Даже люди, далекие от Церкви, говорят: «Наверное, в самом деле Бог хранит Крым!» Ну, во-первых, само наше бескровное возвращение в Россию – это уже чудо. Во-вторых, в Крыму несколько лет была засуха, водохранилища обмелели катастрофически, но стоило Украине перекрыть Днепровский канал – в Крыму пошли дожди и за одно лето водохранилища наполнились. Прекратили доставку пшеницы – и в Крыму случился небывалый урожай зерновых. Теперь вот – отрезали свет, отключили отопление, но в этот самый момент поменялась погода, неожиданно пришло запоздалое тепло и держалось неделю, так что в самые трудные первые дни удалось сэкономить на обогреве, да и люди не мерзли…
Но это всё знаки милости Божией, Его благоволения, а есть и иные знаки – учительные.
Скажут: а как же злодейство? Разве это Божие дело – взрывать опоры ЛЭП, лишать людей света… Нет, конечно, зло остается злом. Но, Премудростью Божией и зло порой оборачивается во благо. Ведь чего хотели несчастные, одержимые злобой «активисты»? В смятение привести людей, ввергнуть их в ропот и отчаяние, досаду внушить, озлобленность. Но – вот удивительно – ничего этого нет или почти нет, а за всеми наступившими трудностями открылась для множества людей та самая, настоящая жизнь, которую понимать и видеть во многом мешала нам «электрическая суета», от которой Господь нас освободил на время, пусть даже руками лихих людей.
В Крыму теперь при всей серьезности положения почти не видно хмурых и мрачных лиц. Напротив, многие точно посветлели, встречают и переживают находящие трудности с душевной бодростью, воспринимая их как повод для возобновления подзабытого опыта живого человеческого общения. Люди точно оттаяли душой от оледенелого нечувствия, и пусть оттаявшая земля еще не гарантия грядущего изобилия плодов земных, но уж точно – первое и необходимое условие. И вот подумалось, что в этом-то преображении и состоит христианский смысл всякого поста и воздержания. В том, чтобы приобщиться опытно иной, высшей, по сравнению с повседневной греховностью, жизни. Конечно, без сознательной веры, без духовного устремления это приобщение невозможно. Но ведь очевидно и то, что ограничение, пусть даже невольное, греховных возможностей волей-неволей настраивает людей на особенный лад. И пусть сейчас незаметно какого-то особенного религиозного подъема среди людей, но кто кроме Господа ведает их сокровенную, сердечную жизнь? И кто кроме Него знает, какие там происходят сейчас изменения и совершаются открытия, а может быть, и прозрения. И уж точно можно сказать, что весь этот наш «электрический пост» – доброе тому подспорье и повод.
Можно даже сказать, что то, что происходит сейчас в Крыму, – это ответ на экспансию идеологии потребления, развлечения и плотоугодия. Призыв к воздержанию, собранности и богопознанию. Потому что это именно то, что мы можем противопоставить духу века сего, с его индустрией уничтожения и попрания человека духовного. Только бы мы услышали этот призыв, осознали эту необходимость «жизни достойной благовествования Христова» (Фил. 1: 27) и стали ее провозвестниками и устроителями.
Но, может быть, кто-нибудь упрекнет нас в излишнем ригоризме, приведет на память все те убытки, ущербы и слезы, причиной которых стала пресловутая блокада. Скажет, что жестоко называть благом то, что причиняет скорби, особенно если речь идет о самых немощных и слабо защищенных в социальном отношении людях: стариках, инвалидах, сиротах, да и просто обо всех тех, кто в силу разных причин пострадал от блокады больше других.
Но и на это есть что ответить. Во-первых, нам надо еще раз вспомнить, что благо – это, конечно, не само злодеяние, а та благая возможность, которая предоставляется человеку, страждущему от действия зла. И вот тут уж, действительно, речь идет о жизни духовной, потому что благо, сопутствующее злу, но не от него происходящее, состоит в сугубой возможности исполнения Заповедей Христовых: возлюбить врагов, помолиться за обидящих, потерпеть без ропота скорби, проявить милосердие к ближнему… Потому что, чем бы ни руководствовались люди, причинившие нам зло, – они совершают страшное насилие над своей душой, попирают в себе образ и подобие Божие. А люди, поступающие так, конечно, глубоко несчастны и нуждаются в молитве за них. На это, да и в других подобных случаях, отвечают иногда запальчиво: «Да как же я его, гада, могу полюбить, как же я могу молиться о нем, если он…» А вот так: полюби душу страдающую и, может быть, гибнущую под мучительным бременем тяжких грехов. Полюби человека, призванного к жизни и радости, но поступками своими обрекающего себя на погибель и муку. Пожалей его и помолись о его исправлении, о том, чтобы Господь даровал ему покаяние и привел к познанию истины. Ведь в этом нуждаемся мы все – запутавшиеся в страстях и блуждающие во тьме смертной. Пожалей, помолись от сердца, и тебя самого помилует Господь, а большего и желать нечего.
Если же говорить об отношении к невольным лишениям, то Божественной благодати приобщается тот, кто переносит страдания и скорби без ропота и смиренно, с покаянным осознанием своей вины перед Богом и людьми. Вины, складывающейся из многих наших малых и великих неправд, согрешений и грехопадений, совершенных за жизнь. Так что мы все в духовном отношении перед лицом правды Божией являемся должниками и обречены либо здесь, в земной жизни, понести малые скорби, ущерб и убытки для сокрушения и смирения нашего сердца, либо уж в вечности познать весь ужас от осознания величины и неоплатной тяжести нашего долга. Но тогда плакать и сетовать будет уже поздно.
Если же говорить о невинных детях (впрочем, и не об одних детях, но и обо всех страдающих невинно и больше других), то для нас их страдания, опять же, благой повод явить христианское милосердие и любовь. И по мере сил и возможностей с помощью Божией стать причиной, хоть в малой степени, облегчения их страданий. А со стороны самих облагодетельствованных (какими и мы все, крымчане, сейчас являемся по отношению к «материковой» России) оказанная помощь – это повод проявить благодарность и утвердиться в сердечном единомыслии со своими соотечественниками. Разве это не благо?
Словом, нынешний «энергетический пост» Крыма, возможно, служит всем нам ярким напоминанием о том, что духовная жизнь для человека невозможна без воздержания, без сознательного и терпеливого перенесения скорбей и напастей, без милосердия и сострадания. А без духовной жизни невозможна и сама жизнь человеческая в той ее запредельной радости, красоте и полноте, к которой призывает всех нас Господь.
<-назад в раздел