Воскресенье, 19 Января 2020 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

сщмч.Владимир о монархии
Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом – президент получает власть от гордыни народной.
Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский

Свт. Игнатий о гонениях
Противники антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественного блага и порядка.
Свт. Игнатий Брянчанинов о гонениях

Прп.Паисий о "неведении"
– А если кто-то примет печать по неведению?
– Скажи лучше, по равнодушию. Какое там неведение, когда все ясно до предела? Да если и не знает человек, ему должно поинтересоваться и узнать. Приняв печать, пусть даже и по неведению, человек теряет Божественную Благодать и принимает бесовское воздействие. Вон, когда священник при Крещении погружает дитя во святую купель, оно, и не понимая того, принимает Святаго Духа и потом в нем обитает Божественная Благодать.
Прп. Паисий Святогорец

Прп. Паисий о сионистах

Сионисты хотят управлять миром. Для того чтобы достигнуть своей цели, они используют колдовство и сатанизм.

Прп. Паисий Святогорец

В кулуарах

Совсем нет сил. Что делать?: Духовные и практические советы священника современным людям
Живу в городе и смотрю по многим знакомым, что стали вялыми, замкнутыми, раздражительными, по многим вопросам равнодушными из-за нехватки сил душевных и телесных. И по себе чувствую гнетущую усталость, хотя мне еще нет сорока и работа у меня не физическая, а больше умственная, за компьютером. Подскажите,...

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Лучшее образование не советское, а Имперское: Основа научного, технического, экономического и военного потенциала России


Русское имперское гимназическое и университетское образование стояло на мировом уровне начиная, по крайней мере, с эпохи Александра I, однако при Николае II оно этот уровень, в каком-то смысле перешагнуло, оставив «за кормой» Европу и Америку, как по качеству образования, так и по его социальной доступности. К 1914 г. Российская империя, имевшая в наличии при восшествии Николая Александровича Романова на престол лишь несколько, хотя и первоклассных технических вузов, превзошла по уровню технического образования безусловного лидера тех лет – Германскую империю.

Масштабность здания науки, техники, наукоемкой промышленности и, в конечном счете, обороноспособности любого государства, и главное – прочность этого здания, зависит в первую очередь от качества фундамента здания. Фундаментом же этим является система народного образования государства. Чем совершеннее эта система, тем грандиознее и прочнее будут возведенные над ней корпуса отечественной науки, техники и всего с ними связанного.

Образовательное будущее страны всегда лежит в основе и предшествует ее научному, техническому, экономическому и военному потенциалу.

Образование в широком смысле создает, формирует образ нации, народа, его сознание. Сознание в свою очередь формирует ту материальную действительность, которая народ окружает в конкретный исторический момент.

Стандарты, нормы и эталоны образования должны естественным образом вытекать из истории данного народа, а также из целевой функции религии, которая является исторической, народной и государствообразующей.

Целевая же функция христианства и прежде всего нашего родного Православия, заключается в том, чтобы посильно вернуть греховного человека, находящегося в вырождающемся, деградационном состоянии, в первозданное качество, присущее ему до его грехопадения, и во всяком случае, сделать его доброжелательным к ближним, и верным сыном своего земного Отечества.

В скобках заметим, что, если Церковь, или, вернее, церковная иерархия, не выполняет этой целевой функции, все Православие сводится в лучшем случае к «бытовому» уровню.

Едва ли не главная заслуга Императора Николая II заключается в том, что он сделал все, что было в его силах, чтобы развернуть корабль отечественного народного образования к национальным истокам. Вот подлинные слова Царя из высочайшего рескрипта 10 июня 1902 г.:

«Прежде всего, подтверждаю мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение».

Государь впервые постарался вывести наше образования из-под тенет бюрократической машины Министерства просвещения, за счет повышения роли родительских комитетов, которые к 1917 г. стали играть весьма значительную роль в системе имперского образования. Сотрудничество царя и народа, развитие общественного самоуправления – такие общие приоритеты политики государя особенно ярко выразились в образовательной сфере. Как сказал один из исследователей, столкнувшийся с этим необычным для нас явлением в Царской образовательной политике: «Похоже, что последний раз демократия была в России при царе. И, похоже, что без царя она оказывается невозможной...»

И в самом деле, первое, что сделало Временное, «благоверное» по мнению нашего Синода, правительство, это уничтожило роль родительских комитетов, «поскольку в них преобладают люди одной определенной конфессии».

Несколько фактов и цифр. Первоначальное обучение было у нас безплатным по закону еще с начала правления Государя Николая II, а с 1908 г. оно становилось обязательным. На 1918 г. планировалось ввести обязательное безплатное среднее образование. Это и был тот «всеобуч», который должен был охватить страну уже к началу 1920-х гг. До сих пор существует устойчивая легенда, что одной из «заслуг» большевиков-ленинцев стала ликвидация безграмотности.

1894-1914
Начальные школы
Увеличение числа школ – в 2 раза
Увеличение числа учеников – в 2,9 раза
Средние школы и гимназии
Увеличение числа школ – в 15 раз
Увеличение числа учащихся – в 13 раз

1917-1928
Начальные школы
Сокращение числа школ – в 1,1 раза
Сокращение числа учеников – на 2%
Средние школы и гимназии
Сокращение числа школ – в 1,5 раза
Увеличение числа учащихся – в 1,1 раза

Как видим, при Ленине и его партии проходила не ликвидация безграмотности, а ликвидация образования. Частичным восстановлением образования занялся уже в 1930 гг. И.В. Сталин, по мере разборки с ленинскими «ликвидаторами».     

С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906-1916 гг. рост совершенно безпрецедентный. Ни до, ни после этого периода государство Российское не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета. И это было так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 млн руб., а земства, города и учреждения расходовали еще 30-40 млн руб., то есть по совокупности – 70-80 млн руб.

А в 1914 г. консолидированный бюджет составил уже 660 млн руб. – это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 г. цифру 70 млн руб., то рост будет почти 10-кратный, на порядок. Но и по минимальной оценке – более чем в восемь раз.

Чтобы было понятно, о каких цифрах идет речь, отметим, что 660 млн золотых руб. – это, по разным оценкам, порядка 200-300 млрд нынешних долл.

Наиболее впечатляющее представление о росте бюджетного финансирования образования в Российской империи при Николае II, дает график этого финансирования, причем только по линии Министерства народного просвещения (см. рис.).

Обратите внимание на форму графика начиная с 1906 по 1917 г. Он идет едва ли круче графика экспоненты. График же консолидированного бюджета шел еще круче.

Он, независимо от нашего желания, показывает, что в образовании, а вслед за ним в науке и технике мы шли с опережением, которого нам хватило до тех самых 1960-1962 гг., когда мы смогли первыми выйти в космос.

Поскольку образовательный потенциал страны с абсолютной необходимостью и неизбежностью предшествует потенциалу научному и техническому, график финансирования образования в Российской империи в царствование Императора Николая II есть математическое обоснование того неотвратимого факта, что именно Император Николай II – творец не только образовательного, но и нашего научного и технического потенциала за последний век. И остатки этого имперского потенциала пока позволяют России, даже в ее малопонятной структурной форме Российской Федерации, оставаться относительно независимым государством.

Дореволюционная начальная школа

Разумеется, развитие образования сопровождалось открытием библиотек и музеев.

В 1914 г. в стране действовало 76 тыс. библиотек, посещаемость музеев достигла 5 млн человек в год. Ежегодно печаталось около 99 млн книг и 11 млн журналов. Почтенные цифры, не так ли?

Но откуда же, спросите вы, столь любимый необольшевиками и либералами миф о дремучей российской безграмотности при дремучем царизме? Приведу единственный, однако многозначительный пример, стоящий диссертации по контрразведке.

В Русском календаре Суворина за 1917 г. опубликованы данные о том, что грамотность в стране составляет только порядка 20%. Правда мелким шрифтом в примечании указано, что в качестве источника использованы данные за 1915 г. Казалось бы, приемлемая точность. Но нигде не указано, что в статистическом ежегоднике за 1915 г., опубликованы данные за 1897 г.! Данные 20-летней давности, в упор игнорирующие всю образовательную реформу Императора Николая II! Автор, приводящий этот возмутительный факт, с некоторым недоумением говорит о «неточностях в дореволюционных документах» (Борисюк А.А. «История России, которую приказали забыть»).

На самом деле, речь должна идти не о неточностях, а об идеологических диверсиях, равных государственной измене, которые и подготовили катастрофу 1917 г.

И в заключение, о том, чему учили в Царских школах. Начнем с церковноприходских, столь нелюбимых демократами и прогрессистами. Вопреки очередной легенде в них учили не только молиться, хотя и за то следовало бы сказать этим школам и их создателям, таким как Сергей Александрович Рачинский, большое сердечное спасибо. В этих школах преподавались такие базовые предметы, как чтение, математика или арифметика (причем, уверяю вас, задачи для устного счета которые щелкали деревенские ребятишки, мало кто из нынешних студентов технических вузов в отведенное время решит (см. Галенин Б.Г. «Царская школа») и, конечно, родная речь и история Отечества.