Вторник, 9 Марта 2021 г.
Духовная мудрость

Златоуст о врагах
Живи в мире с врагами, но со своими врагами, а не с врагами Божиими.
Свт. Иоанн Златоуст

Прот. Николай Гурьянов
Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай... Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренно за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью... Должно быть духовное осознание.
Старец Николай Гурьянов о монархии и покаянии

Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами
Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства.
Свт. Игнатий о «едином всевышнем» с магометанами

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

В кулуарах

Вакцинация от коронавируса - спасение или ловушка?
Можно ли говорить о том, что в ближайшем будущем мы можем забыть о коронокризисе? На этот и другие вопросы отвечает Пламен Пасков. При этом он рассказал, что мировая элита не собирается прекращать коронабесие вплоть до 2025 года. Также Пламен Пасков поделился своим мнением о том, является ли вакцинация от коронавируса спасением для людей или это ловушка для них...

Без Бога ни до порога
Предлагаем вашему вниманию выпуск программы «ДУШЕВНАЯ БЕСЕДА» с Константином Душеновым, в котором затрагиваются важные проблемы. Зачем Бог попускает нам скорби? Правда ли, что Русские Цари никогда не присягали на верность Российскому престолу, а только свидетельствовали о своей верности Господу Богу, когда в чине Коронации читали вслух Символ Веры? Правда ли, что книги митрополита Иоанна (Снычева) писал Константин Душенов?

Кремль окончательно порвал с западом
Предлагаем вашему вниманию полную версиюпрограммы «ДУШЕНОВ. ПРЯМАЯ РЕЧЬ». Выпуск №26. Правда ли, что до российской политической элиты наконец-то дошло, что нам с Западом не по пути? Правда ли, что в России уже 7 лет идёт тихая революция сверху? Какое место в русской геополитике занимает Кавказ? Почему одни люди и народы более религиозны, чем другие?

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Роман Рэя Брэдбери: антиутопия с концовкой, дающей надежду. Часть I

15.12.2020

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения величайшего американского писателя Рэймонда Дугласа (Рэя) Брэдбери (1920-2012). Хотелось бы напомнить нашим читателям об этом выдающемся классике современной литературы и его главном произведении – романе «451 градус по Фаренгейту»...

00 02.jpg

Часть I. Сжигание книг как символ тоталитаризма 

«451 градус по Фаренгейту» – выдающаяся антиутопия ХХ века

Рэя Брэдбери принято относить к классикам научной фантастики. Известен по циклу рассказов «Марсианские хроники» (1950) и по частично автобиографической повести «Вино из одуванчиков» (1957). Им написано еще несколько повестей и романов, множество рассказов. 
Наибольшую известность американцу принес роман «451 градус по Фаренгейту». Роман впервые был опубликован в 1953 году в недавно появившемся журнале Playboy. В 1966 году режиссёр Франсуа Трюффо экранизировал роман, выпустив полнометражный фильм «451 градус по Фаренгейту» (франко-германское производство). В 2018 году роман был еще раз экранизирован – в виде американского фильма режиссёра Рамина Бахрани. 

Роман «451 градус по Фаренгейту» относится к жанру антиутопии и входит в список наиболее известных антиутопий (наряду с романом «Мы» Евгения Замятина, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, «1984» Джорджа Оруэлла). Роман Брэдбери в чем-то почти буквально повторяет другие антиутопии, а в чем-то неповторим и уникален. Пожалуй, все антиутопии (включая «451 градус по Фаренгейту») объединяет то, что они рисуют будущее как тоталитарную систему, в которой небольшая кучка «избранных» господствует над остальным миром. И господство заключается не просто в угнетении, эксплуатации большинства человечества (как это имело место, например, в рабовладельческих обществах прошлого). Господство, в первую очередь, выражается в сознательном, целенаправленном уничтожении в человеке всего человеческого. Человека превращают в биоробота или животное. Антиутопии в основном разнятся методами уничтожения человека, его превращения в скотоподобное существо.

Если у Замятина в романе «Мы» и Олдоса Хаксли в романе «О дивный новый мир» показано очень отдаленное будущее, то в романе «451 градус по Фаренгейту», судя по всему, описаны события самого ближайшего времени (может быть, даже до окончания ХХ века). 

Сжигание книг – образ борьбы тоталитарной власти с инакомыслием

В романе Брэдбери показал тоталитарное общество, в котором  человек уничтожается через уничтожение (сожжение) старых книг. Исследователи творчества Брэдбери полагают, что роман был частично вдохновлён варварским сожжением книг в нацистской Германии, где уничтожались произведения авторов, противоречивших идеологии нацизма. Впрочем, известно, что практика массового сжигания (причем публичного) «вредных» книг началась еще в позднем средневековье (особенно после изобретения книгопечатания). Этим занималась преимущественно инквизиция, которая боролась таким способом с еретиками (кстати, нередко вместе с еретическими книгами сжигали и самих авторов-еретиков). Некоторые полагают, что роман аллегорически отражает события в Америке начала 1950-х годов – время оголтелого маккартизма (1), когда заработала цензура и происходили гонения на коммунистов, а заодно и всех инакомыслящих.

Примечательно, что на протяжении многих лет роман Брэдбери издавался с «купюрами» (изъятиями некоторых фраз) или с исправлениями текста. Лишь в 1980 году приятель Брэдбери обратил внимание на «редактирование» текста. Писатель потребовал от издательства восстановления текста, и роман стал выходить в авторской версии. 

Сам писатель в конце жизни в интервью говорил, что угрозу хорошим книгам стали представлять одурманивающие средства массовой информации (СМИ), в первую очередь телевидение. Современные СМИ становятся средством массового истребления остатков любой традиционной культуры. 

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги 451° F (233° C). Т.е. объясняется загадочное название произведения. В романе описывается общество, которое опирается на массовую культуру и потребительское поведение. В этом обществе все книги, заставляющие задумываться о жизни, подлежат уничтожению. Чтение и даже хранение таких книг является преступлением. Под подозрение попадают люди, способные критически мыслить. Наверняка они читали и продолжают читать «вредные» книги. Сжигаются порой не только книги, но и жилища, в которых они были найдены, а их владельцы оказываются за решеткой или в сумасшедшем доме. С точки зрения власти, владельцы книг – не только диссиденты (инакомыслящие), но сумасшедшие: некоторые из них не выходят из подожженных жилищ, предпочитая сгореть со своими книгами. 

Мир «добровольной самоизоляции» и «электронного концлагеря»

Автор изобразил людей, потерявших связь друг с другом, с природой, утративших свои исторические корни, лишенных интеллектуального и духовного наследия человечества. Люди спешат на работу или с работы, никогда не говоря о том, что они думают или чувствуют, разглагольствуя лишь о бессмысленном и пустом, восторгаются только материальными ценностями. Дома они окружают себя телевизионными мониторами, которые их «накачивают» примитивными передачами и бесконечными пустыми сериалами. Иногда телевизионные мониторы бывают размером с целую стену. Их так и называют: «телестены». Судя по всему, такие технические средства обеспечивают людям интерактивное общение, они могут общаться с другими владельцами мониторов. Происходит их погружение в виртуальный мир. Одна из героинь романа Милдред (жена главного героя романа Гая Монтэга) почти круглосуточно находится в комнате, три стены которой представляют собой телевизионные экраны. Она живет в этом искусственном мире и мечтает о том, чтобы и последнюю свободную стену также превратить в телеэкран и таким образом окончательно и полностью уйти в виртуальный мир. Очень удачный образ «добровольной самоизоляции» и добровольного отказа от свободы. Выйти из «второй реальности» Милдред и ей подобные уже не могут. Весьма напоминает мир других антиутопий. Например, мир романа «1984» Джорджа Оруэлла или «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли, где люди будущего погружены во «вторую реальность» с помощью постоянно работающих телемониторов, развлечений и наркотиков. 

Брэдбери, как и многие другие знаменитые фантасты, предсказал появление ряда важнейших технических новинок, серьезно меняющих жизнь человека. Мы уже упомянули телевизионные мониторы, которые очень напоминают современные жидко-кристальные экраны.  А в начале 1950-х годов, когда писался роман, на рынке появилось лишь первое поколение ламповых телевизоров с электронно-лучевыми трубками и диагональю экрана не более десятка дюймов. Между прочим, телевизоры в «451 по Фаренгейту» показывают изображение «в цвете и объеме». И если цветное ТВ в год написания романа в США уже появилось, то вот появление системы объемного изображения 3D Брэдбери явно предугадал.

Кроме того, в романе упоминаются телевизоры-передатчики, с помощью которых люди могут общаться между собой на расстоянии. Что-то наподобие современной системы Skype. Герои романа носят радиоприемники-втулки под названием Ракушки. Очень напоминает современные наушники и гарнитуры Bluetooth. Есть у Брэдбери и аналоги современных мобильных телефонов. 

В романе мы читаем о машинах, сильно напоминающих современные банкоматы; пользователи этих устройств имеют 24-часовой доступ к своим деньгам: «Монтэг шёл от станции метро, деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь, – его обслуживали механические роботы)».

Наконец, все люди находятся под «электронным колпаком» видеонаблюдения. Очень напоминает роман Оруэлла, в котором многочисленные щиты предупреждают граждан: «Большой Брат следит за тобой».

В любой антиутопии есть свои «диссиденты»

«Благополучное», на первый взгляд, государство в романе Брэдбери находится на пороге тотальной разрушительной войны, которой все же суждено начаться под занавес произведения. Опять-таки здесь можно также увидеть параллели с некоторыми другими антиутопиями.

Например, в романе Евгения Замятина «Мы» показано общество Единого Государства, в котором на протяжении многих веков была полная стабильность, Единое Государство управлялось лицом, называвшимся «Благодетелем». И вот неожиданно в Едином Государстве появляется группа бунтовщиков, проголосовавших против переизбрания Благодетеля (ежегодные выборы традиционно были чисто ритуальным действом, наподобие главного общегосударственного праздника). В Едином Государстве начинается «заваруха». В романе О. Хаксли также время от времени возникают «диссиденты», их ссылают в отдаленные территории, где они находятся в изоляции от «цивилизованного» общества. В романе Джорджа Оруэлла «диссидентов» вычисляет «полиция мыслей», их арестовывают, отправляют в застенки Министерства Любви (что-то наподобие полиции или спецслужбы), пытают, «перевоспитывают», а потом убивают. Т.е. каким бы «идеальным» ни было будущее государство, в нем всегда появляются «диссиденты». Есть они и у Брэдбери. В первую очередь, это главный герой романа – Гай Монтэг. 

Главные «диссиденты» в романе Рея Брэдбери

Гай Монтэг профессионально занимается сожжением книг. В русском переводе он назван «пожарным» (fireman), но, как выясняется, он не тушит огонь, а, наоборот, поджигает и сжигает. По началу наш герой уверен, что выполняет общественно полезную работу. Он уверен, что является «хранителем спокойствия» в обществе, уничтожая «вредные» книги. Но его никогда не покидают сомнения и вопросы. Например, он подозревает, что некогда пожарники занимались обратным делом: не поджиганием и сожжением, а тушением пожаров. Но в краткой истории пожарных команд Америки, которую приходилось читать Монтэгу, черным по белому записано: «Основаны в 1790 году для сожжения проанглийской литературы в колониях. Первый пожарный – Бенджамин Франклин». 

В романе важное место занимает героиня Кларисса Маклеллан – 17-летняя девушка, которая не желает жить по античеловеческим законам тоталитарного общества. Гай Монгэг с ней знакомится и тесно общается и с удивлением видит, что она – человек из совершенно другого мира. Вот фрагмент их беседы: «Кларисса, почему вы не в школе?», – задает вопрос Гай. Кларисса отвечает: «Мне там не интересно. Мой психолог утверждает, что я необщительная, что я тяжело схожусь с людьми, но это не так! Я очень люблю общение, только в школе его нет. Мы часами смотрим обучающие фильмы, на уроке истории что-то переписываем, на уроке рисования что-то перерисовываем. Мы не задаем вопросов и под конец дня так устаем, что хочется только одного – или завалиться спать или отправиться в парк развлечений и бить по стеклам в комнате для битья стекол, стрелять в тире или гонять на автомобилях». Она еще добавляет: «У людей теперь нет времени друг на друга». 

Более того, Кларисса призналась, что боится своих сверстников, которые убивают друг друга (за год шесть были застрелены, а десять погибли в автокатастрофах).

Девушка признается, что ее одноклассники и окружающие считают «сумасшедшей». Почему? – Вот как она это объясняет: «Я редко смотрю «телестены» в гостиных, почти не бываю на автогонках или в Парках Развлечений. Оттого у меня и остается время для всяких бредовых мыслей». 

Она трагически погибает, но за короткий срок общения с Монтэгом она успевает посеять в его душе семена сомнения в правоте того, что он делает. Один из героев романа так отзывается о погибшей девушке с нестандартным мышлением: «Её интересовало не то, как делается что-нибудь, а для чего и почему. А подобная любознательность опасна… Для бедняжки лучше, что она умерла».

Настоящим потрясением для Монтэга стал также поступок безымянной женщины, которая сгорела в собственном доме вместе со своими книгами. Еще одна «сумасшедшая». Ее смерть – форма протеста против этого мира, бунт против законов города. И в ее доме Монтэг тайно берет одну из книг и прячет их у себя в тайнике. Во время каждого выезда он тайком спасал из огня одну, а то и несколько книг запрещенной литературы, однако читать пока не решался.

Он начинает задумываться над тем, что такое книга: «А ещё я думал о книгах. И впервые понял, что за каждой из них стоит человек. Человек думал, вынашивал в себе мысли. Тратил бездну времени, чтобы записать их на бумаге. А мне это раньше и в голову не приходило».

Критиком системы оказывается герой романа профессор Фабер.  Этот старик-профессор – антипод Битти. Он также умен, образован, мудр. Он много рассказывает Монтэгу об истории, цивилизации, книгах. Среди всего многообразия книг профессор ставит выше всего Вечную книгу – Библию. Но Фабер живет в городе, он вынужден приспосабливаться к враждебной ему среде. Лишь наедине с собой опять чувствует себя «старомодным» университетским профессором. Порой Фабер чувствует себя беспомощным: «...При всех моих знаниях и скептицизме я никогда не находил в себе силы вступить в спор с симфоническим оркестром из ста инструментов, который ревел на меня с цветного и объёмного экрана наших чудовищных гостиных... Сомнительно, чтобы один глубокий старик и один разочаровавшийся пожарник могли что-то изменить теперь, когда дело зашло уже так далеко...». 

Фабер настроен достаточно пессимистично, цивилизация стремится к своей гибели. Обращаясь к Монтегу, профессор говорит: «Наша цивилизация несется к гибели. Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом».

Примечательно, что большая часть событий романа происходит в большом городе Америки, в ХХ веке. Почти никто из них не задумывается о том, что происходит за пределами этого мегаполиса. Мы даже не очень понимаем, как в целом устроен мир в это время. Профессор Фабер – один из немногих, кто пытается в меру своих возможностей следить за событиями в мире. Оказывается, уже было два конфликта с использованием атомного оружия, из которых Америка вышла победительницей. Мир находится на грани третьего конфликта, и Фабер надеется, что под влиянием внешней угрозы разъединенная Америка найдет в себе силы объединиться и возродиться. 

В романе еще есть «диссиденты», которые являются явными изгоями общества. Автор называет их «люди-книги», или «живые книги». Они живут в лесу вдали от города. В той группе, которая описана в романе, – пять человек, из них три университетских профессора, писатель и священник. Они повстанцы, пытаются противостоять новому порядку. Они аккумулируют мудрость прошлого в надежде передать это будущим поколениям, которые освободятся от диктата власти. Поскольку изгои не контактируют с жителями города, то власти не особенно и преследуют диссидентов. 

Наличием изгоев роман Брэдбери напоминает другие антиутопии. Например, в романе Евгения Замятина «цивилизованный мир» Единого Государства огражден «Зеленой Стеной», а за ней – дикая природа и «дикие люди». В романе Джорджа Оруэлла, где события происходят в Лондоне, в центральных частях города живут и работают члены партии, элита общества. А на окраинах города и за его пределами – «пролы» (пролетарии), составляющие низы общества. Между верхами и низами нет никакой физической стены, но проходит невидимая граница. Они между собой не общаются, это два разных мира.
 
Примечания:

1.    Маккартизм – движение в США с конца сороковых, которое возглавил сенатор Джозеф Маккарти, преследовавший людей за симпатии к коммунизму. Среди жертв этой охоты на ведьм были, например, супруги Розенберг, казненные за шпионаж в пользу СССР, и физик, руководитель Манхэттенского проекта Роберт Оппенгеймер. Были и многие актеры, писатели и журналисты, которым ломали карьеры и которые получали фактический запрет на профессию.

Валентин Юрьевич Катасонов,     
профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова.

Источник: ruskline.ru

___________________   
См. также: 











Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Законопроект об отобрании детей «экспресс-судами» - угроза институту семьи

10 июля 2020 года в Государственную думу РФ внесен проект федерального закона №986 679−7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Законопроект направлен на изменение порядка отобрания ребенка у родителей (иных лиц, на попечении которых находится ребенок).


Аналитическая справка по законопроекту № 1027750-7. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

30 сентября 2020 года в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 1027750-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1027750-7). 21 октября он был оперативно рассмотрен и принят в первом чтении, представить поправки к законопроекту предложено до 30.10.2020 г.


Аналитическая справка по Приказу Минпросвещения России N 373

31 июля 2020 года Минпросвещения России издало Приказ N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», который вступает в силу с 1 января 2021 года. Сам данный Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Фотогалерея
Полезно почитать

Правда об Иоанне Грозном, которую стараются умолчать

29 (16) января 473 года венчание на царство Ивана IV Грозного... Столетиями на Западе, а также в России в среде оппозиционной прозападной интеллигенции создавался и создаётся образ Ивана Грозного как жестокого деспотичного правителя, который утопил свой народ и страну в крови.


Новый год как символ

Казалось бы, какая разница в том, встречать Новый год по старому календарю или по новому, это ведь простая условность? Да и весь мiр празднует Новый год по-научному. Однако в этом вопросе есть много важных аспектов.


Тайны и загадки об Илье Муромце

В 1988 году Межведомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100