Среда, 20 Февраля 2019 г.
Духовная мудрость

Прав. Иоанн Кронштадсткий о Монархии и евреях
Не будет Самодержавия — не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас
Прав. Иоанн Кронштадтский о Монархии и ее главных врагах

Прп.Паисий о диктатуре

Некоторые европейцы выразили протест, потому что они боятся всемирной диктатуры. А мы, православные, противодействуем этому потому, что не хотим антихриста. И диктатуры, конечно, тоже не хотим. Нас ждут серьезные события, но долго они не продержатся. Как Православие якобы «исчезло» при коммунизме, так оно «исчезнет» и сейчас.

Прп. Паисий Святогорец об электронном концлагере

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

В кулуарах

Дипломатия или предательство?: О последствиях замалчивания церковными представителями украинской и других проблем
...Никогда ещё в истории «благоразумное молчание» там, где нужно было ясное и отрезвляющее слово, не приводило к умиротворению вражды. Напротив – это молчание бунтовщиками всегда воспринималось как признак слабости и сигнал к новым атакам, а сомневающимися – как знак согласия Церкви с совершающимися...

Народная песня – источник русскости: Беседа с преподавателем епархиальных курсов С.Ф. Тухленковым о музыке и духовности
...Зачем нам нужен фольклор? Сейчас, в отсутствии традиционного жизненного уклада, главная его функция – это красота, понять и насладиться красотой нашего народа. Это питательная среда той народной силы, которая позволяла и до сих пор позволяет нашему народу преодолевать все трудности. Обогащение красотой...

Москва – Небесный Град или окаянный Вавилон?: Историк-публицист Д. Володихин и поэтесса-экскурсовод И. Воскобойникова о Русской Столице
Нынешняя Москва – это две Москвы, живущие друг с другом в тесном объятии, по необходимости терпящие друг друга, но разные по происхождению своему, по идеалам и устремлениям. Каждая из них воспринимает вторую как раковую опухоль в своем теле. Каждая хотела бы избавиться от второй, вырезать ее… Но где...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Божий Закон любви и справедливости: Проф. Катасонов о православном постижении понятия экономики
Божий Закон любви и справедливости: Проф. Катасонов о православном постижении понятия экономики

В феврале нынешнего года в Российском экономическом обществе им. Шарапова состоялся круглый стол, посвященный доктрине «православного социализма». Выступавший на нем доктор экономических наук Валентин Катасонов заявил, что социализм большевиков-марксистов и Православие несовместимы. «Колокол России» пообещал читателем поговорить с профессором о его видении развития экономики, которое, вне всякого сомнения, отличается глубиной и имеет богатую научную базу.

Теперь самое время сдержать обещание – в Институте русской цивилизации вышла серьезная монография Катасонова под названием «Православное понимание экономики» под редакцией писателя, публициста Олега Платонова. Из беседы с автором мы узнаем о гибельности капиталистического вектора развития, о лживости и надуманности современной экономики как науки, а также попытаемся обозначить пути выхода из кризиса.


– Валентин Юрьевич, поговорим немного о вашей книге, презентация которой намечена на самое ближайшее время. «Православное понимание экономики» – название само по себе наверняка много скажет верующим людям, но все-таки требуются некоторые пояснения.

– Давайте пройдемся по основным разделам. Первый – «Экономика Священного Писания» – разбирает библейские сюжеты, в частности, из Книги Бытия. Я рассказываю об экономике и Каине, об изгнании Христом торговцев и менял из храма, об экономике и богатстве. 

Второй раздел называется «Русские дореволюционные мыслители об экономике и тумане экономической науки». C опорой на Василия Кокорева, Сергея Шарапова, Константина Леонтьева, Владимира Соловьева и Сергея Булгакова я размышляю о том, к чему пришли наши мудрые предки уже более века назад.

Третий раздел являет собой реагирование на текущие события с духовным подтекстом, включает в себя рассуждения об экономике России в 21 веке. Из него читатель сможет узнать о «Кудрине, кризисе и суде Божьем», о «православном банкинге», цифровых финансах и других «прелестях» нового времени.

Важной частью книги являются комментарии к документам о православном толковании экономики. Здесь обсуждается, в частности, документ от 2011 года, принятый Восьмым всемирным русским народным собором. Я его в шутку назвал «моральным кодексом строителей капитализма». Он показался мне где-то наивным, а где-то даже вредным.

И второй несостоявшийся «программный» документ Русской Православной Церкви, именуемый «Экономика в условиях глобализации: православно-этический взгляд» (см.: Образчик экуменической идеологии). Этот текст мы с коллегами подробно разбирали на РЭОШ, он явно был еретическим. В нем прямо говорилось, что мы сможем преодолеть все кризисы через глобализацию, введение мировой валюты. 

Я также обратил внимание, что документ этот полностью соответствует реформам, одобренным на «святом и великом» Критском соборе во главе с Вселенским патриархом Варфоломеем, после чего окончательно стало ясно, почему нам его предложили. Думаю, что шла серьезная подготовка к cобору, руководство РПЦ изначально собиралось в нем участвовать. Мы привели обобщенные замечания, передали их в Московскую Патриархию. В итоге священноначалие заявило о каком-то «подлоге» текста документа, и с тех пор никто о нем не вспоминал.

– Так что же такое все-таки православная экономика, если говорить простым языком? Чем она отличается от дисциплины, преподаваемой сегодня в вузах и спецшколах?

– Начнем с того, что мы живем в мире, в котором постоянно происходит подмена понятий. Причем не стихийная – мы находимся под ударами противника, который ведет против нас информационную войну. Важнейшим ее элементом является НЛП – программирование нашего сознания. Идет постоянное изменение и сокрытие смыслов, слов, идей. И сегодня мы имеем дело не с экономикой как домостроительством, а с антиэкономикой. Помнится, еще Аристотель характеризовал таким образом простое накопление богатства.

В таком случае есть или существовала ли когда-либо в прошлом настоящая экономика?

– Конечно, она существует. Даже нельзя сказать, что в какой-то западной стране антиэкономика на сто процентов захватила общество. Экономика как домостроительство имеет самые разные формы и проявления. Когда мы по-русски говорим «у меня дома», имеем в виду «у меня в семье». А это уже и есть домостроительство. Если понимать экономику таким образом, мы осознаем, что в чистом виде антиэкономики (капитализма) нет нигде. Мы можем только обсуждать, каковы ее пределы, как далеко она может дотянуться.

Сегодня уже даже во многих семьях отношения построены не на принципах любви и милосердия, а на совсем иных основаниях. Но нам необходимо помнить, что есть определенная иерархия принципов, определенная еще святыми отцами: «Справедливость выше правды. Выше справедливости – милосердие, а выше милосердия – любовь».

Учебники, которые сегодня читают студенты на экономических факультетах, в лучшем случае исходят из принципа справедливости. Даже православные люди часто говорят: нам нужна справедливая экономика. Но справедливость здесь – нижняя планка. Я не говорю, что она не нужна. На самом деле это еще ветхозаветный закон. А Христос в Новом Завете принес Закон Любви. Это не значит, что Он отменил 10 заповедей, просто планка значительно повысилась.

К сожалению, ныне многие «крещеные атеисты», как говорил святитель Николай Сербский, являются номинальными христианами и не дотягивают даже до ветхозаветных норм. Разве мы исполняем законы, переданные Богом Моисею на горе Синай? Сегодня мы находимся на столь низком уровне, что можем лишь гипотетически рассуждать о православной экономике.

Но у христианина всегда должен быть идеал. Человек создан по образу и подобию Бога, он никогда не сможет с Ним сравниться, но тем не менее должен вечно стремиться к эталону. То же самое и с экономикой. Да, в действительности мы никогда не сможем на 100% внедрить православный подход, но надо по крайней мере его представлять.

– Применялась ли такая модель на практике?

– Если посмотрим первую главу Священного Писания, там рассказывается о пребывании человека в раю. Это и есть «райская экономика». И кстати, первые люди не были просто потребителями – они возделывали Эдемский сад. А затем произошла катастрофа – изгнание человека из рая, убийство Авеля Каином, Всемирный потоп… Изменились условия жизни человека. И говорить о том, что эти изменения обусловлены объективными причинами, просто смешно. Есть только один высший нравственный закон, данный Богом. Человек нарушил его, после чего начались проблемы.

Конечно, Закон корректировался после ухода человека из рая. Ной и его потомки, а затем Авраам, получали новые заповеди. И понятно, почему человек с определенного момента стал вынужден «добывать хлеб свой в поте лица своего». Он должен был осознать свое грехопадение, и только через покаяние могло произойти восстановление исходных райских условий, в которых он находился.

«Ищите прежде Царствия Божьего, а все остальное приложится», – говорит нам Господь. Современные христиане поступают с точностью до наоборот – они просто в кровь разбили лоб, пытаются изменить материальные условия своей жизни, не понимая, что крайне далеки от влияния на первопричину своего положения.

А вот многие монахи, старцы все прекрасно понимают. Они знают, что наша жизнь коротка, и на самом деле было бы безумием пытаться выстроить какой-то рай на земле. Максимум, что может сделать человек – не допустить здесь ада. Ну, а построение рая – это уже богоборчество, игнорирование того самого Закона, который был дан Богом человеку.

Но многие люди пытаются общаться не с Богом, а с материей. Материалисты считают, что жизнь можно переустроить, если они будут двигать горы, менять русла рек, запускать человека в космос… Но это достаточно безсмысленная деятельность, которая в конечном счете ведет к разбитому корыту. Господь сказал человеку: «Ничего без Меня творить не можете». А мы пытаемся творить мир без Бога.

Сегодня мы находимся даже не на уровне ветхозаветных евреев, а на уровне евреев, оказавшихся у подножья горы Синай, когда Моисей получал скрижали. Им надоело ждать, они отлили из золота тельца и начали пляски вокруг него. Хорошо известно, чем все это закончилось.

– Отсюда, надо полагать, складывается ваше отношение к советскому периоду истории, который характеризовался успешной экономикой и крайним материализмом?

– Знаете, Господь долготерпит и всегда дает людям авансы. Я считаю, что и индустриализация, и наша победа в Великой Отечественной, и быстрое восстановление после войны – это все в какой-то степени авансы. Но Бог не может выдавать их до безконечности. Пора бы уже научиться понимать, почему мы достигали таких успехов.

А уже в 60-е годы человек стал всерьез считать себя творцом всего окружающего. На самом деле, Господь просто приоткрывает нам часть законов материального мира, законов механики, астрономии, химии – чтобы мы правильно пользовались его тайнами.

Отсюда, кстати, и слово открытие – все законы уже существуют, а нам их просто приоткрывают – синоним слова «откровение». Все строго по Божественному Писанию. Увы, современные материалисты искренне считают, что могут сделать себя и общество счастливыми, если откроют какие-то новые законы.

– И то же самое касается экономики? Выходит, вы, экономист, фактически отрицаете необходимость ее существования?

– Я уже 43 года преподаю экономику и могу сказать, что никаких специфических законов в ней нет. Есть только высший нравственный Закон. И кстати, пока не было на Руси этой придуманной экономики, мы действительно строили сильное государство, росли вширь. А когда стали подчиняться искусственным «законам», началось наше грехопадение, а с ним и морально-нравственный, и экономический упадок.

Экономика как таковая – это придуманная наука, о чем я и говорю в своей книге на примере размышлений русских философов, ученых. Но это вовсе не безобидная придумка, потому что под видом экономической науки нам подбрасывают определенную систему ценностей, мировоззрение. Безусловно, оно противоречит русскому православному и вообще христианскому подходу. В лучшем случае, это протестантизм. Достаточно вспомнить работу Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма».

Хорошо, что людей, понимающих, что нынешняя экономика – это экономика смерти, и готовых нести эти идеи в народ, становится все больше – в том числе и на Западе. С другой стороны, мне хорошо видно по молодежи, регулярно проходящей «промывки мозгов» в системе экономического образования, что они просто превращаются в «хомо экономикус».

– Помню о вашем выступлении на круглом столе, посвященном «православному социализму» – вы тогда раскритиковали это направление. Вы произнесли фразу: «христианин добровольно отдает свое, а социалист силой берет чужое». Значит, православный путь – это однозначно «что-то третье» по сравнению с капитализмом и социализмом?

– Да, я считаю, что капитализм и социализм в том виде, как нам его подавали – это две стороны одной медали. Близкая мне модель условно называется «христианской цивилизацией» и ее хозяйством. Можно конечно придумать и другие определения, взять на вооружение термин «экономика жизни» или «экономика благодати». Это действительно так, мы же отталкиваемся от мыслей о жизни вечной, а не о сиюминутном материальном комфорте.

– В своей концепции развития православной экономики вы говорите о хозяйствующих общинах, которые должны работать на христианских началах. При поддержке Церкви и государства (на последнем этапе) сеть таких общин со временем должна охватить всю страну… Выходит, такой подход связан с коллективной, а не частной собственностью?

– Все должно идти изнутри человека. Если люди готовы к такой самоорганизации, то слава Богу. Если же все насаждается сверху, нам хорошо знаком итог таких преобразований. Национализация – приватизация – новая национализация – и так по кругу. «Отнять все и поделить» – вот наша экономическая история за последние сто лет. Не было у нашего дома фундамента, только песок – потому все и развалилось.

Простой пример – сегодня у нас есть несколько крупных госкорпораций. Либералы верещат о том, что в России высокий уровень огосударствления экономики. Но простите, это чисто формальный юридический подход. То, что творится внутри этих квазигосударственных оболочек, есть фактическая приватизация всего и вся. А мы очень любим заниматься формальным подходом…

Конечно, если ориентироваться на иерусалимские христианские общины первого века, тут прежде всего должна быть внутренняя готовность людей. Сколько у нас примеров создания по команде сверху различных братств и объединений, которые вскоре рассыпались…

– Православная экономика, казалось бы, должна всячески развиваться и поддерживаться на уровне Русской Православной Церкви. Но почему-то священноначалие зачастую подает нам обратные примеры…

– Мне трудно сказать, кто там сидит на самом верху, но мое соприкосновение с Московской Патриархией через проект «экономической глобализации» показывает, что там почти нет людей, понимающих все эти тонкости. Я бы очень хотел ошибаться, чтобы там превалировали люди с действительно православными взглядами.

Если мы возьмем основы социальной концепции РПЦ, там экономические вопросы также прописаны не очень внятно. С другой стороны, может, и не стоит много писать на эту тему. Ведь известно, что любовь – главный принцип христианства – не очень уживается со всякими нормативными документами. Я же не могу любить свою жену, потому что мне так сказали в загсе.

– Значит, ваша книга, ваш православный взгляд на экономику – это в большей степени рекомендация идеальных человеческих отношений?

– Я конечно продолжаю заниматься собственно современной экономикой, но прекрасно вижу, что причины изменений в ней лежат в духовно-нравственной сфере. Только если мы будем исполнять Высший нравственный Закон Бога, а не Конституцию или Кодекс строителей коммунизма – тогда сможем на что-то рассчитывать.

А экономика интересна прежде всего как четкий индикатор, показывающий состояние общества. Недаром же св. Николай Сербский в начале прошлого века напомнил своей пастве, что такое кризис, в том числе и экономический. Это «суд Божий». Если мы не понимаем его глубинные причины, то в лучшем случае способны ликвидировать последствия, но в будущем нас ждут еще более суровые испытания. К сожалению, духовная слепота людей ведет к таким последствиям.

За 40 лет я прочитал почти все возможные книги из области экономической теории, в том числе и либеральные. Так что можно сказать, что я наелся до отвала и сейчас провожу очистку организма. Ну а с другой стороны, я пришел к выводу, аналогичному с мыслителем Владимиром Соловьевым, экономика – это искусственно выдуманная наука. Но боюсь, мне уже поздно переквалифицироваться в управдомы.


Источник: http://kolokolrussia.ru/

 __________________
См. по теме:
Вертикаль власти для антихриста: Банки, цифровая экономика, терроризм и мировой порядок

Антихристианская сущность цифрового «рая»: Изменение образа жизни населения глобализацией как воплощение тайны беззакония

Наука Жизни: Свт. Николай Сербский о настоящих и придуманных законах, а также экономическом кризисе и Суде Божьем

«Православный социализм» в эпоху всеобщего «синтеза»: О новых революционных лозунгах и бесах

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Миссионер» антихристова стада: К чему призывает православных священник Георгий Максимов?

В конце января 2019 года на канале Ютуб появились два новых видеоматериала священника Георгия Максимова, в которых он рассматривает тему новых цифровых технологий, цифровых идентификаторов, биометрии и чипирования, пытаясь ответить на вопрос, имеет ли всё это отношение к Апокалипсису, приходу антихриста...


Возможно ли Крещение вне Православия?: Согласие Святых Отцов до Карфагенского Собора 256 года и ересь «крещального богословия»

Серьезный вопрос, которым часто задавались и который стремились изучить с самым пристальным вниманием с первых лет послеапостольского периода, – это вопрос о способе принятия в лоно Кафолической Церкви тех, кто отпал от нее в ересь; о возникших вследствие этого отпадения целых инославных, т. е. еретических,...


Православную культуру – в школу!: Обращение участников Рождественских чтений к министру О.Ю. Васильевой

...Считаем, что изучение духовной культуры своего народа, «оснований своей религии» (К.Д. Ушинский) является неотъемлемой частью обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе, исторической традицией российского образования, русской школы, насильственно прерванной после катастрофы 1917...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 1 2 3
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться Церкви и противостоять глобализации: Беседа со схиархим. Кенсорином и духовными чадами его и иг. Бориса (Храмцова)

Многие духовные люди отмечают, что наше время – лукавое: посреди различных соблазнов и искушений трудно не уклониться со спасительного пути. Поэтому так ценно простое, но опытное слово современных подвижников. Милостью Божией нам удалось пообщаться с известным духовником, учеником Валаамских старцев...


Царский год – итоги и надежды: Ответы духовенства и мирян о 100-летии Русской Голгофы

Новогодний опрос мы решили сделать традиционным и на сей раз предложили нашим уважаемым респондентам следующие вопросы: «Что ожидалось, на что были надежды в 2018 году в контексте юбилея Царской Голгофы и что произошло в реальности? Какая работа была проведена, какие успехи и/или неудачи Вы можете отметить? Выводы, перспективы, пожелания»…


Преодолеть постсоветский синдром идеи революции: Беседа с М.Б. Смолиным об Имперском возрождении России

...Имперское возрождение для России – это прежде всего выход из современного постсоветского состояния РФ. Это выбор государственного пути для нашего дальнейшего развития, когда мы находимся между либеральным и социалистическим соблазнами западнического развития для нашей Родины...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100