Отвечает монах Александр:
«Действительно, современные нам старцы и подвижники говорят, что сегодня многие православные христиане больны слабостью веры. В основном описанное в письме состояние происходит от вражиих наветов и собственного нерадения.
Чуть услышали что-то ложное, неочищенное сердце отозвалось на это – и вот уже готовы отказаться от своих твердых многолетних убеждений.
Недавно перечитывал письма митрополита Иоанна (Снычева) к духовным чадам и был тронут таким случаем. Его духовная дочь, которую он вел по жизни уже 30 лет, вдруг стала писать ему о своих новых убеждениях – о том, какая правильная и хорошая католическая вера! Владыка Иоанн, как опытный духовник, немедленно принял меры: одно за другим посылал ей письма, вразумлял историческими примерами, строго запрещал восхваление католичества, направлял ее чтение в нужное русло. И ничего не действовало! Она продолжала стоять на своем, будто впала в какое-то умопомрачение. И только когда он пригрозил, что вынужден будет оставить духовное руководство таким непослушным чадом, она пришла в чувство и постепенно начала выходить из искушения.
Так что очевидно, враги спасения отовсюду преследуют нас, а добрые верные наставники, такие как владыка Иоанн, к сожалению, есть далеко не у всех. Как видим, первое средство, которое употребил богомудрый архипастырь, было прекращение чтения и общения с теми людьми, авторами, которые противоречат духу Православия, и замена этого на чтение святоотеческих наставлений, пророчеств, в особенности отцов и матерей близких к нашему времени. Далее – знакомство и приведение на память исторических примеров. Сюда же можно отнести чтение житий святых и подвижников благочестия, которыми изобилует многострадальная Русская Церковь в XX веке и которые через внешние и внутренние искушения пронесли до нас огонь чистой веры.
Будем помнить также, что Священное Писание уподобляет сомневающихся морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой (Иак. 1, 6), это устроение неугодно Господу, ибо никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк. 9:62). Убоимся этого состояния, корнем которого, как пишут Святые Отцы, может быть и личный нравственный упадок, и будем возделывать свою духовную ниву на твердом камени веры.
Окружим себя чтением и общением с людьми богобоязненными, будем внимать словам служб церковных, в которых описываются все состояния нашей души и дается благодать к ее исцелению.
«Верую, Господи, помоги моему неверию!» (Мк. 9, 24)
Время действительно необычное, непростое. По свидетельству некоторых старцев, многие святые желали просиять в подвиге исповедничества последних времен. Поэтому и расслабляет враг, что велика цена спасения каждой души. И Сам Господь наш предупреждал: Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22).