Понедельник, 1 Июня 2020 г.
Духовная мудрость

Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме
Отношение к Церкви — вот пробный камень русского человека. Кто верен Церкви — тот верен России, тот — воистину русский.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о патриотизме

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Петр Дамаскин о Православии
Все упомянутое нами с начала слова (речь идет о добродетелях) без правой веры не приносит пользы, да и не бывает, как и вера без дел.
Прп. Петр Дамаскин

В кулуарах

Глумление обновленцев-криптокатоликов над таинствами
Митрополит Иларион (Алфеев) обвинил в неразумной ревности тех верующих, кто не желает причащаться новым «коронавирусным» способом с окунанием или протиранием лжицы и отиранием уст одноразовыми салфетками.

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении 01.12.2018
Духа вашего не угашайте: Несколько слов о важнейшем для христианина – горении

КОГДА ЧЕГО-ТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТСЯ

Нередко, читая жития подвижников благочестия, мы находим там слова, свидетельствующие, что они, подвизаясь, постоянно восходили от силы в силу, – их жизнь можно представить себе как движение по лествице, ведущей от земли к Небесам. Нужно понимать, что подобного рода восхождение никогда и ни у кого не бывает совершенно линейным, безпрерывным. И, тем не менее, у них мы видим это движение вперед, а в своей жизни этого восхождения от силы в силу никак усмотреть не можем. Наверное, стоит сказать о причинах этого и о том, что же должно являться основой такого восхождения в нашей жизни.

У апостола Павла есть замечательное увещание ко всем христианам, в котором он самым кратким образом выражает суть христианской жизни. Он заповедует не угашать духа (см.: 1 Фес. 5: 19). Именно горение духа является тем, что подвигает христианина к изменению своего сердца.

Как это понять? Можно обратиться к аналогиям из повседневной жизни. Мы прекрасно знаем, какая огромная разница есть для нас между теми делами, которые мы выполняем по необходимости, и теми, которые делаем с воодушевлением, потому что с ними сопряжены радость, удовольствие или надежда. 

Причем в исполнении того, что мы делаем под нажимом, нам необходима бывает масса советов, перед нами постоянно возникают какие-то препятствия. А когда мы чего-то на самом деле хотим, оказывается, что нет ни препятствий, ни затруднений – мы эти трудности просто сметаем, даже не останавливая на них порой своего внимания. Человек, охваченный желанием, воспламененный чем-либо, становится поразительно изобретательным, и его энергии после того, как он желаемого достигнет, хватает еще на десяток подобных дел.

Так же проявляется в человеке и горение духа. Только сопряжено оно бывает не с тем, что угодно нам, потому что доставляет нам удовольствие, а с тем, что угодно Богу, потому что более всего мы желаем откликнуться на Его любовь. И в данном случае мы говорим о горении не просто как о некоем состоянии, а как о важнейшем вопросе нашего бытия.

2018-12-01_013328.jpg

ОТ РАЗМЫШЛЕНИЯ – К ОПЫТУ

Как происходит возгорание духа в жизни христианской? Чаще всего первоначальной искрой является некое размышление. Размышление о том, как мы появились в этом мире, к какому завершению нашего земного бытия мы идем, что нас после этого завершения ожидает. Это то, что может заставить человека очень глубоко задуматься о ценности жизни, пробудить в нем желание прожить ее не напрасно для вечности. Но горения как такового это размышление еще не дает, для этого необходим опыт жизни с Богом.

Горение духа рождается в опыте жизни в Церкви от ощущения любви Бога к нам и ответного желания души стремиться к Тому, Кто является Источником ее радости. А потом уже прилагается и многое другое, потому что, когда человек начинает откликаться на Божественную любовь к себе, начинает постепенно Бога узнавать, он с удивлением открывает для себя, насколько Господь хочет спасения и благобытия каждого человека. Совершенно естественно, что человек начинает хотеть того же самого, но уже не только для себя, но и для других людей, и через это происходит его сроднение с Творцом. Человек сродняется с Богом тогда, когда становится в чем-то подобным Ему. 

Мы не можем уподобиться Господу в святости, в чистоте, во всесилии, но можем – в любви к людям. То, что для Бога безконечно дорог каждый человек, – это одна из тех вещей, которые мы знаем о Нем совершенно точно. И когда мы дорожим другими людьми, когда мы заботимся о них, когда их переживания становятся нашими переживаниями, а их спасение становится нашей болью, мы удивительным образом начинаем по ступенькам этой лествицы, приближающей нас к Богу, восходить.

УДЕРЖАТЬ ТЕПЛО

Когда-то в беседах мне как о чем-то само собой разумеющемся доводилось говорить о том, что в начальном периоде воцерковления дух человека горит словно сам по себе, по благодати Божией, а потом этот жар постепенно начинает ослабевать, и важно бывает не утратить стремления к Богу, поддержать его постоянством в молитве и трудами по исправлению своей жизни. Так раньше было практически у всех, и все понимали, о чем идет речь. 

Но сегодня приходится с горечью констатировать, что есть немало людей, которые и порог храма переступили, и церковной жизнью жить начали, а этого горения не испытали вообще. В духовном смысле ничего не изменилось: есть призывающая благодать, которая в начале христианской жизни утешает человека, приоткрывая для него, что есть жизнь в Церкви, какая радость в ней сокровенна. Это наш сегодняшний мир таков: приходит человек – и он не просто мало способен к духовным чувствованиям, а душа его как будто какой-то пленкой покрыта, спрятана и отчуждена от всего окружающего мира и не в состоянии оказывается испытать даже то, что Господь дарует обратившемуся к Нему человеку как духовному младенцу, без его усилий.

Тем не менее общая закономерность всё равно такова: начало христианской жизни – это период особый, когда христианину открывается что-то новое, а потом оно начинает утрачивать для него свою новизну. И в какой-то момент человек может почувствовать, что он начинает постепенно остывать. Можно ли что-то этому противопоставить?

Можно: как и в обычной жизни, взяв какой-либо теплый предмет, мы можем что-то предпринять, чтобы теплота оставалась в нем как можно дольше. Помните, как люди сохраняли теплым приготовленный обед, когда не было еще микроволновых печей, да и термосы были не у всех? Кастрюлю закутывали в одеяло, и в таком виде ее можно было оставить практически на полдня или куда-то отнести.

Душа человеческая тоже остывает не сама по себе – этому способствуют или препятствуют самые разные факторы. И мы так или иначе можем на эти окружающие нас факторы влиять. Мир вокруг нас холоден в духовном плане, нас в нем никто в одеяло заворачивать не будет. Наоборот. Ты исповедался, причастился, вышел из храма – и ты как та самая кастрюля, которую вынесли зимой на балкон: из тебя тут же начинает выдувать это тепло, эту радость. Но нам в противовес этому нужно насыщать свою душу горячей духовной пищей, не оставляя больших промежутков в течение дня, чтобы нам не оказаться ко времени вечерней молитвы совершенно остывшими.

2018-12-01_013438.jpg

Кто-то может возразить на это, что днем ему некогда молиться. Но это напоминает убежденность человека, который много работает и при этом нерегулярно и неправильно питается, в том, что у него совершенно нет возможности днем поесть. Когда у этого человека развивается от такого образа жизни какое-нибудь желудочное заболевание, ему уже просто приходится питаться регулярно. И он носит с собой еду: обзаводится какими-то лоточками, кулечками, и ничто ему принимать пищу каждые два-три часа уже удивительным образом не мешает. 

То же самое и с пищей духовной: если человек уже испытал на себе, что такое охлаждение души, побывал в тяжелом состоянии духовного нечувствия, то он неоднократно в течение дня постарается прибегать к тому, что может напитать его сердце, возгреть его дух.

Безусловно, у человека могут быть свои предпочтения в многообразии духовной пищи: он может выбрать для наиболее частого употребления то, что приносит ему особую пользу и в то же время ему нравится. Скажем, молитва человека в течение дня может быть очень разной: кто-то повторяет отдельные стихи из псалмов, кто-то читает «Отче наш», кто-то тяготеет к молитве Иисусовой. 

Игумен Никон (Воробьев) в письмах часто советовал своим духовным чадам взять себе однажды за правило в течение каждого часа несколько минут посвящать тому, чтобы помолиться Богу, по-настоящему вспомнить о Нем и попросить о самом главном, то есть о своем спасении.

Точно так же и с духовным чтением: кто-то очень любит жизнеописания подвижников благочестия, они его сердце особенно согревают; кто-то читает святоотеческие творения, достаточно сложные для восприятия, и через этот внутренний труд в нем горение духа лучше всего поддерживается; а кому-то ближе всего патериковые истории, где в очень немногих словах заключается глубокий смысл. 

Конечно, в круге чтения христианина в целом должно присутствовать всё это, но мы должны знать, что нас лучше всего пробуждает, что может для нас служить «согревающей зарядкой», когда мы почувствуем, что в нас ослабевает стремление к Богу.

«ТЫ РАДИ ЭТОГО ОТ БОГА ОТКАЗЫВАЕШЬСЯ?!»

Нужно понимать: для того, чтобы воспринимать духовное тепло, наше сердце должно чему-то умиляться и чем-то умягчаться – оно должно быть как воск, чтобы наш дух мог гореть. И для этого каждый опять же находит свои образы, свои средства. Кто-то будет, к примеру, вспоминать преподобного Герасима Иорданского со львом и каждый раз плакать, представляя, как лев умер на его могиле. Кто-то будет возгораться сердцем при мысли о мучениках; для кого-то особенно трогательны образы милостивых святых.

И в завершение нужно обязательно сказать о том, что в нас горение духа особенно быстро угашает, что нас его лишает. Это всё то, что мы предпочитаем Богу и что с памятью о Боге оказывается совершенно не совместимым. Это необязательно какие-то с внешней точки зрения страшные греховные деяния. 

Бывает, например, что мы на кого-то обиделись, и вроде бы нам приходит мысль о том, что этим мы свое сердце ожесточаем, но ей противостоит очень простая вещь: нам хочется обижаться. Почему? Потому что нам это нравится – точно так же, как нравится порой, как ни странно, унывать и чувствовать себя несчастными. И ради этих сомнительных удовольствий, никакого плода не приносящих, человек порой от себя просто гонит память о Боге и в этот момент открывает свою душу всем холодным ветрам, всем сквознякам, которые его дух, как какую-то свечку, угашают. 

В этот момент, безусловно, надо самого себя остановить, встряхнуть и сказать: «Ты ради этого от Бога отказываешься?!» И может быть, мы испугаемся этого прямого вопроса, и что-то в нас перестроится. А может быть, и не перестроится, если мы уже долго в таком состоянии пребываем. Но в любом случае нужно свое сердце буквально всеми силами ОТРЫВАТЬ от того, чему оно отдано в тот момент, и разворачивать его к Богу.

2018-12-01_013737.jpg


Источник: http://www.pravoslavie.ru/117492.html

___________________
См. также:










поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Более ста российских ученых подписались под письмом президенту о недопустимости принятия закона о едином регистре учета населения (ЕФИРе)

Законопроект нарушает положения, установленные Конституцией РФ: ст. 24, согласно которой «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»; ст. 55 - «в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», которые могут быть ограничены лишь...


Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Погибаю, но не сдаюсь… К 115-й годовщине Цусимского сражения

27 мая 2020 г. исполняется 115 лет со времени Цусимского сражения. Уже второй год шла Русско-японская война. 2-я эскадра флота Тихого океана под руководством адмирала З.П. Рождественского из Либавы пустилась в плавание через Атлантический и Индийский океаны на соединение с 1-й Тихоокеанской эскадрой для завоевания господства на море.


Православие – сила неодолимая

Столетиями удары внешних врагов были нацелены на Россию – бастион Православия. И Великая Отечественная война тоже была сражением духовным, где Русский народ защищал свою Родину как хранительницу христианской веры. Внешне эта брань выражалась в долгой и суровой битве, но самый главный, глубинный смысл...


Эпидемия пройдет. А что дальше?

В связи с паникой, поднятой вокруг коронавируса, появилось множество лжепророчеств. Поклонники Нострадамуса, например, нашли у него предсказание о том, что якобы «большая чума не прекратится». Высказались по этой теме и некий раввин, и иранский прорицатель, и оба напророчили человечеству кошмарное будущее. Но ведь не нужно быть пророком, чтобы догадаться о том, что у нас впереди большие испытания. Достаточно почитать Священное Писание.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100