Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Исаак Сирин об еретических книгах
Ничто так не располагает душу к богохульству, как чтение книг еретических.
Прп. Исаак Сирин о хранении веры

Свт. Игнатий о латинстве
Займитесь чтением Новаго Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая «церковь» выдает за святых).
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинянах

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

завещание ст. Иоанна (Крестьянкина)
Русский язык, новый стиль, католики – ничего не принимать!
«Завещание» старца Иоанна (Крестьянкина)

свт.Феофан о мiролюбцах
Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник о пути спасения

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
15-е правило не оправдывает раскольников 03.09.2013
15-е правило не оправдывает раскольников
Предлагаем вниманию читателей небольшой фрагмент из книги известного подвижника благочестия иеросхимонаха Оптиной Пустыни Иоанна (Малиновского), посвященный обличению так называемого «старообрядческого» раскола.

По смерти своих православных родителей отец Иоанн воспитывался и обучался грамоте у раскольников, которые отторгли его от Святой Церкви. В зрелом возрасте, по милости Божией, он осознал пагубность своего положения и вернулся в лоно Матери-Церкви, проживал в различных монастырях (Георгиевском Балаклавском, Александро-Свирском, Александро-Невской лавре), пока по собственному прошению не был определен насельником скита Оптиной Пустыни. Там он подвизался до своей кончины под руководством преподобного Оптинского старца Льва, оставив после себя ряд противораскольнических сочинений.

Публикуемый отрывок будет интересен и как относящийся к современным раскольникам, покинувшим Православную Церковь, ссылаясь на 15-е правило Двукратного Константинопольского Собора.

Раскольники указывают на следующие слова из Перво-Второго Собора, бывшего в храме святых Апостол, из середины 15-го правила: «Аще неции отступят от некоего епископа не греховного ради извета, но за ересь его, от Собора, или от Святых Отец неведому сущу, таковии чести и приятия достойни суть, яко правовернии». Плещуще руками, говорят они: вот сие-де 15-е правило оправдывает нас в приеме приходящих к нам от Велико-Российской Церкви священников и диаконов, поелику мы принимаем их, яко отлучившихся от своих епископов не греховного ради извета, но за содержащиеся в Велико-Российской Церкви ереси*.

Против такового раскольнического оправдательного мудрования и клеветы на Святую Церковь (ибо клевещут, якобы в ней имеются ереси, т. е. догматы, противные Православию), в защищение ее Православия довольно сказать нам то, что оправдывает громогласно нашу Православную Церковь содержимый оною Символ Православной веры и другие догматические книги; а посему раскольникам приводить в оправдание своего приема беглых попов и диаконов вышеозначенное 15-е правило никак не прилично.

Что касается до того, что они помянутые обряды и некоторые обыкновения православных почитают ересями, содержащимися в нашей Православной Церкви, то очевидно, что сие есть явная клевета раскольников. Ибо обряды православных несколько различествуют только от содержащихся в московских старопечатных книгах, по невежеству и злоумышленно раскольниками же в оные внесенных; но они во всем согласны как с греческими, так и с древними славянскими книгами, переведенными с греческих. Посему таковые древнейшие и достойнейшие всякого уважения обряды называть ересями есть самая крайняя и невежественная глупость и особенно потому, что обряды сии не принадлежат к существенным догматам веры; а за различие церемониальных обрядов отлучаться от Святой Церкви непозволительно, да и весьма грешно, о чем имеются неоспоримые доказательства разных Святых Отцов и достоверных Учителей.

Следовательно, и раскольникам по сим же причинам приходящих от нашей Святой Церкви беглых попов и диаконов принимать весьма грешно, а особенно исправлять их или, лучше сказать, безобразить вышеозначенным чиноприемом (перекрещиванием или «миропомазанием» – примеч. ред.), – и не только их, но и других, когда бы то ни было, даже совершенных еретиков и раскольников; поелику раскольники не суть какие-либо члены Святой Соборной и Апостольской Церкви, но суть отторгшиеся от оной, яко гнилые уды, простолюдины. А посему вышеозначенное 15-е правило нимало не оправдывает раскольников и говорит не за них, но противу их, и не против православных пастырей, но за пастырей Православной Церкви, потому что православные пастыри никогда не отступали от Православия, а раскольники, напротив, отступили от оного. Право же присоединять к Православной Церкви еретиков и раскольников принадлежит не мирянам, а законоправильным судиям и членам Святой Церкви, как-то: православным Патриархам, митрополитам, архиепископам и епископам и прочему духовенству, которым, по силе Первого Вселенского Собора 8-го правила и Карфагенского Поместного Собора по силе 117-го и 119-го правил, предоставлено и следует принимать еретиков и раскольников и обращающихся к Святой Церкви, исправлять по соборному чиноположению и по их достоинствам удостаивать чести и звания, т. е. по соборному определению вручать им, если они епископы – епархии, если иереи – парохии (приходы – примеч. ред.). Таким образом, очевидно, что обращающихся от ересей ко Святой Соборной Церкви епископов и священников удостаивают чести и приятия православные епископы соборне, которые и вручают им епархии или парохии, т. е. приходы, а не миряне, как бывает у раскольников.

Может быть, на сие скажут раскольники: не мы-де приходящих к нам вышеозначенных священников принимаем и исправляем, но отцы наши духовные. В сем случае можно спросить раскольников: от кого духовные их отцы, т. е. отлучившиеся от Святой Церкви попы, получили такую власть? Поистине и они сознаются, что ни от кого не получили, поелику у раскольников нет никаких епископов, а по правилам святособорным даже не только беглым, но и законоправильным священникам и диаконам, без благословения епархиальных епископов, ничего делать не позволяется, как значится о том выше. Кольми же паче не позволяется отлучившимся и правильно запрещенным от Святой Церкви попам беглецов, каковы они и сами, принимать, вышеозначенным чинопроклинательством (чин приема в различных «старообрядческих» сектах включает в себя проклятие Православной Церкви. – Примеч. ред.) «исправлять» и на всякое «священнодействие» разрешать**. На таковых продерзателях сбываются слова, изреченные Спасителем нашим Иисусом Христом: вожди суть слепые слепцем: слепец же слепца, аще водит, оба в яму впадут (Мф. 15, 14).

Из сего явствует, что раскольники и учители их, потеряв свет истины и бродя во тьме заблуждения, по невежеству и упрямству своему то делают, чего даже и сами не знают. О них прилично сказать словами апостола Павла: яко погрешивше уклонишася в суесловия: хотяще быти законоучители, не разумеюще, ни яже глаголют, ни о них же утверждают (1 Тим. 1, 6–7), т. е. как сами от пути истинного отпали, так и других с оного совращают. По изречению Господа, горе тому, кто первоначально посеял таковые соблазны, впрочем невозможно не приити соблазном, горе же, его же ради приходит. Унее ему было бы, аще жернов осельский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единаго (Лк. 17, 1–2). В сходственность сего и пророк изрек: горе напояющему подруга своего развращением мутным (Ав. 2, 15). Согласно сему и другой пророк говорит тако: горе глаголющим лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающим тьму свет, и свет тьму, полагающим горькое сладкое, и сладкое горькое. Горе, иже мудри в себе самих и пред собою разумни (Ис. 5, 20–21).

Впрочем, никто не должен дивиться тому, что некоторые у нас в России отторгнулись от Святой Церкви и впали в разные заблуждения. Вспомним о николаитах, бывших в древности, или о гностиках, манихеях, арианах, македонианах, несторианах, диоскоритах, северианах, иаковитах, иконоборцах, донатистах и о множестве других еретиков и раскольников, которые везде и от всякого рода восставали на Православную веру и которых хулы на оную святой Епифаний и блаженный Феодорит совершенно изобличили и правильно опровергли.

Ереси восставали на Православную Церковь от времен апостольских, как явствует сие из увещания апостола Павла, который говорит: сходящимся вам в церковь, слышу в вас распри сущия, и часть некую сих верую (1 Кор. 11, 18). Вот расколы! Буих же стязаний, и родословий, и рвений, и сваров законных отступая: суть бо не полезны и суетны (Тит. 3, 9). Вот суеверия! Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден (Там же, 10). Вот ереси!

Из сего всяк может увериться, что в самое время апостола Павла были ереси. Он открывает и причину, для чего должно быть ересям: подобает бо, – говорит, – и ересям в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас (1 Кор. 11, 19). Так были расколы, были суеверия, были ереси от времен апостольских во все веки, и есть даже до сего дня; но вера одна и таяжде всегда была хранима у верных и искусных. Еретики и раскольники страшные вели брани на Православную веру и Церковь, да и ныне не престают злобствовать; однако же она цела и невредима осталась у всех искусных и верных и, яко крин, цветет между тернием, и пребудет таковою до Второго Христова Пришествия, по словам Господа, который сказал: врата адова не одолеют ея (Мф. 16, 18). И се, Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века (Там же. 28, 20).
 

Иеросхимонах
Иоанн (МАЛИНОВСКИЙ)
 

Дух мудрования некоторых раскольнических толков.
Гл. 5: О раскольнических оправдательных пунктах, на основании которых они принимают к себе
наших беглых попов и диаконов. М., 1837.

     Примечания:
     * Раскольники в числе главных ересей, содержащихся якобы в нашей Православной Российской Церкви, почитают: 1) Крест четырехконечный, который называют «крыжем латинским»; 2) имя Искупителя нашего, пишемое и глаголемое сице: Иисус; 3) троеперстное сложение в знаменовании себя крестным знамением во время моления; 4) епископское и священническое перстосложение, употребляемое при благословении литеросложно, т. е. во имя Иисуса Христа; 5) совершение проскомидии на пяти просфорах; 6) «Аллилуйя», глаголемое и поемое по трижды, в четвертый раз «слава Тебе, Боже»; 7) в символе православной веры в восьмом члене (и в Духа Святаго, Господа животворящаго) опущение слова «истиннаго», которое прежде печаталось в Московских церковных книгах; 8) хождение в разных церковных действиях против солнечного течения, как-то: при крещении младенца вокруг купели, при бракосочетании, в каждении вокруг престола, в чине освящения церкви и проч.; 9) подстрижение усов; 10) брадобритие; 11) ношение платья немецкого покроя. Сверх сего они почитают ересями некоторые маловажные православных обыкновения, несогласные с мнениями и обыкновениями их. Каковые нелепые их мудрования и сомнения опровержены в разных изданных от Святой Церкви книгах, в коих доказана также святость Православной Российской Церкви и то, что в ней новостей никаких не имеется, но Православие сияет, яко солнце, в полной мере.
     ** Вышеозначенные раскольнические попы беглые, по принятии вышепомянутого чиноприема, определенной парохии не имеют, но таскаются по России и проживают во всяком месте между раскольниками, сколько хотят, по своей воле; особенно они избирают такие места, где надеются получить более доходов, для чего и оставляют Святую Церковь и проклинают установления ее.

Источник: газета «Православный крест»

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100