Среда, 20 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
29.07.2018
Русские подвижники последних времен: Память Глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова)

Время жизни определено для искания спасения

2018-07-29.2.5.jpg

Схиархимандрит Иоанн принадлежал к тем редким необычным людям, которые соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие и ясновидящую мудрость, зиждущуюся на глубокой вере. Магистр богословия, автор множества богословских работ, он являет собой образ духовника, к которому люди обращались и обращаются как к источнику спасения. Каждого из своих духовных чад он как бы крепко брал за руку и узким и тернистым путем вел ко Христу.
 
Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) родился 6-го января 1932 года в деревне Потаповке Сумской области, в крестьянской семье. Его родителей отличали глубокая религиозность и благочестие, что отражалось на всем укладе семейной жизни. Уже в детские годы Иван обладал духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако детских игр он избегал. Зато часто посещал храм Божий, к чему детей приучила мать. Старшая сестра его рассказывала: «Иван рос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем, а ему – никогда. Всегда он был смиренный, никого не обижал».

В 1941 году мальчик остался в семье за старшего, так как отец ушел на фронт. Мать Ивана, Ольга Савельевна (впоследствии – монахиня Нина), вспоминала, что тогда он стал настоящей опорой для всех, руководителем и воспитателем братьев и сестер. С самого детства Ваня много трудился. Он умел делать все: и шить, и прясть, и ткать, и вязать, и готовить, и работать в поле. С 12-ти лет отрока взяли в колхоз; он пас коров, пахал, сеял, косил, собирал плуги, научился делать повозки. В школу ходил за шесть километров в село Сопич. Благодаря природной одаренности, Иван учился очень хорошо, учителя всегда его хвалили.

В 1951 году юношу призвали в армию. Позже он рассказывал, что и там не скрывал своей веры. Над койкой повесил икону, и никто его не ругал, не притеснял, все уважали. Находясь на срочной службе, Иван заболел, и в 1952 году был уволен из армии, вернулся домой. Чистейшая душа его стремилась к духовному совершенству, к единению со Христом. Именно в это время он сподобился Божественного откровения, о котором впоследствии говорил: «Такой свет увидишь – все забудешь».

В 1954 году Иван поступил в Глинскую Пустынь, где в то время подвизались великие преподобные старцы Андроник (Лукаш), Серафим (Амелин) и Серафим (Романцов). Именно с ними и сблизился духовно молодой подвижник, особенно – со старцем Андроником, с которым был связан дружескими узами до самой кончины преподобного.

По прошествии двух лет, 8-го октября 1957 года, Иван был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола. Случай для Глинской Пустыни, где постригали только после многих лет искуса, – необыкновенный. В 1961 году обитель закрыли, а отец Иоанн по благословению старца Андроника поступил в Московскую Духовную семинарию. В Великий Четверг, 4-го апреля 1962 года, в Патриаршем Богоявленском соборе он был рукоположен во иеродиакона, а 31-го марта следующего года – во иеромонаха.

После семинарии батюшка продолжил обучение в Духовной Академии, которую окончил в 1969 году со степенью кандидата богословия и оставлением в Московских Духовных школах в качестве профессорского стипендиата. Отец Иоанн преподавал столь интересно и вдохновенно, что на лекции к нему приходили студенты с разных курсов. С 1974 года в различных изданиях он опубликовал более ста работ; 11-го марта 1983 года защитил магистерскую диссертацию «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», получив звание магистра богословия. Патриарх Пимен отметил пастырские и научные труды отца Иоанна, наградив его Патриаршим наперсным крестом.

Но важнейшим служением отца Иоанна в Московских Духовных школах стало духовничество. Помещение перед ризницей, где он трудился, никогда не пустовало. Имя батюшки, как опытнейшего наставника, передавалось из уст в уста. Все более и более расширялся круг лиц, просивших его духовного совета и руководства: монахи и монахини, священники, известные ученые, рабочие, деревенские жители, студенты, школьники, врачи, учителя… Бесед со священником искали и епископы, и министры. А у него для каждого находилось соответствующее душеполезное слово.

Отец Иоанн имел дары Духа Святаго, среди которых были непрестанная молитва Иисусова, духовное рассуждение, прозорливость, проникновение в тайники человеческих душ, исцеление болезней душевных и телесных. Но главное, старец стяжал величайший дар благодати Божией – безпредельную спасающую христианскую любовь. Всего себя, все свои силы, ум, сердце и волю он отдал Богу и людям. И как часто он избавлял пасомых от болезней, скорбей, печалей, принимая их на себя, полагая душу свою за ближних!

Батюшка говорил: «Только любовью можно постичь внутреннюю жизнь других людей и войти с ними в тесное духовное общение», «Реальная любовь – носить немощи друг друга», «Любовь сильнее смерти», «В любви сокрыт ключ и истинного боговедения, и истинной христианской жизни». Он возвращал падшим людям образ Божий, умел заставить их плакать слезами покаяния, слезами возрождения к духовной жизни.

Живой пример молитвенного церковного духа отца Иоанна научал паству ценить богослужение, прививал усердие к посещению храма, внушительнее слов увлекал на добрый спасительный путь. Знавшие старца отмечали, что он был строгим и ревностным исполнителем Устава и призывал к тому же всех священнослужителей. Подвижник наставлял: «Благоговейное, истовое и возможно полное исполнение Церковного Устава имеет громадное религиозно-воспитательное значение для паствы и для пастыря. Оно объединяет их всех, показывает всю высоту и истинность Православия и его богослужения <...>. Когда богослужение совершается истово и по Уставу, то все верующие выходят из храма молитвенно одухотворенными и исполненными глубокого назидания».

Однако далеко не все обстоятельства в жизни отца Иоанна складывались благоприятно: из Троице-Сергиевой лавры его направили духовником в Жировицкий Свято-Успенский монастырь. Сырой климат этого области Белоруссии был ему категорически противопоказан и опасен для здоровья. Однако праведнику пришлось до конца испить чашу уготованных ему скорбей.

Когда батюшка приехал в Жировицы, жили там очень бедно, выращивали лишь немного овощей. Всеохватность деятельной натуры старца тут же проявилась в благоустройстве хозяйственной жизни монастыря: наладилось садовое хозяйство, огородничество, появилась пасека. Старец научил инокинь шить церковные облачения, вышивать и делать митры. И вскоре обитель стала славиться своими искусными мастерицами. Но главное внимание подвижник уделял духовной жизни. Его вдохновенное слово перед исповедью подвигало к покаянию, сокрушению о грехах.

Но недолго пришлось батюшке трудиться на новой ниве: в июне 1990 года он приехал в отпуск в Сергиев Посад, а в августе, перед возвращением в Белоруссию, недуг приковал его к постели. Страдания то усиливались, доходя до критических состояний, то немного ослабевали. Истаивало тело верного служителя Христова, но дух его по-прежнему был бодр и деятелен. При малейшем облегчении он сразу принимался за труд: работал над докторской диссертацией о Глинской Пустыни, Глинским Патериком и статьями. Рядом с кроватью старца была прибита рейка, на которой лежали ручка и карандаш. Он брал небольшой легкий лист фанеры, ставил его ребром на грудь и, положив на него бумагу, писал.

В это трудное время особенно проявилась жертвенная любовь праведника к Богу и ближним: он не переставал принимать духовных чад даже тогда, когда после очередной беседы терял сознание. Те, кто служили отцу Иоанну в эти дни, сетовали на посетителей, пытались оградить от них старца. Но однажды он сказал: «Не препятствуйте людям приходить ко мне. Я для того родился».

27–28-го июля 1991 года отец Иоанн чувствовал себя совсем плохо. 29-го июля, в понедельник, в 9 часов утра он причастился, а в половине десятого в полном сознании мирно отошел ко Господу. Погребен подвижник на Старом кладбище Сергиева Посада.

Благодаря своим богословским трудам, отец Иоанн известен сегодня не только как старец-духовник, но и как духовный просветитель. Он и в этом качестве умножил полученные от Бога таланты. Труды схиархимандрита Иоанна называют учебниками жизни, духовного роста и прозрения. Это воистину величайшее сокровище для воспитания чад Божиих в духе церковности. На могиле подвижника всегда много цветов, горящих свечей. Часто там слышится: «Батюшка, родненький, помоги!» Величие и красоту души отца Иоанна можно передать его же словами: «Любить добро, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, стремиться к жизни вечной – вот наша цель и духовная красота».

 

ИЗ ПОУЧЕНИЙ СТАРЦА  ИОАННА (МАСЛОВА)

2018-07-29.2.2.jpg 

Уныние бывает, когда дверь [души] открыта, т. е. впускаешь лукавые помыслы, они понемногу расхищают все, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровища и благодать.

+ + +

Смирение – это способность видеть истину.

2018-07-29.2.4.jpg

Больше надо молчать. Много говорит пустой человек. Если будешь мало говорить, к твоему слову будут прислушиваться. Когда говорят старшие – все выслушать, не перебивать, потом вежливо, кротко ответить.

+ + +

Много скорби праведным, но нечестивым – еще больше.

2018-07-29.2.3.jpg

Всегда надо помнить цель – спасение. Это дело всей жизни. Здесь скоро ничего не добудешь. Надо по шажкам, как слепой. Потерял дорогу – стучит палкой вокруг, никак не найдет, вдруг нашел – и снова с радостью вперед. Палка для нас – молитва. А потом как молния сверкнет – озарит все, и видно, куда и как идти. Но это редко, а обычно – молись. Ничто скоро не дается. И при жизни может, и в конце не дастся, а после смерти добродетели окружат тебя и вознесут.
 

Подготовила Ксения Миронова
По книге Н.В. Маслова «Благодатный старец». М., 1998.

http://www.pkrest.ru

___________________ 
Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100