размером около двух шагов. В ней находился стол и сиденье. Но лечь было нельзя, спать – только сидя. И не было уже сил находиться в сидячем положении. Всегда приходилось быть в движении, ибо при засиживании члены тела невыносимо сковывались. Хотелось хотя бы раз лечь, вытянувшись во весь рост. Однажды я удивился сам: проснувшись, увидел себя лежащим вытянувшимся во весь рост. Это чудо Божие: камера была раздвинута.

Хлеб, который подавали в окошечко, был серым и слишком малым. Мне его не хватало, чтобы насытиться. Однажды, помолившись, я благословил хлеб и только положил его на столик, как этот кусочек стал белым и во много раз увеличился, и ствомне хватило его на сутки».

С 1952 года отец Даниил проживал в городе Сорочинске. Перед кончиной долго и тяжело болел; был напутствован Святыми Таинами. В его отпевании участвовал иеромонах Иоанн (Снычев), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, выдающийся подвижник наших дней. Из Сорочинска гроб с телом старца несли на руках, на всем пути его встречало множество народа. Похоронен он был рядом с матерью на кладбище села Вторая Михайловка, и его могилка стала местом поклонения и паломничества.

2018-07-25.2.jpg

Безупречный монах и пастырь, подвижник до конца жизни окормлял многочисленных духовных чад. Все отмечали его глубокое смирение, незлобие, послушание и нестяжательство. Он никогда не назначал платы за требы, сам помогал приходившим к нему. Имея великий дар рассуждения, утешал людей в трудных испытаниях, удерживал от отчаяния и греховных поступков. Разговаривал спокойно, вполголоса, вокруг него всегда было много детей. По благословению владыки Мануила дневники и записные книжки отца Даниила были отпечатаны и расходились в машинописных копиях среди верующих.

О старческом служении батюшки его духовные чада вспоминали: «Чтобы представить, как относились к старцу его мирские посетители: ученые, простолюдины, интеллигенты, невежды, богатые и нищие, – достаточно сказать, что все они приезжали издалека, по нескольку дней проводили возле старца и всегда чутко ловили каждое его слово. Почитатели отца Даниила повседневно, с утра до вечера, теснились у его кельи. Он ежедневно получал десятки писем со всех концов Руси и посылал на них ответы. <…> Когда-нибудь Русская земля назовет отца Даниила одним из великих своих подвижников».

Примечательно, что старец Даниил был некой духовной нитью, связующей владыку Иоанна (Снычева) с Оптиной Пустынью. Первая духовная наставница митрополита Иоанна, старица Феврония, была духовной дочерью иеромонаха Даниила. Духовный отец Владыки, митрополит Мануил, также окормлялся и исповедовался у старца.

Митрополит Иоанн оставил письменные воспоминания о смерти и погребении отца Даниила, сохранилось также произнесенное им надгробное слово: «Для нашего назидания необходимо сказать о его духовных качествах, самые главные из которых – смирение и послушание – он приобрел еще в начале монастырской жизни. А смирение – это первое основание всех других добродетелей. В частности, и для него эта добродетель послужила началом других добродетелей. <…> Отец Даниил был любвеобилен, его добродетельная душа вся была пропитана любовью к Богу, которую он проявил и в отношении к своим духовным чадам. Все были согреваемы его теплой духовной любовью. Скорбящим он подавал утешение, а с радующимися – радовался. <…> Следующей приобретенной им добродетелью был дар неосуждения ближних. За свою жизнь он никого не осудил. Бывали случаи, когда кто-либо в беседе с ним склонялся к осуждению ближнего, но старец всячески уклонялся от этого: или осуждающего побуждал к раскаянию, или кротко прерывал речь, начиная говорить о другом. А самой значительной его добродетелью являлся дар Иисусовой молитвы, к творению которой он побуждал себя непрерывно в течение трех лет. С Божией помощью она укрепилась в нем навсегда».

А вот рассказ будущего Владыки о его поездке на похороны старца: «…Долго не рассуждая, а всецело вверяя себя молитвам отца Даниила, я быстро собрал все нужное для дороги и отправился в путь. <…> Через несколько минут подошел скорый поезд. Билета нет, а ехать надо, но как это сделать? Решился договориться с проводником. После долгого увещания он наконец согласился посадить меня без билета. <…> Безконечные думы одна за другой роились в моей голове, вспоминалось нечто святое и спасительное. Вот, думал я, каковы должны быть истинные старцы. Благословил путь мой с молитвою – и все пошло хорошо. Следовательно, и все остальные советы, которые дает он людям, должно быть, не просто предлагаемы, но молитвенно испрошены им у Бога для удобного исполнения. Все это достигается путем глубокого познания воли Божией, благой и совершенной. Ведь нельзя испрашивать того, что неугодно Богу. Ценность рассудительности в том, чтобы точно познать волю Божию».

ИЗ ПИСЕМ  СТАРЦА ДАНИИЛА:

И наши старцы, блаженной памяти иеросхимонах Амвросий и мой старец схиархимандрит Варсонофий (он был из полковников по Генеральному штабу, но не захотел остаться в миру и быть генералом и поступил под руководство батюшки Амвросия и был его секретарем), вот и у них было много странностей, за которые их осуждали некоторые. Но я, грешный, никогда не верил тем нелепостям, какие об них передавали. И за эту любовь батюшка Варсонофий дарил меня, грешного, дивными утешениями как при жизни, так и по смерти своей, и всю дальнейшую мою жизнь он открыл мне, что уже многое сбылось, а остальное должно сбыться. Оставил он мне дивные наставления для жизни: как надо поступать в самых трудных положениях. Так, однажды, обращаясь ко мне, он сказал: «Отец Даниил! В жизни твоей будет много встречаться таких случаев сделать два зла. Выбирай всегда меньшее. Итак, умудряйся, как поступать». Это самое и к вам бывает часто приложимо…

+   +   +

Цель нашей жизни – достигнуть Небесного Царствия, а оно приобретается многими скорбями. Сказано: «...многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие» (Деян. 14, 22). Затем сказано: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь» (Пс. 33, 20). Если скорби назначены и праведным, и их избежать нельзя, то что же скажем мы, грешные, в свое оправдание? Приимем же эти скорби, посланные нам от Господа, как неизреченную милость Отца Небесного, Который хочет нас, грешных, очистить этими скорбями и ввести нас в Свое Небесное Царствие.

Подготовила Ксения Миронова

По материалам: Оптинский старец иеромонах Даниил (Фомин) / 
Духовный собеседник. Самара, 2002. № 1 (29). С. 54–87 
и материалам интернет-СМИ

http://www.pkrest.ru       

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См.также:




Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Электронные паспорта для «биообъектов»: Святые предупреждают об опасности тоталитарной диктатуры нового типа

9 октября 2018 года многие информационные агентства сообщили о готовящемся в РФ поэтапном введении с 2021 года электронных паспортов со ссылкой на газету «Ведомости». Газета опубликовала статью «Правительство обсуждает замену бумажных паспортов на электронные» с очень любопытным подзаголовком «Они дадут...


«В год столетия Русской Царской Голгофы...»: Резолюция конференции «Цифровизация российского общества»

16 сентября 2018 года в г. Перми состоялась конференция на тему «Цифровизация российского общества как уничтожение богоданной свободы человека. Время исповедничества наступило». На Конференции были заслушаны выступления священнослужителей Русской Православной Церкви, экспертов в области геополитики, правоведения, общественных деятелей. По итогам собрания...


«Православная экуменическая теология»: Константинополь при участии митр. Илариона (Алфеева) запустил еретическую образовательную программу

Помимо вполне классических предметов, однако, есть и такие: миссиология, экуменическая теология, экология и межконфессиональный диалог, современные православные экуменические деятели (!!!), православная феминистическая герменевтика (!!!) и прочие.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Воспитывать носителей Царской идеи: Беседа с о. Михаилом Ломакиным, установившим в своем поселке памятник Государю

В 2016 году на территории России насчитывалось 25 памятников святому Императору Николаю II и святой Царской Семье. Всего 25 памятников на огромную страну, где практически в каждом населенном пункте имеются идолы, проспекты или улицы Ленина и иных богоборцев и террористов. 25 против сотен тысяч – есть...


К чему нам готовиться?: Беседа об обстановке в Церкви, России и мире

Незаконные действия Константинопольского Патриарха Варфоломея взволновали верующих. Не имея на то канонического права, «восточный папа», как его теперь называют, «дает автокефалию» украинским раскольникам – т. н. «киевскому патриархату». Об этом, а также об общей обстановке и насущных проблемах церковной...


Прошло 100-летие Русской Голгофы, и пришло время жатвы: О. Павел Буров о неимении всецерковного покаяния перед Царем

Выучили ли мы уроки истории? Будет ли еще время на осознание? Есть время разбрасывать камни и время собирать их (см.: Еккл. 3, 5). Все надо делать вовремя... Есть законы физические и есть духовные. У Святых Отцов сказано, что прощение преподается сердцу кающемуся. Как можно прощать человека, который не понял своих ошибок, не собирается каяться, менять ситуацию?..


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100