Среда, 28 Октября 2020 г.
Духовная мудрость

свт.Феофан о мiролюбцах
Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник о пути спасения

Златоуст об общении с еретиками
Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа.
Свт. Иоанн Златоуст о межрелигиозных «братаниях»

свт. Афанасий о католиках
Умоляю с терпением пребывать в чистом житии и верных догматах. От всей души отвергайте общение с италийцами, пусть даже если его и постигнет какая-либо беда ради чести и славы Отца и Сына и Святого Духа.
Свт. Афанасий Константинопольский о католиках

Прп.Иустин о 8 соборе
Не могу избавиться от впечатления и убеждения, что все это указывает на тайное желание известных лиц Константинопольской Патриархии, чтобы первая <лишь> по чести Патриархия в Православии могла навязать свои концепции православному миру и санкционировать такое неопапистское намерение единым «Вселенским собором».
Прп. Иустин (Попович) о «восьмом вселенском» «всеправославном соборе»

Свт. Феофан об апостасии
Евангелие будет всем известно. Но одна часть пребудет в неверии ему, другая, наибольшая, будет еретичествовать… и все-таки будут себе присваивать имя христиан. Будет часть и содержащая истинную веру, но и из этих немалая часть будет только по имени правоверными, а в сердце же не будут иметь того строя, какой требуется верою, возлюбив нынешний век.
Свт. Феофан Затворник о последних временах

В кулуарах

Народ и Церковь: есть ли единство?
В настоящее время Православная Церковь во всем мире встревожена событиями, связанными с коронавирусом. Что будет дальше? Каким будет развитие отношений между Церковью и государством, ведущим жесткий электронный контроль над гражданами? Но еще более сложными становятся отношения между церковным руководством и простыми верующими людьми.

«Ждать Царя осталось недолго»
Да, коронавирус существует, но он не так страшен, как его малюют. Просто политики используют его в своих интересах. Вот в Москве ввели QR-коды, обязательное ношение масок и перчаток. Зачем? Мне попалось следующее объяснение. Еще до принятия ислама арабы заметили, что если лицо закрыто, то у человека подавляется воля. Поэтому в исламе они ввели запрет женщинам ходить с открытым лицом.

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Из тех, кто не желал быть прославленными»: День памяти святой блаженной Екатерины Пюхтицкой
 
2019-05-28.1.jpg
Блаженная Екатерина

Мы привыкли извинять свои слабости сложностями нынешнего времени, якобы мешающими духовной жизни. Но в действительности святые люди живут среди нас, и число их не перестает пополняться. Они идут путем евангельского самоотвержения, в основе которого – непоколебимая решимость следовать за Христом. Их примеры – особый повод к самоукорению, но не к отчаянию, ибо нужно лишь открыть ко Господу путь свой и уповать на Него, и Той сотворит. И изведет яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне (Пс. 36, 5–6).

Умышленная глупость есть грех, 
потому что человек не пользуется 
даром Божиим, закопав свой талант
в землю, как ленивый раб. 
Я отказалась от своего разума, 
разумеется, для славы Божией, 
покорив Ему всю свою волю... Когда
я отдала свой ум Господу, у меня 
сердце стало широким-широким.

Блаженная Екатерина

На заседании 7 марта 2018 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил причислить к лику святых для местного почитания в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре монахиню Екатерину (Малков-Панину).

Матушка Екатерина родилась 15 мая 1889 года в Финляндии, в крепости Свеаборг, в многодетной семье военного инженера Василия Васильевича Малков-Панина и Екатерины Константиновны, дочери купца I гильдии Печаткина.

Уже в детстве Катя полюбила святую обитель, находившуюся недалеко от их усадьбы. Екатерина Константиновна готовила детей к светской жизни, и ее пугала «чрезмерная религиозность» старшей дочери. Девочка отличалась добротой и отзывчивостью, часто заступалась за прислугу.

В 1898 году семья покинула Финляндию и переехала сначала в Петербург, а затем в Гатчину. Катя с сестрой ходили в гимназию, а братья – в реальное училище. Она была серьезной девушкой: в 1906 году поступила и успешно окончила естественное отделение Бестужевских курсов, работала в Энтомологическом обществе. Во время поездки во Владивосток открыла два новых вида жуков.

Дальнейший путь представлялся Екатерине очевидным – наука, исследования. Но Первая мировая перевернула привычный мир. Сильное религиозное чувство, желание помочь ближнему побудили подвижницу поступить на курсы сестер милосердия, работать в безплатных городских больницах, госпиталях, летучих отрядах, подбиравших раненых на передовой. Страдания солдат были безмерны, а возможности врачей и сестер порой ничтожны: не хватало не только морфия, но и простых бинтов. Чужую боль юная сестра переживала как свою. Но и личные беды накрывали с головой: погиб брат, умерла от крупа любимая сестра, сама она тяжело заболела…

А после октябрьского переворота оказалось, что ее знания иностранных языков и европейской культуры, ее опыт в энтомологии никому не нужны. Невозможно было устроиться даже поденной работницей. После долгих мытарств, болезней, потрясений сильно поредевшая семья Малков-Паниных оказалась в Эстонии. Екатерине исполнилось уже 30 лет – и не было ни мужа, ни детей; чтобы прокормиться, она работала на огородах под Нарвой.

Недалеко от этого места находится святая обитель – Пюхтица, сюда-то и направилась будущая старица. У ворот монастыря ей повстречалась группа послушниц, идущих на полевые работы. Одна из них посмеялась над Катей, на которой была шляпка. Тогда девушка подошла к этой сестре и надела ей свой убор со словами: 
   «Мне она больше не нужна, а вот тебе пригодится!» Сказанное оказалось пророчеством: впоследствии эта послушница вернулась в мир.

С первых дней жизни в Пюхтице Екатерина вела себя необычно, странно, по временам юродствовала. Ходила босая или в чулках, чаще всего в тапках, сшитых из сукна. Сестры давали ей сапоги, но блаженная дарила их паломникам.

В 1942 году матушку Екатерину отпустили домой ухаживать за больными престарелыми родителями. В 1942 году она похоронила мать и осталась жить с отцом. В Таллинне посещала подворье Пюхтицкого монастыря и предсказала (почти за 20 лет) его закрытие. В 1947 году похоронив отца, вернулась в обитель.

10 ноября 1947 года скончалась Пюхтицкая блаженная Елена, и матушка Екатерина стала ее преемницей. Взяла на себя самый тяжелый подвиг – начала юродствовать открыто.

Одевалась подвижница своеобразно: летом ходила в черном хитоне, в белом апостольнике, поверх которого надевала черную шапочку или черный платок. Зимой на хитон натягивала какую-либо легкую кацавеечку, иногда подпоясывалась белым платком. Теплой одежды (пальто и платков) не носила.

Монахини вспоминали, что матушка иногда налагала на себя особый пост, объясняя это тем, что собирается умирать, и обычно это было к смерти одной из сестер. Замечали также, что если она говорила, что строго постится, готовясь «к постригу в мантию», – значит, вскоре кого-то постригут.

Из воспоминаний монахини Г.: 
   «Один раз весь пост она лишь святую воду да частицы просфор вкушала, а в Страстную Пятницу при всем народе яичко выпила. Кто же после этого поверит, что она постилась?! Так она и делала, чтобы не замечали ее подвигов и считали просто глупой».

По свидетельству схимонахини Серафимы, не все сестры любили блаженную за ее прямоту. И некоторые из них настояли на том, чтобы Екатерину отправили в психиатрическую больницу. Врачи не признали никаких отклонений, но в палате матушку сильно избили больные, научаемые бесовской силой. Вернувшись из больницы, она поселилась в богадельне.

 2019-05-28.2.jpg
Пюхтицкий монастырь
 
Мать Екатерина несла непомерные подвиги поста и молитвы и отказывала себе во всем необходимом. Часто ночью ее можно было встретить творившей молитву или около собора, или около источника Божией Матери. Монахиня Н. свидетельствовала: 
   «Когда я замещала старшую в богадельне матушку Капитолину, часто видела, как мать Екатерина уходила ночью молиться в поле. Придет под утро вся мокрая. Почти никогда по ночам не спала, молилась. Или встанет ночью в 12 часов, помолится в углу, а потом к каждой кроватке подходит и поет: „Се, Жених грядет в полунощи“, – тихо так поет вполголоса».

Рассказывая о старице, сестры вспоминали ее замечательные большие серые глаза – то улыбающиеся и ласковые, то серьезные и строгие. Проникающие в самую глубь человеческих душ. Постоянно собранная, она имела вид бодрствующего воина. Походка ее была быстрая, ровная, словно полет. Питанием довольствовалась с трапезы. Сахара не употребляла, обычно пила кипяток без заварки или воду из источника.

У нее не было ничего своего, кроме Евангелия, Библии и некоторых богослужебных книг, да лупы, без которой она не могла читать. Никто никогда не видел, чтобы она ложилась спать удобно, на кровати, как все. Всегда где-нибудь приютится, так что и ноги не протянуть.

Из рассказа схимонахини Серафимы:
   «Мать Екатерина могла предсказать дальнейшую судьбу человека. Так, например, когда в приходской церкви города Йыхви служил молодой, никому не известный иерей Алексий, она, входя в храм после службы, начинала петь: „Высокопреосвященнейший Владыко, благослови!“ А батюшка, улыбаясь, с радостью выходил благословить блаженную. Всем это казалось шуткой. Но через много-много лет имя Первоиерарха нашей Церкви стало известно всем». 

Патриаршество старица предрекла и владыке Пимену (Извекову), и владыке Алексию II (Ридигеру).

Кроме того, она могла предотвратить беду и оградить человека от опасности. Ее слову доверяли и слушались совета. Так, одну паломницу юродивая отговорила уезжать в назначенное время. И спасла тем ее жизнь, т. к. автобус, на котором женщина собиралась ехать, разбился, и многие пассажиры пострадали...

С приходящими к ней матушка вела себя по-разному: с одним говорила иносказательно, с другими – просто; с некоторыми беседовала подолгу, а иных сразу же с гневом выпроваживала. Приносимое ей почитателями тут же раздавала. Денег у себя не держала ни копейки, но благодетельствовала с большим рассуждением.

В заупокойном синодике митрополита Мануила (Лемешевского) над именем матери Екатерины было написано: «Из тех, кто не желал быть прославленными». О скромности старицы свидетельствует следующий случай. Одна из насельниц монастыря при встрече с ней не могла сдержать покаянных слез. Матушка сразу же стала серьезной и сказала ей: «Перед иконой надо плакать!»

В конце 1961 года, когда над обителью нависла угроза закрытия, блаженная перед началом Великого поста 1962 года ушла в затвор, пребывала в посте и молитве до Пасхи. Сестры верили, что монастырь не тронули по ее молитвам.

В апреле 1966 года архиепископом Таллиннским и Эстонским Алексием, будущим Святейшим Патриархом, келейно, в игуменских покоях был совершен постриг послушницы Екатерины в мантию с сохранением имени.

Последние годы жизни блаженная старица редко выходила из кельи, больше лежала. Если вставала и где-либо неожиданно появлялась, то это значило, что в том доме должно произойти что-то значительное.

Из воспоминаний монахини Г.: 
   «Это было в 1958 году. Много мне тогда доводилось быть с блаженной старицей. У нее была Иисусова молитва. Приду к ней – принесу обед или зайду спросить что-либо, а она лежит – потихоньку, почти про себя: „Господи, Иисусе Христе...“»

По рассказам монахинь, старица страдала от хронического воспаления слизистой рта и насморка, в носу у нее были полипы, и ей приходилось дышать ртом. Некоторые признаки говорили о заболевании желудка, а почти всегдашний приглушенный кашель – о болезни легких. Но лишь Господь знал о ее муках, внешне она ничем это не выражала. В одном из последних писем подвижница написала: «Как легко взять на себя подвиг и как трудно его докончить…»

Но сама она свой тяжелейший крест с честью пронесла до конца. 5 мая 1968 года, на празднование жен-мироносиц, матушку Екатерину приобщили Святых Христовых Тайн в последний раз, и в 2 часа 19 минут по полудни она мирно отошла ко Господу.

В своем слове к одной инокине блаженная Екатерина оставила пюхтицким сестрам духовный завет: «Я и пришла в монастырь, чтобы стать преподобной». Наказ этот ценен не только для монашествующих – к святости призван каждый христианин: Вы же род избран, царское священие, язык свят, людие обновления, яко да добродетели возвестите из тмы вас Призвавшаго в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

Подготовила Ксения Миронова

По материалам сайта 
Пюхтицкого монастыря: 
https://puhtitsa.ee/index.php/monastyr/blazhennye-staritsy
и другим интернет-источникам


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:



Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Анализ проекта правительства о «Цифровой образовательной среде" (ЦОС)

Аналитическая справка по проекту Постановления Правительства Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых»


Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Все взявшие меч мечом погибнут

"Все взявшие меч мечом погибнут" (Мф. 26, 52).  Это пророчество Спасителя обращаем Мы к вам, нынешние вершители судеб нашего отечества, называющие себя "народными комиссарами". Целый год держите вы в руках своих государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революции, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву...


Нужнейший духовный подвиг

Не раз приходилось наблюдать, как православные люди, исправно посещающие храм на протяжении многих лет, либо остаются при своих прежних страстях, не стяжевая духовных плодов, либо вовсе сбиваются с духовного пути и возвращаются к прежней жизни. И бывает для человека того последнее горше первого (Лк. 11, 26). Никакого автоматизма здесь быть не может: годы, проведенные в храме, сами по себе, без усилий человека, не претворяются в духовный опыт.


Громкая читка (продолжение)

Также проблема Крыма умы задевала. Совсем недавно Крым стал частью Украины. Громогласный мореман, очень возмущался. Он говорил: - С чего вдруг Никита раздобрился? Лёня бы не отдал. Где вы тут радяньску мову слышите? Или суржик, или русский язык. А везде надписи по-украински. Какая зупинка? Чем плохо остановка? И эти женочи та человечи, чохи та панчохи. Одежда - одяг.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100