14.06.2020
В первую Неделю по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память всех святых. Почему установлен этот праздник? В Святцах немного имен святых, всего около двух тысяч; но не может быть, чтобы их было так мало. Их, конечно, неизмеримо больше.
В седьмой главе Откровения Иоанна Богослова читаем: Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7, 9). Необозримое множество святых было показано Иоанну Богослову в этом видении, а не две тысячи, имена которых читаем в Святцах.
Неделя Всех святых дает нам повод задуматься о том, какими многоразличными путями шли люди Божии по тернистой дороге в Царство Небесное. Очень разными были условия их жизни, их стремления, наклонности и характеры. Очень различно складывалась их жизнь, и соответственно этому, их ум и сердце склонялись больше всего к исполнению какой-либо одной из заповедей Божиих.
Среди них были люди, нисколько не интересовавшиеся вопросами государственной и общественной жизни, делами мирскими, житейскими и всецело охваченные только одним стремлением – быть во всегдашнем общении с Богом. Для них безконечно важной была та заповедь Божия, которую Господь наш Иисус Христос назвал первой и наибольшей заповедью в законе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею (Мк. 12, 30).
Они уходили в африканские пустыни, в непроходимые леса Севера России и были заняты только молитвенным общением с Богом. Это были избранники Божии, подобные Павлу Фивейскому, 90 лет прожившему в полном одиночестве в африканской пустыне; подобные Антонию и Арсению Великим, Макарию Египетскому, Иоанникию Великому; подобные Марии Египетской и еще так недавно жившему среди нас Серафиму Саровскому. Это были Ангелы во плоти, и вечная жизнь в Царстве Божием начиналась для них уже на земле.
Другие, всем сердцем возлюбившие Господа Иисуса Христа, были святые мученики, терпевшие неописуемые мучения и смерть. Их были многие десятки тысяч, и надо было бы целыми часами говорить о них. Напомню только о молодой красавице Пелагии, на которой хотел жениться император Диоклетиан, жестокий гонитель христиан, а она предпочла лютую смерть браку с ним.
Было множество святых, исполнивших вторую величайшую в законе заповедь: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Там же, 31). Среди них, как звезды первой величины, сияют епископ Павлин Ноланский, продавший себя в рабство вандалам, чтобы выкупить из их плена единственного сына вдовы; и блаженный Филарет Милостивый, и архиепископ Александрийский Иоанн Милостивый.
Подумаем и о тех блаженных, которые шли в Царство Небесное тяжелым путем нищеты духовной, – о юродивых, терпевших добровольно насмешки, издевательства и побои.
Вспомним о святом князе Андрее Смоленском, не терпевшем вражды между князьями и тяготившемся блеском княжеской жизни. Он оставил свой дворец, ушел в город Переяславль Залесский и там служил 30 лет пономарем при церкви святителя Николая Мирликийского, скрывая свое княжеское достоинство. Это ли не пример смирения для нас?!
Удивительный пример терпения и послушания находим в житии преподобного Акакия Синайского. Ему для руководства в монашеской жизни был назначен злонравный старец, избивавший его нередко до крови, и он девять лет терпел побои и не выходил из послушания старцу. Великий пример терпения подал нам и преподобной Пимен Печерский, всю жизнь лежавший в смрадной болезни и страдавший безропотно.
Изумительные примеры тягчайшего покаяния в ужасных грехах находим в житиях преподобного Иакова Чудотворца и страшных разбойников Варвара, Моисея Мурина, Патермуфия и Давида, прощенных Богом и даже получивших дар чудотворений.
Однако, возможно, вы скажете мне: «Ты говоришь нам о великих праведниках, о сильных людях, но ведь мы же слабые, к подвигам не способные, и живем в обычных повседневных заботах и дрязгах». На это отвечу: читайте житие святой Иулиании Муромской, которая, подобно вам, никаким геройством не отличалась, но своей добротой и любовью к людям стяжала Царство Небесное и Церковью причтена к лику святых.
+++
Что же сделало их святыми? Это узнаем мы из глубочайших слов апостола Павла – слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл обо всем мире и сказал: Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19–20). Эти слова могли бы повторить о себе и все великие святые. Вера в Господа Иисуса Христа и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть.
Мир потерял всю свою привлекательность и для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них. Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление, как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь.
Наш великий преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился в лесу на плоском камне. Преподобный Арсений Великий стоял от вечера до утра с воздетыми к небу руками в пустыне, молясь обо всем мире. И даже его превосходила по силе молитвы преподобная Мария Египетская. Можно было бы еще долго говорить и о других великих подвижниках, которых весь мир не был достоин.
У Бога есть огромное множество святых, ради спасения которых сошел на землю Предвечный Сын Божий, Спаситель мира. Только ничтожное число святых канонизировано Церковью, а все огромное множество других святых известно только Богу, единому Сердцеведцу. В Его всевидящих очах велики и драгоценны простые и бедные люди, ничего не значащие для мира и даже презираемые и гонимые миром, которых на самом деле весь мир не достоин.
Нынешняя первая Неделя по Пятидесятнице посвящается памяти всех святых – и поименно известных Церкви, и ведомых только одному Богу. Велик и свят этот день, и надлежит нам хотя бы молебным пением почтить его и испросить у всех святых предстательства их пред Богом за нас, чтобы и нам, грешным, стать хотя бы в последних рядах тех, которых удостоил Господь Бог назвать Своими чадами, тех, которые вторично родились, уже не от хотения плоти, не от хотения мужа (Ин. 1, 13), но от Самого Бога и безмерной силы Евангелия Христова.
Сие да будет со всеми нами!
Проповеди святителя Луки Крымского в Неделю Всех святых. 1957-1958 гг.
Источник: газета "Православный крест"
____________________
См.также: