Понедельник, 3 Августа 2020 г.
Духовная мудрость

Свт.Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге
Еретики никогда не возвратятся в Церковь, если мы будем укреплять их в убеждении, что у них тоже есть Церковь и Святые Таинства.
Сщмч. Киприан Карфагенский об экуменическом диалоге

свт.Феофан об апостасии
Некому будет сказать властное: «вето», а смиренного заявления веры и слушать не станут. Вот когда заведутся всюду такие порядки, благоприятствующие раскрытию антихристовых стремлений, тогда явится и антихрист.
Свт. Феофан об апостасии

Прп. Серафим о монархии
В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть православного царя.
Прп. Серафим Саровский о монархии

Свт. Серафим о житиях святых
Читай жития святых. В них найдешь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми, — такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.
Свт. Серафим (Соболев) о душеполезном чтении

Прав. Иоанн Кронштадтский о безобразиях
Потеря веры в Бога, в Евангелие, в Церковь, отвержение ее руководства – причина всяких безобразий в России.
Прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Расслабление духа: как выжить?
Расслабление – это смерть прежде смерти. Вроде человек живой, а ничего не может. Расслабление – тяжкое, тяжкое наказание. Сейчас в мире все ведется к тому, чтобы расслабить дух, чтобы расширить плоть, чтобы ввести человека в состояние духовной никчемности. И особенно болезненно то, что вот это расслабление входит и в Святое Православие. И мы, дети века сего, тоже не против избежать трудностей, как-то всегда уклоняемся от них.

Наказание за веру –  для христианина награда
Думаю, что на сегодняшний день верующих тревожат две главные мысли: как достойно перенести гонения, которые, скорее всего, нам готовит нынешнее неспокойное время, и состоится ли предсказанное старцами возрождение Триединой Руси, о котором говорили преподобный Серафим Саровский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, преподобные Оптинские старцы и их духовные преемники – протоиерей Николай (Гурьянов) и схиигумен Иероним Санаксарский.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
06.12.2019

Читатели «ПК» уже давно знакомы с композитором и руководителем уникального детского-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина Ириной Валентиновной Болдышевой. Через византийскую и древнерусскую традиции, в которых хор исполняет богослужебные песнопения, открытая душа слушателя буквально пробуждается, «вспоминает себя», восполняется той благодатью, которой часто не может насытить ее духовную жизнь современное партесное пение. О том, что в себя включает правильное произношение и исполнение богослужебных текстов, почему такое влияние на душу имеют именно древние распевы, мы и побеседовали в этот раз с Ириной Валентиновной, имеющей опыт преподавания на кафедре Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.


– Не так давно, с 23 по 25 октября, в Храме Христа Спасителя прошел Второй международный съезд регентов, где я имела честь обратиться к многочисленному собранию коллег-регентов с докладом о певческих церковных основах и главенстве слова в богослужебном пении. К сожалению, сегодня эти основы забываются, однако, как показывает практика, возрождая их, мы возвращаемся к своей святорусской миссии.

– Ирина Валентиновна, что же лежит в основе церковного пения?

– Сейчас очень часто в нем «верховодят» мелодия и 4-голосная гармония. А издревле и на протяжении многих веков – слово, звучащее одноголосно.

– Как это понять, ведь и сейчас на службах вместе с мелодиями звучат слова?

– Святым Отцам и последующим мелургам – создателям древних распевов – было дано Духом Святым проникнуть в сокровенную природу слова, природу интонации, обрести (и передать) звучащее слово как проявление молитвенной жизни души.

В основе византийской, а после и древнерусской певческих традиций – «прорастание» слова в музыкальную природу через его распевание, возвышение и облагораживание последней через слияние со словом. Музыка ни на йоту не господствует над словом, не искажает, не затеняет его, не подчиняет своей самовластной стихии. Слово всецело изводит распев из своей глубины. В этой распевности, таящейся внутри слова благодаря гласным звукам, заложено богатство как речевого, так и певческого интонирования. Мы же не говорим на одной линии, одинаково произнося разные слоги. Равноударность слогов в произнесении слов – есть разрушение природы звучащего слова. Чем больше нивелируется при чтении и пении ударный слог, тем, наоборот, труднее восприятие смыслов.

А сильное музыкальное начало в звучащих сегодня многоголосных песнопениях, которые через гармонию и мажоро-минорность активно «включают» эмоциональную  сферу в человеке, часто затеняет слово, затушевывает его. К большой скорби, сегодня слово нередко становится как бы фоном для музыки, заполняющей наши клиросы, и восприятие смысла предельно затрудняется. А значит, затрудняется и дело благовестия. Увы, часто задачи даже не ставится такой, чтобы молящийся в храме все расслышал и все, в соответствии со своим духовным возрастом и устроением, понял. Думаю, прихожане вправе ожидать и просить о том, чтобы слово произносилось ясно. Хорам же, которые не могут справиться с этой задачей, видимо лучше перейти на более простые песнопения не оперно-концертного стиля, ведь и исток последних – не в богослужении. Когда слово невнятно произносится, оно не может быть воспринято, а винят часто в этом якобы непонятный церковнославянский язык. Древние же распевы поражают – насколько Церковь по-матерински заботится о том, чтобы чадо ее напиталось благодатным словесным молоком.

2019-12-05_150104.jpg

– Ирина Валентиновна, можете объяснить это на каких-то простых речевых, певческих примерах?

– Слушая осмысленную человеческую речь, мы сразу понимаем, есть ли адресат у говорящего или это размышление вслух. Это происходит благодаря присущей нашей речи интонации обращенности. Значит, речь, обращенная к другой личности, более выразительна, чем, например, простое чтение вслух. Но еще более выразительна речь, содержащая прошение. А если прошение пропеть, то энергия просьбы проявляется через энергию ударного слога и большей амплитудой динамической волны внутри слова.

Ведь совершение молитвы подразумевает участие двух, как минимум, личностей – Личности, к которой обращена молитва, и личности, изливающей молитву из своего сердца через уста. В молитвенных текстах используется присущий древним языкам звательный падеж, утраченный в современном Русском языке. Обращаясь, мы говорим «Господи», а не «Господь», «Царю», а не «Царь». Эта падежная форма обращения очень важна как сама по себе – поскольку обращение ко Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам и святым привносит дух благоговения и оживляет чувство предстояния пред Богом, – так и в качестве ключа к правильной певческой интонации.

– Можно хотя бы кратко обозначить, в чем она проявляется на практике?

– Во-первых, как я уже сказала, ударный слог должен артикулироваться более ярко, а окружающие его звуки исполняются легко, как это бывает в выразительной речи. Этот принцип совершенно противоположен тем малым подъемам и спадам (кресчендо-диминуэндо) внутри фразы в многоголосной музыке, но он – настоящая жемчужина, именно так слово освобождается от давления музыкального потока и начинает дышать, привлекая внимание слушающих. 

Во-вторых, когда слог распевается на два звука, то второй из них, как не являющийся собственно носителем слова, всегда в древних распевах естественно облегчается, причем независимо от того, нисходящее движение или восходящее. Внутрислоговой распев тоже всегда поется тише, легче, опять же потому, что звуки его не являются носителями слова и не должны его затенять. Все это заложили духоносные распевщики через знаковую систему записи мелодии, и это неизбежно утрачивается, когда их труды веками остаются вне нашего внимания.

Еще важно сказать, что правильное пение называют «пением на дыхании». А выдающийся вокальный педагог и носитель старой Русской вокальной школы Таисия Георгиевна Волкова (+2000 г., СПб) уточняла, что правильное пение – это стон. Стон и плач – по технике звукоизвлечения и радость – по состоянию души. Стон как основу правильного звучания применял еще Шаляпин.

Правильное пение рождается из речи, когда мы ее начинаем как бы «простанывать». Это абсолютно физиологично, удобно и приводит к идеальной дикции. Пение на стоне-дыхании единственное может передать искреннюю теплую интонацию и чисто выражать духовные смыслы, оно являет прямую связь между сердцем – центром молитвы и ее звучанием. Оно не утомляет ни поющего, ни слушающих, в нем и рождается богатство интонирования и полетность звука. Этот принцип может каждый использовать, совершая молитвенное правило, не только певчие.

Все это удивительно отображено в пении Вашего хора. Ирина Валентиновна, скажите, пожалуйста, где можно приобрести диски с Вашими записями тем людям, кто не имеет возможности услышать Вас вживую?

– Диски с нотами продаются в церковных лавках храмов и монастырей Москвы и Петербурга, контакты их есть в разделе «Издания» на сайте нашего хора: http://damaskinhor.ru/ 

Прошу дорогих наших слушателей обратить внимание на два новых аудиоальбома: «Золото, смирна и ладан. Рождественские песни Греции, Сербии, России» и «Акафист Пресвятей Богородице ради иконы Ея “Умиление”».



Беседовала Анастасия Державина


___________________ 
*  Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998

  
См. также: 





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


Анализ возможной угрозы российским национальным интересам, нарушения целостности медицинского и эпидемиологического суверенитета

При участии России в мероприятиях ВОЗ под эгидой глобального координационного механизма (gcm) ВОЗ, координируемого и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтсов... В ответ на запрос общественной организации «Общественный уполномоченный по защите семьи» Минздрав России письмом от 20.05.2020 года № 21-2/0312 подтвердил факт взаимодействия Минздрав России с Б. Гейтсом и связанной с ним организацией Всемирная организация здравоохранения (далее - ВОЗ).


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ЗАКОНОПРОЕКТУ 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О персональных данных" в части обработки биометрических персональных данных»

02 июля 2019 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 744029-7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/744029-7 ). Данная статья ФЗ «О персональных данных» посвящена биометрическим персональным данным, на основании которых можно установить личность человека...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Три крещения Руси

Учёные много спорили о достоверности летописного известия о «призвании варягов». Было ли оно в действительности, сказать трудно, да и не в этом дело, ибо сам факт появления в середине IX века на Русской земле новых государственных образований не подлежит сомнению. Летопись свидетельствует, что первыми русскими князьями стали братья Рюрик, Синеус и Трувор, правившие соответственно в Новгороде, Белозере и Изборске. 862 год по Рождеству Христову принято считать годом рождения русской государственности.


Громкая читка (продолжение)

В общем, я вернулся в свою комнату, сел за стол и понял, что не напишу ни строчки. Даже не из-за Сергея. Что-то сразу не пошло у меня. Может, оттого, что встретились несколько знаменитостей. И пришлось поздороваться. Тут уже я сам вспомнил, не анекдот, а историческую быль: Павел I пригласил Державина на приём в дворцовую библиотеку и, указывая на бесчисленные шкафы с книгами, сказал: «Вот ведь Гавриил Романович, сколько уже написано, а всё пишут и пишут». Что Державин ответил, не знаю. Наверное, вроде того, что...


Алапаевские мученики: убиты и забыты

После упокоения Алапаевских мучеников в склепе при кладбищенском храме Преп. Серафима и перевозки мощей Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в Святую Землю о них почти все забыли. "Из русских же людей, - с горечью писал митрополит Пекинский Иннокентий, - никто не посетил места упокоения Царственных мучеников и не вспомнил о них. Только однажды Шандунская группа войск прислал депутацию, которая возложила от имени группы на гробы мучеников серебряный венок и устроила торжественное поминальное богослужение..."


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100