Среда, 23 Сентября 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Лаврентий о "церквях"
Христос создал Одну Церковь (а не церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная Святая, Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя церквами, это не церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола.
Прп. Лаврентий Черниговский

Свт. Серафим о Церкви и лжецерквах
Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру и догмат о Церкви.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и лжецерквах

Ст.Серафим Тяпочкин обб Украине
Те, кто в этих народах (Украина и Белоруссия) против союза с Россией — даже если они считают себя верующими — становятся служителями диавола.
Старец Серафим (Тяпочкин)

Свт.Феофан о власти
Всякое послушание и покорность властям, которые правят не по Богу, есть подготовка нашей души к приходу антихриста и непротивление ему, вольное или невольное. Это ложные небогоугодные послушание и покорность, которые ведут в погибель.
Свт. Феофан об отношении к власти

Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжехристианах и лжецеркви
Я исповедую, что Церковь едина, и католики для меня не церковь, а следовательно, и не христиане, ибо Христианства нет без Церкви.
Сщмч. Иларион (Троицкий) о лжецеркви и лжехристианах

В кулуарах

Устоять в любви и верности Христу
...положим этим начало нашего спасительного пути и будем во всем стараться укорять себя и оправдывать ближнего, потому что это и есть иго Христово, которое благо и легко. Человек, считающий себя виновным в любой ситуации, всегда имеет в душе своей мир. Он благодушен, а, следовательно, и весел, и благообразен в любое время...

Уповать на Бога всегда и не бросаться в крайности
Сегодня гость нашей газеты – известный ученый и общественный деятель, доктор экономических наук, автор многих книг и публикаций, участник различных конференций и круглых столов Валентин Юрьевич Катасонов. Он любезно согласился ответить на самые животрепещущие вопросы современности.

Константин Душенов о тайне беззакония и нашем маловерии
Общественный деятель, публицист, писатель, автор фильмов на православно-патриотическую тематику Константин Юрьевич Душенов в прошлом был известен как главный редактор газеты «Русь Православная», а ныне он директор Агентства аналитической информации с одноименным названием и ведущий нескольких программ на ютуб-канале «День ТВ». Наш корреспондент побеседовал с ним на ряд тем, волнующих сегодня православных христиан.

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
В церковном пении главное – слово: Беседа с И.В. Болдышевой о влиянии на душу древних распевов (+ВИДЕО)
06.12.2019

Читатели «ПК» уже давно знакомы с композитором и руководителем уникального детского-юношеского хора имени преподобного Иоанна Дамаскина Ириной Валентиновной Болдышевой. Через византийскую и древнерусскую традиции, в которых хор исполняет богослужебные песнопения, открытая душа слушателя буквально пробуждается, «вспоминает себя», восполняется той благодатью, которой часто не может насытить ее духовную жизнь современное партесное пение. О том, что в себя включает правильное произношение и исполнение богослужебных текстов, почему такое влияние на душу имеют именно древние распевы, мы и побеседовали в этот раз с Ириной Валентиновной, имеющей опыт преподавания на кафедре Древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории.


– Не так давно, с 23 по 25 октября, в Храме Христа Спасителя прошел Второй международный съезд регентов, где я имела честь обратиться к многочисленному собранию коллег-регентов с докладом о певческих церковных основах и главенстве слова в богослужебном пении. К сожалению, сегодня эти основы забываются, однако, как показывает практика, возрождая их, мы возвращаемся к своей святорусской миссии.

– Ирина Валентиновна, что же лежит в основе церковного пения?

– Сейчас очень часто в нем «верховодят» мелодия и 4-голосная гармония. А издревле и на протяжении многих веков – слово, звучащее одноголосно.

– Как это понять, ведь и сейчас на службах вместе с мелодиями звучат слова?

– Святым Отцам и последующим мелургам – создателям древних распевов – было дано Духом Святым проникнуть в сокровенную природу слова, природу интонации, обрести (и передать) звучащее слово как проявление молитвенной жизни души.

В основе византийской, а после и древнерусской певческих традиций – «прорастание» слова в музыкальную природу через его распевание, возвышение и облагораживание последней через слияние со словом. Музыка ни на йоту не господствует над словом, не искажает, не затеняет его, не подчиняет своей самовластной стихии. Слово всецело изводит распев из своей глубины. В этой распевности, таящейся внутри слова благодаря гласным звукам, заложено богатство как речевого, так и певческого интонирования. Мы же не говорим на одной линии, одинаково произнося разные слоги. Равноударность слогов в произнесении слов – есть разрушение природы звучащего слова. Чем больше нивелируется при чтении и пении ударный слог, тем, наоборот, труднее восприятие смыслов.

А сильное музыкальное начало в звучащих сегодня многоголосных песнопениях, которые через гармонию и мажоро-минорность активно «включают» эмоциональную  сферу в человеке, часто затеняет слово, затушевывает его. К большой скорби, сегодня слово нередко становится как бы фоном для музыки, заполняющей наши клиросы, и восприятие смысла предельно затрудняется. А значит, затрудняется и дело благовестия. Увы, часто задачи даже не ставится такой, чтобы молящийся в храме все расслышал и все, в соответствии со своим духовным возрастом и устроением, понял. Думаю, прихожане вправе ожидать и просить о том, чтобы слово произносилось ясно. Хорам же, которые не могут справиться с этой задачей, видимо лучше перейти на более простые песнопения не оперно-концертного стиля, ведь и исток последних – не в богослужении. Когда слово невнятно произносится, оно не может быть воспринято, а винят часто в этом якобы непонятный церковнославянский язык. Древние же распевы поражают – насколько Церковь по-матерински заботится о том, чтобы чадо ее напиталось благодатным словесным молоком.

2019-12-05_150104.jpg

– Ирина Валентиновна, можете объяснить это на каких-то простых речевых, певческих примерах?

– Слушая осмысленную человеческую речь, мы сразу понимаем, есть ли адресат у говорящего или это размышление вслух. Это происходит благодаря присущей нашей речи интонации обращенности. Значит, речь, обращенная к другой личности, более выразительна, чем, например, простое чтение вслух. Но еще более выразительна речь, содержащая прошение. А если прошение пропеть, то энергия просьбы проявляется через энергию ударного слога и большей амплитудой динамической волны внутри слова.

Ведь совершение молитвы подразумевает участие двух, как минимум, личностей – Личности, к которой обращена молитва, и личности, изливающей молитву из своего сердца через уста. В молитвенных текстах используется присущий древним языкам звательный падеж, утраченный в современном Русском языке. Обращаясь, мы говорим «Господи», а не «Господь», «Царю», а не «Царь». Эта падежная форма обращения очень важна как сама по себе – поскольку обращение ко Господу, Пресвятой Богородице, Ангелам и святым привносит дух благоговения и оживляет чувство предстояния пред Богом, – так и в качестве ключа к правильной певческой интонации.

– Можно хотя бы кратко обозначить, в чем она проявляется на практике?

– Во-первых, как я уже сказала, ударный слог должен артикулироваться более ярко, а окружающие его звуки исполняются легко, как это бывает в выразительной речи. Этот принцип совершенно противоположен тем малым подъемам и спадам (кресчендо-диминуэндо) внутри фразы в многоголосной музыке, но он – настоящая жемчужина, именно так слово освобождается от давления музыкального потока и начинает дышать, привлекая внимание слушающих. 

Во-вторых, когда слог распевается на два звука, то второй из них, как не являющийся собственно носителем слова, всегда в древних распевах естественно облегчается, причем независимо от того, нисходящее движение или восходящее. Внутрислоговой распев тоже всегда поется тише, легче, опять же потому, что звуки его не являются носителями слова и не должны его затенять. Все это заложили духоносные распевщики через знаковую систему записи мелодии, и это неизбежно утрачивается, когда их труды веками остаются вне нашего внимания.

Еще важно сказать, что правильное пение называют «пением на дыхании». А выдающийся вокальный педагог и носитель старой Русской вокальной школы Таисия Георгиевна Волкова (+2000 г., СПб) уточняла, что правильное пение – это стон. Стон и плач – по технике звукоизвлечения и радость – по состоянию души. Стон как основу правильного звучания применял еще Шаляпин.

Правильное пение рождается из речи, когда мы ее начинаем как бы «простанывать». Это абсолютно физиологично, удобно и приводит к идеальной дикции. Пение на стоне-дыхании единственное может передать искреннюю теплую интонацию и чисто выражать духовные смыслы, оно являет прямую связь между сердцем – центром молитвы и ее звучанием. Оно не утомляет ни поющего, ни слушающих, в нем и рождается богатство интонирования и полетность звука. Этот принцип может каждый использовать, совершая молитвенное правило, не только певчие.

Все это удивительно отображено в пении Вашего хора. Ирина Валентиновна, скажите, пожалуйста, где можно приобрести диски с Вашими записями тем людям, кто не имеет возможности услышать Вас вживую?

– Диски с нотами продаются в церковных лавках храмов и монастырей Москвы и Петербурга, контакты их есть в разделе «Издания» на сайте нашего хора: http://damaskinhor.ru/ 

Прошу дорогих наших слушателей обратить внимание на два новых аудиоальбома: «Золото, смирна и ладан. Рождественские песни Греции, Сербии, России» и «Акафист Пресвятей Богородице ради иконы Ея “Умиление”».



Беседовала Анастасия Державина


___________________ 
*  Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998

  
См. также: 





Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Руководство школ начало лишать отказников от термометрии права на очное образование!

Инструкция по противодействию термометрии, навязываемой каждому при входе в российские школы, которую ОУЗС опубликовал накануне, оказалась очень актуальной. Мы начали получать от родителей из разных регионов тревожные сигналы: руководство школ уже готово идти на крайние дискриминационно-карательные меры и лишает права на получение образования (гарантированного Конституцией) детей тех родителей, которые ...


Правовые основания отказа от принудительной вакцинации от ковид

Детальная инструкция в конце. Внимательно дочитайте до конца! Частью 3 статьи 37 Конституции РФ гарантированы права каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.


Юридическое заключение на проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

10 июля 2020 года в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона № 986679-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект). Согласно пояснительной записке законопроектом изменяется порядок отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок) при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Тату для Тимура

2015 год, Крым, город Саки. Я на густонаселенном пляже арендовала лежак и молча любуюсь видом на море; время от времени названивает сын с бытовыми вопросами: «Мам, а где моя синяя футболка?» Пока я объясняю, со счета списывается стоимость трех футболок: роуминг. А когда вечереет, вижу гуляющего по пляжу мужчину, забинтованного с головы до пят.


Трагедия жизни Наследника Престола

Великий Князь Алексей Николаевич Романов (1904–1918) вошел в историю как Наследник Русского Престола, единственный и долгожданный сын Государя Императора Николая II. Он прожил совсем короткую жизнь – в день гибели Царской Семьи ему не исполнилось и 14-ти лет. Просиял он как ясная заря на рассвете новой истории России.


Громкая читка (продолжение)

И ещё на одно мероприятие для избранных я попал, благодаря Тендрякову, на экскурсию в знаменитые винные подвалы «Магарач». В переводе «стоянка осла». Знамениты они ещё и тем, что фашисты, долго жировавшие в Крыму, знали, конечно, о винных подвалах, искали их, но - великая честь ялтинцам - никто не выдал, где они.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100