Должен ли монах «заниматься политикой»?: Пример богоугодной ревности в миру преп. Леонтия (Карповича)
В наши дни весьма распространено убеждение, что верующий человек, будучи, по завету Спасителя, не от мира сего (см.: Ин. 15, 19), не длжен «заниматься политикой», активно бороться с теми или иными негативными явлениями общественной и церковной жизни. Особенно часто это замечание относят к монашествующим, которым подобает, как полагают многие, только молиться, деятельно не вмешиваясь в происходящие вокруг апостасийные события. Однако такое представление не соответствует евангельскому учению, и ошибочность его обличается многочисленными примерами противостояния злу угодников Божиих, в житиях которых мы можем почерпнуть назидательнейшие уроки спасения.
Мы расскажем о святом, чей подвиг исповедничества и утверждения в вере ближних должен если не послужить образцом для подражания, то по крайней мере преподать нам правильные понятия о православной духовности, пробудить ревность по истине и подвигнуть к самоукорению.
В Литовском княжестве в ту эпоху господствовал католицизм, и православные верующие находились в весьма затруднительном положении, претерпевая от папистов гонения. Несмотря на произошедший в середине XVI века в католичестве раскол, известный как Реформация Лютера, папские притеснения на Западной Руси не только не ослабевали, но принимали все более жестокие формы. К концу XVI века иезуиты задумали уничтожить Православие с помощью унии, которую их стараниями представители Ватикана и западнорусской иерархии подписали в Бресте в 1596 году. После заключения унии Речь Посполитая начала обращать свое исконно православное русское население в папизм уже откровенно насильственными методами. Преподобному Леонтию выпало жить именно в тот тяжелый период гонений на истинную веру и подъять подвиг борьбы и страданий за святое Православие.
По предположению историков, около 1600 года Лонгин Карпович осиротел и переместился в Вильну (современный Вильнюс), где поступил в Виленскую братскую школу-академию (начальное образование он, вероятно, получил в Острожской духовной школе); братство стало для одинокого юноши родным домом.
Что представляли собой такие объединения на Западной Руси? В соответствии с Магдебургским правом городские ремесленники могли создавать группы, союзы по профессиональному признаку. На их основе и возникли православные братства, сближавшие верующих различных сословий, главной целью которых была защита и сохранение Православия в условиях агрессивного натиска католицизма. И это исповедническое противостояние продолжалось десятилетиями и велось одновременно в нескольких направлениях: правовая сеймовая борьба, литературно-апологетическая деятельность по обличению иезуитских лжеучений, а подчас и вооруженное сопротивление карательным операциям католиков. И все эти задачи члены братства решали сообща и достаточно успешно. Особое внимание они уделяли обучению и подготовке нового поколения. В селениях, принадлежавших православным помещикам, создавались школы или училища – прообразы современных духовных учебных заведений. Их выпускники становились священнослужителями и проповедниками, но многие уходили за пороги Днепра – вливались в Запорожскую казачью вольницу и там защищали Православие уже не только словом, но и силой оружия.
Между тем братство преподобного Леонтия оказалось в стеснительных обстоятельствах. Ректор Виленской академии Стефан Зизаний выступил с обличением принявшего унию Киевского митрополита Михаила (Рогозы). В ответ архиерей-униат запретил священников Виленского братства в служении, стал всячески притеснять своего обличителя, и к тому же король отобрал у ревнителей Православия их храм. Но вскоре на землях князей Воловичей, на месте страдальческой кончины Виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, была возведена и освящена новая, Свято-Духовская церковь, в строительстве которой Лонгин, очевидно, принимал активное участие. Историки высказывают предположение, что при Виленском Свято-Духовском храме сразу же началось образовываться монашеское братство и его первыми насельниками стали иноки, изгнанные из своих обителей униатами.
Достигнув совершеннолетия, Лонгин Феодорович, как шляхтич по происхождению, на правах представителя братства активно включился в посольско-депутатскую деятельность. Талантливый юноша сделался церковным строителем, а также главным типографом – отвечал за содержание выпускавшихся братским издательством книг. Этот момент стал отправной точкой подвига служения преподобного Церкви письменным словом, который не прекращался до самой его блаженной кончины.
События развивались не в пользу верных: в 1599 году место митрополита Киевского и Галицкого занял еще более фанатичный униат – Ипатий (Поцей), получивший от короля власть над братствами и подвергший их участников жестоким преследованиям. В 1604–1609 годах Поцей, находясь в Вильне, пытался уничтожить братство при Свято-Троицком храме, собрав вместо него и наделив соответствующими правами униатскую общину. Кроме того, он вел борьбу за подчинение себе всех православных храмов и за контроль над их доходами. А король запретил верующим посещать Свято-Духовскую церковь под страхом крупного штрафа. Общение же с Константинопольским Патриархом, в то время твердо стоявшим в истине, под омофором которого находилась Западно-Русская митрополия, грозило смертной казнью. «1609 год был роковым для православных виленцев, – пишет один из историков, – <…> братство ослабело: оно уже не располагало необходимыми средствами для той цели, какую оно преследовало, – оно не в состоянии было побороть унию. Из наступательного положения или, по крайней мере, из положения равносильного противника братство переходит в положение оборонительное…» Ко всему прочему, «студенты» находившейся по соседству иезуитской академии постоянно нападали на православных монахов, священнослужителей и учеников, глумясь над ними, грабя их, забрасывая камнями – иногда до смерти, стреляя по окнам... Но несмотря на преследования еретиков, наиболее мужественные члены братства, и в их числе Лонгин Карпович, не изменили вере. В том же 1609 году, вместе с другими послами, Карпович едет на Варшавский сейм для защиты прав братства. Примерно тогда же, после возвращения из Варшавы, Лонгин Феодорович был пострижен в монашество с именем Леонтий и рукоположен в священный сан с возведением в чин архимандрита Свято-Духова монастыря.
Вскоре начались сугубые испытания. В Великую Субботу 7 апреля 1610 года в братской типографии прошел обыск, а 6 мая за издание одной из антикатолических книг архимандрита Леонтия арестовали и посадили в земляную яму. В это время ему было около 30 лет от роду. Многократно его водили на допросы к королю и вельможам, и несчетные насмешки, безчестия, суды и издевательства претерпел он за правую веру. В яме преподобный перенес искушения от злого духа, который являлся ему и запугивал предстоящими пытками и мучительной смертью, суля освобождение в случае, если святой согласится поклониться ему. Но ни наглые бесы, ни жестокие их служители – еретики, – не поколебали верности мужественного воина Христова. И Господь сотворил отмщение за Своего избранника: 1 июля в Вильне разразился пожар, уничтоживший половину города, в том числе шесть деревянных и пять каменных церквей, отнятых папистами у православных. А православные храмы и постройки братства не пострадали.
Около двух лет продолжалось заключение исповедника: он был освобожден только в 1612 году – вероятно, в связи с крайним ухудшением состояния здоровья. В течение года архимандрит Леонтий восстанавливался, а затем снова включился в активную деятельность, приняв на себя управление монастырем, братством и ректорство в братской школе-академии.
Заслуживает внимания тот факт, что хозяйственно-попечительские обязанности и множественные труды и скорби не мешали подвижнику преуспевать в духовной жизни и молитвенном делании – он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Некоторым казалось, что угодник Божий служит слишком часто и может утратить благоговение перед святыней.
Таковым отец Леонтий отвечал: «Как приближаясь к солнечному свету, видишь на себе пятна грязи, даже если они и очень малы, – так и причащаясь часто Божественным Тайнам, видишь на себе свои согрешения». (Здесь стоит отметить, что в Таинстве Священства иерей получает особую благодать Святаго Духа, укрепляющую его и позволяющую приступать ко Причащению при каждом служении. Кроме того, преподобный принимал Святые Тайны с должной подготовкой. Поэтому его пример отнюдь не оправдывает сторонников частого или постоянного Причащения без обязательных говения и Исповеди, которые насаждают в Церкви откровенно модернистские взгляды и практики).
По словам автора «Казанья на погреб Леонтия Карповича» архиепископа Мелетия (Смотрицкого), этот примерный муж был образцом «не только для иноков, но и для каждого христианина, независимо от высоты его положения <…>, поскольку кто на исполнение им иноческого устава смотрел – тот видел его равным отцам-пустынникам. А кто к общечеловеческим добродетелям присматривался – видел его более всех добродетель стяжавшим». По свидетельству того же писателя, «все свое время отдавал он либо чтению, где Бог с ним разговаривал, либо молитве, где он с Богом разговор вел <…>. Часто нужно было либо окликнуть его, или по имени позвать, или даже толкнуть, чтобы он в себя пришел, потому что частое собеседование с Богом делало отца Леонтия как бы вне себя находящимся».
Ученик святого игумен Исаия (Трофимович) вспоминает такой случай. Однажды к преподобному пришел ктитор братства магнат Богдан Огинский. В это время архимандрит Леонтий упражнялся в молитве. Но не смея отказать человеку, от которого во многом зависело благоденствие братства, он был вынужден отвлечься, однако при этом заплакал навзрыд – так сильно подвижник вожделел общения с Единым Богом. Известно также, что, выходя из кельи, он всегда брал с собой песочные часы для напоминания, что ни одной минуты нельзя тратить даром.
Много внимания отец Леонтий уделял упорядочению строя монашеской жизни. «Архимандритское служение <…> богобоязненно, ревниво и осторожно исполнял, – пишет Смотрицкий, – поскольку был муж духовный, примерный, учительный, целомудренный, братолюбивый, снисходительный». В монастыре святым был введен общежительный устав.
При преподобном Леонтии Свято-Духова обитель процвела как оплот православного подвижничества всего Литовского княжества, став центром антиуниатского сопротивления. Под ее покровительством устраивались новые православные монастыри и укреплялись уже существовавшие. Также и Виленское братство приобрело сторонников во всем Литовском княжестве.
Своих учеников угодник Божий наставлял: «Подвизаемся убо, братие, выну в лучшее преуспевающе, и благочестия нашего достойными плоды иноверных обличающе и исправляюще; а вся веры ради бывающая нам от супостаты веры Христовой в терпении и благодарении приемлем, на Начальника и Совершителя веры нашей Иисуса взирающе (иже нам жития образ оставляя, досажден, поруган, изгнан, биен и убиен, претерпев, не воздаде)…»
Благодаря трудам, подвигам и молитвам святого в Литве наступило время возрождения Православия. По словам Смотрицкого, «Церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, [он] сотворил благодатью Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной, орошая ее частым дождем вод евангельских, возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви, <…> падшую из-за проклятого отступления [в унию] святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился».
Таких замечательных успехов преподобный достиг не политическими ухищрениями или военной силой: он «воевал духом спасающим, побеждал ненависть любовью, а гнев – кротостью». Поэтому и люди иных убеждений не могли противостоять обаянию его проповеди. Автор «Казанья…» замечает: «Не только православным его слушателям, но даже и иноверцам не неведомо, как ревностно выполнял он – устно и письменно – служение учительское <…>. Возносил голос свой, как трубу <…>, проповедовал Слово, наставлял благовременно и безвременно, обличал, громил, просил со всяческим терпением <…>, выводил из народов преступных, из земель еретических и халуг (закоулков, – примеч. ред.) схизматических (раскольничьих, – примеч. ред.), приводил же в землю обетованную, в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Примечательно, что даже некоторые униаты уважали и почитали отца архимандрита за праведность, мудрость, смирение, кротость, милосердие и безкомпромиссное стояние в Православии.
Под влиянием апологетики виленского архипастыря многие еретики обращались в истинную веру, а отступники приносили покаяние. Поэтому иезуиты, скупая его книги едва ли не как золото, уничтожали их в огне. Однако, несмотря на это, два слова преподобного все-таки дошли до наших дней.
Воин Христов не только сам обличал ересь и раскол, но и других призывал ратовать за истину словом и исповедническим стоянием в ней. Известно его послание к иеросхимонаху Кириллу, ранее служившему во львовском монастыре святого Онуфрия и в Свято-Троицкой обители, а затем удалившемуся на Афон. «Покинутая и оставленная нами Матерь наша [Церковь] судит нас и осуждает, – пишет святой. – Что же мы за воины, если все время – на отдыхе, а на страже – никогда?.. Что мне за прибыль от уединенного жития, если без любви оно проведено будет? И если Матери кто не любит, то кого ж такой любить может? А Матери своей всеконечно тот не любит, кто не хочет ее, настигнутую бедами и опасностью, спасать и помогать ей, не хочет – в то время как должен душу свою по примеру Учителя [Христа] положить, ради чего святые мужи из пустынь, не говоря уже о городских монастырях, всегда на оборону ее выходили в часы преследований. И теперь не отрекайся от бедной Матери твоей, со слезами зовущей тебя, сына своего и присягнувшего ей воина, и о помощи просящей, – не отрекайся, поди, поспеши служить ей!»
В последние годы жизни преподобный Леонтий перевел и издал замечательный святоотеческий сборник афонского инока Фикары «Вертоград душевный». В наше время брошюрой под названием «Плач кающегося грешника инока Фикары» выпускаются, очевидно, отдельные выдержки из «Вертограда», содержащие покаянные размышления преподобного Ефрема Сирина, изложенные на каждый день недели, – хорошее пособие для желающих стяжать сокрушение и видение своих грехов.
Почил архимандрит Леонтий 24 сентября 1620 года, не дожив даже до сорока лет. Почитание угодника Божия началось почти сразу же по преставлении, и современникам было известно о нетленности его останков. А уже в наши дни, 4 апреля 2011 года Синод Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение о прославлении подвижника в лике местночтимых святых в чине преподобных.
Итак, святой Леонтий не бежал от искушений и гонений, а спасался в самом их водовороте, мужественно претерпевая страдания за Христа и призывая к сему подвигу ближних.
Преподобный Иоанн Кассиан пишет: «Когда воля наша водится самолюбием и земною мудростью, то загадывает держать некую достойную всякого осуждения средину между сими двумя стремлениями (жить по плоти или по духу, – А.М.), располагаясь так воздерживаться от плотских страстей, чтобы при этом нисколько не терпеть прискорбностей, неизбежных при исполнении требований духа, – без казнения плоти желая достигнуть телесной чистоты, без труда бдений стяжать чистоту сердечную, с упокоением плоти обиловать духовными добродетелями, без ожесточенных злословий получить благодать терпения, являть смирение Христово без ущерба в чести мирской, следовать простоте благочестия с высокомерием века сего, служить Христу с людской славою и благоволением, говорить решительную правду, не встречая никакого, даже малого оскорбления, – вообще достигнуть благ будущих, не теряя настоящих. Такая воля не ведет к истинному совершенству, но, поставляя в состояние противной теплоты, делает такими, каковы те, о коих с укором говорит Господь в Апокалипсисе: „Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл <…>, то извергну тебя из уст Моих“ (Откр. 3, 15–16)».
Молитвами преподобного Леонтия поревнуем шествовать по истинному богозаповеданному тесному христианскому пути, отвергая ложный покой, человекоугодие и теплохладность!
ТРОПАРЬ
ПРЕПОДОБНОМУ ЛЕОНТИЮ,
АРХИМАНДРИТУ ВИЛЕНСКОМУ,
ИСПОВЕДНИКУ, ГЛАС 8:
Земли Пинския прозябение, края Виленскаго процветение, Церкве Православныя защитниче, ереси латинския златоустый обличителю, пастырю добрый и благочестия учителю, веры истинныя доблий исповедниче, преподобне отче Леонтие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
КОНДАК
ГЛАС 8:
Православия рачителя и ереси латинския обличителя, златословеснаго витию, научающа ясно вере истинней, и образ дающа терпения в скорбех и напастех, сего, вернии, в песнех достойных почтим, взывающе: радуйся, Православия поборниче и твердый исповедниче.
___________________
См.также:
<-назад в раздел