Понедельник, 16 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада
Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает и колеблет Православную веру; деньги к себе притягивает.
Оптинский старец Никон о душепагубном влиянии запада

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении 01.12.2018
Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении

КОГДА ЧЕГО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТСЯ

Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее, у них мы видим это движение вперед, а в своей жизни этого восхождения от силы в силу никак усмотреть не можем. Наверное, стоит сказать о причинах этого и о том, что же должно являться основой такого восхождения в нашей жизни.

У апостола Павла есть замечательное увещание ко всем христианам, в котором он самым кратким образом выражает суть христианской жизни. Он заповедует не угашать духа (см.: 1 Фес. 5: 19). Именно горение духа является тем, что подвигает христианина к изменению своего сердца.

Как это понять? Можно обратиться к аналогиям из повседневной жизни. Мы прекрасно знаем, какая огромная разница есть для нас между теми делами, которые мы выполняем по необходимости, и теми, которые делаем с воодушевлением, потому что с ними сопряжены радость, удовольствие или надежда. 

Причем в исполнении того, что мы делаем под нажимом, нам необходима бывает масса советов, перед нами постоянно возникают какие-то препятствия. А когда мы чего-то на самом деле хотим, оказывается, что нет ни препятствий, ни затруднений – мы эти трудности просто сметаем, даже не останавливая на них порой своего внимания. Человек, охваченный желанием, воспламененный чем-либо, становится поразительно изобретательным, и его энергии после того, как он желаемого достигнет, хватает еще на десяток подобных дел.

Так же проявляется в человеке и горение духа. Только сопряжено оно бывает не с тем, что угодно нам, потому что доставляет нам удовольствие, а с тем, что угодно Богу, потому что более всего мы желаем откликнуться на Его любовь. И в данном случае мы говорим о горении не просто как о некоем состоянии, а как о важнейшем вопросе нашего бытия.

2018-12-01_013328.jpg

ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ – К ОПЫТУ

Как происходит возгорание духа в жизни христианской? Чаще всего первоначальной искрой является некое размышление. Размышление о том, как мы появились в этом мире, к какому завершению нашего земного бытия мы идем, что нас после этого завершения ожидает. Это то, что может заставить человека очень глубоко задуматься о ценности жизни, пробудить в нем желание прожить ее не напрасно для вечности. Но горения как такового это размышление еще не дает, для этого необходим опыт жизни с Богом.

Горение духа рождается в опыте жизни в Церкви от ощущения любви Бога к нам и ответного желания души стремиться к Тому, Кто является Источником ее радости. А потом уже прилагается и многое другое, потому что, когда человек начинает откликаться на Божественную любовь к себе, начинает постепенно Бога узнавать, он с удивлением открывает для себя, насколько Господь хочет спасения и благобытия каждого человека. Совершенно естественно, что человек начинает хотеть того же самого, но уже не только для себя, но и для других людей, и через это происходит его сроднение с Творцом. Человек сродняется с Богом тогда, когда становится в чем-то подобным Ему. 

Мы не можем уподобиться Господу в святости, в чистоте, во всесилии, но можем – в любви к людям. То, что для Бога безконечно дорог каждый человек, – это одна из тех вещей, которые мы знаем о Нем совершенно точно. И когда мы дорожим другими людьми, когда мы заботимся о них, когда их переживания становятся нашими переживаниями, а их спасение становится нашей болью, мы удивительным образом начинаем по ступенькам этой лествицы, приближающей нас к Богу, восходить.

УДЕРЖАТЬ ТЕПЛО

Когда-то в беседах мне как о чем-то само собой разумеющемся доводилось говорить о том, что в начальном периоде воцерковления дух человека горит словно сам по себе, по благодати Божией, а потом этот жар постепенно начинает ослабевать, и важно бывает не утратить стремления к Богу, поддержать его постоянством в молитве и трудами по исправлению своей жизни. Так раньше было практически у всех, и все понимали, о чем идет речь. 

Но сегодня приходится с горечью констатировать, что есть немало людей, которые и порог храма переступили, и церковной жизнью жить начали, а этого горения не испытали вообще. В духовном смысле ничего не изменилось: есть призывающая благодать, которая в начале христианской жизни утешает человека, приоткрывая для него, что есть жизнь в Церкви, какая радость в ней сокровенна. Это наш сегодняшний мир таков: приходит человек – и он не просто мало способен к духовным чувствованиям, а душа его как будто какой-то пленкой покрыта, спрятана и отчуждена от всего окружающего мира и не в состоянии оказывается испытать даже то, что Господь дарует обратившемуся к Нему человеку как духовному младенцу, без его усилий.

Тем не менее общая закономерность всё равно такова: начало христианской жизни – это период особый, когда христианину открывается что-то новое, а потом оно начинает утрачивать для него свою новизну. И в какой-то момент человек может почувствовать, что он начинает постепенно остывать. Можно ли что-то этому противопоставить?

Можно: как и в обычной жизни, взяв какой-либо теплый предмет, мы можем что-то предпринять, чтобы теплота оставалась в нем как можно дольше. Помните, как люди сохраняли теплым приготовленный обед, когда не было еще микроволновых печей, да и термосы были не у всех? Кастрюлю закутывали в одеяло, и в таком виде ее можно было оставить практически на полдня или куда-то отнести.

Душа человеческая тоже остывает не сама по себе – этому способствуют или препятствуют самые разные факторы. И мы так или иначе можем на эти окружающие нас факторы влиять. Мир вокруг нас холоден в духовном плане, нас в нем никто в одеяло заворачивать не будет. Наоборот. Ты исповедался, причастился, вышел из храма – и ты как та самая кастрюля, которую вынесли зимой на балкон: из тебя тут же начинает выдувать это тепло, эту радость. Но нам в противовес этому нужно насыщать свою душу горячей духовной пищей, не оставляя больших промежутков в течение дня, чтобы нам не оказаться ко времени вечерней молитвы совершенно остывшими.

2018-12-01_013438.jpg

Кто-то может возразить на это, что днем ему некогда молиться. Но это напоминает убежденность человека, который много работает и при этом нерегулярно и неправильно питается, в том, что у него совершенно нет возможности днем поесть. Когда у этого человека развивается от такого образа жизни какое-нибудь желудочное заболевание, ему уже просто приходится питаться регулярно. И он носит с собой еду: обзаводится какими-то лоточками, кулечками, и ничто ему принимать пищу каждые два-три часа уже удивительным образом не мешает. 

То же самое и с пищей духовной: если человек уже испытал на себе, что такое охлаждение души, побывал в тяжелом состоянии духовного нечувствия, то он неоднократно в течение дня постарается прибегать к тому, что может напитать его сердце, возгреть его дух.

Безусловно, у человека могут быть свои предпочтения в многообразии духовной пищи: он может выбрать для наиболее частого употребления то, что приносит ему особую пользу и в то же время ему нравится. Скажем, молитва человека в течение дня может быть очень разной: кто-то повторяет отдельные стихи из псалмов, кто-то читает «Отче наш», кто-то тяготеет к молитве Иисусовой. 

Игумен Никон (Воробьев) в письмах часто советовал своим духовным чадам взять себе однажды за правило в течение каждого часа несколько минут посвящать тому, чтобы помолиться Богу, по-настоящему вспомнить о Нем и попросить о самом главном, то есть о своем спасении.

Точно так же и с духовным чтением: кто-то очень любит жизнеописания подвижников благочестия, они его сердце особенно согревают; кто-то читает святоотеческие творения, достаточно сложные для восприятия, и через этот внутренний труд в нем горение духа лучше всего поддерживается; а кому-то ближе всего патериковые истории, где в очень немногих словах заключается глубокий смысл. 

Конечно, в круге чтения христианина в целом должно присутствовать всё это, но мы должны знать, что нас лучше всего пробуждает, что может для нас служить «согревающей зарядкой», когда мы почувствуем, что в нас ослабевает стремление к Богу.

«ТЫ РАДИ ЭТОГО ОТ БОГА ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ?!»

Нужно понимать: для того, чтобы воспринимать духовное тепло, наше сердце должно чему-то умиляться и чем-то умягчаться – оно должно быть как воск, чтобы наш дух мог гореть. И для этого каждый опять же находит свои образы, свои средства. Кто-то будет, к примеру, вспоминать преподобного Герасима Иорданского со львом и каждый раз плакать, представляя, как лев умер на его могиле. Кто-то будет возгораться сердцем при мысли о мучениках; для кого-то особенно трогательны образы милостивых святых.

И в завершение нужно обязательно сказать о том, что в нас горение духа особенно быстро угашает, что нас его лишает. Это всё то, что мы предпочитаем Богу и что с памятью о Боге оказывается совершенно не совместимым. Это необязательно какие-то с внешней точки зрения страшные греховные деяния. 

Бывает, например, что мы на кого-то обиделись, и вроде бы нам приходит мысль о том, что этим мы свое сердце ожесточаем, но ей противостоит очень простая вещь: нам хочется обижаться. Почему? Потому что нам это нравится – точно так же, как нравится порой, как ни странно, унывать и чувствовать себя несчастными. И ради этих сомнительных удовольствий, никакого плода не приносящих, человек порой от себя просто гонит память о Боге и в этот момент открывает свою душу всем холодным ветрам, всем сквознякам, которые его дух, как какую-то свечку, угашают. 

В этот момент, безусловно, надо самого себя остановить, встряхнуть и сказать: «Ты ради этого от Бога отказываешься?!» И может быть, мы испугаемся этого прямого вопроса, и что-то в нас перестроится. А может быть, и не перестроится, если мы уже долго в таком состоянии пребываем. Но в любом случае нужно свое сердце буквально всеми силами ОТРЫВАТЬ от того, чему оно отдано в тот момент, и разворачивать его к Богу.

2018-12-01_013737.jpg


Источник: http://www.pravoslavie.ru/117492.html

___________________
См. также:










поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


Антиэкуменический Катехизис: Труд Оптинского старца Симеона (Ларина) о пагубной всеереси нашего времени

Этот Катехизис составлен Оптинским игуменом Симеоном (Лариным) (1918–2016). Сам старец считал этот труд соборным, потому что при его написании много советовался с оптинскими и афонскими отцами. Вероятно, по этой причине на обложке издания указаны в качестве составителей монахи и Оптиной...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100