Воскресенье, 19 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Преп. Феодор Студит об общении с еретиками

Ты всячески старался воздерживаться общения с еретиками и воздерживался, как говоришь, благодатию Христовою; продолжай же воздерживаться; ибо таким образом ты скажешь свою любовь к Богу и общение с Ним, а противоположное общение отделяет от Христа.

Преп. Феодор Студит

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Преп. Паисий о патриотизме
Своим Православием мы обязаны Христу и святым мученикам и отцам нашей Церкви. А своей свободой мы обязаны героям нашего Отечества, пролившим за нас свою кровь. Это святое наследие мы обязаны чтить. 
Преп. Паисий Святогорец о патриотизме

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

В кулуарах

Совсем нет сил. Что делать?: Духовные и практические советы священника современным людям
Живу в городе и смотрю по многим знакомым, что стали вялыми, замкнутыми, раздражительными, по многим вопросам равнодушными из-за нехватки сил душевных и телесных. И по себе чувствую гнетущую усталость, хотя мне еще нет сорока и работа у меня не физическая, а больше умственная, за компьютером. Подскажите,...

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Божий Закон любви и справедливости: Проф. Катасонов о православном постижении понятия экономики
Божий Закон любви и справедливости: Проф. Катасонов о православном постижении понятия экономики

В феврале нынешнего года в Российском экономическом обществе им. Шарапова состоялся круглый стол, посвященный доктрине «православного социализма». Выступавший на нем доктор экономических наук Валентин Катасонов заявил, что социализм большевиков-марксистов и Православие несовместимы. «Колокол России» пообещал читателем поговорить с профессором о его видении развития экономики, которое, вне всякого сомнения, отличается глубиной и имеет богатую научную базу.

Теперь самое время сдержать обещание – в Институте русской цивилизации вышла серьезная монография Катасонова под названием «Православное понимание экономики» под редакцией писателя, публициста Олега Платонова. Из беседы с автором мы узнаем о гибельности капиталистического вектора развития, о лживости и надуманности современной экономики как науки, а также попытаемся обозначить пути выхода из кризиса.


– Валентин Юрьевич, поговорим немного о вашей книге, презентация которой намечена на самое ближайшее время. «Православное понимание экономики» – название само по себе наверняка много скажет верующим людям, но все-таки требуются некоторые пояснения.

– Давайте пройдемся по основным разделам. Первый – «Экономика Священного Писания» – разбирает библейские сюжеты, в частности, из Книги Бытия. Я рассказываю об экономике и Каине, об изгнании Христом торговцев и менял из храма, об экономике и богатстве. 

Второй раздел называется «Русские дореволюционные мыслители об экономике и тумане экономической науки». C опорой на Василия Кокорева, Сергея Шарапова, Константина Леонтьева, Владимира Соловьева и Сергея Булгакова я размышляю о том, к чему пришли наши мудрые предки уже более века назад.

Третий раздел являет собой реагирование на текущие события с духовным подтекстом, включает в себя рассуждения об экономике России в 21 веке. Из него читатель сможет узнать о «Кудрине, кризисе и суде Божьем», о «православном банкинге», цифровых финансах и других «прелестях» нового времени.

Важной частью книги являются комментарии к документам о православном толковании экономики. Здесь обсуждается, в частности, документ от 2011 года, принятый Восьмым всемирным русским народным собором. Я его в шутку назвал «моральным кодексом строителей капитализма». Он показался мне где-то наивным, а где-то даже вредным.

И второй несостоявшийся «программный» документ Русской Православной Церкви, именуемый «Экономика в условиях глобализации: православно-этический взгляд» (см.: Образчик экуменической идеологии). Этот текст мы с коллегами подробно разбирали на РЭОШ, он явно был еретическим. В нем прямо говорилось, что мы сможем преодолеть все кризисы через глобализацию, введение мировой валюты. 

Я также обратил внимание, что документ этот полностью соответствует реформам, одобренным на «святом и великом» Критском соборе во главе с Вселенским патриархом Варфоломеем, после чего окончательно стало ясно, почему нам его предложили. Думаю, что шла серьезная подготовка к cобору, руководство РПЦ изначально собиралось в нем участвовать. Мы привели обобщенные замечания, передали их в Московскую Патриархию. В итоге священноначалие заявило о каком-то «подлоге» текста документа, и с тех пор никто о нем не вспоминал.

– Так что же такое все-таки православная экономика, если говорить простым языком? Чем она отличается от дисциплины, преподаваемой сегодня в вузах и спецшколах?

– Начнем с того, что мы живем в мире, в котором постоянно происходит подмена понятий. Причем не стихийная – мы находимся под ударами противника, который ведет против нас информационную войну. Важнейшим ее элементом является НЛП – программирование нашего сознания. Идет постоянное изменение и сокрытие смыслов, слов, идей. И сегодня мы имеем дело не с экономикой как домостроительством, а с антиэкономикой. Помнится, еще Аристотель характеризовал таким образом простое накопление богатства.

В таком случае есть или существовала ли когда-либо в прошлом настоящая экономика?

– Конечно, она существует. Даже нельзя сказать, что в какой-то западной стране антиэкономика на сто процентов захватила общество. Экономика как домостроительство имеет самые разные формы и проявления. Когда мы по-русски говорим «у меня дома», имеем в виду «у меня в семье». А это уже и есть домостроительство. Если понимать экономику таким образом, мы осознаем, что в чистом виде антиэкономики (капитализма) нет нигде. Мы можем только обсуждать, каковы ее пределы, как далеко она может дотянуться.

Сегодня уже даже во многих семьях отношения построены не на принципах любви и милосердия, а на совсем иных основаниях. Но нам необходимо помнить, что есть определенная иерархия принципов, определенная еще святыми отцами: «Справедливость выше правды. Выше справедливости – милосердие, а выше милосердия – любовь».

Учебники, которые сегодня читают студенты на экономических факультетах, в лучшем случае исходят из принципа справедливости. Даже православные люди часто говорят: нам нужна справедливая экономика. Но справедливость здесь – нижняя планка. Я не говорю, что она не нужна. На самом деле это еще ветхозаветный закон. А Христос в Новом Завете принес Закон Любви. Это не значит, что Он отменил 10 заповедей, просто планка значительно повысилась.

К сожалению, ныне многие «крещеные атеисты», как говорил святитель Николай Сербский, являются номинальными христианами и не дотягивают даже до ветхозаветных норм. Разве мы исполняем законы, переданные Богом Моисею на горе Синай? Сегодня мы находимся на столь низком уровне, что можем лишь гипотетически рассуждать о православной экономике.

Но у христианина всегда должен быть идеал. Человек создан по образу и подобию Бога, он никогда не сможет с Ним сравниться, но тем не менее должен вечно стремиться к эталону. То же самое и с экономикой. Да, в действительности мы никогда не сможем на 100% внедрить православный подход, но надо по крайней мере его представлять.

– Применялась ли такая модель на практике?

– Если посмотрим первую главу Священного Писания, там рассказывается о пребывании человека в раю. Это и есть «райская экономика». И кстати, первые люди не были просто потребителями – они возделывали Эдемский сад. А затем произошла катастрофа – изгнание человека из рая, убийство Авеля Каином, Всемирный потоп… Изменились условия жизни человека. И говорить о том, что эти изменения обусловлены объективными причинами, просто смешно. Есть только один высший нравственный закон, данный Богом. Человек нарушил его, после чего начались проблемы.

Конечно, Закон корректировался после ухода человека из рая. Ной и его потомки, а затем Авраам, получали новые заповеди. И понятно, почему человек с определенного момента стал вынужден «добывать хлеб свой в поте лица своего». Он должен был осознать свое грехопадение, и только через покаяние могло произойти восстановление исходных райских условий, в которых он находился.

«Ищите прежде Царствия Божьего, а все остальное приложится», – говорит нам Господь. Современные христиане поступают с точностью до наоборот – они просто в кровь разбили лоб, пытаются изменить материальные условия своей жизни, не понимая, что крайне далеки от влияния на первопричину своего положения.

А вот многие монахи, старцы все прекрасно понимают. Они знают, что наша жизнь коротка, и на самом деле было бы безумием пытаться выстроить какой-то рай на земле. Максимум, что может сделать человек – не допустить здесь ада. Ну, а построение рая – это уже богоборчество, игнорирование того самого Закона, который был дан Богом человеку.

Но многие люди пытаются общаться не с Богом, а с материей. Материалисты считают, что жизнь можно переустроить, если они будут двигать горы, менять русла рек, запускать человека в космос… Но это достаточно безсмысленная деятельность, которая в конечном счете ведет к разбитому корыту. Господь сказал человеку: «Ничего без Меня творить не можете». А мы пытаемся творить мир без Бога.

Сегодня мы находимся даже не на уровне ветхозаветных евреев, а на уровне евреев, оказавшихся у подножья горы Синай, когда Моисей получал скрижали. Им надоело ждать, они отлили из золота тельца и начали пляски вокруг него. Хорошо известно, чем все это закончилось.

– Отсюда, надо полагать, складывается ваше отношение к советскому периоду истории, который характеризовался успешной экономикой и крайним материализмом?

– Знаете, Господь долготерпит и всегда дает людям авансы. Я считаю, что и индустриализация, и наша победа в Великой Отечественной, и быстрое восстановление после войны – это все в какой-то степени авансы. Но Бог не может выдавать их до безконечности. Пора бы уже научиться понимать, почему мы достигали таких успехов.

А уже в 60-е годы человек стал всерьез считать себя творцом всего окружающего. На самом деле, Господь просто приоткрывает нам часть законов материального мира, законов механики, астрономии, химии – чтобы мы правильно пользовались его тайнами.

Отсюда, кстати, и слово открытие – все законы уже существуют, а нам их просто приоткрывают – синоним слова «откровение». Все строго по Божественному Писанию. Увы, современные материалисты искренне считают, что могут сделать себя и общество счастливыми, если откроют какие-то новые законы.

– И то же самое касается экономики? Выходит, вы, экономист, фактически отрицаете необходимость ее существования?

– Я уже 43 года преподаю экономику и могу сказать, что никаких специфических законов в ней нет. Есть только высший нравственный Закон. И кстати, пока не было на Руси этой придуманной экономики, мы действительно строили сильное государство, росли вширь. А когда стали подчиняться искусственным «законам», началось наше грехопадение, а с ним и морально-нравственный, и экономический упадок.

Экономика как таковая – это придуманная наука, о чем я и говорю в своей книге на примере размышлений русских философов, ученых. Но это вовсе не безобидная придумка, потому что под видом экономической науки нам подбрасывают определенную систему ценностей, мировоззрение. Безусловно, оно противоречит русскому православному и вообще христианскому подходу. В лучшем случае, это протестантизм. Достаточно вспомнить работу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Хорошо, что людей, понимающих, что нынешняя экономика – это экономика смерти, и готовых нести эти идеи в народ, становится все больше – в том числе и на Западе. С другой стороны, мне хорошо видно по молодежи, регулярно проходящей «промывки мозгов» в системе экономического образования, что они просто превращаются в «хомо экономикус».

– Помню о вашем выступлении на круглом столе, посвященном «православному социализму» – вы тогда раскритиковали это направление. Вы произнесли фразу: «христианин добровольно отдает свое, а социалист силой берет чужое». Значит, православный путь – это однозначно «что-то третье» по сравнению с капитализмом и социализмом?

– Да, я считаю, что капитализм и социализм в том виде, как нам его подавали – это две стороны одной медали. Близкая мне модель условно называется «христианской цивилизацией» и ее хозяйством. Можно конечно придумать и другие определения, взять на вооружение термин «экономика жизни» или «экономика благодати». Это действительно так, мы же отталкиваемся от мыслей о жизни вечной, а не о сиюминутном материальном комфорте.

– В своей концепции развития православной экономики вы говорите о хозяйствующих общинах, которые должны работать на христианских началах. При поддержке Церкви и государства (на последнем этапе) сеть таких общин со временем должна охватить всю страну… Выходит, такой подход связан с коллективной, а не частной собственностью?

– Все должно идти изнутри человека. Если люди готовы к такой самоорганизации, то слава Богу. Если же все насаждается сверху, нам хорошо знаком итог таких преобразований. Национализация – приватизация – новая национализация – и так по кругу. «Отнять все и поделить» – вот наша экономическая история за последние сто лет. Не было у нашего дома фундамента, только песок – потому все и развалилось.

Простой пример – сегодня у нас есть несколько крупных госкорпораций. Либералы верещат о том, что в России высокий уровень огосударствления экономики. Но простите, это чисто формальный юридический подход. То, что творится внутри этих квазигосударственных оболочек, есть фактическая приватизация всего и вся. А мы очень любим заниматься формальным подходом…

Конечно, если ориентироваться на иерусалимские христианские общины первого века, тут прежде всего должна быть внутренняя готовность людей. Сколько у нас примеров создания по команде сверху различных братств и объединений, которые вскоре рассыпались…

– Православная экономика, казалось бы, должна всячески развиваться и поддерживаться на уровне Русской Православной Церкви. Но почему-то священноначалие зачастую подает нам обратные примеры…

– Мне трудно сказать, кто там сидит на самом верху, но мое соприкосновение с Московской Патриархией через проект «экономической глобализации» показывает, что там почти нет людей, понимающих все эти тонкости. Я бы очень хотел ошибаться, чтобы там превалировали люди с действительно православными взглядами.

Если мы возьмем основы социальной концепции РПЦ, там экономические вопросы также прописаны не очень внятно. С другой стороны, может, и не стоит много писать на эту тему. Ведь известно, что любовь – главный принцип христианства – не очень уживается со всякими нормативными документами. Я же не могу любить свою жену, потому что мне так сказали в загсе.

– Значит, ваша книга, ваш православный взгляд на экономику – это в большей степени рекомендация идеальных человеческих отношений?

– Я конечно продолжаю заниматься собственно современной экономикой, но прекрасно вижу, что причины изменений в ней лежат в духовно-нравственной сфере. Только если мы будем исполнять Высший нравственный Закон Бога, а не Конституцию или Кодекс строителей коммунизма – тогда сможем на что-то рассчитывать.

А экономика интересна прежде всего как четкий индикатор, показывающий состояние общества. Недаром же св. Николай Сербский в начале прошлого века напомнил своей пастве, что такое кризис, в том числе и экономический. Это «суд Божий». Если мы не понимаем его глубинные причины, то в лучшем случае способны ликвидировать последствия, но в будущем нас ждут еще более суровые испытания. К сожалению, духовная слепота людей ведет к таким последствиям.

За 40 лет я прочитал почти все возможные книги из области экономической теории, в том числе и либеральные. Так что можно сказать, что я наелся до отвала и сейчас провожу очистку организма. Ну а с другой стороны, я пришел к выводу, аналогичному с мыслителем Владимиром Соловьевым, экономика – это искусственно выдуманная наука. Но боюсь, мне уже поздно переквалифицироваться в управдомы.


Источник: http://kolokolrussia.ru/

 __________________
См. по теме:
Вертикаль власти для антихриста: Банки, цифровая экономика, терроризм и мировой порядок

Антихристианская сущность цифрового «рая»: Изменение образа жизни населения глобализацией как воплощение тайны беззакония

Наука Жизни: Свт. Николай Сербский о настоящих и придуманных законах, а также экономическом кризисе и Суде Божьем

«Православный социализм» в эпоху всеобщего «синтеза»: О новых революционных лозунгах и бесах

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Да не будем посрамлены на Страшном Суде: Как относиться к нововведениям в Русской Церкви?

Как мы сообщали в предыдущем номере, на епархиальном собрании столичного духовенства 20 декабря было рекомендовано чтение Ветхого Завета (паремий) и новозаветных посланий (Апостола) на современном Русском языке. Нам удалось побеседовать с одним из участников этого епархиального собрания...


Как отозвать из системы свои персональные данные?: Противодействие принятию электронных новшеств (ЗАЯВЛЕНИЕ)

Массовое противодействие принятию электронных новшеств не дает системе работать в полную силу. Как известно, основой цифровизации являются персональные данные человека, согласие на использование которых «по умолчанию» предусматривается сегодня практически при любых операциях. В нашу редакцию поступает множество вопросов: что делать, если соответствующая подпись по неведению или вынужденно была поставлена?...


Глобальная (анти)религия: Идолопоклонство папы-иезуита Франциска возмущает даже еретиков-католиков

Как мы сообщали, недавно «апостольский нунций» (то есть посол Ватикана в РФ) Челестино Мильоре заявил о том, что целью папы Римского является организация нового «Собора» всех христиан, под чем явно имеется в виду экуменическое сборище католиков, протестантов и «православных либералов»...


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Фотогалерея
Полезно почитать

«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные...


По единым стандартам антихриста: О дьявольской деконструкции в России и Церкви

Всё жестче, всё наглее действуют те, кто желает привести весь мир к своему шаблону, унифицировать человечество и планету в соответствии с едиными стандартами. Представителям этих сил уже и не нужно глубоко конспирироваться. Они становятся всё более открытыми, убеждая нас в том, что зло – это вполне нормально и оно имеет такое же право на существование, как добро. Что маньяк-убийца-расчленитель – такой же...


На изломе апокалиптических эпох: Раскрытие последних периодов существования Вселенской Церкви на земле

Как известно, Святые Отцы и подвижники, близкие к нам по времени, советуют в домашнее молитвенное правило обязательно включать чтение Откровения апостола Иоанна Богослова – чтобы познать дух времени. В толковании ими Апокалипсиса встречается мысль о том, что послание семи Асийским Церквам раскрывает...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100