Четверг, 12 Декабря 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Вы хотите, чтоб… магометане, за то что они кажутся вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю вам, средством, – верою в Искупителя? – Христиане! познайте Христа! – Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

Митр.Иоанн о лжемиротворчестве экуменистов
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном: о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – истина Закона Божия, погребенная под грузом человеческого лжемудрствования.
Митр. Иоанн (Снычев) о «миротворчестве»

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Свт.Игнатий о ст. Исаие
Старец Исаия говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено в частности спасаться людям, желающим спастись».
Свт. Игнатий об апостасии

В кулуарах

Тайна человеческой свободы: Не вседозволенность и произвол, но – жизнь духа
Свобода неуловима для определения и является, видимо, самым загадочным свойством человека. Но без свободы человек не был бы человеком в полном смысле слова, а был бы высокоорганизованным, запрограммированным автоматом. Милосердный Господь, не желая насильственного спасения человека, создал его не только...

Как я перестал быть эллинистом: История монаха-иконописца об увлечении греческими модернистами
Мое воцерковление происходило в 90-е годы. В нашей приходской книжной лавке продавались различные православные издания, в том числе и о греческих старцах, их поучения и наставления. Через эти книги я познакомился с житием и подвигами святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, старцев...

Женская мода: Вчера, сегодня, завтра
В отличие от наших целомудренных бабушек или прабабушек, многие современные девушки и женщины не находят необходимым, а точнее даже считают постыдным одеваться скромно и носить платок. Кому-то кажется, что ходить в длинной, хотя бы ниже колен юбке, некрасиво, кто-то не любит косу, предпочитая растрепанные...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Какой должна быть миссия: Хранить веру Православную – главный смысл существования нашего государства
Какой должна быть миссия: Хранить веру Православную – главный смысл существования нашего государства
18.11.2019

Публикуем доклад руководителя миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии, протоиерея Евгения Соколова, прочитанный им на на III Иоанновском региональном форуме Всемирного Русского Народного Собора.

Ваше Высокопреосвященство, всечестные отцы,
уважаемые участники конференции!

Главным содержанием моего доклада будет раскрытие смысла столь часто сегодня повторяемого термина национальная идея.

Сегодня в многочисленных спорах, которые принято называть ток-шоу, к сожалению, забыт основополагающий принцип древних: «Прежде чем приступать к дискуссии, необходимо договориться о терминах». Нам кажется, поэтому все ныне происходящее и воспринимается именно как шоу. Давайте на простом, конкретном примере рассмотрим, как важно предварительно правильно расставить акценты в терминологии. Очень часто мы слышим в происходящих спорах слово патриотизм. При этом видим, что к патриотам себя причисляют люди, которые исповедуют разные, а порой, противоположные, взгляды на вопросы политического, экономического и идеологического устройства страны. У многих лидеров политических партий и движений совершенно разные воззрения на институт семьи, проблемы образования и воспитания. И даже в основе столь важных доктрин, как оборонительная или научная, встречаются совершенно разные толкования. Люди, участвующие в дискуссиях, все без исключения называют себя патриотами. И как же узнать, кто из них подлинный патриот, а кто нет?

Приведу пример, который приводил уже неоднократно. Однажды мне пришлось вести долгий разговор с человеком, имеющим высокий военный чин. Во время обсуждения разных тем, которых мы касались, он задал мне вопрос:

- Вы кому служите? 

- Я Богу служу, а вы кому? 

- Я служу Родине. 

- Товарищ полковник, а что такое Родина? 

- Родина, ответил он, это березка в моем палисаднике, родник на берегу моей лесной реки, это моя деревня.

- Товарищ полковник, березку спиливают, родник затоптали, деревня разрушается. Почему же Вы сидите здесь, а не идете защищать свою Родину? — спросил я его.

- Как вы ставите вопрос?! Изумленно возразил он.

- Именно так, как вы мне его объяснили, заметил я.

Патриотом, действительно, считается человек, который любит Родину, но тогда возникает другой вопрос, а что мы понимаем под словом Родина? Пока мы не получим исчерпывающий ответ на данный вопрос, говорить о патриотизме просто неуместно. Может именно поэтому сегодня люди совершенно разных взглядов на устройство общества называют себя патриотами, а возразить им нечего именно потому, что мы никак не определись со словом Родина.
 
И очень важно понять, что именно подобная неопределенность с важнейшими основополагающими терминами зачастую не дает нам возможность определиться с духовными приоритетами.

...Где мы, какой период в жизни Государства и Церкви сейчас? Только правильно ответив на этот вопрос, можно выстраивать приоритеты духовной жизни народа и церковной миссии. Вопрос, действительно, чрезвычайно важен. В годы гонений первых веков Христианства главным было не отречься от Христа, не предать свою веру. В период Вселенских Соборов необходимо было разработать догматическое учение и преодолеть ереси, разрушавшие церковный организм многочисленными лжеучениями. Какое же время в нашей жизни сейчас? К сожалению, вопрос до сегодняшнего дня так и остается без ответа. Может, именно этим следует объяснить многочисленные разногласия по поводу приоритетов нашего миссионерского служения. И более того, порой из-за такой несогласованности в терминологии вырастают серьезные проблемы.

Возвращаюсь к своему разговору с полковником. Я напомнил ему, что офицер Царской армии воевал за веру, Царя и Отечество. В служении Родине на первом месте у Русского офицера стояла духовная идея. На втором — власть, которая эту идею защищала и насаждала. И только на третьем месте была территория, на которой эта идея утверждалась. Когда люди, пришедшие к власти в результате революции, изменили духовную идею, Русский офицер имел право оставить служение другой, чуждой ему идеи, которой он не присягал.

Итак, мы видим, что важнейшим принципом существования государства должна быть национальная идея. Если простым языком расшифровать это понятие, то можно так сформулировать смысл слов национальная идея: это четко и ясно сформулированная и аргументировано развернутая историософская позиция, объясняющая духовный смысл существования данных народов на данной территории.

Повторюсь еще раз — духовный смысл существования данных народов на данной территории.

Именно духовная идея, которая исповедуется государством, способна объединить общество, дать ему нравственные критерии и смысл жизни страны. Это хорошо почувствовал 1000 лет назад киевский князь Владимир. Пока разные славянские племена исповедуют разные духовные ценности, междоусобица между пленами никогда не прекратится. Долго и мучительно выбирал святой равноапостольный князь духовные ценности для своего народа. Но после этого выбора тысячу лет жила и мучительно трудно отстаивала наша страна свою национальную идею, которую дарует нам Бог при нашем зарождении и становлении святая Русь, храни веру Православную, в ней же твое утверждение.
 
Наверное, главная наша проблема сегодня именно в том, что мы никак нашу национальную идею не сформулируем. Хотя нужно отметить, что руководство страны уже озвучило эту проблему. На прошедшем Валдайском форуме наш президент произнес такие слова, я цитирую: 

«После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались. Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, также как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера».

Не удержусь от восклицания — замечательные слова. И теперь остается вопрос официальной формулировки национальной идеи нашего государства. 

И здесь мы переходим в область духовных понятий и духовной терминологии, так как национальная идея всегда имеет духовную составляющую. В данном случае надо спросить себя, верим ли мы в Бога, верим ли мы, что окружающий мир — Творение Божие, а не случайный эволюционный процесс самоформирующейся материи.

Ответ именно на этот вопрос определит содержание и формулировку нашей национальной идеи. Ибо Национальная идея — это не идеологическая роскошь, обезпечивающая работой философов и политологов. 

Национальная идея (давайте это хорошо поймем) — это принцип, на основании которого строится вся национальная политика, как внутренняя, так и внешняя. Не имея национальной идеи, государство, по существу, не имеет компаса в бурном море исторического существования. Ни военной, ни внешнеполитической, ни религиозной, ни образовательной доктрин быть не может. Т.к. все эти доктрины призваны только укреплять национальную идею, развивать и уточнять ее. Раз ее нет, то не может быть и инструментов, проводящих эту идею в жизнь. И то, что мы никак не можем собраться и сформулировать нашу национальную идею, сегодня наша огромная проблема.

Теперь о самом главном. Я не случайно поставил, как основной, вопрос о вере в Бога. Именно ответ на него определяет формулировку нашей национальной идеи. Ибо есть простая духовная аксиома: смыслом бытия любого творения является служение Творцу в рамках Его воли. Если мы примерим данную аксиому к себе, то поймем, что любая вещь, приобретенная или изготовленная нами, нужна, пока она нам служит в рамках нашей воли. 

Перегоревшую лампочку или сломанный будильник мы выбрасываем, как творение, которое отказалось нам служить. Запомним еще раз хорошенько: любое творение смыслом своего бытия имеет служение Творцу в рамках его воли.

О каждой, призванной к жизни душе, есть промысел Божий. Господь дает Своему творению — человеку — величайший дар жизни в образе и подобии Божьем. И совершенно понятно, что смыслом жизни каждого из нас является преображение души для того, чтобы понять и выполнить волю Божию! Для этого Бог и дарит нам жизнь. И итогом нашей жизни будет не смерть, а отчет нашей души после телесной смерти Своему Творцу об итоге своей жизни, как выполнении воли Божией.

Но, если есть воля Божия о каждой призванной к бытию человеческой душе, то, конечно же, промысел Божий есть и о каждом народе, о каждой стране. И каждый народ должен воспринять свое бытие, как своеобразное духовное задание Божие — служение Творцу в рамках Его воли. Это и есть национальная идея любого народа. И, принимая ее, народ тем самым присягает Своему Создателю на верность служения Ему, на несение порученного народу духовного Креста. Только тогда народ, страна могут обращаться за помощью к своему Творцу в различных событиях, когда они живут, выполняя национальную идею, данную Богом. Иначе смысл молитвы просто теряется. Мы помним простую мудрость в русской пословице: «Без Бога не до порога». Около тысячи лет росла, расширялась, укреплялась, посрамляла своих врагов Святая Русь, с Божией помощью спасая и себя, и многие народы, жертвуя своими лучшими сынами и дочерями, но сохраняя свою национальную идею.

Но вот пришло лихое время, и отказалась наша страна от Богом данной национальной идеи – «Святая Русь, храни веру Православную»,  заменив ее на идею построения светлого будущего без Бога и поставив в центр бытия человека, его волю и разум. И долгих 70 лет мы всеми силами популяризировали эту ложную идею построения светлого будущего без Бога. Титаническими усилиями пытались доказать всему миру, что выбор сделан был правильный. Увы!!! Сколько примеров дает нам история, напоминая о распаде многих империй, которые вместо Богом данной национальной идеи выбирали иные. Можно вспомнить великую Римскую империю, в которой проповедовали все апостолы. Но вместо того, чтобы распространение христианства в мире воспринять как национальную идею, Рим высокомерно отверг ее, заменив на известную идею «хлеба и зрелищ». Проходят считанные века, и примитивные варвары разбивают непобедимую империю в щепки. Еще раз запомним: разбивают варвары, у которых нет ни профессиональной армии, ни конституции, ни академии, ни философии. Вот цена выбора ложной национальной идеи. 

Сегодня мы стоим перед простым и, одновременно тяжелым выбором. Надо найти силы и вновь поставить в центр бытия нашей страны Бога, Его волю. И жить с твердой верой и сознанием, что это единственный путь, когда Господь будет помогать нам вернуться к нашей подлинной, данной Богом национальной идее: «Святая Русь, храни веру Православную, в ней же твое утверждение». Только через исповедование Богом данной национальной идеи мы сможем вырваться из духовного плена. Без Бога не до порога — вспомнить бы еще раз.

Последнее. Предвижу стандартное возражение, которым нас постоянно пытаются ввести в заблуждение, когда утверждают, что Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Но это неверно. Мы мононациональное и моноконфессиональное государство по всем нормам, утвержденным международным правом.

Ибо на последней переписи 80% граждан России обозначили свою национальность как русские, а вероисповедание — православие. Поэтому мы вправе сказать, что мы мононациональный и моноконфессиальный народ. И нам Богом доверена трудная, но очень ответственная задача хранить веру Православную как главный смысл существования нашего государства. Мы терпеливый, искренний, честный народ. Мы сохранили за свою тысячелетнюю историю около ста национальностей, ста языков, ста традиций. Всем народам, живущим с нами в России, мы обезпечивали достойное существование не зависимо от их вероисповедования.
 
Сегодня перед нами стоит ответственный и мучительный выбор. Такое впечатление, что мы боимся или стесняемся признать себя православным народом, который принял Православную веру от Византии и долго хранил ее, почти 1000 лет. А потом... потом чуть не потерял ее, свою национальную идею. Но Господь дает нам возможность подняться и с помощью Божией начать возрождать православное государство. Поверим ли мы Богу на этот раз? Сумеем ли подняться в доверии к своему Творцу и быть достойными выбора своих предков? Зависит от каждого из нас. Спаси Господи за внимание.
 


Источник: https://www.ruskline.ru/ 
 
___________________
См. также:


Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

«Истоки» – школа жизни: Родителям и учителям об уникальной образовательной программе (+ВИДЕО)

В наше время все более актуальным становится вопрос, как оградить детей от учебных программ, растлевающих душу и тело. Надеемся, что для многих родителей отрадным открытием станет знакомство с уникальным курсом «Истоки», который отлично подходит для домашнего образования, весьма распространенного сегодня...


Несостоятелен: Юридическое заключение на законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в РФ»

29 ноября 2019 года Совет Федерации опубликовал для общественного обсуждения законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» (далее – ПФЗ о СБН). Законопроект является юридически несостоятельным, нарушает конституционные права граждан, игнорирует основные начала...


Тайна беззакония: Судебная экспертиза подтвердила присутствие трех шестерок в штрих-коде

Тайна беззакония, о которой говорит нам святое Евангелие, наконец-то открылась нам. Древние Святые Отцы не могли до конца объяснить, что означает начертание антихриста. Хотя они были просвещены Духом Святым и научили нас, как спасаться в этом мире. Только одна тайна была сокрыта от них и открыта для...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Идол по имени «ВИЛ»: Схииг. Сергий (Романов) и еп. Митрофан (Баданин) о духовной важности декоммунизации

Вопрос о возвращении исторической справедливости назрел в обществе. Об этом свидетельствуют многие выступления патриотически настроенной общественности и здравомыслящих представителей власти. Однако сакральной стороны этой темы мало кто касается. Несомненно, если придет понимание духовной важности декоммунизации,...


Держаться за Русскую Церковь и Государственность: Беседа о Промысле Божием в современном мировом кризисе

Отец Паисий – давний друг нашей редакции. Он много паломничает и периодически делится своими впечатлениями. Вот какие ценные мысли он сообщил нам на этот раз… – Батюшка, расскажите, что в последнее время происходит в Церкви? В каком состоянии, на Ваш взгляд, пребывает простой народ? Есть ли у людей правильное понимание ситуации?..


Молитвами Царя Бог спасет Россию: «Державная» беседа с прот. Николаем Болдыревым

В «Православном Кресте» №17 (233) от 1 сентября с. г. мы размещали объявление о помощи в сборе пожертвований на памятник Царю Мученику Николаю II. А недавно милостью Божией мы побывали в храме в честь Священномученика Михаила (Гусева) города Кулебаки Нижегородской области и пообщались...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100