Воскресенье, 29 Мая 2022 г.
Духовная мудрость

свт.Василий об инославии
Не приносит славы имени Божию тот, кто дивится учению инославных.
Свт. Василий Великий о православных

Прп.Паисий об экуменистах
Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», – говорят они и всё ставят на одну доску.
Прп. Паисий Святогорец

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Сщмч. Андроник Пермский о последних временах
Масонство <...> открыто гонит Христианство из жизни <...> и выльется в одного человека беззакония, сына погибели – антихриста. В этом разгадка и наших самых последних «свобод»: цель их – погибель Православия на Руси.
Сщмч. Андроник Пермский о последних временах

Прп. Паисий о времени
Знамения, знамения времени не видите... Надо быть, извините, бараном, чтобы не понимать, что происходит... Многие из святых отцов молились, дабы пожить в наше время, ибо оно – время исповедническое.
Преподобный Паисий Святогорец

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Святитель и Император: Подвиг владыки Игнатия (Брянчанинова) в эпоху расцвета российского государства
Святитель и Император: Подвиг владыки Игнатия (Брянчанинова) в эпоху расцвета российского государства

2017 год по праву можно было бы назвать годом одного из самых великих святых Земли Русской. Но юбилейные даты СМИ не заметили. Пропустили и профукали. Это вам не юбилей поп-звезды, где активность в праздновании проявляют и журналисты, и чиновники, и «почтеннейшая» публика. А между прочим со дня рождения в феврале исполнилось 210 лет, а со дня ухода ко Господу в мае — 150 лет…

Государь-император Николай Павлович в разговоре с великим князем Михаилом, своим родным братом, почти с гневом, но более с печалью, попросил: «Любезный Михаиле, отговори ты этого молодого человека от безрассудного поступка…»

О ком же шла речь? О будущем святителе Игнатии (Брянчанинове) — православном святом, знатоке святоотеческой литературе и отличном богослове. Но в тот момент, а дело было в конце 1826 года, Дмитрий Александрович Брянчанинов рассматривался, как подающий надежды военный инженер и без сомнения блестящий офицер.

Император Николай Первый, без сомнения, умел находить и отбирать талантливых людей для имперской элиты. На молодого Брянчанинова он положил глаз еще при поступлении его в инженерное училище в Санкт-Петербурге. Государь не только оказывал покровительство умному и серьезному юноше, но даже познакомил с императрицей, которая обезпечивала, как тогда говаривали, «пенсион», перспективному кадету (ведь семья Брянчаниновых отнюдь не была богата по меркам тех лет).

Время Николая Первого — эпоха расцвета российского государства и подъема национальной культуры и самосознания. В ней-то и довелось жить святителю Игнатию. Достаточно отметить, что современниками его были и Н. Карамзин, и А. Пушкин, и Н. Гоголь, и М. Глинка, и П. Вяземский, и С. Уваров. Впрочем, список можно продолжать долго, но на этом остановимся.

Современниками Игнатия являлись и великие святые, прославленные Русской Православной Церковью: батюшка Серафим Саровский, митрополит Филарет (Дроздов) и преподобный Герман Аляскинский. Не следует забывать и выдающегося историка Церкви Макария (Булгакова), так же жившего и творившего, единовременно с Игнатием (Брянчаниновым).

Российское царство при Николае I находилось на вершине своей мощи. Конечно, существование простых людей нельзя было назвать идеальным (а в какие эпохи об этом можно было бы и провозгласить?), но динамично развивалась экономика, строились дороги, открывались новые промышленные предприятия. И все сие находило выражение и христианском горении.

Дмитрий Брянчанинов любил и почитал русского царя, но стремился служить, прежде всего, Царю Небесному. В конце концов, этот порыв переломил все. И государь Николай был вынужден дать свободу выбора офицеру, который при любви к Отечеству земному алкал более Отечества Небесного.

И Россия в итоге не прогадала, как не может ошибиться всякий, отдающийся на волю Божию. Не прогадал и русский Император, столь ревностно пекшийся о судьбах державы. Из Дмитрия вырос великий святой, богослов и организатор монастырской деятельности.

Как-то забывается, что монастырями не разрушается, а укрепляется даже и земная власть. Святые подвижники для нормальной государственной жизни даже более необходимы, чем гениальные светские управленцы. Молитвами святых всегда стояла Русь!

Будущий святитель Игнатий (Брянчанинов), после пострига, замечательно проявил себя и на монастырском поприще. Особенно он отличился на обустройстве Пельшемского Лопотова монастыря недалеко от Вологды, где стал не просто строителем, но и духовным наставником братии. Все же нездоровая местность заставила игумена Игнатия покинуть обитель…

Естественно, российскому Императору об этом доложили. И тогда Николай Павлович призвал бывшего своего протеже к себе в столичный Санкт-Петербург. При встрече государь сказал Игнатию: «Ты мне нравишься, как и прежде! Ты у меня в долгу за воспитание, которое я тебе дал, и за мою любовь к тебе. Ты не хотел служить мне там, где я предполагал тебя поставить, избрал по своему произволу путь, − на нем ты и уплати мне долг твой. Я тебе даю Сергиеву пустынь, хочу, чтоб ты жил в ней и сделал бы из нее монастырь, который в глазах столицы был бы образцом монастырей».

В 1833 г. игумен Игнатий (Брянчанинов) принял под свое окормление Троице-Сергиеву пустынь в Стрельне. Потом был возведен в сан архимандрита. Все, возложенное на него императором, Игнатий исполнил с честью, несмотря на болезни и клевету завистников и недоброжелателей Православия.

С 1847 года Игнатий становится широко известен и светскому обществу, благодаря публикациям своих статей и работ.

Во время Крымской войны, когда страны Западной Европы и Турция единым фронтом выступили против Российской Империи, святитель Игнатий ведет активную переписку не только с монашествующими и священством, но и русскими военными.

Особенно любопытно его письма к полководцу Н.Н. Муравьеву-Карскому. Процитируем одно из них:
   «При предстоящем великом подвиге для Российского войска, подвиге, в котором Вы должны принять столько значащее участие, призываю на вас обильное благословение Божие. Во время мира Вы отложили меч, взялись за плуг; когда ж начала скопляться военная гроза – вы оставили плуг, снова взялись за меч, взялись за него с христианским смиренномудрием, взялись, движимые и руководимые истинною преданностию и любовию к Царю и Отечеству.
   В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых.
   Гораздо вернее идти на штыки с молитвою, нежели с песнею: песнь приносит самозабвение и прилична Римлянину; а молитва доставляет воодушевление и прилична благочестивому Христианину. Христианская вера порождает героев, сказал герой Суворов — и постоянных героев, а не минутных. Российская история представляет единственный пример Христианского мученичества: многие Русские — не только воины, но и архиереи, и бояре, и князья — приняли добровольно насильственную смерть для сохранения верности Царю: потому что у Русского по свойству восточного Православного исповедания, мысль о верности Богу и Царю соединена воедино. Русский Царь может сказать о себе то, что сказал о себе святый Царь Израильский пророк Давид: "Бог... покаряяй люди моя под мя"
(Пс.17,48)».

В другом письме владыка Игнатий дает совет Муравьеву:
   «Подвизайтесь, но подвизайтесь единственно для Бога и добродетели, а не для истории и мнения о Вас человеков: и история, и мнение людское безжалостны к эгоистам, ищущим всеми ухищрениями земной славы; напротив того, они благоговеют пред служителем добродетели, благородно забывающем о них и имеющем в виду славу от Бога в вечности: они отдают ему справедливость рано или поздно».

Уже в этом послании виден тот аскетический настрой и то понятие аскетизма (пусть и в широком приложении к наставлению светского лица), которые мы находим в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова).

Будучи епископом Кавказским и Черноморским, находясь в Ставрополе, святитель Игнатий не только ревностно заботился об епархии, но и занимался исследованием монашества и наставлениями православных христиан в духовном делании. Кроме того, епископ Игнатий резко выступал против раскольников и искажения догматов католиками и протестантами. При этом не следует забывать, что болезни постоянно преследовали его.

Все-таки в 1861 году из-за слабого здоровья владыка Игнатий уходит на покой и переезжает в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, где продолжает активно трудиться на церковной ниве и писать свои труды, столь важные для нашего Православия.

Когда обращаешься к творениям святителя Игнатия (Брянчанинова), то понимаешь, как много он сделал и для разработок христианской апологетики, и экклезиологии, и аскетики.

Епископ Игнатий старается до каждого православного донести важнейшие мысли:
   «Христиане! Вы разсуждаете о спасении, а не знаете, — что такое спасение, почему человеки в нем нуждаются, наконец — не зная Христа — единственное средство нашего спасения! — Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой, Вселенской Церкви: Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев…
   Всмотритесь в Новый Завет и вообще во все Священное Писание: Вы найдете, что оно требует исполнения заповедей Божиих, что это исполнение называется делами, что от этого исполнения заповедей Божиих вера в Бога делается живою, как действующая; без них она мертвая, как лишенная всякаго движения. И напротив того, Вы найдете, что добрыя дела падшаго естества, от чувств, от крови, от порывов и нежных ощущений сердца — воспрещены, отвергнуты! А эти-то именно добренькия дела Вам и нравятся в язычниках и магометанах! За них, хотя бы то было с отвержением Христа, Вы хотите им дать спасение.
   Странно Ваше суждение о здравом разуме! С чего, по какому праву, Вы находите, признаете его в себе? Если Вы христианин, то должны иметь об этом предмете понятие христианское, а не другое какое, самовольное или схваченное невесть-где! Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжеименный разум, что разум падшаго естества нашего, какого бы он ни имел достоинства природнаго, как бы ни был изощрен ученостию мира, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом. Нужно отвергнуть его, предаться водительству веры: при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии, Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум Духовный. Этот разум можно и должно признать здравым разумом…
».

Особое место в трудах святителя занимает понятие «прелести»:
   «Зараженные прелестию "мнения" встречаются очень часто. Всякий не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению или по учению инославному, находится в этой прелести».

И еще владыка Игнатий предупреждает:
   «Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце — льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщенного сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута — жилища чудовищ… Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце».

Наследие епископа Игнатия (Брянчанинова) не устарело (да и не могло устареть!) до сих пор! Скорее его творения лучше помогают нам, живущим в XXI веке, определять, что происходит с нами же, миром и другими людьми.

Ко Господу владыка Игнатий отошел в далеком 1867 году, но нам остались и его «Аскетические опыты», и другие произведения, подсобляющие найти путь к Истине и Вечной Жизни. Само житие святителя Игнатия (Брянчанинова) учит и учит нас.

Император Николай Первый (после сомнений и даже противоборства), отдавший своего воспитанника Церкви, к которой тот и стремился всей душою, поступил в итоге мудро. Ибо на святости и мудрости и стоят царства. А без них они разрушаются и распадаются во прах.


Источник: Сегодня.ру
http://www.segodnia.ru/content/188295


___________________
См. также:
Столпы Русской Империи – святые и ратоборцы: Цена войны на духовном фронте

Почему еретики презирают писания отеческие?: Объяснение святителя Игнатия (Брянчанинова)

Не распятый – не Христов: Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова)

«Ад есть, и мука вечная есть»: Ответ свт. Игнатия (Брянчанинова) сомневающемуся в «жестоких» догматах


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100