Не отрекаются ли они таким образом от всех церковных уставов?: Размышления во дни поста
26.12.2019
Идет 40-дневный Рождественский пост. Когда тело ограничено в пище, самое время дать простор духовному началу – чаще ходить в храм, больше читать Священное Писание, укреплять себя в вере. Предлагаем читателям на раздумье пример из ветхозаветной истории.
За два века до Рождества Христова евреи подпали владычеству сирийского Царя Антиоха. Взяв Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, он воздвиг злое гонение на их веру, намереваясь искоренить ее до конца. Один из первенствующих книжников именем Елеазар, уже состарившийся летами, принуждаем был открыто есть свиное мясо, запрещенное иудейским законом. Из любви к закону отцов он плюнул на предлагаемое яство. Те, кто приставлен был к этому жертвоприношению, ради стародавнего знакомства с Елеазаром, стали упрашивать его наедине, чтобы он вкусил мяса, которое нарочно для него было бы приготовлено и только бы вид показал, будто он по повелению Царя вкушает жертвенное мясо. Такой ценой он избавился бы от смерти.
Он же ответил им рассудительно:
«Возрасту нашему недостойно лицемерить, чтобы многие из юных подумали, что 90-летний Елеазар перешел в веру иноплеменников. Если и они соблазнятся по моему примеру, я навлеку ненависть и позор на мою старость. Хоть бы я даже избавился от нынешней муки человеческой, но руки Всемогущего не избегну, ни живой, ни умерший. Поэтому лучше ныне, мужественно расставшись с жизнью, явлюсь достойным своей старости, а юным оставлю доблестный пример».
Тогда ведущие его переменили прежнее благорасположение на свирепость и посчитали его безумцем. Старец Елеазар был подвергнут жестокому бичеванию, и под ударами окончил свою жизнь. Но многим из народа его смерть осталась в память о добродетели.
За что же он был замучен? Будто бы за незначительность – за отказ есть свиное мясо. Но посмотрите, что стояло за этой кажущейся незначительностью. Есть свинину значило нарушить святой закон Моисея. Значило есть пищу, посвященную идолам. Значило отказаться от священнослужения Богу истинному и поклониться богам чужим. Значило отречься не только от своей веры, но и от своей народной самобытности. В конце концов, эта незначительность означала всенародную духовную и государственную смерть богоизбранного народа.
Подумайте, нет ли чего похожего и в нашей жизни? Задайте себе вопрос: кто из нас соблюдает посты, установленные Церковью? Не соблюдают очень многие. Некоторые даже за стыд почитают их соблюдать. Не отрекаются ли они таким образом от всех церковных уставов? И не вводится ли у них поклонение чреву и всякому чувственному наслаждению? Не сочиняются ли новоизмышленные веры, которые в конце концов ведут к гибели веры в истинного Бога?
И все это произросло из кажущихся незначительностей, из мелких семян. И выросло на наших глазах большое дерево с обильными плодами, горечь которых почувствовалась уже очень резко. Мало-помалу и мы отстаем от святоотеческой веры, поблажая своим чувствам безразличия, холодности, лени. Подумайте, куда мы идем? Как остановиться? Как удержать себя и других от бездны, в которую готовы упасть?
Все происходит на наших глазах.
Деды были горячо преданы вере Христовой. Отцы многих относились к ней уже холодно, а дети и внуки уже совсем ничего не чувствуют, только ненависть и пренебрежение к благочестивой старине. Причем пренебрежение не терпеливо-сострадательное, а ядовито-злобное, готовое разрушать все, что, по их мнению, уже отжило свой век.
О святые мученики и постники, когда предстоите Христу, прилежно сотворите молитву о падшем человечестве!
Поучения, беседы, речи Никанора,
архиепископа Херсонского и
Одесского, 1890 г.
___________________
См. также:
«Чем победил диавола Сам Господь? Постом и молитвой». Слово святого праведного Иоанна Кронштадтского
<-назад в раздел