«Русь наша очень многим обязана православному монашеству. Кто разносит по тундрам понятия об истинном назначении человека? Кто вместе с верой учит тамошних жителей строить жилища, заводить хлебопашество? Это делает главным образом монашествующая братия. А если так, то не слушайте тех, кто проповедует, что монашество есть извращение человеческой природы, что оно безполезно в общем строе народной жизни. Нет, други мои, иночество, правильно поставленное, это – душа народной жизни. В нем мы имеем то свято семя, которым стоят и держатся царства и народы. Как сказано в Священном Писании, во благих праведных исправится град, и во благословении правых возвысится град (Притч. 11, 10-11).
Нам скажут: много ли у нас таких праведников? Где ныне преподобные? Этого мы не знаем, только один Господь знает сущия Своя, но они есть, и в наших монастырях поныне действен дух истинного подвижничества. Иначе разве стал бы народ тысячами стекаться в наши обители? Нет, братия, чутья народного не обмануть. И то надо сказать, что и в старые годы не сотнями же считали строгих подвижников.
Но положим и так: нет ныне таких подвижников, как встарь. Что ж из того? Ужели монастыри в том виноваты? Не наоборот ли? Мы с вами, в миру живущие, стали нравственно до того никуда негодными, что не в состоянии выделить из своей среды для монастырей и самой малой доли людей порядочных. Мы воспитываем своих детей до того не по-христиански, что монашеская жизнь им и на ум нейдет. А встарь, братия, не редкостью были в числе иноков и князья, и бояре.
Еще скажите мне: может ли успешно идти вперед наука, если мы оставим ее без университетов и академий с одними лишь первоначальными школами? И всякое ремесло и художество может ли процветать без передовых двигателей? Нет! Как же вы хотите, чтобы христианская жизнь, эта наука из наук, восходила от силы в силу без особых, так сказать, специалистов – иноков? Если справедливо, что Церковь есть духовная школа, то монастыри тем более могут быть названы нашими академиями христианской жизни.
<-назад в раздел