Среда, 26 Сентября 2018 г.
Духовная мудрость

Вл.Агафангел о сути 3
С духовной точки зрения, не существует процессов, происходящих как бы неким «естественным» образом. Признание их является скрытым атеизмом, отвержением Промысла Божия над миром и человеком, поэтому мы утверждаем, что процесс глобализации не является естественным. Этот процесс является реализацией «тайны беззакония».
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Прп. Амвросий об экуменизме
Свет истины Христовой с тьмой еретичества никогда совмещаться не может. Католики же своей ереси остановить не хотят и упорствуют... Благосклонные к католикам должны рассуждать о сказанном в псалмах: «возненавидех церковь лукавнующих».
Оптинский старец Амвросий об экуменизме

Свт. Феофан о духе мира
Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мiра!
Святитель Феофан Затворник

Свт. Игнатий о Богопознании
Чуждый Христианства чужд Бога: Всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать – безбожник.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Преп. Анатолий Оптинский о "просвещении"
Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения Святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом.
Оптинский старец Анатолий-младший о последних временах

В кулуарах

Пока не прославленный Церковью, но не Богом: Размышления о Григории Ефимовиче Распутине после Царского крестного хода
На Крестных ходах ничего не бывает случайным. Вспоминаю 2000-й год. Крестный ход «Покаяние за Царя», Нижний Новгород - Дивеево, 7-17 июля. Дважды на Крестном ходе являла чудеса обыкновенная фотография Цесаревича Алексея Николаевича Романова. В храме села Богоявления с головы и лица Цесаревича потекло...

Ученик до гроба: Об отношении христианина к старости, дряхлости и подготовке к смерти
...По обыкновенному, естественному ходу человек достигает полного развития ума своего в тридцать лет. От тридцати до сорока еще кое-как идут вперед его силы; дальше же этого срока в нем ничто не подвигается, и все им производимое не только не лучше прежнего, но даже слабее и холодней прежнего...

Православие – это не игры в благочестие, а жесточайшая, смертельная борьба: «Мучение Любви» архим. Лазаря (Абашидзе)
В книге отца Лазаря «Мучение Любви», которую каждому христианину было бы весьма полезно прочитать, есть отрезвляющее напоминание: христианство – это страшно. Православие – это не игры в благочестие. Это жесточайшая, смертельная борьба на три фронта – с самим собой, с агрессивным тлетворным влиянием окружающего...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Мы просто хотим оставаться русскими»: Беседа о современной русофобской обстановке в Эстонии
«Мы просто хотим оставаться русскими»: Беседа о современной русофобской обстановке в Эстонии

Памятная доска Альфонсу Ребане, штандертенфюреру ваффен-СС, была установлена... 22 июня сего года в эстонском поселке Мустла в Вильяндиском уезде. На памятной каменной табличке, повешенной на стене дома, в котором Ребане жил со своей женой Агнией Сахаровой-Соометс, в 1930-е годы, написано, что она посвящена «борцу за свободу Эстонии, кавалеру Рыцарского креста с дубовыми листьями». По словам представителей Сакалаского объединения эстонских военнослужащих, установка таблички именно 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны, якобы приурочена к 110-летию со дня рождения Ребане. Вообще-то Ребане родился 24 июня 1908 года, и вряд ли перенос установки одиозной таблички именно на день Памяти и скорби случаен. Что это: очередной клинический случай, на который должны обратить пристальное внимание эстонские психиатры, или откровенная провокация? Незнание истории, презрение к этой науке приводит, как показывает практика, к печальной необходимости повторения уроков, и вряд ли эта необходимость позитивно скажется на здоровье угодливых неучей, руководствующихся нацизмом.

Как вообще обстоят дела с изучением истории в Эстонии? Какая роль при ее изучении отводится России и русским? Может и должна ли Россия способствовать такому преподаванию истории, при котором невозможны оскорбления в ее адрес и прославление преступников? Об этом наш разговор с Родионом Денисовым, публицистом, главным редактором эстонского портала Tribuna.ee.


ДОТАЦИИ НА БРЕД И ПРОВОКАЦИИ

– Родион Андреевич, сама по себе установка памятного знака эсэсовцу вызывает сомнения в добром здравии ее инициаторов. Как можно объяснить их поведение? Очередной плевок в Россию и русских? Прекрасно зная, что значит 22 июня для нас, специально подправляют дату чествования своего, пардон, «героя». Итак, что это было?

– Провокация это была. Но официально не подкопаешься. Вообще, подобные шаги предпринимаются не первый раз: когда-то в местечке Лихула был установлен бюст эсэсовцу. Да, его потом со скандалом сняли, но факт имел место, тем не менее. Время от времени в республике проходят акции, которых никто – ни в России, ни в любой другой стране антигитлеровской коалиции – в принципе не должен бы каким-то образом приветствовать. Официально это и не приветствуется, и всё происходит... в рамках закона. Т.е. как будто установка этого памятного знака – не инициатива эстонского государства, инициатор – какое-то объединение или частное лицо, установили всё это дело на частной территории. Но давайте посмотрим чуть дальше. Очень часто объединения, которые проводят откровенные провокации в адрес России и русских, получают неплохие дотации, в том числе из государственного бюджета Эстонии. И на таких интересных мероприятиях часто присутствуют эстонские политики, пусть не высшего ранга, пусть от оппозиционных партий, но бывают и бывшие министры. Т.е. открыто как бы это всё не поддерживается, а фактически идет все-таки скрытая поддержка.

Это всё очень хорошо укладывается в общую политику Эстонии, которая уже много лет разыгрывает «русскую карту» где только возможно. Некоторые политики набирают политические очки внутри республики, но, скорее всего, это идет по договоренностям с очередными «старшими братьями», теперь уже с Запада. Цель – еще и еще раз подчеркнуть, заверить старшего брата: «Мы не с Россией, не с этими проклятыми русскими, мы – последний форпост свободного мира и всего прогрессивного человечества на Востоке Европы. Любите нас, поддержите – мы очень стараемся быть частью Запада!»

– Если какой-нибудь Хендрик Пуусепп вдруг установил бы на своей частной земле памятник Дзержинскому или Ульянову-Ленину, не дай Бог, то какова бы была реакция в Эстонии?

– Мне было бы очень интересно. Таких прецедентов с установкой новых памятников не было. Хотя старые памятники стоят в музеях. Но почему мы говорим о деятелях советской печальной эпохи, принесшей горе далеко не только Эстонии? Возьмем недавний случай в Нарве, когда во время торжественного прохода американской колонны человек, наблюдавший это празднество, махал российским флагом. К нему тут же подъехали стражи порядка и попросили немедленно прекратить это «безобразие»: мол, «не разжигайте». Подобные случаи бывают: видя российскую или советскую символику, власти вдруг вспоминают о том, что в обществе могут отреагировать на нее весьма по-разному, и принимают меры. В случае с эсэсовцами всё тихо-мирно – никакого «разжигания» нет.

БОЛЬШОЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ «НИЗ-ЗЯ!» И ТУФТА ПРОПАГАНДЫ

– Если в случае с советской символикой я могу понять нежелание эстонцев и русских видеть ее, то российская-то тут причем?

– Здесь нет логики, на мой взгляд. Давайте вспомним рекомендацию Полиции безопасности Эстонии (КаПо), в которой четко прописано, что гражданам Эстонской республики не рекомендуется ездить в Россию – особенно на конференции, встречи, семинары и т.п. Складывается впечатление, будто в Полиции безопасности думают, что каждый человек, приезжающий в Россию просто ради любопытства или по делам, подвергается идеологической обработке злобных медведей-кгбэшников в ушанках и с балалайками.

– Таким образом, по вашим словам, мы сталкиваемся с обидным, но и смешным, вообще-то, явлением: пытаются оживить глупые, тупые мифы о России – «тюрьма народов», водка из рукомойника, икра на подушке надзирателя с наганом...

– Если открыть крупнейшую газету Эстонии «Postimees», то очень редко можно найти в ней хоть что-то положительное о России. С чемпионата мира по футболу, правда, были нейтрально-положительные новости, но и тут, как правило, с упреком или осуждением в заголовке. Но абсолютно всегда даже нейтральное, не говоря уже – положительное, сообщение будет затерто валом заметок, рассказов, впечатлений о том, как всё на востоке плохо и опасно, это уж будьте уверены. Общее направление простое: с Россией нельзя иметь вообще никаких дел, никаких контактов – туда не надо ездить, с Россией не надо торговать, да и вообще делать там и с ней нечего.

Хотя не так давно в Эстонии был большой спор в связи с предприятием EVR Cargo, это дочернее предприятие Эстонской железной дороги, которое захотело зарабатывать на российском рынке, сдавая в аренду вагоны, по той простой причине, что чем оно еще может зарабатывать, кроме как железной дорогой, а железнодорожные пути ведут, простите, всё еще в Россию и из нее. И такой жуткий скандал подняли политики: как так – с Россией дружить?! Сотрудничать – с ней?! Зарабатывать?! Так или иначе, предприятие «пробило» необходимый ему контракт, и сейчас оно является одним из самых прибыльных в Эстонии. Оно такие деньги в госбюджет несет, которые и не снились раньше. И теперь как-то, знаете, благородный гнев поутих – новость прошла, и заткнулись.

2018-09-08_072649.jpg

– Мы говорили с Вами раньше о неадекватном здравому смыслу представлении о России у некоторых политиков и стремлении распространить этот свой диагноз через СМИ на остальное общество. Судя по Вашим словам, работа не прекращается.

– Если брать «клинику», то, согласно высказываниям разных политиков, на границе великой и свободной Европы необходимо построить высокую стену с ДОТами и закрыться плотно от этих варваров. Это диагноз, да. Тем приятнее смотреть на избавление от подобной опасности: когда человек вдруг приезжает в Россию (к счастью, сейчас такая возможность есть, и количество эстонцев, едущих, скажем в Санкт-Петербург, увеличивается) и видит, что все эти стереотипы из СМИ – жалкая и откровенная ложь, туфта.

РУССКИЕ ХУЖЕ НАЦИСТОВ?

– Преподавание истории в эстонских школах. Ошибусь ли я, если скажу, что если раньше в этой области предпринимались, и небезуспешно, активные попытки по крайней мере сделать равной ответственность гитлеровской Германии и Советского Союза за развязывание Второй мировой войны, то сейчас, спустя всего каких-то 20 с небольшим лет, главная вина возлагается уже даже не на большевистский СССР, а на Россию как таковую? «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать»: Россия и русские виноваты по определению и во всём?

– Так обобщать, на мой взгляд, пока нельзя. Но попытки есть, это надо признать. И они идут с самого верха. Например, министр юстиции Эстонии настойчиво пытается сделать всё, чтобы коммунизм как идеология был осужден. И дело тут, по моему мнению, не столько в коммунизме. Всё по словам Зиновьева: «Целились в коммунизм, а попали в Россию».

2018-09-08_072537.jpg

– Еще вопрос, в коммунизм ли целились.

– Именно. Собираются различные конференции, был даже большой скандал, когда на одну из таких приехали представители стран ЕС, за исключением публично отказавшегося принимать в ней участие министра из Греции (потому что в его стране к коммунистам особое отношение), а в заключение большинство из гостей отказалось подписывать итоговую декларацию с осуждением коммунизма, которую подготовил министр юстиции Эстонии. Даже в кажущейся либеральной Европе не всё безнадежно по большому счету – есть масса здравомыслящих людей, которые все еще помнят о роли России в освобождении континента от нацизма и считают неправильным навязывание ей ответственности за гибель миллионов людей.

А так – да: идут настойчивые попытки приравнять коммунизм к нацизму, а через это сделать уже не СССР, а Россию самым страшным монстром всех времен и народов, которая должна быть наказана так же, как и фашистская Германия. Но лучше посильнее, с учетом набежавших процентов, накопленных и взлелеянных в собственном сознании обид и предрассудков. Всё четко и ясно: осудить коммунизм – следующим шагом будет международная легитимизация термина «оккупация» (Эстонии со стороны СССР). Осудят «оккупацию», признает Россия свою вину – следующим будет понят вопрос о том, чтобы нехорошая страна-оккупант забрала своих русских обратно. Они же, получается, «потомки оккупантов», и неважно, что многие из русских живут в Эстонии столетиями. В общем, ликвидируйте последствия оккупации, платите нам беЗконечные компенсации, забирайте свою «пятую колонну» – всё это было, как мы помним, с немцами в Судетах, в Польше, Восточной Пруссии и т.д. Точно так же можно/нужно, по мнению разработчиков этой человеколюбивой теории, поступить и с русскими, которые являются проблемой сами по себе, просто потому, что они существуют, имеют наглость существовать.

– ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ОСТАТЬСЯ РУССКИМ (Lubage mul jääda venelaseks)! 
– ЧЕГО ЗАХОТЕЛ!

– А как же разговоры об «интеграции русских в эстонское общество»? Они же, помнится, велись…

– А после 2007 года, когда, в сопровождении спровоцированных тогдашним правительством под выборы массовых безпорядков, перенесли Памятник воинам-освободителям Таллина из центра на Военное кладбище, об этом практически никто и не говорит больше – сейчас говорят о некоем «переплетении». Только ничего от этого не изменилось. Какое там «переплетение»! Ассимиляция – это да, это интересно властям. Перефразируя слова эстонского президента, государство «будет только приветствовать, если каждый русский примет взгляды и обычаи эстонцев, станет учиться и думать на эстонском, т.е. фактически станет эстонцем». Ну, о чем мы говорим? А если русский, владеющий эстонским языком, знающий вдоль и поперек эстонскую культуру и уважающий ее, вдруг не хочет становиться эстонцем, предпочитая оставаться самим собой?

Касаясь образования, нужно сказать, что сейчас идет активное наступление на русское образование. Пока не доходит до такого маразма, как в соседней Латвии, но общий вектор понятен. Но и маразм присутствует. Маленький пример. Мой сын заканчивает школу. У них есть предмет «Гособорона», в советских школах он назывался «Начальная военная подготовка, НВП». Так вот, первый же урок эстонский инструктор посвятил теме: «За что эстонцы не любят русских». Правда, мило?

– Дружба народов, не иначе.

– Ага. Школьников отправляют в рекомендательном порядке смотреть фильм, который рассказывает, как ужасно было жить при советской власти – это всё называется «осмыслением истории».

– Но осмысление, насколько я помню, подразумевает наличие минимум двух точек зрения.

– В этом случае корень «разум» лишний, мне кажется: идет самая обыкновенная пропаганда. Если уж говорить о беспристрастном взгляде, то давайте тогда снимем фильмы о том, как те же «лесные братья» убивали своих соседей по хуторам, как многие эстонцы приветствовали (а это было) вхождение Эстонской республики в состав СССР, как доносили друг на друга в НКВД, какие велись стройки в послевоенное время – там много интересного есть на самом деле. Ни о какой объективности исторического образования при существующей политике говорить не приходится.

«И КЛИНТОН, ТАКОЙ МОЛОДОЙ…»

– Мне это напоминает, как это ни странно, методы советской пропаганды, которая с объективностью мало считалась: можно было говорить только то, что «у нас всё хорошо» «под мудрым руководством КПСС» или чего/кого там еще. Только сейчас «плюсы» на «минусы» поменялись, а методы те же. Я прав?

– Похоже, что да. Одни и те же методички используются. Такие же брошюрки, такие же рвение, исполнительность, безкорыстная любовь к старшему брату... Честно говоря, многие в Европе уже откровенно смеются, видя это. Они видят, что делается всё по большей части и ради галочки, и ради жалования местным чиновникам, ответственным за идеологическое воспитание. Какая там Европа, какая палитра мнений, какая безпристрастность!.. Обычное советское болото, только жалование не в рублях.

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

2018-09-08_072605.jpg

– Хороший был бы ход, на ваш взгляд, если бы Россия на свои деньги помогла бы русским в Эстонии выучить эстонский язык? Просто взяла бы и организовала курсы эстонского, наняв хороших специалистов? Тем самым была бы решена проблема доступности преподавания языка: сейчас, я знаю, с этим в Эстонии большие трудности: далеко не все желающие могут выучить язык, без которого ни гражданства не получишь, ни работы.

– Ход был бы замечательный, будьте уверены. Но, боюсь, сейчас реализация подобной программы вряд ли возможна. Во-первых, этому помешает страшная бюрократическая косность российской стороны (согласования, отчеты, ожидание одобрения «сверху» и т.д.); во-вторых, при существующем отношении к русским это не решит проблему русофобии. Русский Василий Петров может говорить по-эстонски лучше Антона Таммсааре или Тыну Ыннепалу, но пока он остается русским, любит свою культуру и язык, своим в Эстонии он не станет ни за что.

– Еще раз: если бы Россия попыталась устранить один из поводов для дискриминации русских, организовав на территории свободной и очень независимой Эстонии курсы эстонского языка для русских, то люди бы это приветствовали?

– Разумеется. Но повторюсь: даже и в этом случае вполне могут начаться «недоразумения». Скажут, что обучают неправильному эстонскому языку, дают неправильные темы для изучения, еще что-то – всегда есть возможность прицепиться.

– Но ведь несложно найти вменяемых эстонцев, педагогов, настоящих специалистов, которые могли бы преподавать родной язык?

– Найти несложно, только у этих вменяемых эстонцев тут же начнутся проблемы с бизнесом. И у их родственников, кстати, тоже. Обнаружатся серьезные трудности в системе пожарной безопасности, с уплатой налогов, о вас упомянут в ежегоднике КаПо, и прочая, и прочая – набор прегрешений вам, думаю, знаком.

– Знаком, но по другую сторону границы.

– Здесь не лучше, если вы не вписываетесь в идеологические рамки.

– Таким образом, Россия, страна, с которой граничит Эстония и от сотрудничества с которой эстонские экономика, культура, безопасность, в конце концов, только бы выиграли, сегодня в списке главных врагов.

– Да, и этому учат с детства. Планомерно, настойчиво, тупо: «За Нарвой цивилизация кончается» – главный посыл.

ДОСТОЕВСКИЙ, ПУШКИН, КОРОЛЕВ: «УБЕРИТЕ ЭТО БАРАХЛО»

– Есть с чем сравнивать, если вспоминать времена, когда о России соседи знали чуть больше, в том числе благодаря преподаванию истории в школе.

– Вспоминаю свое школьное детство. Тогда мы имели более обширное и качественное представление об истории, чем нынешние ученики. Признаюсь, если бы мой сын не читал запоем историческую литературу, что он делает, видимо, из протеста против школьной программы, то о русской истории он имел бы весьма отрывочные и, безусловно, не самые достойные знания. Программа преподавания в русских школах Эстонии не предполагает, по моим наблюдениям, хорошего знакомства с Россией и воспитания в себе доброго и уважительного отношения к ней. И к русским тоже. И это касается не только истории: то, что происходит с литературой, еще хуже. Помню, в старой доброй школе мы целый год терзали Пушкина, знали его наизусть. А сейчас на классическую русскую литературу выделяется настолько мало часов, что познакомиться с большими произведениями дети могут, только посмотрев снятый по их мотивам фильм. Позор, но это так.

– Увы, но это позор и для русских школ самой России.

– Тем хуже для русских. Но давайте вернемся в Эстонию. Итак, вместо полноценного изучения, скажем, «Войны и мира» дети либо смотрят фильм, и хорошо, если это классика, скажем, Бондарчука, либо просто перечитывают краткое содержание в интернете, потому что на всё про всё программой выделяется часа три-четыре, не больше. Особо одаренные прослушивают аудиокниги, что происходит редко. А отдельные самоотверженные гении читают книги на каникулах.

Я учился в Таллинской 14-й средней школе имени Сергея Павловича Королева, это была космическая гимназия. Туда приезжали в прошлые времена космонавты, с нами очень дружил Георгий Михайлович Гречко, приезжал, рассказывал о полетах в космос и многом интересном, а День космонавтики в школе по статусу был главнее всяких 7 ноября, между прочим. И если в обычной советской школе был музей имени Ленина, то у нас – имени Сергея Павловича Королева, за что нам ничуть, кстати, не стыдно. Музей был маленький, но сделан на высоком уровне, даже с претензией: он вполне мог быть частью какого-нибудь городского музея. Экспонаты самые разные – начиная с космической еды, личного граммофона Королева, а так же вещи космонавтов, прекрасные фотографии, интересные документы. 

Когда я там учился, в школе было 2500 человек. А в прошлом году ее закрыли и снесли. В связи с недостатком учеников, если брать официальные комментарии мэрии. Какое-то время перед закрытием там была эстонская школа, и, как мне рассказали, когда новый директор осматривала новые владенья свои, увидев космический музей, она заявила: «Чтобы этого советского барахла здесь не было!» Может, и правда, не знаю. Ну вот, а когда здание школы собрались сносить, на уничтожение оставили всю оставшуюся библиотеку – книги, учебные пособия, дидактические материалы и т.д. И ладно бы еще советские пропагандистские – нет: русскую литературу. И переведенную на русский эстонскую, кстати, тоже. Мне об этом сообщили, к сожалению, поздно. Я ходил уже по разгромленной библиотеке, где разбросанные по полу книги были перемешаны с осколками стекла и обломками разбитых вандалами шкафов. Несколько культурных обществ буквально плакали: отдали бы нам эту библиотеку, это же самое настоящее сокровище! На полу среди грязи валяются книги Достоевского, Толстого, Пушкина – ужасная картина.

КОМПЛЕКС ВЛАСОВЦА

– Т.е. русские лишаются своих корней. На фоне настойчивых попыток пересмотра истории – не грозит ли это той самой ассимиляцией? Не станут ли русские презрительно относиться к самим себе?

– Такие уже есть. Для них само слово «русский» – оскорбление. Этакий комплекс неполноценности власовца, который из штанов выпрыгнет, чтобы его зачислили в истинные арийцы. Впрочем, некоторых эстонцев это тоже касается. И сильно удивлялись, даже патетически возмущались, когда Россия составила список русофобов, которым запрещен въезд в страну: «Как так? Там же есть люди с русскими фамилиями! Как это русский человек может быть русофобом?» Может, и еще как, и даже больше.

– Вопрос-то здесь не в капле крови, а в твоих взглядах, в капле интеллекта, совести хотя бы. «Я русский забуду только за то, что им говорят за Наровой».

– Именно так. Но самое страшное в том, что на нем разговаривают и в Эстонии. За Нарвой-то могут и говорить, но лезть сюда, в «Просвещенную Землю», со своим языком, на котором разговаривали всякие пушкины с достоевскими и врангели с крузенштернами, – ни-ни.

«ПРОДАМ РОЯЛЬ», ИЛИ «СРОЧНО НУЖЕН РУССКИЙ СПЕЦИАЛИСТ»?

– При существующем положении всё идет к тому, что в скором времени русский язык здесь просто выродится. Будут переводные эмигрантские газеты с объявлениями о продаже дров и роялей, о частных уроках и услугах адвокатов с дантистами.

Я продолжаю считать и постоянно говорю об этом: чтобы попытаться хоть как-то спасти положение, нужно открыть в Эстонии частные русские гимназии, которые бы работали по российским программам.

– Так вы ж сами говорите, что вполне возможны всякие палки в колеса. Возьмет Эстония и не признает русские учебные программы.

– Ну и что? Зато их признает Россия. Дети получают (в идеале) хорошее, крепкое классическое образование, а затем едут получать специальность в Россию. А потом уже специалистами, сохранившими в себе основы русской культуры, возвращаются в Эстонию, сохраняя тут полноценную русскую общину. Хорошие специалисты везде нужны. А если эти люди после обучения решат остаться в России, то, думаю, и тут Россия выиграет, т.к. получит образованных соотечественников без всяких «программ возвращения», по которым обычно в страну возвращаются малоквалифицированные кадры.

Второй вариант, и мне он нравится больше, – это создание совместной с эстонцами гимназии. Ведь здесь же работает по межправительственному соглашению Немецкая гимназия – давайте создадим Русскую! Это очень поможет установлению добрососедских отношений, о чем неустанно трубит весь официоз по обе стороны границы. Никто в этом случае не помешает углубленному изучению русской литературы, языка…

– …и истории…

– …с историей будет сложнее, но при наличии доброй воли договориться можно. Так или иначе, с точки зрения формирования идентичности русского человека это будет очень большой шаг. И хорошо, если эстонский официоз поймет наконец-то, что эта идентичность не подразумевает враждебности – ни к эстонцам, ни к какому-либо еще народу. Мы просто хотим быть самими собой – что в этом преступного?

– Мне кажется, в этом случае необходимы такие качества, как спокойствие, настойчивость, доброжелательность, работоспособность, иногда и строгость. От чего надо отказаться, так это от псевдопатриотических истерик в стиле «все гады, а мы – д’ Артаньяны» и от официальной показухи.

– Спокойная работа, выполняемая не засланными «специалистами», а местными русскими. Наконец, признание русских, живущих в Эстонии, не «пятой колонной», которой «большая земля» не очень-то может доверять, а частью нашей общей цивилизации, которой надо помогать, если мы хотим сохранять влияние в этом регионе, если мы думаем о будущем, «на перспективу». Проще говоря, Россия, мне кажется, должна многое делать ради того, чтобы и в Эстонии, и во всей Прибалтике сохранились русские люди, а не безродные второсортные элементы. Россия может, да и должна помочь русским оставаться русскими.


Источник: Православие.ру
http://www.pravoslavie.ru/114287.html

___________________
См. также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Такое попрание канонов повлечет за собой нарушение и догматов: Свт. Серафим (Соболев) о второбрачии духовенства

В 1945 г. в Софию приезжал Псковский и Порховский архиеп. Григорий. Он говорил, что его посетила группа болгарских священников, которые хотели реформ в Болгарской Церкви. Владыка сказал им: «Все ваши реформы сводятся к одному – второбрачию священников. Оставьте это. Этой болезнью болела и наша Русская Церковь. Это не принесло ничего, кроме больших и абсолютно безполезных церковных потрясений»


Школьникам можно сдавать ГИА-9 без согласия на обработку персональных данных: Разъяснительный ответ Рособрнадзора

В соответствии с разъяснительным письмом Рособрнадзора от 17.03.2015 №02-91 для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, ГИА-9 может быть организована без внесения их персональных данных в информационные системы... Экзамен проводится в штатном режиме за исключением того,...


«Расцениваю это как объявление религиозной войны»: Священноначалие РПЦ признало, наконец, угрозу восточного папизма

Первый заместитель председателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты России, профессор философского факультета МГУ Александр Щипков в эксклюзивном интервью РИА Новости прокомментировал последние действия Константинопольского...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Фотогалерея
Полезно почитать

Современное образование = расчеловечивание: Беседа с Л.А. Рябиченко о цифровизации школ, борьбе и отговорках

В связи с началом учебного года актуальна тема образования. В первый день занятий одна православная мама девятиклассницы из Москвы прислала мне ошеломляющее фото: мальчик с хвостиком на затылке стоит около огромного сенсорного экрана, заменившего классную доску. Комментарий: «Теперь так выглядит ученик...


Предательством Царя утрачена связь с Богом: Беседа с наместником Никандровой пустыни архим. Спиридоном (Иващенко)

...Обитель считается особым оплотом монашеского жития, однако в наше время здесь был выстроен храм в честь святой Семьи – Царственных Мучеников Императора Николая II, Императрицы Александры Феодоровны и их благоверных чад. Посетив монастырь, мы обратились к его наместнику архимандриту Спиридону (Иващенко)...


Конец эпохи «церковного менеджерства»: Экуменическая дипломатия привела Русь к новой эпохе мученичества и исповедничества

Оказалось, что эта самая дипломатия и менеджмент совсем неэффективны. Во многом именно они и привели Русь к неслыханной духовной катастрофе. Тот же папа Римский, коего патриарх Кирилл дипломатически называл своим «братом», как оказалось, давно готовил небывалого масштаба раскол Русской Церкви и всего...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100