Среда, 20 Ноября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте веры
Если отпадешь от своей веры, как уже отпали многие интеллигенты — то не будешь уже Россией или Русью святой, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга.
Прав. Иоанн Кронштадтский о чистоте Православия

Свт. Фотий о модернизме
В вопросах веры даже самое малое отклонение уже является смертным грехом. Знай же, что даже одно малое нарушение Предания позволяет небрежение ко всем догматам.
Свт. Фотий Константинопольский о модернизме

митр.Иоанн о возрождении
То, что хотят «возродить» люди, отвергающие православную духовность и Церковь, не есть Россия... Лишенное религиозно-нравственных опор национальное самосознание либо рухнет под напором космополитической нечисти, либо выродится в неоправданную национальную спесь.
Митр. Иоанн (Снычев) о возрожении России

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Как живет наша деревня: Тревожное письмо в редакцию
Здравствуйте! я из Краснодарского края. Хочу поделиться болью о том, что происходит на моей Родине. Наш край – самый плодородный, самый «жирный» в плане еды. Сплошное изобилие. Все растет. Почти нет зимы. Урожай можно два раза в год собирать! Народ испокон веков был трудолюбивым земледельцем. А сейчас...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Жизнь как факел: День памяти монахини Амвросии (Оберучевой)
09.09.2019

9 сентября 1943 года завершила свой земной путь монахиня Амвросия (в миру – замечательный врач Александра Дмитриевна Оберучева), духовное чадо преподобного Никона Оптинского. Вся ее жизнь, яркая, как факел в ночи, обладает исключительной внутренней цельностью. Уже на склоне лет она сама поведала о ней, написав автобиографическую книгу «История одной старушки». Читается она стремительно, буквально на одном дыхании, и не устаешь удивляться особому мужеству и силе духа этой женщины. Ко дню памяти матушки Амвросии приурочен этот краткий рассказ.

2019-09-09.jpeg

Детство ее прошло в райской безмятежности и тишине. Заботливые родители старались оградить маленькую Сашеньку и ее младшего брата Мишу от малейшего соприкосновения с чем-то скверным. Они относились к своим чадам как к вымоленному дару небес, который им поручено сохранить чистым и невредимым. Весьма уважаемого гостя, пожелавшего спеть романс, они просили отложить гитару: дети могут услышать недолжное. Отец состоял на военной службе и порой готов был высказаться о ком-то резко, но мать призывала его сдержаться: детям нельзя услышать такое слово. «В ней было какое-то особое целомудрие, которое проявлялось во всем ее поведении, – пишет матушка Амвросия о матери. – Все ее стеснялись, остерегались при ней говорить что-либо лишнее».

Конечно, по мере взросления чаша скорбей не миновала ни Александру, ни Михаила Оберучевых, но атмосфера духовной чистоты, царившая в отчем доме, воспитала в них крепкую дружбу, особую твердость, проявившуюся в испытаниях, и верность убеждениям, заложенным в детстве. Вполне закономерно, что юная Александра, окончив гимназию, выбрала профессию врача. Ее цель была – лечить больных и всю жизнь служить людям. В 1897 году она поступила в Санкт-Петербургский мединститут, только что открывшийся и единственный в России, где женщинам давали высшее медицинское образование. Там преподавали лучшие профессора, звезды тогдашней науки, и Александра с радостью окунулась в новую жизнь. Но институт быстро пропитался духом времени и революционной борьбы. К участию в этой работе постоянно привлекалась и Александра Оберучева. Однако на небольших студенческих вечерах, часто собиравшихся у нее на квартире, она настойчиво отстаивала преимущества «старой» Православной веры, никогда не боясь оказаться в полном одиночестве. Это мужественное следование своим принципам не только не отвращало от нее сокурсниц, но внушало к ней еще большее уважение.

По окончании института перед нею, одной из лучших выпускниц, открывались блестящие возможности работать в лучших больницах Петербурга, но она, тронутая рассказом об эпидемиях и бедственном положении крестьян, выбрала должность простого земского врача.

Нагрузка на нее легла крайне тяжелая: на прием к ней стекались крестьяне со всей округи, с ночи вставая в очередь. Она принимала до 300 человек в день! Закончив осмотр в 11 часов вечера, она еще ехала на ночные вызовы. Возвращалась домой под утро, падая от усталости, и уже слышала нетерпеливый стук в дверь первых посетителей.

Вся ее молодость была отдана на служение больным и страждущим. По этой причине она отказалась от замужества, полагая, что профессия врача не совместима с семейной жизнью. Любящая жена и мать не сможет уделять достаточно внимания пациентам. К 1914 году, когда началась Первая мировая война, Александра Дмитриевна была уже сложившимся, опытным врачом.

В первые же дни войны, узнав, что ее любимый брат Михаил, кадровый военный, находится на передовой, она добровольно поехала на фронт и ринулась ему на помощь – в эту кровавую мясорубку войны. Не зря говорят, для любящего сердца нет ничего невозможного. Она нашла брата в разбитой деревне, помогала раненым и видела вокруг только ужас, страдание и боль. 

Вот лишь один эпизод ее долгих военных скитаний: 
«Не помню, как и кто назначил меня или я сама взялась, только помню, что я очутилась на вокзале с 48 раненными в голову. Перевязав их, прилегла отдохнуть, но сразу заметила, что мои больные бредят, вскакивают, а санитар грубо обращается с ними. Сердце у меня надрывается, я не могу этого вынести: попросила поставить для меня носилки посреди больных и вставала поминутно, чтобы как-нибудь их успокоить. На вокзальной платформе тоже везде лежат больные, они стонут, просят пить и жалобным голосом умоляют: “Сестрица, ангел, помоги мне…” У большинства из них дизентерия. Больных и раненых спешно укладывают в вагоны. Надо освобождать вокзал. Такое величественное здание, с верхними мостами и галереями для переходов, надо подрывать, чтобы не досталось врагу. Все проносится, как страшный сон; нет ни одной души, кого бы я знала лично, никому нет дела до меня, и я сама забываю, что существую…»

Такое редкое для женщины безстрашие и постоянная готовность остаться в полном одиночестве, среди чужих людей, не имея ни ночлега, ни пропитания, с годами обрели новое качество: настрадавшись и наскитавшись по дорогам войны, похоронив брата, в 1919 году Александра Оберучева становится монахиней. По благословению своего духовного отца, Оптинского старца Анатолия (Потапова), она поступила в Шамординскую обитель. 

Добросовестность и дотошность, с которой в молодости она записывала лекции по оперативной хирургии, проступили теперь в новом ученичестве. Матушка Александра вела подробные дневниковые записи того, как двигаться к высотам уже не врачебного, а иноческого совершенства. Благодаря ее запискам мы имеем возможность познакомиться с пастырским обликом старца Никона (Беляева), к которому она перешла под духовное руководство после смерти отца Анатолия в 1922 году.

Вот некоторые отрывки из ее записей:
Батюшка Никон часто приходил к нам, чтобы поговорить с приезжими, которых было много. Была у нас как-то беседа о послушании, а для меня это был важный вопрос. Как исполнить обет послушания, когда некому повиноваться, никто не приказывает? Он ответил: 
«Надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. Надо различать два рода послушания: внешнее – для внешних дел и внутреннее – для духовных. Во внешнем нужно полное повиновение, исполнять все, что скажут. Во внутреннем всегда обращаться к духовнику, спрашивать, какова воля Божия. Но его совет проверять Священным Писанием и Святыми Отцами. Если он скажет несогласно с ними, то ему можно сказать: не могу так».

+++

Хорошо желать только то, что нужно. Если делаешь то, что тебе самой желательно и приятно, это не приносит особенной пользы для души. Только вред здесь умеряется все-таки тем, что получается благословение. А настоящее послушание, приносящее душе великую пользу, – когда делаешь наперекор себе: тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки и благословляет твои труды.

+++

У меня была такая вера к его словам, что я все принимала как закон, никогда не было никакого сомнения. И часто думала: да есть ли тут послушание, когда все, что требует батюшка, вполне совпадает с моим настроением? Но вот однажды он мне строго сказал: 
«Хвалить в лицо нехорошо, чтобы этого больше не было. Зло большое можно принести человеку похвалой. Тебе поручаются младшие, и тебе придется за них отвечать Богу. Кто тебе поручен, того ты должна смирять».
И рассказал нам батюшка такую историю: 
«Один иеродиакон хорошо служил, просто, благоговейно. И вдруг однажды архиерей похвалил его, и с тех пор он стал думать, что хорошо служит, и это его так испортило, что он стал менять голос, делать переливы голоса и утратил простоту и естественность. Ужасно, ужасно вредит похвала!»

+++

Однажды у нас на ночлег собралось так много народу, что нечего было дать под голову, кроме книг. Батюшка сказал: 
«К священным книгам надо относиться с уважением, нехорошо на них спать». 
Отсюда пошел разговор о бездушных предметах, которые тоже имеют влияние на душу. Он сказал: 
«Нехорошие книги под головой могут вызвать мечты греховные. Одежда страстного человека тоже может повлиять».

+++

2 июня в Троицын день батюшка снова с нами заговорил: 
«Скорби иноков последнего времени утончены, то есть при поверхностном взгляде их нельзя признать скорбями. Но это лишь злохитрость врага нашего – диавола. Искушения явные, грубые и жестокие возбуждают в человеке пламенную ревность и мужество к их перенесению… Враг заменил грубые искушения слабыми, но утонченными и действующими очень сильно. Они не вызывают из сердца ревности, не возбуждают его к подвигу, но держат его в каком-то нерешенном положении, а ум – в недоумении. Они томят, постепенно истощают душевные силы человека, ввергают его в уныние и бездействие, а потом губят, соделывая жилищем страстей, по причине расслабления и уныния.

Это выражается тем, что иноки последних времен ожидают чего-то лучшего, говорят: вот тогда и будем поститься, когда откроют храмы и монастыри. Но Господь нам обещал, что если мы покаемся, будут нам прощены грехи, а что мы доживем до завтрашнего дня, этого нам не обещано. Поэтому мы должны при всяких условиях, благоприятных и неблагоприятных, стараться жить по заповедям Божиим, исполнять обеты монашеские и особенно помнить слова: “Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения”».

Подготовила Нина Боголюбова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Если есть соблазн: Допустимо ли печь просфоры и кушать кошерные или халяльные продукты?

К нам в редакцию обратились прихожане храма святителя Николая Нижегородской епархии с вопросом, вызвавшим у них смущение и недоумение. Они узнали, что просфоры в их храме выпекаются из кошерной муки. «Это не связано с грехом подозрительности, – объясняют наши читатели. – На упаковке от муки так и написано:...


Опасность для мирового Православия: Схиархим. Тит (Бородин) об апостасийной ситуации с Фанаром и Элладой

Святая Православная Церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в течение человеческой истории именуется Воинствующей. Два тысячелетия она ведет духовную брань с врагами Христа Бога, сохраняя чад своих во Истине. Враги Божии, стремящиеся властвовать над мiром, понимают, что пока на Земле есть святое Православие, они не достигнут своей цели. Поэтому они все силы мiрового зла бросили сейчас...


Несть достойно еретиком в Церковь Божию входити: Экуменический случай на Афонском подворье Москвы

Уважаемая редакция! Хотела поделиться своими переживаниями по поводу происшедшего со мною случая. Недавно я проходила около подворья Афонского монастыря в Москве и увидела группу людей, человек 20-30, приближающихся ко Святым вратам. Сначала не обратила на них внимания, а когда поравнялась с ними, встала,...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Пресвятая Богородица еще хранит Святую Русь: Духовная беседа со схиигуменом Митрофаном (Лаврентьевым)

Cхиигумен Митрофан (Лаврентьев), настоятель храма в честь праведного отрока Артемия Веркольского в селе Мугреево-Никольское Ивановской области, известен православному читателю. Однако это интервью с отцом Митрофаном особенное – оно составлено нами по материалам разных лет и публикуется в связи...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100