Напомним, раскол в православии возник в 2018 году, когда с подачи президента Украины Петра Порошенко и Константинопольского патриархата была создана раскольническая структура – ПЦУ, образованная путем слияния двух других раскольнических «церквей». Ее появление привело к конфликту патриархов Москвы и Константинополя.
В Тбилиси оправдывают свое решение тем, что ехать в Иорданию отказался Константинопольский патриарх Варфоломей и главы нескольких других Церквей. Патриархия Грузии заявила, что полностью согласна с целями, ради которых организуется встреча (в частности, ради единства в православном мире), однако считает, что подобное мероприятие должно проходить при участии всех Церквей.
Ранее предстоятели Элладской, Александрийской, Кипрской и Албанской церквей также отказались ехать в Иорданию. Другие поместные церкви или уже подтвердили свое участие, или пока раздумывают. Секретарь отдела внешних церковных связей РПЦ по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук сказал лишь, что «пока полных данных нет».
Встречу в Аммане 25-26 февраля созывает Иерусалимский патриарх Феофил III. Другим ее инициатором считается король Иордании Абдалла II, который решил попытаться сыграть миротворческую роль, хотя сам король, как известно, относится к числу мусульман. В конце прошлой недели телеканал «Царьград» сообщил, что в Амман приедут главы Антиохийской и Сербской церквей. Кроме того, сохраняется надежда на участие Болгарской церкви.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже точно примет участие во встрече, причем он приедет даже в том случае, если в Аммане появится и Варфоломей. Однако в понедельник Варфоломей объявил, что не приедет, добавив, что Феофил III вообще не имеет права собирать предстоятелей для решения проблем православия.
«Нам удалось договориться с Иерусалимским патриархом – он занял миротворческую позицию и согласился инициировать совещание в Аммане по проблемам, которые были спровоцированы патриархом Варфоломеем», – пояснил газете ВЗГЛЯД доктор политических наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.
По его словам, разногласия относительно того, кто из глав Церквей прибудет в Амман, а кто проигнорирует эту встречу, объясняется разным отношением предстоятелей к претензиям Константинополя на верховенство в православном мире.
«Реакция на инициативу Иерусалимского патриарха показывает, что Варфоломей видит Константинополь центром мира, хотя раньше считалось, что все православные Церкви независимы и действуют самостоятельно. Нет такого постановления, согласно которому Константинопольский патриарх имеет неотъемлемое право созывать Соборы и совещания», – пояснил собеседник.
В свою очередь настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах в Москве Андрей Новиков полагает, что Феофил III проявил мужество, заняв «правильную догматическую позицию», в то время как Варфоломей одержим идеей «восточного папизма».
«Мы надеемся, что инициатива Иерусалимского патриарха приведет к положительным последствиям для всей Церкви, и мы увидим на этом Соборе утверждение православного вероучения канонического порядка», – сказал Новиков газете ВЗГЛЯД. Он считает, что Варфоломей присвоил себе никакими канонами не закрепленные полномочия по управлению Церковью, в частности узурпаторское право на созыв Собора.
«Абсурдность ситуации в том, что если потребуется созвать Собор по поводу незаконных действий Варфоломея – это невозможно сделать, поскольку только он имеет право созывать Соборы. Таким образом, он превращается в подобие римского папы. Отсюда логически должна следовать его непогрешимость, ведь его невозможно судить», – подчеркнул отец Андрей.
При этом другие Церкви стараются дистанцироваться от патриаршего конфликта, заявил газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук, религиовед Роман Силантьев. Он напомнил, что посетить Собор в Аммане, например, отказалась и Албанская церковь, хотя ранее она отказалась поддержать Варфоломея в его позиции по Украине. «Многие полагают, что это не их конфликт и стараются дистанцироваться. Но рано или поздно всем придется сделать выбор пути, по которому мировое православие будет развиваться дальше», – заявил Силантьев.
Собеседник также предположил, что Иерусалимский патриарх выступил против Константинополя, потому что уже пострадал от Варфоломея. По его словам, Феофил III понимает, что в случае чего – именно Россия придет на помощь, как это уже неоднократно бывало, а вовсе не Константинополь.
«Предстоятелям Церквей на Варфоломея надеяться не стоит, никаких ресурсов для помощи у него нет. Такой ресурс есть только у Русской православной церкви, за которой стоит сверхдержава. За Варфоломеем стоит максимум греческая диаспора Канады и США. Его даже президент Турции Эрдоган не поддерживает», – добавил эксперт.
___________________
См. также:
<-назад в раздел