Пятница, 26 Апреля 2024 г.
Духовная мудрость

Митр. Иоанн об истинной любви
<Евангельская> любовь... не терпит никаких посягательств на истины веры,.. не имеет ничего общего с теми лукавыми отговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих неблаговидных целей.
Митр. Иоанн (Снычев)

Свт. Игнатий о вечности мук
Огнь вечный, бездна огненная, зажженная давно, неугасимая, приготовленная для диавола и ангелов его, ожидает образы Божии, искаженные, сделавшиеся непотребными. Там они будут гореть вечно, не сгорать вечно!
Свт. Игнатий (Брянчанинов) о безконечности мук

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Тебя без тебя создать возмог Я, но спасти тебя без тебя не могу»: Есть ли за гробом вечные муки?


2018-04-05.jpg

Статья болгарского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993, память 13/26 января), духовного сына святителя Серафима Богучарского (Соболева). Критический отзыв разоблачает модернизм в книге известного в Болгарии доктора богословия И.Г. Панчовского «Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием». Несмотря на то, что высказанные отцом Серафимом замечания относятся к конкретному сочинению, они весьма актуальны, поскольку подобные идеи и ошибки можно встретить и в наши дни у многих авторов, размышляющих над ключевыми философскими и духовными вопросами.

Священное Писание изображает ад объективной бытийной сферой. Читал ли д-р Панчовский притчу о богаче и нищем Лазаре (см.: Лк. 16, 19–31)? В ней ад представлен настолько реально, что его бытийность не вызывает и тени сомнения. Страдая в пламени, богач разговаривает, рассуждает, просит о милости. В другом месте Господь Иисус Христос открывает, что там будет плач и скрежет зубов, и, словно предвидя возможные недоумения и возражения, добавляет: Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 25, 30).

Если ад существует лишь субъективно, то куда в таком случае спускался Господь после Своей смерти на Голгофе? Святой апостол Петр свидетельствует, что Он сошел именно в действительную, реальную сферу ада и проповедовал узникам этой темницы (см.: 1 Пет. 3, 19). Такое убеждение Святая Церковь выразила в своих богослужебных песнопениях (см.: Октоих, глас 1-й в субботу вечера, стихира 3-я и стихира на стиховне; глас 4-й в субботу вечера на «Господи воззвах», стихира 2-я и 2-я стихира на стиховне; глас 7-й в субботу вечера на «Господи воззвах», стихира 6-я; глас 8-й в субботу вечера, 2-я стихира на стиховне и мн. др.). На каком же основании д-р Панчовский так уверенно заявляет, что объективный ад, открытый Господом Иисусом Христом, – «сатанинский вымысел», а его мифологические представления якобы «ясно и недвусмысленно» засвидетельствованы в Священном Писании (С. 209. Здесь и далее цит. по: Панчовский И.Г. Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием. София, 1944)?!

Другая абсурдная идея нашего автора – мучения в аду не целостного человека, а некой его части, точнее – его грехов (см.: Там же. С. 204). Но допустимо ли как-либо рассекать человека? Господь говорит нам, что в аду будут страдать не грехи, а грешники (см.: Мф. 25, 46). Совершая грех, беззаконник становится с ним единым целым. Если в земной жизни он покаянием разорвет эту связь и сможет отсечь от себя свои пороки – целиком спасется. Если же пребудет приверженным ко греху – целиком погибнет. Ни в Священном Писании, ни в святооотеческой литературе нет никаких упоминаний о некоем разделении человека и частичном спасении. Искусственное и явно притянутое толкование автором третьей главы из Первого послания апостола Павла к Коринфянам опровергается противоположным по смыслу объяснением святителя Иоанна Златоуста. Слово Божие просто и четко говорит, что весь человек – с телом и душой – или спасется, если творил добро, или, если злодействовал, пойдет в адские муки (см.: 2 Кор. 5, 10; Ин. 5, 29; Мф. 10, 28; Мф. 25).

Можно ли отделить грех от грешника и допустить его обособленное существование? Нет, ибо грех есть последствие злоупотребления свободной волей, и вне диавола и человека его быть не может. Поэтому утверждение д-ра Панчовского, что грех способен жить как нечто независимое и самобытное, хотя и в небытийной сфере ада, создает грубейший дуализм похлестче персидского.

Теория о рассечении противоречит и истине о свободной воле человека. Удивительно, что д-р Панчовский этого не понимает, хотя в другом месте он сам заявляет, что с радостью принял бы оригеново учение о восстановлении, если бы оно совмещалось со свободой человеческой воли (см.: Панчовский И.Г. Указ. соч. С. 178–183). Если человек полюбил грех, если он сросся с ним так, что вечному пребыванию с Богом самовластно предпочел жизнь во грехе, – как Бог может принудить его отказаться от этого и войти в рай? Если Бог отсечет грехи насильно, ненавидящий Его грешник не сможет блаженствовать с Ним в райских обителях. Весьма мудро говорит святитель Димитрий Ростовский, в одной из своих проповедей обращаясь к грешнику от лица Божия: «Тебя без тебя создать возмог Я, но спасти тебя без тебя не могу».

Кроме того, бывают и осатаневшие люди, подобные Иуде, в которых все доброе закостенело и умерло (см.: Еп. Феофан. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 16). Что останется от них, если согласиться с теорией рассечения? Но даже признавая наличие в каждом человеке под пеплом грехов некой искорки добра, как быть с сатаной и его ангелами, о которых д-р Панчовский в своих рассуждениях не упоминает? Где окажутся они по его учению? Можно предположить, что в аду как свободные осатаневшие духи. Но как тогда быть со «всеобщим, космическим спасением»?! С «Божией любовью»?! Вот так в его новой теории, как кошмары из прошлого, восстают старые противоречия! В своей фантастичной и мифологичной системе он не ушел от них и не разрешил их, но просто проигнорировал и потому успокоился напрасно.

Не будем углубляться в прочие заблуждения и несоответствия, поскольку это приведет нас к абсолютной путанице. (Например, утверждение автора на с. 196 об аде как человеческим вымысле не согласуется со сказанным на с. 235, где он признает, что Господь Иисус Христос проповедовал в аду. На с. 234 говорится, что учение об аде и рае не использовалось Спасителем для стимуляции нравственной деятельности человека, но на с. 235 – что Спаситель проповедовал его в воспитательных целях, т. е. именно для мотивации). Нам достаточно того, что с помощью Божией мы доказали: теория д-ра Панчовского об аде противна Священному Писанию, святоотеческому учению, церковному убеждению и, в конце концов, противоречива сама по себе.

Возможно, наш богослов, несмотря на свой самоуверенный тон, все же ощущал тревожные сомнения в правильности сформулированных им выводов и потому эпиграфом к книге избрал замечательные слова Марка Аврелия: «Если кто-нибудь может с очевидностью доказать мне, что я неправильно сужу или действую, то я с радостью изменюсь. Ибо я ищу истины, от которой еще никто никогда не потерпел вреда. Терпит же вред тот, кто упорствует в своем заблуждении и невежестве».

Нет оснований помышлять, что это изречение д-р Панчовский поставил в начале своего труда лишь для красоты. Поэтому смеем надеяться, что после нашего братского обличения его ошибочных идей он осознает свои заблуждения и откажется от них в интересах Православия и своего спасения.

 Перевод с болгарского языка 
Анны Самсоновой

Печатается 
с небольшими сокращениями



___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). 
   Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции и ее читателям. 
  Телефон редакции (отдел подписки): 89153536998.


См. по теме: 

Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100