Протоиерей Всеволод Чаплин не видит оснований для запрета на ношение платков школьницами
Глава Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что верующие имеют право на ношение религиозной одежды в публичных местах, в том числе в школах.
Представитель Церкви таким образом прокомментировал тему, поднятую российскими чиновниками о светском внешнем виде в учебных заведениях.
"Государственного или обязательного мировоззрения у нас, по конституции, нет, и значит, мировоззрения равны, в том числе светское и религиозное, и значит, внешние проявления этих мировоззрений, в том числе в публичном пространстве, также должны быть равны, даже если кому-то не нравится внешний вид того или иного человека", - заявил прот. Всеволод.
11 февраля в Верховном суде РФ будет рассмотрено дело о запрете платков для девочек в школах Мордовии. В октябре 2014 года Верховный суд республики запретил школьницам носить на уроках платки. До этого решение о запрете платков приняло правительство региона, но представители исламской общины сочли его незаконным и обратились в суд.
О. Всеволод Чаплин, со своей стороны, опроверг данную позицию следующими словами: "Например, мне не нравится появление в центре Москвы людей в шортах и тапочках или в одежде, подходящей больше для коровника, а не для цивилизованного города, а кому-то не нравятся люди в платках, кипах, чалмах, скуфьях. Но надо, наконец, понять, что люди в России, как и в мире, живут разные, и внешнее проявление их мировоззрения, будь то платок или футболка с каким-нибудь политическим лозунгом, - это неотъемлемая часть цивилизационного и мировоззренческого многообразия".
Прот. Всеволод рассказал о своем жизненном опыте, что даже в советской школе открыто позиционировал себя как верующий человек и уже в это время знал, что "победа будет за верующими людьми, а не за советской школой, которая пыталась представить дело так, как будто верующих среди школьников нет".
По его словам, предписание женщине покрывать голову свойственно не только исламу: в Христианстве это тоже "часть богооткровенной традиции". "Да, сегодня ее не все соблюдают. Заставить это делать, наверное, нельзя. Но в нынешнем мире, в котором постепенный отказ от традиций не старых, а вечных постепенно приводит к тотальному стиранию границ добра и зла, стоило бы прямо и определенно напомнить: нескромно и развязно одетая женщина, так же как и полуодетый мужчина, - это не нейтральное явление с нравственной точки зрения, это одна из ступеней лестницы, ведущей вниз, к нравственному, духовному, а потом и физическому самоубийству общества", - заявил о. Всеволод.
Представитель Церкви также напомнил, что, согласно международному праву, родители вправе определять, какое мировоззрение преподается их детям в школе, вправе выбирать между государственной и негосударственной школой.
Он отметил, что на Северном Кавказе во многих местах учащиеся государственных школ и учителя носят в школьном здании платки. В еврейских школах, существующих за государственный счет, мальчики носят кипу. В православных школах, "также пользующихся, пусть недостаточной, но все-таки государственной поддержкой, девочки нередко носят платки, а мальчики - крестики".
"Но мы прекрасно знаем, что выбор между государственной и негосударственной школой есть не всегда и не у всех. Обычно он есть у богатых людей и у хорошо организованных диаспор. Поэтому надо либо признать наличие в школах людей разных мировоззрений, с разным образом жизни - светским и несветским, либо отказаться от доминирования государственных школ и передать в частные руки такую их часть, чтобы в каждом населенном пункте и в каждом районе большого города сделать выбор между школой государственной и негосударственной.
Мне бы не хотелось такого сценария, и значит, нужно, чтобы школа приспособилась к наличию разных мировоззрений". При этом отец Всеволод отметил, что "чудовищная ленинская норма об отделении школы от церкви не случайно была исключена из Конституции после окончания тоталитарного периода нашей истории".
Представитель Церкви таким образом прокомментировал тему, поднятую российскими чиновниками о светском внешнем виде в учебных заведениях.
"Государственного или обязательного мировоззрения у нас, по конституции, нет, и значит, мировоззрения равны, в том числе светское и религиозное, и значит, внешние проявления этих мировоззрений, в том числе в публичном пространстве, также должны быть равны, даже если кому-то не нравится внешний вид того или иного человека", - заявил прот. Всеволод.
11 февраля в Верховном суде РФ будет рассмотрено дело о запрете платков для девочек в школах Мордовии. В октябре 2014 года Верховный суд республики запретил школьницам носить на уроках платки. До этого решение о запрете платков приняло правительство региона, но представители исламской общины сочли его незаконным и обратились в суд.
О. Всеволод Чаплин, со своей стороны, опроверг данную позицию следующими словами: "Например, мне не нравится появление в центре Москвы людей в шортах и тапочках или в одежде, подходящей больше для коровника, а не для цивилизованного города, а кому-то не нравятся люди в платках, кипах, чалмах, скуфьях. Но надо, наконец, понять, что люди в России, как и в мире, живут разные, и внешнее проявление их мировоззрения, будь то платок или футболка с каким-нибудь политическим лозунгом, - это неотъемлемая часть цивилизационного и мировоззренческого многообразия".
Прот. Всеволод рассказал о своем жизненном опыте, что даже в советской школе открыто позиционировал себя как верующий человек и уже в это время знал, что "победа будет за верующими людьми, а не за советской школой, которая пыталась представить дело так, как будто верующих среди школьников нет".
По его словам, предписание женщине покрывать голову свойственно не только исламу: в Христианстве это тоже "часть богооткровенной традиции". "Да, сегодня ее не все соблюдают. Заставить это делать, наверное, нельзя. Но в нынешнем мире, в котором постепенный отказ от традиций не старых, а вечных постепенно приводит к тотальному стиранию границ добра и зла, стоило бы прямо и определенно напомнить: нескромно и развязно одетая женщина, так же как и полуодетый мужчина, - это не нейтральное явление с нравственной точки зрения, это одна из ступеней лестницы, ведущей вниз, к нравственному, духовному, а потом и физическому самоубийству общества", - заявил о. Всеволод.
Представитель Церкви также напомнил, что, согласно международному праву, родители вправе определять, какое мировоззрение преподается их детям в школе, вправе выбирать между государственной и негосударственной школой.
Он отметил, что на Северном Кавказе во многих местах учащиеся государственных школ и учителя носят в школьном здании платки. В еврейских школах, существующих за государственный счет, мальчики носят кипу. В православных школах, "также пользующихся, пусть недостаточной, но все-таки государственной поддержкой, девочки нередко носят платки, а мальчики - крестики".
"Но мы прекрасно знаем, что выбор между государственной и негосударственной школой есть не всегда и не у всех. Обычно он есть у богатых людей и у хорошо организованных диаспор. Поэтому надо либо признать наличие в школах людей разных мировоззрений, с разным образом жизни - светским и несветским, либо отказаться от доминирования государственных школ и передать в частные руки такую их часть, чтобы в каждом населенном пункте и в каждом районе большого города сделать выбор между школой государственной и негосударственной.
Мне бы не хотелось такого сценария, и значит, нужно, чтобы школа приспособилась к наличию разных мировоззрений". При этом отец Всеволод отметил, что "чудовищная ленинская норма об отделении школы от церкви не случайно была исключена из Конституции после окончания тоталитарного периода нашей истории".
<-назад в раздел