Вторник, 26 Марта 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Филарет Московский о католиках
Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину.
Свт. Филарет Московский о католиках

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

митр.Иоанн о возрождении России
Лишь признание той очевидной истины, что вопросы русского возрождения – это вопросы религиозные, позволит нам вернуться на столбовую дорогу державной Российской государственности. Здесь – ключ к решению всех наших проблем.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрождении России

Прп.Паисий

Следует проявлять духовное безпокойство и помогать христианам, всевая в них добрую обезпокоенность (происходящим) ради того, чтобы те укрепились в вере и ощутили Божественное утешение.

Прп. Паисий о наших последних временах

Прп. Паисий Святогорец об экуменизме
Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины. Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, – говорят, – тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»!
Прп. Паисий Святогорец об экуменизме

В кулуарах

О чем не любят вспоминать цареборцы: 60 фактов о правлении последнего Русского Императора
При Николае II русский национализм был самой мощной силой в легальной политике, жестко отстаивая русские интересы везде, где мы соприкасались с недругами. Было множество организаций, некоторых партий и всякого рода патриотических движений, от Союза Русского Народа и Всероссийского Национального Союза...

Спасайтесь в России: История из жизни о пагубном увлечении инородными церковными традициями
...Некоторые из наших дореволюционных старцев не советовали увлекаться Афоном. Они даже не благословляли читать книги об Афоне, чтобы не заразиться безплодными душевредными мечтаниями, а советовали спасаться в России. Почему они так поступали? Актуально ли это для нашего времени? Не так давно у нас состоялась...

Вечные уроки забытых войн – Афган, Чечня, Сербия, Грузия, Сирия,..: Беседа с С.Г. Галицким, автором книг «Из смерти в Жизнь»
Сегодня, вспоминая уже 30-летний юбилей вывода российских войск из Афганистана, предлагаем вниманию читателей интервью с писателем и журналистом, членом Союза писателей Сергеем Галицким, автором книг и фотоальбомов об афганской и современных кавказских военных кампаниях и не только. Также наш собеседник...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных 27.06.2018
Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных

Умение радоваться – одна из удивительных и, без преувеличения, спасительных способностей человека. Можно ли воспитать ее в себе, можно ли этому научиться? Как соотносится радость с другими способностями и чувствами человека?

О СКОРБНОСТИ РАЗРУШАЮЩЕЙ

Читая Священное Писание – в частности, Евангелие и Апостольские послания, – мы находим там множество различных заповеданий. Это не только собственно заповеди – это слова Христа, обращенные в различных ситуациях к ученикам и через них – к каждому из нас, это наставления апостолов, которые они давали тем, кто составлял их паству. Среди этих наставлений находится и заповедание радоваться (ср. 1Фес. 5, 16). 

Это одно из тех заповеданий, которые, по опыту, наиболее часто забываются или же понимаются неправильно.

Не буду говорить здесь подробно о том стереотипном суждении, которое можно услышать от нецерковных людей, изредка по какой-то надобности в храм заходящих: стоят, мол, православные на службе с мрачными и скорбными лицами, лишенными не только радости, но и какого-либо эмоционального интереса к происходящему. Не буду потому, что мнение это во многом неверно: просто человек, зашедший в храм на 15‒20 минут во время службы, видит людей молящихся, сосредоточенных, напряженно борющихся с рассеивающими их ум помыслами. И, конечно, их лица будут серьезными. Но те же самые люди после литургии будут и улыбаться, и шутить, и проявлять тепло и интерес друг к другу. Так что в целом это мнение ошибочно. Но некоторые основания у него определенно есть.

Христианская вера человека, его пребывание со Христом предполагают не только какую-то радость в храме – они предполагают умение по-настоящему радоваться жизни как таковой. И нельзя не признать, что такой внутренней, глубинной, не расхищаемой житейскими обстоятельствами радости у большинства из нас недостаточно либо нет совсем. А между тем радоваться на протяжении всей своей жизни – для христианина не просто заповедь, а долг его ответной любви к Богу.

Мы часто слышим о том, что жизнь каждого человека, который собирается посвятить свою жизнь богоугождению, обязательно будет исполнена скорбей, что невозможно, как говорит преподобный Исаак Сирин, приблизиться к Богу иначе, нежели скорбями. Из этого многие делают неправильный вывод о том, что раз в мире будете иметь скорбь (Ин. 16, 33), значит и для нас самих внутреннее состояние скорби должно быть фоновым, постоянным, нормальным. Но оно как раз-таки ненормально – прежде всего потому, что человек, который постоянно находится в такой угнетенности, в ощущении безрадостности бытия, начинает разрушаться изнутри – и психически, и зачастую физически. А это значит, что он теряет силы, теряет деятельную способность души и вместо того, чтобы служить своим ближним, становится для них ношей, зачастую очень тяжелой. 

Уж я не говорю о том, что когда люди, далекие от Церкви, видят такое саморазрушение верующего человека, желания последовать путем веры у них явно не прибавляется.

Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей

Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении, которое вызывают в нас вещи скоропреходящие, суетные – речь идет о радости совершенно иной. Эта радость проистекает от сознания того, что Господь дал нам эту жизнь, что мы каким-то чудом оказались введены Им в это бытие. Помню, как меня в детстве, лет с четырех, поражала такая мысль: «Вот есть я. А как получилось, что это именно я, а не кто-то другой?» Тогда я еще не знал о вере, но ответ для себя нашел такой: «Кто-то должен был угадать, что я – это именно я, и поэтому я появился». И я это воспринимал как что-то удивительное и чудесное. По мере взросления такие мысли куда-то уходят, забываются, но тем не менее нас не должно оставлять это чувство: личное бытие каждого человека – это чудо. Без этого не может быть той радости о Боге, к которой мы призваны.

Стоит сказать, что не всякая радость, которую испытывает человек в связи с размышлениями о Боге, является той радостью, о которой мы сейчас говорим. Бывает радостное чувство, происходящее просто от того, что сердце человека во время молитвы разогрелось, оживились душевные впечатления. Оно может сохраняться в человеке достаточно долго, и это чувство хорошее, безусловно. Но это не та радость, которая будет с человеком несмотря ни на что, даже в периоды самых тяжелых испытаний. А духовная радость в тяжелых внешних обстоятельствах не исчезает, так она и проверяется.

Есть еще состояние эйфории, которое тоже подчас принимают за радость о Боге. Порой оно является результатом совершенно неправильной духовной жизни, порой – просто следствием слабости нервной системы, которая «перегревается» и ощущает всё очень остро. Эйфорию тоже можно и нужно отличать от радости, являющейся плодом глубокой христианской жизни, по одному существенному признаку – усталости. От эйфории человек всегда рано или поздно устает, а радоваться о Боге не устает никогда.

УСНУТЬ И ПРОСНУТЬСЯ В РАЮ

Что же мешает духовной радости возрастать в нас? Многое, но об одном моменте хотелось бы сказать особо: люди, приходя в храм и начиная жить христианской жизнью, зачастую приносят с собой привычку паниковать.

Когда у человека спрашиваешь, зачем же он себя этой паникой, тревогой так мучает – порой до того, что радоваться уже ничему становится не способен,– ответ чаще всего бывает один: что таковы обстоятельства. Однако наряду с этим мы видим в Церкви людей, которые умудряются сохранять покой и светлую радость даже на смертном одре, мы видим людей, у которых разрушается в жизни абсолютно всё, а они не теряют душевного равновесия – и улыбаются искренне, и благодарят Бога буквально за каждый кусок хлеба. Значит, причина не в обстоятельствах все-таки. 

Есть люди, которые живут вполне благополучно, но при этом доводят себя до помрачения рассудка тем, что боятся двух взаимоисключающих вещей: старости и преждевременной смерти. Так чего же вы хотите тогда? Как подметила одна наша прихожанка, «хотим уснуть и проснуться в раю». 

То есть у человека есть некое необоснованное требование: «Я хочу, чтобы было так» – и когда появляется мысль, что будет не так, как хочется, она заполоняет собой всё, и человек приходит в состояние истерики.

А выход здесь только один: понять, что жизнь такая, какая она есть, а не такая, какой мы ее придумали, и начать за нее благодарить, а не чего-то от нее требовать. Не задаваться мучительным и совершенно напрасным вопросом: зачем жить дальше, если будет либо так, либо так – и то и другое в равной степени плохо, тогда какой в этом смысл? Он определенно есть в каждом часе жизни. А открывают этот смысл вера и восприятие жизни не как стечения обстоятельств, а как дара Божия, который притом не однажды был дан, а подается нам каждый день и каждое мгновение.

Почти всегда за неумением радоваться в человеке скрывается совершенно неоправданная внутренняя сложность. Когда человек носит в своей душе нечто несочетаемое, когда в ней нагромождены какие-то мифические конструкции, когда он излишне драматизирует то, что с ним происходит, он через это не то что к радости духовной пробраться не может – он уже и пения птиц не слышит, и солнца закатного не видит, и теплого ветра не чувствует. 

Можно, конечно, сказать, что одни люди от природы более цельны и просты, а другие противоречивее и сложнее, но здесь можно привести такую аналогию. Если человеку не давать, к примеру, несколько суток спать, он неизбежно станет проще. Его жизненный багаж и душевные склонности останутся при нем, но все надуманные внутренние сложности как-то очень быстро станут для него не важны. Подобным же образом действует в человеке и стремление к Богу, когда оно становится всецелым, сильным и настоящим: оно дает человеку понимание, что вот это важно, это не очень, а это можно отбросить. 

Жизнь в стремлении к Богу можно сравнить с полетом на воздушном шаре: ты явственно чувствуешь, когда он начинает снижаться, и начинаешь сбрасывать балласт. И как только ты его скидываешь – освобождаешься от ненужных умопостроений, подозрений, от попыток выразить во многих словах то, что, может быть, вообще словами выражать не нужно, от самооправданий, которые тебя не оправдывают, – жить становится гораздо легче. И радостнее.

«МНЕ ЛЮБЕЗНЕЙ МОЯ ПЕЧАЛЬ»

Человек внимательный, старающийся различать в житейских обстоятельствах действие Промысла Божия, обычно видит в своей жизни гораздо больше поводов для радости, чем могут заметить извне окружающие его люди. В иных же случаях нередко бывает ровно наоборот. Бывает так, что говоришь с человеком, буквально по полочкам ему раскладываешь, что его даже просто по-человечески может в жизни и радовать, и утешать, – и вдруг сталкиваешься с тем, что он радоваться не хочет. Ему, оказывается, роднее и ближе пребывание в том скорбном состоянии саможаления, в котором он к священнику пришел. Он находит в этом для себя какое-то патологическое утешение и не хочет от него отказываться. Как такое вообще возможно?

Не только возможно, но и неудивительно, на самом деле, потому что радость в христианском ее понимании – это не только полнота жизни, но это и всегда душевный труд. Это всегда некая открытость людям: невозможно по-христиански радоваться, законопатившись где-то в своем углу. И бывает гораздо проще ничего этого не делать, а делать всё наоборот и находить в этом мрачное, извращенное удовлетворение. Поэтому мне кажется, что каждый из нас, желая научиться радоваться, должен в самого себя всмотреться и спросить себя: хочу ли я, действительно, меняться, или мне любезней моя печаль? И если окажется, что последнее, с этим нужно обязательно всеми силами бороться. 

Ведь если человек не радуется, он и благодарить не может, чем сам себя лишает благодати и помощи Божией. Преподобный Исаак Сирин говорит о том, что нет такого благодеяния Божия, которое оставалось бы не умноженным, кроме того благодеяния, за которое человек бывает неблагодарен. Так что можно сказать, что чем дольше человек предпочитает воспринимать всё в мрачном виде, тем хуже становится его реальное положение.

ИЗМЕНИТЬ НАСТРОЙКИ

Безусловно, способность человека переживать радость, его восприимчивость к ней зависит от его устроения. Однако мы привыкли говорить «устроение», подразумевая некую данность, тогда как на самом деле оно, скорее, имеет нечто общее с настройками смартфона: мы привыкаем к определенным параметрам, но, покопавшись в них и разобравшись, их можно изменить. 

Человек зависит от многого: от своих навыков, привычек, страхов, интересов, эмоционального настроя на те или иные явления; выстраивая тем или иным образом всё это, можно значительно изменить общую «конфигурацию». И если человек хочет жить жизнью радостной, к этому нужно отнестись как к очень серьезному делу, которое требует именно такого выстраивания себя.

На пути нашего обучения чему-либо всегда есть простейшие действия, выполняя которые, человек постепенно приобретает навык. И в обучении себя тому, чтобы воспринимать жизнь непосредственно и так же непосредственно ей радоваться, тоже можно найти такие элементарные упражнения. К примеру, сказал нам человек какое-то слово, и закрадывается в наше сознание помысл: а что он имел в виду? Он просто так это сказал или с подтекстом? Здесь нужно себя остановить и возразить: «Это не важно, он сказал ровно то, что сказал, и больше я об этом не думаю». Или вкрадывается в наше сердце страх чего-либо. Мы должны сразу оценить: он реальный или надуманный? И надуманный – без сожаления отбросить, потому что иначе мы радоваться жизни никогда не научимся.

А еще нужно почаще напоминать себе, что Бог создал человека для благобытия, и хотя мы его лишились, совершив грех, ошибку в лице наших праотцев, для человека естественно к этому благобытию стремиться. Поэтому всё то доброе, что можем собрать мы в фокус нашего увеличительного стекла, от огромного солнца до крохотного жучка, от чьей-то улыбки до замечательного тихого утра, нужно обязательно собирать и направлять этот фокус в свое сердце

И тогда, может быть, станет действительно живым наше свидетельство о Христе для тех, кто эту радость жизни потерял, а глядя на нас, вновь захотел найти.


Источник: http://www.pravoslavie.ru/113849.html

___________________
См. также:





поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Ломка устава: Отзыв на проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения»

Представленный проект документа вызывает впечатление странной нелогичности. Он составлен с явным намерением легализовать пассию «как элемент современного православного богослужения». Эта цель прописана в самом его названии и содержится в итоговом заключении…


СНИЛС – «печать антихриста»: Страховой пенсионный номер сделали обязательным цифровым идентификатором для всех граждан России

14 марта 2019 г. в Госдуме принят во втором чтении правительственный законопроект, учреждающий антиконституционную цифровую диктатуру. «Народные избранники» проголосовали за законопроект о трансформации СНИЛС в личный номер («цифровое имя», «сквозной идентификатор» – называйте как угодно) человека в единой базе данных, по которому будет происходить взаимодействие с т.н. государством...


Константинополь и Рим уже согласовали совместное управление: Доклад святогорцев о причинах кризиса в мировом Православии

В докладе афонских отцов, присланном на конференцию (сами афониты не смогли приехать), рассматриваются богословские предпосылки формирования учения о первенстве Константинопольского патриарха: это учение напрямую связано с новой экклезиологией, выработанной экуменическим движением. Авторы отмечают...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Фотогалерея
Полезно почитать

Какое покаяние – такими будут дети: Беседа о воспитании и Иисусовой молитве в семье

Предлагаем к прочтению беседу на неизменно актуальную для всех православных родителей тему воспитания. Однако затронутые вопросы – о взаимосвязи духовной жизни и отношений человека с окружающими (не только детьми), о необходимости благодатной помощи и важности Иисусовой молитвы для мирян и др....


Украина будет с Россией, верь!: Прот. Владимир Очеретяный о своем духовном пути, Православии на Малой Руси и пророчествах старцев

...В каких только населенных пунктах пылающего Донбасса не побывал отец Владимир за полтора года войны! А ведь у него что-то с позвоночником, и он передвигается с помощью двух локтевых костылей. Можно только поражаться силе духа и мужеству этого человека. Сколько раз он попадал под обстрел, сколько раз...


Удерживающий Святой Руси: Беседа с историком Д.Б. Гришиным о Великом Князе-мученике Сергии Александровиче

Будучи виднейшим охранителем, Сергий Александрович фактически стал первой жертвой в ряду всех последовавших мучеников Дома Романовых. Его современники это четко понимали: если мы посмотрим печатные издания того времени, в откликах на его гибель часто повторялись слова: «Великий Князь-мученик». Духовные...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100