Понедельник, 29 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

свт. Игнатий о врагах России
Европейские народы всегда завидовали России и старались делать ей зло. Естественно, что и на будущее они будут следовать той же системе. Но Велик русский Бог! Молить нужно Великого Бога, чтобы Он сохранил духовно-нравственную силу нашего народа – Православную веру.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Прп. Паисий Величковский о католиках
Латинство откололось от Церкви и пало в бездну ересей и заблуждений, и лежит в них без всякой надежды восстания.
Прп. Паисий Величковский о католиках

Св. Иоанн Кронштадтский о папской "непогрешимости"
Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии, - есть главенство человека в церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости и заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он помнит о себе, что он непогрешим.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Свт. Игнатий (Брянчанинов) об исправлении еретиков
Ересь не может быть побеждена человеком, потому что она изобретение, начинание демонское. Победителем ее может быть един Бог, призванный к борьбе с нею и к поражению ее смирением человека пред Богом и любовию этого человека к ближнему.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Богохульная «Исповедь бывшей послушнцы»: О книге М. Кикоть, порочащей общежительное монашество
Богохульная «Исповедь бывшей послушнцы»: О книге М. Кикоть, порочащей общежительное монашество

В последнее время в Сети широко обсуждается книга Марии Кикоть «Исповедь бывшей послушнцы». В 2008–2014 годах автор несла послушание сначала в одной сибирской обители, а затем в Малоярославецком Свято-Никольском Черноостровском монастыре. Порвав с монашеством, М. Кикоть составила воспоминания, в которых сводит счеты с игуменией и описывает многие негативные факты из ее жизни. Также она ругает и других знакомых монахинь и даже священников, занимавшихся ее духовным воспитанием. Наконец, злоба бывшей послушницы изливается на все русское общежительное монашество и доходит до хулы на Святых Отцов Православной Церкви и их творения. Поскольку эта книга активно защищается «православными» модернистами, мы решили проанализировать ее содержание.

 
Сразу бросается в глаза, что название сочинения не соответствует содержанию: исповедь предполагает рассказ о себе. Например, в своей «Исповеди» святитель Августин Иппонийский описывает, в каких грехах он пребывал в юности и как благодать Божия обратила его от тьмы к свету. В настоящей же книге перед читателем раскрываются действительные или только мнимые, показанные автору врагом спасения рода человеческого грехи и ошибки других людей.

М. Кикоть повествует о том, как она пришла к Православию, о своей жизни в монастыре, а затем признается в потере обретенной веры. Воспоминания перемежаются с размышлениями, вызванными, судя по всему, ее душевным недугом. Так, бывшая послушница вспоминает: «У Пантелеимоны была целая коробка различных лекарств. Она разрешила мне взять столько, сколько мне нужно. Я набрала в пакет самых разных таблеток: корвалол, валокардин, феназепам, релаксон, афобазол, даже антидепрессанты амитриптилин и прозак. Травки и валерианка мне не помогали. Раньше я никогда не принимала таких таблеток, я вообще старалась избегать всякой химии. Когда я пыталась ничего не пить, тревога и страх становились такими сильными, что мне казалось, я схожу с ума» (С. 70–71).

Оставление Малоярославецкого монастыря также было связано с психическими проблемами и безконтольным приемом лекарств: «Я ушла к себе, села на кровать и начала думать, что же делать дальше. Нервы сдавали, меня всю трясло, даже до спазмов. Я выпила две таблетки феназепама, чтобы заснуть, но они не помогли. Я выпила еще две, заснула, но через несколько часов проснулась в ужасе. Все тело сводили нервные судороги, голова раскалывалась, сердце оглушительно стучало. Я выпила корвалол и еще две таблетки феназепама. Очнулась я в машине, меня куда-то везли. Я опять вырубилась, помню только, как обнаружила себя лежащей на спине на чем-то твердом. Кто-то хлопнул меня по щеке, потом я почувствовала, как ни с того ни с сего меня сильно ущипнули за грудь. Было больно, но я не смогла даже открыть глаза. Стало ясно, что это больница, я хотела сказать что-то, но не могла. Я слышала, как рядом Пантелеимона объясняла, что нашла у меня таблетки и что она не знает, сколько точно я выпила…» (С. 112).

Видимо, именно это болезненное состояние спровоцировало проклятия М. Кикоть в адрес книги преподобного Иоанна Синаита «Лествица». В 12-й главе она рассказывает, как купила ее в церковной лавке, цитирует наставления Святого Отца и утверждает, что именно из-за этого произведения у нее возникли мысли о монашестве. «Сейчас, после стольких лет, я думаю: почему же до сих пор эту проклятую книгу, написанную много веков назад, которая может только заморочить голову современному человеку, продают во всех лавках и магазинах? – возмущается Кикоть. – Кому выгодна эта рекламная кампания общежительного монашества сейчас, когда монастыри так разительно отличаются от тех, что описаны в этом рекламном проспекте?» (С. 50).

Но, во-первых, книга Святого Отца не проклятая, а благословенная. Многие люди с ее помощью обрели не только спасение, но и духовное совершенство. Преподобный Амвросий Оптинский по благословению своего духовного отца преподобного Макария перевел этот труд с церковнославянского на русский язык. Богомудрыми Оптинскими Старцами двигали не какие-то корыстные интересы с целью получения выгоды. Они предприняли этот труд ради Господа, своего спасения и по любви к добродетели. Также святые имели искреннюю любовь к ближним и желание, чтобы как можно больше православных христиан могли извлечь из этого произведения душевную пользу.

Но почему же М. Кикоть, напротив, повредилась от чтения сочинения Святого Отца? Она сообщает: «Меня не смущало, что книга написана в шестом веке, для монастырей соответственно того времени. Я читала этот труд человека, который сам никогда не жил в общежительном монастыре – в предисловии об этом говорится. Он жил отшельником, сам по себе, а книгу написал по просьбе своего друга игумена» (С. 50).

Здесь первый ответ – невнимательно читала! В житии преподобного Иоанна Лествичника сказано, что он пришел на Синайскую гору и предал себя в послушание искусному старцу. У подножия горы до сих пор действует общежительный мужской монастырь святой великомученицы Екатерины, где святой положил начало отречению от мира. Позже, после смерти своего старца, преподобный действительно уединился в пустынном месте и много лет отшельничал, исполнившись благодати Святаго Духа и стяжав духовное совершенство. В конце жизни святой четыре года настоятельствовал в монастыре святой Екатерины. Так что он был прекрасно осведомлен в рассматриваемых им вопросах, в отличие от М. Кикоть.

Во-вторых, Господь в Евангелии предупреждает: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Святые Отцы наставляют, что читать душеполезные сочинения надо с молитвой, прося Господа и авторов о помощи в правильном понимании текста и извлечении душевной пользы.

В-третьих, «Лествица» – не рекламный проспект, как пишет М. Кикоть, а поучения о духовной жизни для общежительных монахов, уже значительно преуспевших в своем подвиге. Впрочем, Господь может умудрить ею и новоначальных. Посмотрим, например, на какие наставления Святого Отца могла бы обратить внимание сама бывшая послушница, чтобы избежать совершенных ею ошибок.

Преп. Иоанн

В Слове 1-м об отречении от жития мирского святой Иоанн пишет: «Все, усердно оставившие житейское, без сомнения, сделали это или ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу. Если же они не имели ни одного из сих намерений, то удаление их от мира было безрассудное. Впрочем, добрый наш Подвигоположник ожидает, каков будет конец их течения».

А какие основания для оставления мира были у М. Кикоть? – «Мне было тогда 28 лет, и жила я довольно неплохо. У меня была собственная фотостудия в центре Москвы. Работа мне нравилась: творческая, со свободным графиком и к тому же приносящая хороший доход» (С. 44). Фотографировала она девушек-моделей. Позже, с началом воцерковления, это занятие Марии уже «казалось уже чем-то греховным» (С. 50-51).

«Я много путешествовала, общалась с друзьями, делала различные творческие проекты. В личной жизни все было нормально, но как-то несерьезно, я не очень тогда стремилась к созданию семьи, больше меня интересовала карьера» (С. 44). Ниже автор говорит определеннее, описывая свою «глубокую исповедь» у лавского архимандрита Наума: «До того, как я начала ходить в храм, я не очень представляла себе, чем отличается любовь от блуда, поэтому к двадцати восьми годам своей жизни я успела порядком нагрешить» (С. 52).

Кроме того Кикоть серьезно интересовалась восточными религиями: «Несколько раз я ездила в Индию, начала увлекаться буддизмом... Один мой знакомый посоветовал мне заняться Цигун у китайского мастера. Мне понравилось, что там не было религии, только энергии и медитации. Я усиленно занималась около трех лет, ездила в Шао-Линь, прошла все четыре ступени и стала учеником мастера. Я медитировала по несколько часов в день, но, чем больше я занималась, тем больше понимала, что все это просто своего рода расслабление и приятное времяпрепровождение» (С. 44). На самом же деле такие практики – не «расслабление и приятное времяпрепровождение», а смертный грех отречения от Православной веры и Господа Иисуса Христа. Осознала ли его и покаялась ли в нем М. Кикоть – из ее книги непонятно.

Когда же девушка прочла «Лествицу», то у нее родились помыслы о монашестве. «Из-за этой книги у меня возникли мысли о монашестве... Я задавала себе вопрос: а что, если Господь избрал меня для этого высокого служения? Что, если все события в моей жизни не случайны?» Т. е. основанием к перемене образа жизни послужила гордыня! Враг спасения прельстил Марию, внушив ей мысль о ее избранности. Не было в ее случае трех законных причин для отречения от мира – «ради будущего Царствия, или по множеству грехов своих, или из любви к Богу». Поэтому и вступление ее в монашество оказалось безрассудным и принесло соответствующие недобрые плоды.

Но еще раз отметим: «Лествица» – по преимуществу чтение для преуспевших в духовной жизни монахов, а отнюдь не для новоначальных. Она благословенна и преблагословенна, но знакомство с монашеской жизнью опытные подвижники рекомендуют начинать не с нее. В русском Свято-Пантелеимонове монастыре на Афоне вновь прибывшему из мира послушнику советуют сначала ознакомиться с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова) и «Житиями святых» святителя Димитрия Ростовского.

Писания святителя Игнатия, особенно «Приношение современному монашеству», – это азбука иноческого жития. В ней Святой Отец излагает все, что старец должен сообщить своему ученику. При нынешнем оскудении старчества это свойство делает книгу особенно ценной. Но можно сказать, что данный труд – приношение святителя не только монашеству, но и вообще современному православному христианству, ибо духовная жизнь мирянина и монаха строится по одним и тем же законам. Но об этом, если Богу будет угодно, с Его помощью мы собираемся сказать отдельно. А пока подведем итог первой части статьи.

Будучи едва знакомой с верой Христовой и имея груз тяжелейших смертных грехов, М. Кикоть прочла «Лествицу» преподобного Иоанн и поддалась искусителю, внушившему ей тщеславный помысел о том, что она избранница Божия и должна идти в монастырь. Не подвергнув его всестороннему и основательному обсуждению, не помолившись и не посоветовавшись с духовно опытными людьми, девушка безрассудно, как в омут, бросилась в монашество. Плодом этого неразумия стало для нее душевное расстройство, находясь в котором, она проклинает теперь благословенный Господом святоотеческий труд. Но виноват ли преподобный Иоанн в том, что Мария употребила его учение во вред? Разумеется, нет, также как не виновен кузнец, изготовивший нож, которым кто-то может порезать себе палец или убить человека…

Инок Михаил
Продолжение следует
Источник: http://christian-spirit.ru


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100