27.07.2018
Поделиться новостью в соц сетях:Русские подвижники последних времен: Память схиигумена Саввы (Остапенко) Псково-Печерского
Во свете любви Божией
Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году, 12 ноября (по ст. ст.), в простой христианской семье на Кубани. Родители его, Михаил и Екатерина, были людьми благочестивыми. Мать, имея восемь детей, отдавала последнюю еду приходившим в дом странникам. На укоры мужа: «Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила!» – жена с уверенностью отвечала: «Бог пошлет!» И Господь действительно не оставлял их без хлеба насущного.
Чета Остапенко вместе с детишками паломничала по святым местам. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храмах, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие службы.
С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу; учение шло легко. Он с радостью прислуживал в церкви, пел на клиросе. Все это постепенно привело Колю к мысли стать монахом. Как-то раз он хотел даже втайне от родителей уйти из дома с иноком-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.
Но ждать пришлось не год и не два... Долгие годы заветное желание не исполнялось, но подвижник продолжал усердно и горячо молиться Господу.
Юный Николай хорошо знал Евангелие и особенно любил перечитывать Святое Благовествование от Иоанна. Во время чтения Писания на душе у него становилось так сладко и хорошо, что он забывал обо всем земном.
В 1911 году Николай окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения. С 1916 года проходил службу в армии, в 1923 году завершил курс обучения в Московском военно-инженерном училище, получив специальность техника по возведению оборонительных сооружений. После этого работал на производстве и продолжал учиться, так что к 1932 году окончил строительный техникум по специальности «инженер-строитель».
Можно только догадываться, что стоит за этими датами. Прежняя Православная Россия была уничтожена захватившими власть безбожниками, почти половина жизни прожита в миру. И как смог Николай сохранить, словно неугасимую лампаду, свою веру и любовь ко Господу?! Видимо, силен был этот огонь, если не погас он ни в страшные 20-е годы, ни в более мрачные 30-е.
Только после войны, когда в стране стали восстанавливаться храмы и открываться духовные учебные заведения, когда вновь распахнула перед богомольцами свои врата Троице-Сергиева лавра, Николаю удалось, наконец, исполнить то, к чему стремилась его душа. В 48 лет он оставил профессию строителя и поступил в Московскую духовную семинарию. Курс семинарии Николай Михайлович закончил за три года вместо положенных четырех. Настоятель Богоявленского собора звал его служить к себе – у мощей святителя Алексия Московского. Но давняя многолетняя мечта о монастыре не оставляла будущего схиигумена, и он от приглашения отказался.
И вот наконец-то, в 1948 году, Николая принимают в число братии Троице-Сергиевой лавры. Сначала послушником. Этот период был недолгим для будущего старца. Уже осенью того же года состоялся его постриг в мантию с именем Савва – в честь преподобного Саввы Сторожевского. В 1952 году отец Савва был рукоположен во иеромонаха.
Жизнь батюшки в Лавре совпала с трудным периодом ее восстановления. Неся послушание эконома, ему приходилось не только руководить строительством, но и самому выполнять самую тяжелую и грязную работу. Видя зрелость и богатый жизненный опыт эконома, наместник обители дал отцу Савве новое послушание – быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца.
Духовные чада батюшки рассказывали, что он никогда не бранил за порок, а старался раскрыть и показать человеку всю мерзость содеянного им греха. Измученные сердца находили у доброго и мудрого священника утешение.
«Сколько искренних слез и стенаний было на Исповедях, которые проводил наш духовный отец!» – вспоминали позднее его воспитанники. «Встанем на коленочки, – бывало, скажет он, – и со слезами помолимся. Попросим Господа простить наши грехи, наши ошибки», – и море слез льется из очей исповедующихся.
В 1955 году указом Святейшего Патриарха Алексия I старец был переведен в Псково-Печерский монастырь, в котором по 1957 год нес послушание благочинного.
Не все было гладко. Находились люди, которые не понимали пастырского служения отца Саввы. Несколько раз он был вынужден служить на приходах Псковской епархии, но, несмотря ни на что, всегда возвращался в обитель, под покров Пресвятой Богородицы. «Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, тот, может быть, и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души! Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог», – наставлял батюшка.
16 августа 1973 года наместником Псково-Печерской обители отец Савва был пострижен в схиму без изменения имени, но на этот раз – в честь преподобного Саввы Освященного.
Люди съезжались к отцу Савве со всех концов страны. Что они обретали в Печорах? Любовь и утешение, покаяние и прощение. Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой, который бы не утешился рядом с ним. Для каждого у отца Саввы находилось слово любви и мудрого наставления. Но более всего привлекала к старцу слава о нем как об удивительном молитвеннике – смиренном, но дерзновенном ходатае пред Богом о людских горестях и нуждах. Сохранилось немало воспоминаний духовных чад отца Саввы.
Приведем свидетельство одного из них – архимандрита Рафаила (Карелина):
«Самым большим событием в своей жизни я считаю встречу со схиигуменом Саввой (Остапенко). Впервые я встретился с ним в 1955 году в монастырском корпусе Троице-Сергиевой Лавры <…>.
После открытия Лавры он, еще будучи в миру инженером-строителем, участвовал в восстановлении монастыря. Здесь он учился в семинарии, но настоящей духовной школой был для него храм. Рассказывали, что во время церковной службы он забывал обо всем и нередко опаздывал на уроки. Когда педагоги спрашивали: „Где Остапенко?“, то дежурные студенты отвечали: „У преподобного Сергия на молебне“ или: „Читает записки на панихиде“. Некоторым студентам это казалось странным, и они втихомолку подшучивали над ним (на что он отвечал только улыбкой), но когда приближались экзамены, то шутники первыми просили у него молитв. Многие впоследствии с благодарностью вспоминали отца Савву именно за то, что он своим примером учил их, что самое главное в жизни христианина, особенно священнослужителя, – непрестанная молитва. <…>
Отца Савву постоянно окружал народ; около монастырских ворот можно было видеть толпу богомольцев, которые часами ожидали, когда он выйдет из келии, чтобы взять у него благословение или спросить о чем-то очень важном для себя. <…>
Молва о великом молитвеннике шла по всей Руси и с каждым днем собирала около него все больше духовных чад. Это было единственным и самым тяжелым обвинением против него для негласного суда. Такие суды, чем-то напоминающие „тройки“ 30-х годов, вершились в кабинетах уполномоченных при закрытых дверях. Гонения на отца Савву продолжались несколько лет со все возрастающей силой. Ложь, угрозы, притеснения, оскорбления, клевета обрушивались на него будто удары молота, а он стоял неподвижно, как наковальня. Наконец власти потребовали, чтобы его перевели в какой-нибудь монастырь подальше от столицы. Отец Савва получил указ о направлении его в Псково-Печерскую обитель. <…>
Молитвы такой силы, которой обладал отец Савва, я не встречал ни у кого. Он был всегда радостен, как будто он только что получил какую-то дорогую для него весть и хочет поделиться ею со всеми нами, но особенно преображался во время храмовой молитвы. Я помню его взгляд: лучистый, ясный и глубокий, как будто проникающий до глубины души. <…>
Одна женщина в Сухуми спросила меня: „Ты знаешь отца Савву?“ Я ответил: „Да“. Она сказала: „Нет, ты не знаешь его. У меня был рак груди. Врачи говорили, что операция необходима, я попросила молитв у отца Саввы. Он ответил: ‘Будешь здорова’. После этого опухоль у меня стала рассасываться, а потом исчезла совсем. Разве ты знал, что он творит такие чудеса?“ Я спросил: „А ты сказала ему об этом?“ Она ответила по-детски: „<…> Я встретила его в церкви и, когда хотела сообщить ему о своем исцелении, он дотронулся пальцем до моих губ и тихо сказал мне на ухо: ‘Господь, а не я’“». <…>
Отец Савва всю жизнь подвергался гонениям. Можно ли сказать, что он покорялся своим обидчикам и принимал это безстрастно? – Нет. Он духовно боролся, только не с ними, а за них. У него был особый помянник, куда он записывал имя каждого человека, от которого исходила эта диавольская неприязнь. В начале проскомидии или у себя в келии на молитве он читал этот помянник, а потом уже молился о близких себе людях. Он также давал своим чадам листы, где были написаны имена его недоброжелателей, и говорил, что это его лучшие благодетели и духовные друзья. Однажды такой список он дал мне. Я по своей неопытности подумал: наверное, это те люди, которые сделали какие-нибудь пожертвования для монастыря. А потом случайно узнал об этой его духовной милости от одной хорошо знавшей его монахини. <…>
Для наших современников подвиг отца Саввы имеет еще одно значение. Он воочию показывает нам, что даже в наше растленное и бездуховное время, когда мир стонет под властью демонических сил, а в самом христианстве преобладает мертвящий дух теплохладности, возможно стяжать благодать, подобную благодати древних подвижников: были бы только горячая решимость и твердое произволение.
Господь не покинул нас, Он с нами, как в прежние времена, так и теперь. Об этом свидетельствует вся жизнь схиигумена Саввы».
В конце 70-х годов здоровье старца серьезно пошатнулось, им все больше стали овладевать недуги. 27 июля 1980 года в 9 часов утра батюшка отошел к Богу.
Схиигумен Савва написал много книг о внутренней, духовной жизни. Тогда опубликовать их было невозможно: они перепечатывались на машинке или переписывались от руки. Язык этих книг очень прост и ясен; и все – от малого ребенка до богослова – найдут в них понятные для себя духовные советы. Когда их читаешь, то кажется, что это отец разговаривает со своими детьми.
«Каким был Ваш духовник схиигумен Савва?» – спросили у одного из чад. «Он творил любовь», – был ответ.
Вот поэтому никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.
Далее публикуем некоторые его наставления:
Краткие правила для жизни
1. Благодари Бога за Его благодеяния, за самую жизнь и за спасение от грехов.
2 Заботься иметь душевный мир, а для этого все делай не спеша, с молитвой, как в живом присутствии Божием, но говори себе: «Может быть, живу последний день».
3. Всем старайся сказать и сделать что-либо доброе: это будет бальзам для них и на твои раны.
4. Терпи все обиды кротко, не осуждай обидчиков, говоря себе: «Это мне за мои грехи прежние».
5. Никогда не унывай, если и погрешишь, – Христос пришел ради грешников.
6. Терпи самое себя и свои слабости, не приходи от них в уныние, а смиряйся: Господь любит таких.
7. До конца дней считай себя недостойным благодеяний Божиих и даров благодати и на добрые дела свои не засматривайся – они от благодати, а не от наших подвигов. Всегда считай себя первым грешником и все спеши к благодати (причащение, св. вода и прочее) не как достойный ее, а как к лекарству, с чувством глубокого смирения, покаяния и упования на милость Божию. Так великие грешники делались святыми.
8. Грехи и страсти отделяй от себя, относи их демону и борись с ними молитвой, смирением, терпением – получишь мученический венец.
9. Враг наводит на грех через разные помыслы. Не беседуй с ними и не разбирай помыслов, избежишь и смущения. Беседуй с делами, с людьми, а паче всего с Богом, сказано: непрестанно молитеся.
10. Всякую печаль и скорбь переводи на молитву и успокаивайся в Боге: Он спасает и прощает тех, кто кается.
Подготовила Ксения Миронова
___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям.
Телефон редакции: 89153536998
См.также:
<-назад в раздел