Тогда родители дали ему полную свободу и сами скоро умерли. После них св. Варлаам роздал почти все свое имение и отправился в пустыню; затем, для большаго уединения, поселился в лесу, на берегу Волхова, в 10-ти верстах от Новгорода, на холму называемом Хутынь. Недолго продолжалось уединение святого: скоро узнали о нем и стали приходить к нему для беседы и князья, и бояре, и иноки, и простолюдины, и он давал всякому должное наставление; а многие желали вести жизнь под его руководством и селились вокруг него. Тогда построен был храм и вокруг него келлии. Явилась обитель. Святой отдал в пользу обители остальное свое имение. Он дал обители свой устав. В уставе предписывалось раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников, и вообще питать к ним христианскую любовь.
Св. Варлаам за свою жизнь удостоился дара чудотворения и прозорливости. Однажды, видя, как народ хотел бросить в Волхов преступника, святой просил об освобождении его от казни; в другой же раз родственники осужденного на потопление просили его походатайствовать за сего осужденнаго, но он не сделал этого, и после объяснил, что первого он спас, как подававшаго надежду на исправление, а второго не спас, как погибавшаго невинно и имевшаго получить за это мученический венец.
Однажды, Петровым постом, когда св. Варлаам был у архиепископа новгородскаго, и архиепископ приказал ему побывать через неделю, он отвечал: «я приеду к святыне твоей на санях». И действительно, в июне месяце, ко всеобщему изумлению и великому смятению, выпал такой снег, что нужно было ехать на санях. Все боялись вреда от этого снега, оказалось же, что снег погубил червей на полях и был таким образ. великим благодеянием Божиим.
Св. Варлаам скончался в 1192 г. В предсмертном своем наставлении ученикам он сказал: «живите так, как будто готовитесь умирать каждый день». Мощи св. Варлаама почивают в Хутынском монастыре. Святой творил много чудес и после кончины – исцелял больных, в видении видели его молящимся за Россию во время нападения и Махмета-Гирея, в 1521 г., и поляков, в 1610 г., и пр.
II. Два урока представляет нам жизнь прп. Варлаама Хутынскаго.
а) Первый тот, что по примеру преподобного нужно иметь живую и деятельную любовь к ближним.
«Любовью все строится, любовью все скрепляется, любовью все стоит», говорил часто преподобный Варлаам. И пред смертию своею он твердил братии, что обитель их никогда и ничем не будет оскудевать, если только они будут иметь любовь между собою. По своей редкой любви к обители и братии ея, он передал ей все свои богатыя вотчины, какими владел в мире, по его крепкой любви ко всем братьям, во время его настоятельства, ворота его обители всегда были открыты для странников, нищих и убогих. По его завету, и доныне, особенно в день памяти препод. Варлаама, 6 го ноября, ежегодно устрояется в Хутынской обители общая трапеза для всех нищих н странных.
Да, любовь, по слову св. писания, как «союз всякого совершенства» (Кол. III. 14), как «закон царский» (Иак. 11, 8), как «исполнение закона» (Рим. XIII, 8), несомненно имеет в себе обетование живота и нынешняго и грядущаго. «Кто пребывает в любви, тот в Боге пребывает и Бог в нем пребывает», говорит св. Иоанн Богослов (1Иоан. 4. 12).
б) Второй урок, получаемый от жизни прп. Варлаама, состоит в том, что мы, по словам его, должны жить так, как будто готовимся умирать каждый день.
Весьма поучительно говорит об этом святитель Тихон Задонский.
Этот случай и рассуждение научает тебя, христианин:
1) что время жизни нашей безпрестанно уходит,
2) что прошедшаго времени возвратить невозможно,
3) что прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем,
4) что кончина наша нам неизвестна,
5) следовательно всегда, на всякий час, на всякую минуту, быть нам готовыми к исходу должно, если хочешь блаженно умереть,
6) отсюда заключается, что христианин в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия находиться должен,
7) каким кто хочет быть при исходе, таким должен стараться быть на всякое время своей жизни, потому что никто не знает, от утра дождется ли вечера, и от вечера дождется ли утра.
Мы видим, что те, которые с утра ходили здоровы, к вечеру лежат на одре смертном бездыханными: и те, которые с вечера засыпают, по утру не встают и будут спать до трубы архангельской. А что случается с другими, то же самое тебе и мне случиться может, ибо все подлежат всяким случаям». (Из творений св. Тихона Задонскаго», изд. 2, т. 2, стр. 48).