МИТР. ИЛАРИОН ПРОТИВ ПРЕКРАЩЕНИЯ ЧЛЕНСТВА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ВО ВСЕМИРНОМ СОВЕТЕ ЦЕРКВЕЙ
«Прекратить свое членство в ВСЦ было бы, на мой взгляд, неправильным» - считает митр. Иларион (Алфеев), поскольку, по его словам, если бы Русская Церковь не была членом ВСЦ, она не имела бы тех возможностей для осуществления своей миссии проповеди Православия, которые ей предоставлены в рамках это организации.
«Всемирный совет Церквей (ВСЦ) – это крупнейший христианский форум, ставший уникальной площадкой для регулярных встреч представителей различных Церквей и общин. Членами этой организации являются почти все Поместные Православные Церкви, все Древневосточные (дохалкидонские) Церкви и множество протестантских церквей. Римско-Католическая Церковь, не являясь членом ВСЦ, участвует в работе комиссии "Вера и устройство". Таким образом, благодаря этой организации христиане всего мира имеют возможность вести диалог друг с другом в стремлении преодолеть существующие разногласия, а также совместно участвовать в обсуждении социальных, политических и экологических проблем» - заявил глава Отдела внешних церковных связей митр. Иларион (Алфеев), отвечая на вопрос одного из посетителей сайта Синодального информационного отдела.
«Подобно другим Православным Церквам, Русская Православная Церковь в качестве члена ВСЦ видит свою задачу в свидетельстве о Предании Древней неразделенной Церкви, считает митр. Иларион. (Очевидно, что употребляя термин «неразделенная Церковь», владыка допускает, что Церковь когда-то «разделилась». Но Церковь – Тело Христово – не может разделиться. В Символе Веры так и говорится «Верую во ЕДИНУ Святую и Соборную и Апостольскую Церковь…»).
«Это не значит, что православные не встречаются с проблемами внутри ВСЦ. – продолжает митр. Иларион. - Одной из них была, например, процедура принятия решений в этой организации. Однако согласованное взаимодействие всех православных членов Совета помогает решать подобные проблемы. Прекратить свое членство в ВСЦ было бы, на мой взгляд, неправильным. Если бы Русская Церковь не была членом ВСЦ, она не имела бы тех возможностей для осуществления своей миссии проповеди Православия, которые ей предоставлены в рамках это организации. Контакты с другими Церквами были бы затруднены».
Однако жизнь уже давно показала, что слова митрополита о некоей «проповеди православия» в стенах ВСЦ – не имеют под собой никакой почвы.
Богословский анализ относительно участия Православной Церкви в составе ВСЦ был сделан Комиссией по догматическим вопросам Священного Кинота Святой Горы Афон и отражен в соответствующем меморандуме, составленном и принятом в марте 2007 года. (http://www.bogoslov.ru/text/355452.html) Анализируя историю ВСЦ, и особенно последние документы тех лет, опубликованные экуменической организацией, святогорцы приходят к выводу о неприемлемости значительного числа положений, характеризующих современное развитие Всемирного Совета Церквей.
Приведем лишь две последние части этого документа: выводы и предложения.
2. Под конкретной формой «единства» Церкви-члены ВСЦ ориентированы на взаимное признание Крещения друг друга. К сожалению, некоторые Православные Церкви признали Крещение антихалкидонитов и немецких протестантов. Однако дальнейшее признание Крещения инославных при отсутствии догматического единства не согласуется с экклесиологией Православной Церкви.
3. Совместные молитвы и участие в литургических собраниях представляли обычную практику на экуменических совещаниях ВСЦ. После протеста православных в 1998 году были разработаны поправки, которые, однако, не влияли на статус совместных молитв.
4. В основе цели ВСЦ — достижение видимого всехристианского единства — лежит протестантская экклесиология о «невидимой» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и ее видимых исторических формах, из которых ни одна не обладает полнотой апостольской веры, Соборности и благодатной жизни. Согласно Православному вероучению под единством всех христиан понимается возвращение всех инославных в лоно Православия.
5. В ВСЦ существует тенденция к расширению межхристианского единства и включению всех религий мира, потому что спасение Божие якобы предназначено для всех людей и то, каким способом проявляется человеколюбие Божие, нам неизвестно. Такое единство для Православной Церкви неприемлемо, потому что спасение предлагается Богом для всех людей, но люди, отвергая его, идут путями, которые не способствуют принятию спасения.
6. Некоторые протестантские группы требуют от ВСЦ права выступить с трибуны, прося о признании их крайнего, неевангельского нравственного выбора (гомосексуализм и т. д.). Православная Церковь не может предать забвению евангельское учение и споспешествовать греху. Женское священство в протестантских деноминациях также является примером серьезного уклонения от церковного Предания.
7. Православное свидетельство в целом не принимается протестантскими церквами ВСЦ, как это показала 60-летняя история этой организации, а также более долгая история православно-протестантских контактов.
8. Серьезными опасностями для будущего Православной Церкви чревато изменение православного образа мыслей некоторых богословов, которые участвует в ВСЦ.
9. Под влиянием ВСЦ православные и антихалкидониты сидят на заседаниях вместе как православное крыло ВСЦ, взаимно признавая друг друга православными.
10. К перспективам на будущее (предложениям о совместном праздновании Пасхи и созыве Вселенской Ассамблеи без достижения догматического единства) следует относиться с большим вниманием.
11. Разрыв связей Православных Церквей с ВСЦ — единственный вопрос, который продолжает оставаться актуальным, если протестантские церкви-члены ВСЦ, по всей видимости, не отступают от своих экклесиологических установок. Своим участием в ВСЦ Православные на практике отрекаются от своей идентичности, и в таком случае католики, формально воздерживающиеся от такого участия, выглядят более последовательными.
12 Православная Церковь не имеет преимуществ, участвуя в ВСЦ, но, напротив, терпит ущерб. Протестанты не настроены на принятие нашей веры, но на существование рядом с ней согласно своей экклесиологии. Мы, как православные, не можем участвовать в ВСЦ, состав которого, структура и функционирование опираются на протестантскую экклесиологию.
2. Если же в высоких интересах некоторых Православных Церквей будет решено, что необходимо какое-то сотрудничество с ВСЦ, то нужно потребовать переименование ВСЦ во Всемирный Христианский Совет.
3. В этом случае не будет совместных молитв и богослужебных собраний. Участие православных будет проходить только на академическом уровне, а позиции православных будут излагаться только в виде отдельных заявлений, как это было до Генеральной Ассамблеи в Нью-Дели (1961).
Если единство станет когда-то возможным, то оно будет результатом не слияния, но плодом молитвы, верности нашему православному самосознанию и, главным образом, даром Всеблагого Бога.
Святая Гора Афон, 18 февраля 2007 года. Члены комиссии:
1. Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем;
2. Настоятель монастыря Филофей Герон Лука;
3. Настоятель монастыря Григориат архимандрит Георгий.
«Всемирный совет Церквей (ВСЦ) – это крупнейший христианский форум, ставший уникальной площадкой для регулярных встреч представителей различных Церквей и общин. Членами этой организации являются почти все Поместные Православные Церкви, все Древневосточные (дохалкидонские) Церкви и множество протестантских церквей. Римско-Католическая Церковь, не являясь членом ВСЦ, участвует в работе комиссии "Вера и устройство". Таким образом, благодаря этой организации христиане всего мира имеют возможность вести диалог друг с другом в стремлении преодолеть существующие разногласия, а также совместно участвовать в обсуждении социальных, политических и экологических проблем» - заявил глава Отдела внешних церковных связей митр. Иларион (Алфеев), отвечая на вопрос одного из посетителей сайта Синодального информационного отдела.
«Подобно другим Православным Церквам, Русская Православная Церковь в качестве члена ВСЦ видит свою задачу в свидетельстве о Предании Древней неразделенной Церкви, считает митр. Иларион. (Очевидно, что употребляя термин «неразделенная Церковь», владыка допускает, что Церковь когда-то «разделилась». Но Церковь – Тело Христово – не может разделиться. В Символе Веры так и говорится «Верую во ЕДИНУ Святую и Соборную и Апостольскую Церковь…»).
«Это не значит, что православные не встречаются с проблемами внутри ВСЦ. – продолжает митр. Иларион. - Одной из них была, например, процедура принятия решений в этой организации. Однако согласованное взаимодействие всех православных членов Совета помогает решать подобные проблемы. Прекратить свое членство в ВСЦ было бы, на мой взгляд, неправильным. Если бы Русская Церковь не была членом ВСЦ, она не имела бы тех возможностей для осуществления своей миссии проповеди Православия, которые ей предоставлены в рамках это организации. Контакты с другими Церквами были бы затруднены».
Однако жизнь уже давно показала, что слова митрополита о некоей «проповеди православия» в стенах ВСЦ – не имеют под собой никакой почвы.
Богословский анализ относительно участия Православной Церкви в составе ВСЦ был сделан Комиссией по догматическим вопросам Священного Кинота Святой Горы Афон и отражен в соответствующем меморандуме, составленном и принятом в марте 2007 года. (http://www.bogoslov.ru/text/355452.html) Анализируя историю ВСЦ, и особенно последние документы тех лет, опубликованные экуменической организацией, святогорцы приходят к выводу о неприемлемости значительного числа положений, характеризующих современное развитие Всемирного Совета Церквей.
Приведем лишь две последние части этого документа: выводы и предложения.
V. Выводы
1. ВСЦ является организацией, цель которой — культивация единства христианских Церквей и исповеданий под двумя видами: а) как общее обязательство к взаимному признанию, оценке, сотрудничеству на практическом уровне и общему свидетельству веры и б) как призвание к единству в вере, Единой Евхаристии и единой жизни неразделенной Церкви. Но ни первое, ни второе невозможно, поскольку протестанты не признают, что апостольская вера и есть та самая вера, которой сегодня обладает конкретная историческая Православная Церковь.
2. Под конкретной формой «единства» Церкви-члены ВСЦ ориентированы на взаимное признание Крещения друг друга. К сожалению, некоторые Православные Церкви признали Крещение антихалкидонитов и немецких протестантов. Однако дальнейшее признание Крещения инославных при отсутствии догматического единства не согласуется с экклесиологией Православной Церкви.
3. Совместные молитвы и участие в литургических собраниях представляли обычную практику на экуменических совещаниях ВСЦ. После протеста православных в 1998 году были разработаны поправки, которые, однако, не влияли на статус совместных молитв.
4. В основе цели ВСЦ — достижение видимого всехристианского единства — лежит протестантская экклесиология о «невидимой» Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и ее видимых исторических формах, из которых ни одна не обладает полнотой апостольской веры, Соборности и благодатной жизни. Согласно Православному вероучению под единством всех христиан понимается возвращение всех инославных в лоно Православия.
5. В ВСЦ существует тенденция к расширению межхристианского единства и включению всех религий мира, потому что спасение Божие якобы предназначено для всех людей и то, каким способом проявляется человеколюбие Божие, нам неизвестно. Такое единство для Православной Церкви неприемлемо, потому что спасение предлагается Богом для всех людей, но люди, отвергая его, идут путями, которые не способствуют принятию спасения.
6. Некоторые протестантские группы требуют от ВСЦ права выступить с трибуны, прося о признании их крайнего, неевангельского нравственного выбора (гомосексуализм и т. д.). Православная Церковь не может предать забвению евангельское учение и споспешествовать греху. Женское священство в протестантских деноминациях также является примером серьезного уклонения от церковного Предания.
7. Православное свидетельство в целом не принимается протестантскими церквами ВСЦ, как это показала 60-летняя история этой организации, а также более долгая история православно-протестантских контактов.
8. Серьезными опасностями для будущего Православной Церкви чревато изменение православного образа мыслей некоторых богословов, которые участвует в ВСЦ.
9. Под влиянием ВСЦ православные и антихалкидониты сидят на заседаниях вместе как православное крыло ВСЦ, взаимно признавая друг друга православными.
10. К перспективам на будущее (предложениям о совместном праздновании Пасхи и созыве Вселенской Ассамблеи без достижения догматического единства) следует относиться с большим вниманием.
11. Разрыв связей Православных Церквей с ВСЦ — единственный вопрос, который продолжает оставаться актуальным, если протестантские церкви-члены ВСЦ, по всей видимости, не отступают от своих экклесиологических установок. Своим участием в ВСЦ Православные на практике отрекаются от своей идентичности, и в таком случае католики, формально воздерживающиеся от такого участия, выглядят более последовательными.
12 Православная Церковь не имеет преимуществ, участвуя в ВСЦ, но, напротив, терпит ущерб. Протестанты не настроены на принятие нашей веры, но на существование рядом с ней согласно своей экклесиологии. Мы, как православные, не можем участвовать в ВСЦ, состав которого, структура и функционирование опираются на протестантскую экклесиологию.
VI. Предложения
1. Участие православных в ВЦС не полезно ни Православной Церкви, ни инославным. Возможно, пришло время православным прервать отношения с ВСЦ?
2. Если же в высоких интересах некоторых Православных Церквей будет решено, что необходимо какое-то сотрудничество с ВСЦ, то нужно потребовать переименование ВСЦ во Всемирный Христианский Совет.
3. В этом случае не будет совместных молитв и богослужебных собраний. Участие православных будет проходить только на академическом уровне, а позиции православных будут излагаться только в виде отдельных заявлений, как это было до Генеральной Ассамблеи в Нью-Дели (1961).
Если единство станет когда-то возможным, то оно будет результатом не слияния, но плодом молитвы, верности нашему православному самосознанию и, главным образом, даром Всеблагого Бога.
Святая Гора Афон, 18 февраля 2007 года. Члены комиссии:
1. Настоятель Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем;
2. Настоятель монастыря Филофей Герон Лука;
3. Настоятель монастыря Григориат архимандрит Георгий.
<-назад в раздел