Воскресенье, 21 Июля 2019 г.
Духовная мудрость

Св. Косма Этолийский о папе
Папа – это антихрист... Папу проклинайте, потому что он станет причиной (отступления).
Св. Косьма Этолийский о ереси католиков

Преп. Амвросий Оптинский о мудрости
"Будите мудры яко змия" (ср. Мф. 10,16). Змея, когда нужно ей переменить старую кожу на новую, проходит чрез очень тесное узкое место, и таким об разом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу. Так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. - При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить.
Преп. Амвросий Оптинский

Митр. Агафангел о духе мира
Все должны понимать, что внедряемая система тотального контроля и управления людьми, прежде всего, несет вред душам человеческим.
Митрополит Агафангел Одесский

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии
Здравые и спокойные умы всегда признавали и признают совершенную необходимость и общественную пользу царской власти.
Прав. Иоанн Кронштадтский о монархии

В кулуарах

Верующий народ не обманешь: Почему прихожане перестают посещать храмы?
...Живя почти в центре Москвы, знаю много приходов, старинных храмов, в которых действительно происходит то, что описано в Вашей статье.  Своей истовостью, стариной стены храмов притягивают многих людей. Но заходя в них, часто испытываешь неосознанное чувство смятения и растерянности от царящей...

Россия, волки и Иван Васильевич: Эссе о покаянии русского народа и наказании тех, кто глумится над нашим Отечеством
У волков в овечьих шкурах сейчас наблюдаются некоторые трудности. Они не узнают друг друга. Смотрят друг на друга, один о другом думает, что перед ним овца. Бросаются друг на друга, пока разберутся, кто есть кто, уже один другого загрызть успел. И вот такая проблема теперь у них, у волков, которые в...

Кто духа Христова не имеет, тот и не Его: Кого можно считать воцерковленным человеком?
Про кого можно сказать, что он живет настоящей церковной жизнью? И что можно считать своего рода недовоцерковленностью и личным недохристианством? Отвечают священники...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
24.06.2019
Русские подвижники последних времен: День памяти Елецкой затворницы Мелании (Пахомовой)

2019-06-24.jpg

Девица Мелания Пахомова родилась в 1759 году в бедной, но благочестивой семье. Пред кончиною родители заповедали старшему сыну заботиться о доме и малолетних дочерях – Мелании и Екатерине.

Мелания еще прежде совершенных лет почувствовала влечение к иноческой жизни. Трудолюбивая, словно пчелка, молодая и красивая собою, она часто ходила на Каменную гору и, возвращаясь домой, уговаривала брата отпустить ее в монастырь. Но доброе дело не совершается без испытания, и брат Мелании захотел выдать девицу замуж. Однако в день, назначенный для помолвки, возлюбившая не земного, но небесного Жениха Господа подвижница скрылась из дома на три дня. После этого случая брат отпустил ее в обитель, в денежной же помощи отказал. Но в сердце юной Мелании утвердилась непоколебимая вера в Промысл Божий, и она, помолившись, взяла с собою только то, что служило ей вседневным одеянием. Это было осенью 1778 года, когда Мелании не исполнилось еще и 20-ти лет.

Водворившись на Каменной горе, не обнесенной тогда никакою оградою, кроме густого леса, среди которого, молитвами и благословением святителя Тихона, возрождался девичий монастырь, блаженная Мелания день и ночь ревностно подвизалась в посте и молитве и с горячею верою и покорностью смиренно принимала добрые внушения честных стариц. Она трудилась и радовалась, проходя различные послушания и соблюдая в тайне постоянную молитву и молчание уст. Дух ее горел желанием подвигов. Вскоре она сподобилась принять благословение святителя Тихона, которого после многократно посещала.

Спустя несколько лет, младшая сестра ее Екатерина была принята в монастырь и помещена к Мелании. Поистине, жительство их было чудным и достохвальным! В келии, кроме кувшина с водою и малого запаса сухарей, ничего не имелось. Их ветхая одежда часто поновлялась заплатами, но при этом содержалась в опрятности и чистоте. Сестры имели обильный источник слез и плакали ежедневно о грехах своих. Во время святой Четыредесятницы Мелания и Екатерина вкушали лишь сухари с водою, и то только в субботу и в воскресенье, а в прочие дни безмолвие, плач и молитва к Богу насыщали и увеселяли души добрых подвижниц. Приобщение Святых Божественных Таин бывало у них наравне со старицами во все посты, а иногда и дважды в пост. В остальное время года они постились умеренно, то есть вкушали мягкий хлеб, но редко прибавляли к нему что-либо другое, кроме соли и воды. Однажды монахиня Евагрия принесла им свежих огурцов. Екатерина разрезала огурец, посолила и хотела есть. Мелания же тихонько тронула ее за руку и сказала: «Что ты делаешь? Это плотоугодие!» «Прости, матушка сестрица! Я забылась», – ответила Екатерина и отложила овощ в сторону.

Двадцать два года прожила Екатерина на Каменной горе. По кончине ее Мелания затосковала и долго не могла прийти в душевное спокойствие. Чтобы избежать докучливых посещений и расспросов, она приняла на себя подвиг юродства. Но, по попущению Божию, враг рода человеческого, злобствующий на подвижницу, готовил ей разные сети в надежде погубить ее самомнением. В одну ночь Мелания, утомившись от борьбы со сном, присела у дверей своей келии и забылась. Вдруг ей показалось, будто огненная колесница с крылатыми конями спустилась на землю и юноша в белой одежде подошел к ней и сказал: 
   «Прииди, о возлюбленная Богом, и восприими мзду трудов твоих. Бог послал меня, Ангела Своего, вознести тебя в райские селения, где ожидает тебя сестра твоя Екатерина». 
Мелания, услышав о сестре, так обрадовалась, что забыла оградить себя крестным знамением. Ей представилось, что она взошла в колесницу и крылатые кони понесли ее по воздуху к великолепному дому, около которого белоризец высадил ее и хотел ввести внутрь. Тут Мелания наложила на себя крестное знамение, и все внезапно исчезло. Вдали послышался неистовый хохот, и подвижницу объял невыразимый страх. Она увидела себя на краю моста, на самом опасном месте.

С помощью Божией с тех пор она была весьма осмотрительна в своих помыслах, усерднее вооружалась смирением и молитвою и на всякий час остерегалась козней вражиих. Господь послал ей духовную помощь и утешение в лице старца Илариона Троекуровского и двоих его сподвижников. Все они начали увещевать Меланию, обещали молиться о ней и строго наказали оставить юродство, сидеть в своей келии с молчанием и приготовлять себя к затворнической жизни. Мелания вняла наставлениям и решилась испытать себя в новом великом подвиге добровольного заключения.

В день Преображения Господня в 1819 году блаженная приобщилась Святых Божественных Тайн и, помолившись Пресвятой Богородице, закрыла глаза платком и просила одну из послушниц довести ее до келии, объяснив ей, что у ней болят глаза и она не может идти без посторонней помощи. С тех пор она неисходно до кончины своей пребывала в своем полутемном затворническом жилище.

Но подвижницу ожидало испытание многоразличными скорбями. Из всех искушений, постигших блаженную Меланию, одно, на первый взгляд, незначительное оказалось для нее по немощи человеческой самым лютым и едва не расстроило прохождение подвига. Недалеко от затворницы жила сестра обители Елпидифора, которая по зависти бесовской часто поносила ее и своим злоречием соблазняла посетителей монастыря. Она дошла до такой степени ожесточения, что день и ночь всеми способами старалась нарушить безмолвие и досадить Мелании. Долгое время блаженная переносила все с кротостью и, по заповеди Господней, молилась о сестре. Но вот наступила весна. У Елпидифоры тяжело заболела родственница, и она устроила постель стонавшей от боли женщины прямо под окном затворницы и оставила ее там на все лето. Когда же холода заставили переместить больную в келию, Елпидифора на ее место привязала козу и загородила ей выход. Бедное животное своим блеянием так докучало Мелании, что ей хотелось дать место злобе и покинуть затвор. Долго колебалась она, но в конце концов вышла из келии и отломала загородку от своего окна. К несчастью, подстрекаемая бесами соседка увидела это и с диким воплем бросилась на затворницу. К ней присоединились и другие и, как безумные, избили бедную старицу, насильно втолкнули ее в келию и заперли дверь. Вскоре, опомнившись и испугавшись содеянного, они пустили в народе молву, будто затворница помешалась. Этот слух быстро разнесся по монастырю и по городу, и некоторые стали советовать игуменье отвезти блаженную Меланию в Орел, в дом умалишенных.

Тогда-то Мелания познала свою немощь и побеждение от врага. С глубоким чувством раскаивалась она в своем малодушии и нетерпении, смиряясь от всего сердца. После этого случая враг начал сильно нападать на подвижницу ночными привидениями и устремлялся на нее в зверских подобиях. Но Мелания, положившись на Господа, терпеливо все переносила и с сокрушением духа день и ночь умоляла Бога, да не предаст душу ее стужающим ей бесам. И за несколько лет она столь преуспела в любви и смирении, что с радостью благодарила Бога за все.

Высокодуховная подвижническая жизнь Мелании низвела на нее благодать Божию, и праведный Господь щедро обогатил верную рабу свою необыкновенными дарами. Она могла прозревать будущее, находящихся в недоумении о своих обстоятельствах снабжала мудрыми советами и нуждающимся подавала помощь.

Так, в Елецком тюремном замке ею в последние часы своей жизни был утешен узник. Имя этого старца теперь забыто, помнят только, что он страдал безвинно и впоследствии оказался совершенно правым, но судебное оправдание уже не застало его в живых. В тот день, когда он был болен и, чувствуя приближение смертного часа, просил священника, затворница Мелания ранним утром послала нарочного к купчихе Лавровой, приказывая ей отложить чаю и сахару и того сладкого пирога, который та в тот день для себя приготовила, и сейчас же отослать все это в острог болящему узнику. Изумилась Лаврова таким словам: как могла знать затворница даже и то, что у нее в печи? Удивился и болящий узник и со слезами благодарил Бога, когда подали ему от затворницы Мелании именно то, чего он желал, но не смел никому и мысли своей открыть об этом. Спустя несколько часов он умер. Тогда явился другой посланник от купца Перекалина: привез новую одежду, гроб и немного денег. Вручая это смотрителю для погребения новопреставленного узника, посланный сказал: «Все это прислано от нашего хозяина по приказанию матушки затворницы». Свидетели сего были поражены и возблагодарили Бога.

Так прошла жизнь простой неученой девицы, которая возмогла усвоить мудрость духовную. Приблизилось время блаженной кончины затворницы. Наступил пост святых апостолов Петра и Павла, она начала приготовляться к принятию Святых Таин. В день причащения священник шел к ней из церкви со Святыми Дарами, а причетник нес впереди зажженную свечу. Вдруг подул сильный ветер, и свеча погасла. Причетник хотел возвратиться зажечь свечу в церкви, но священник, поторопив его, сказал: «Там зажжем». Когда же прошли весь монастырь и причетник ступил на порог келии затворницы, свеча загорелась сама собою.

Достигшая 77-летнего возраста великая подвижница затворница Мелания отошла ко Господу, Которому усердно служила все дни своей жизни, в ночь с 10-го на 11-е июня 1836 года. Вошедшие в ее келию нашли подвижницу благообразно лежащею на полу, с воздетыми руками, молитвенно и радостно смотрящею на икону Спасителя. Лицо ее было светло и покойно. Дивные знамения сопровождали ее кончину: возвращавшиеся из Задонска путники видели в полночь огненный столп, стоявший над Каменной горою.

После успения подвижницы доставлявшая ей скорби монахиня Елпидифора рассказала следующее: 
   «По кончине блаженной Мелании поручено было мне, как ближайшей соседке, хранить ее келию и, за послушание, вводить в нее приходящих. По зависти вражьей кто-то донес игуменье, что я воспользовалась деньгами, которые подавали усердствующие. Меня оштрафовали монастырским наказанием: не позволили получать милостыню и читать неусыпаемую Псалтирь. Через это я должна была лишиться монастырского пособия и при всегдашней моей бедности терпеть еще большую нужду. Я плакала, просила прощения, оправдывалась, но тщетно. В одну ночь вижу во сне затворницу Меланию, и она говорит мне: „Не плачь. Я знаю твою скорбь. Иди, выполи траву около моей келии, и Господь утешит тебя“. Я встала и, помолясь Богу, тотчас пошла полоть траву около ее кельи. К концу моей работы в углу маленького ее задворка я нашла узелок и в нем несколько серебряных монет. Я заплакала от радости. Не столько деньгам я обрадовалась, сколько тому, что угодница Божия утешила меня своею милостынею. И, к удивлению, я на эти деньги купила все, в чем имела нужду. Но вот что еще более поразило меня: в жизни моей я много оскорбляла ее. И постигшую меня скорбь я уже принимала как заслуженное мною наказание от Бога, а она меня так видимо утешила. Впрочем, она еще и при жизни своей мне все простила: позвала к себе, угощала меня чаем, дала мне подарки и сама просила у меня прощения. И теперь вот как помогла мне в скорби моей!»

Таково незлобие истинных рабов Христовых, что и ненавидевшие их делаются проповедниками добродетели их. И исполняется слово Господне: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят и уразумеют сердцем своим ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

Подготовила Ксения Миронова

По книге: «Жизнеописание девицы Мелании, 
затворницы Елецкого Знаменского на 
Каменной горе девичьего монастыря». 


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


Потребуют ли осознанного отречения от Бога при антихристе?: Доклад с конференции антиглобалистов УПЦ (+ВИДЕО)

...Так следует поступать со всеми веяниями глобализма – отвергать на том этапе, когда от нас требуется добровольное согласие с «новым мировым порядком». Иначе, добровольно согласившись с навязываемой нам системой, мы принимаем ее правила, заключающиеся в поклонении новому «хозяину мира», будет оно совершаться...


Теперь начинается решительная борьба за будущее России: В Госдуму внесен законопроект о цифровом профиле и электронном паспорте

До полного подчинения транснациональной элитой многомиллионного «человеческого капитала» РФ, под предлогом перехода на цифровую экономику, остается совсем немного времени. Всемирный банк и прочие «уважаемые партнеры» из числа «хозяев денег» подгоняют компрадоров в кабмине РФ, и они послушно берут под...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Царская тема лежит в основе всех сегодняшних событий: Казак С.А. Матвеев об обстановке в России и мире

Как с духовной точки зрения оценить положение дел в современной России? И как оно связано с Царской темой? Ведь часто эта связь бывает незримой… Дадим слово казачьему есаулу, поэту и публицисту, деятелю Монархического движения Сергею Александровичу Матвееву...


Императорский Конвой возрождает Святую Русь: Беседа с духовником Сестрорецкого казачества

...Мы, значит, в 2017 году 100-летие гибели Империи памятовали, а они – праздновали юбилей октябрьской революции. И вот мы на этом берегу, в центре города, создаем в противовес им Царский мемориал, ценнейший артефакт. У них памятниками Ленину все заставлено, а мы – поклонные кресты водружаем, библиотеки...


Возрождение России – через исправление себя: О сегодняшнем состоянии православно-патриотического движения

В начале 90-х годов православно-патриотическое движение в России вышло из подполья, и началось его возрождение. За истекшие почти 30 лет оно пережило много бед и скорбей, но были и радостные моменты и даже небольшие победы. Перед нами прошла череда выдающихся, талантливых, отважных Русских людей, которые...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100