Непростительный грех: Почему христианину нельзя молиться вместе с неправославными
Экуменизм отвергает 10-е и 45-е Апостольские правила, направленные против молитвенного общения с еретиками. Указанные правила категорически – под страхом отлучения от Церкви – запрещают православным христианам молиться вместе с отлученными от церковного общения людьми. 10-е Апостольское правило гласит: «Если кто помолится с отлученным от церковного общения, хотя бы и в доме, да будет отлучен». То же говорит 45-е правило: «Епископ, пресвитер или диакон, помолившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им совершать что-либо как служителям Церкви, да будет низвергнут».
Эти правила могут показаться слишком строгими в нашу эпоху повсеместного отступления от веры (см.: Нынешнее гонение не явное – гонение на дух: О лукавой подмене ревностной, исповеднической веры «Православием-лайт»). Но они в своей основе имеют Богооткровенное учение Церкви: Сам Спаситель положил начало отлучению от Своей Церкви, сказав о нераскаянных грешниках: Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17), т. е. да будут отлучены от Церкви. Любимый Христов ученик святой Иоанн Богослов, называемый обычно «Апостолом любви», наставляет православных христиан: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).
На первый взгляд, эти слова как будто противоречат словам Спасителя в Нагорной проповеди: Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 47), хотя в сущности никакого противоречия нет, ибо Спаситель имеет в виду любовь христианина к личным врагам (любите врагов ваших, – там же, 44), а святой Иоанн Богослов говорит об еретиках, которые являются врагами Божиими, и потому их следует остерегаться и избегать по указанной им причине: ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Святой Апостол Павел также пишет: Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3, 6).
Из сказанного явствует, что приведенные Апостольские правила лишь повторяют и уточняют мысль Священного Писания. Запрещение общаться с еретиками направлено на то, чтобы не допускать заблуждению распространяться среди право верующих. Заблуждением же является всякое своемыслие, несогласие с Божественным откровением.
В Христовой Церкви недопустимо каждому веровать по-своему: никто не имеет права выдумывать свою собственную веру. Члены Церкви обязаны быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим. 15, 5), имея одну веру (см.: Еф. 4, 5). В противном случае ярость и гнев ожидают тех, которые упорствуют и не покоряются истине (Рим. 2, 8).
В противоположность этому Амстердамская экуменическая «Декларация религиозной свободы» (1948 г.) утверждает, что «каждый имеет право определять свою веру» и «каждое лицо имеет право общаться с другими (лицами) <...> в религиозных целях» (Цит. по: Прот. Г. Разумовский. Амстердам и Православие // ЖМП. 1949. № 5. С. 61). Налицо полное противоречие амстердамских решений слову Божию и основанным на нем Апостольским правилам, выражающим голос Вселенской Православной Церкви.
Если нам возразят, что святые Апостолы ходили к иудеям и язычникам, то мы ответим: да, они ходили – с целью научить их правой вере, а не отступать от нее, как делают некоторые «православные» экуменисты. Святой Апостол Павел, считая, что он должен всем – и эллинам, и варварам (см.: Рим. 1, 14), подчеркивает, что он сделался всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Для желающих остаться верными Православию нет иного пути, как следовать всем велениям и требованиям Православной Церкви, являющейся столпом и утверждением Истины (см.: 1 Тим. 3, 15), что отрицает большинство экуменистов.
«Еще в 1937 году, – пишет прот. Г. Разумовский, – участники экуменических конференций разошлись с православными в понятии о Церкви и не согласились признать ее необходимость как незыблемого авторитета в делах веры. „Декларация религиозной свободы" окончательно уничижает Церковь: ее авторитет не нужен, каждый верь и поступай, как хочешь. В этом факте мы видим осуществление исключительно протестантской идеологии, в которой человек философски утверждается мерой всех вещей» (Цит. по: Прот. Г. Разумовский. Указ. соч. С. 62).
Для православных христиан мерою всего остаются догматы и каноны, утвержденные на Семи Вселенских Соборах, в том числе 10-е и 45-е правила святых Апостолов. Объясняя их смысл, православный канонист епископ Смоленский Иоанн писал: «Правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, <...> так как большая разница – терпеть у себя заблудших в вере <...>, жить с ними во внешнем гражданском общении или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в Православие, но и сами в нем колеблемся» (Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Т 1. С. 131–132).
Следовательно, 10-е и 45-е Апостольские правила категорически запрещают молиться вместе с еретиками. Несмотря на это, «православные» экуменисты регулярно молятся на экуменических собраниях с разными еретиками, в результате чего возникает такое безразличие к Православию и его канонам, что молитвенное общение с инославными преподносится «православными» экуменистами как великое достижение «братской любви». Но неужели, создавая каноны, запрещающие молитвенное общение с еретиками, Святые Отцы во главе со Святыми Апостолами были чужды братской любви?! Наоборот, святитель Фотий Константинопольский прекрасно говорит: «Наилучшее общение есть общение в вере и в истинной любви» (Цит по: А.П. Лебедев. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПб., 1905. С. 47).
В последнее время на экуменических встречах мы наблюдаем следующую практику: общие молитвы постепенно переходят в т. н. экуменические «богослужения». Например, на сессии Центрального Комитета ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.) на острове Крите «члены Центрального Комитета участвовали в экуменическом „богослужении", на котором протестантские представители, принимающие интеркоммунион, причастились» (ЖМП. 1967. № 11. С. 68). (И это происходило на православной земле!)
Вот как описывается в статье «Неделя экуменических молитв в Женеве» состоявшееся там молитвенное экуменическое общение. В русском храме Рождества Пресвятой Богородицы епископом Звенигородским Владимиром в присутствии множества инославных экуменистов была совершена торжественная Литургия. Во время этой православной Литургии апостольское чтение было предоставлено старокатолику, Евангелие прочел римо-католик, а проповедь произнес д-р Виссерт Хуфт – протестант (Там же. № 10. С. 65).
В «Журнале Московской Патриархии» (1970. № 3. С. 6) читаем об экуменической молитве за христианское единство в одном из московских храмов. В молитве участвовали православные архиереи вместе с представителями армянской и римо-католической «церквей», с пасторами методистской и баптистской сект, а также с «клириками» и «мирянами» других вероисповеданий – нечто неслыханное и недопустимое святыми канонами!
На V-й Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби, в декабре 1975 года, молитвенное общение между православными и протестантами дошло до такого безобразия, что некоторые православные делегации даже открыто жаловались, ибо было отдано преимущество протестантскому «богослужению», а в отношении православной Церкви была «допущена дискриминация древней литургической практики» (Там же. 1976. № 4. С. 12). Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Пименом в своем «Послании о V-й ассамблее ВСЦ и ее результатах» обоснованно отметил, что: «На ассамблее в моменты нередких богослужений и общественных молитв обнаруживалась искусственно создаваемая атмосфера экзальтированности, которую некоторые склонны были рассматривать как действие Святого Духа. С православной точки зрения это может квалифицироваться как возвращение к нехристианскому религиозному мистицизму (т. е. к языческому бесовскому мистицизму), который не может способствовать созданию подлинной молитвенной настроенности» (Там же).
Происшедшее на VI-й ассамблее ВСЦ в Ванкувере в июле-августе 1983 года перешло все допустимые границы, нарушив экуменический принцип постепенности. 31-го июля была отслужена экуменическая «литургия», составленная французским реформистом Максом Турианом и принятая комиссией «Веры и устройства» в Лиме (Перу), в январе 1982 года. Главным совершителем этой «литургии» был Кентерберийский «архиепископ» Рэнси в сослужении с шестью протестантами, в числе коих две были женщинами-«священницами»: Каролина Патиазина-Торч (реформистка из Индонезии) и Элизабет Лидел (лютеранка из Дании). Кроме них в чтении Священного Писания и произнесении ектений принимали участие православные, дохалкидонцы и римо-католики. Немецкий католический «епископ» Пауль Вернер прочитал Евангелие, а русский православный епископ Кирилл (бывший ректор Ленинградской Духовной академии, ныне митрополит Смоленский и Калининградский (теперь уже Патриарх Кирилл – примеч. ред.)) произнес следующие слова прошения: «Помолимся, чтобы мы могли вскоре достигнуть видимого общения в Теле Христовом путем преломления хлеба и благословения чаши вокруг одного стола» (Canvas. 1.8.1983. P. 1, 8. Ср.: ЖМП. 1983. № 9. С. 54) Кощунственность этих слов православного архиерея не требует комментариев!
Своим сослужением в этой «литургии» все православные участники грубо попрали не только 10-е и 45-е Апостольские правила, но и все Православное Предание и, особенно, богодуховенное запрещение святого апостола Павла – женщинам не учительствовать в Церкви (см.: 1 Тим. 2, 12; 1 Кор. 14, 34), а тем более не служить Литургию. Для VI ассамблеи было характерно подчеркнутое возвеличивание женщин в духе модной секулярной эмансипации, которая в последнее время привела в англиканстве к провозглашению женщин «священницами» и даже «епископшами» (см.: На пути к женскому «священству» и содомским «бракам»: В РПЦ поддерживают идею «возрождения института диаконисс»).
Поднимая чересчур высоко авторитет женщин, протестанты забывают о Самой великой и святой из женщин всех веков – о Пречистой Деве Марии, Богоизбранной Матери Господа нашего Иисуса Христа. И это несмотря на то, что Дух Святый пророчествовал через Ее уста, что Она будет ублажаемая всеми родами (см.: Лк. 1, 48) Ублажение Божией Матери, которое равночестно Ее прославлению, началось еще с Благовещения, когда святой Архангел Гавриил приветствовал Ее словами: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами! (Там же, 28) То же произошло при встрече Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой, которая, исполнившись Духом Святым, повторила слова Архангела: Благословенна Ты между женами и прибавила: И благословен Плод Чрева Твоего (Там же, 41–42).
Прославление Божией Матери продолжалось и позднее, когда Господь Иисус Христос вышел на общественную проповедь и изумлял народ Своими благодатными словами (см.: Там же. 4, 22); тогда одна женщина из народа в восхищении воззвала к Нему: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Там же. 11, 27). На это ублажение Своей Пречистой Матери Господь ответил утвердительно: Да (таков грамматический смысл употребленного греческого слова «μενουν», имеющего смысл утвердительного ответа. См.: A. Bailly. Dictionnaire grec-fracais. Paris, 1910. P. 1251), блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). В противоположность этим Господним словам новый английский перевод Библии (см.: The New English Bible. Oxford, 1962. P. 148) утвердительное «да!» Господа, подтверждающего заслуженное прославление Своей Преблагословенной Матери, заменил кощунственным «нет!», как будто Божия Матерь стоит ниже всякой грешницы! (См.: Распространение Св. Писания как оружие против Церкви: О промасонской экуменической деятельности Библейских обществ (НАДО ЗНАТЬ))
Итак, протестанты, отвергающие Священное Предание и похваляющиеся, будто твердо держатся его, на самом деле грубо погрешают против истины. По обсуждаемому ими вопросу о рукоположении женщин во «священницы» они произносят дерзкое «да!», тогда как Священное Писание говорит категорическое «нет!» (см.: 1 Кор. 14, 34). По вопросу же о прославлении Самой святой и благословенной Женщины – Пресвятой Богородицы – они дерзают сказать «нет!», хотя Сам Господь Иисус Христос говорит «да!» (см.: Лк. 11, 28).
Где же хваленая верность протестантов Священному Писанию?
Поскольку:
1) 10-е Апостольское правило запрещает входить в молитвенное общение с отлученными от церковного общения;
2) 45-е Апостольское правило низвергает всякого клирика, допустившего еретикам совершать во храме что бы то ни было как служителям Церкви;
3) протестанты допускают кощунственные вольности в молитвах и на VI-й ассамблее ВСЦ в экуменической «литургии» участвовали «священницы», – считаем непростительным грехом православному христианину быть экуменистом!
Эти правила могут показаться слишком строгими в нашу эпоху повсеместного отступления от веры (см.: Нынешнее гонение не явное – гонение на дух: О лукавой подмене ревностной, исповеднической веры «Православием-лайт»). Но они в своей основе имеют Богооткровенное учение Церкви: Сам Спаситель положил начало отлучению от Своей Церкви, сказав о нераскаянных грешниках: Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17), т. е. да будут отлучены от Церкви. Любимый Христов ученик святой Иоанн Богослов, называемый обычно «Апостолом любви», наставляет православных христиан: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10–11).
На первый взгляд, эти слова как будто противоречат словам Спасителя в Нагорной проповеди: Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? (Мф. 5, 47), хотя в сущности никакого противоречия нет, ибо Спаситель имеет в виду любовь христианина к личным врагам (любите врагов ваших, – там же, 44), а святой Иоанн Богослов говорит об еретиках, которые являются врагами Божиими, и потому их следует остерегаться и избегать по указанной им причине: ибо приветствующий его участвует в злых делах его. Святой Апостол Павел также пишет: Завещаем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3, 6).
Из сказанного явствует, что приведенные Апостольские правила лишь повторяют и уточняют мысль Священного Писания. Запрещение общаться с еретиками направлено на то, чтобы не допускать заблуждению распространяться среди право верующих. Заблуждением же является всякое своемыслие, несогласие с Божественным откровением.
В Христовой Церкви недопустимо каждому веровать по-своему: никто не имеет права выдумывать свою собственную веру. Члены Церкви обязаны быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса (Рим. 15, 5), имея одну веру (см.: Еф. 4, 5). В противном случае ярость и гнев ожидают тех, которые упорствуют и не покоряются истине (Рим. 2, 8).
В противоположность этому Амстердамская экуменическая «Декларация религиозной свободы» (1948 г.) утверждает, что «каждый имеет право определять свою веру» и «каждое лицо имеет право общаться с другими (лицами) <...> в религиозных целях» (Цит. по: Прот. Г. Разумовский. Амстердам и Православие // ЖМП. 1949. № 5. С. 61). Налицо полное противоречие амстердамских решений слову Божию и основанным на нем Апостольским правилам, выражающим голос Вселенской Православной Церкви.
Если нам возразят, что святые Апостолы ходили к иудеям и язычникам, то мы ответим: да, они ходили – с целью научить их правой вере, а не отступать от нее, как делают некоторые «православные» экуменисты. Святой Апостол Павел, считая, что он должен всем – и эллинам, и варварам (см.: Рим. 1, 14), подчеркивает, что он сделался всем для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22). Для желающих остаться верными Православию нет иного пути, как следовать всем велениям и требованиям Православной Церкви, являющейся столпом и утверждением Истины (см.: 1 Тим. 3, 15), что отрицает большинство экуменистов.
«Еще в 1937 году, – пишет прот. Г. Разумовский, – участники экуменических конференций разошлись с православными в понятии о Церкви и не согласились признать ее необходимость как незыблемого авторитета в делах веры. „Декларация религиозной свободы" окончательно уничижает Церковь: ее авторитет не нужен, каждый верь и поступай, как хочешь. В этом факте мы видим осуществление исключительно протестантской идеологии, в которой человек философски утверждается мерой всех вещей» (Цит. по: Прот. Г. Разумовский. Указ. соч. С. 62).
Для православных христиан мерою всего остаются догматы и каноны, утвержденные на Семи Вселенских Соборах, в том числе 10-е и 45-е правила святых Апостолов. Объясняя их смысл, православный канонист епископ Смоленский Иоанн писал: «Правила стремятся не только к охранению православных от заразы еретического духа, но и к охранению их от индифферентизма к вере и к Православной Церкви, <...> так как большая разница – терпеть у себя заблудших в вере <...>, жить с ними во внешнем гражданском общении или вступать с ними без разбора в религиозное соприкосновение, так как последнее означает, что мы не только не стараемся об их обращении в Православие, но и сами в нем колеблемся» (Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Т 1. С. 131–132).
Следовательно, 10-е и 45-е Апостольские правила категорически запрещают молиться вместе с еретиками. Несмотря на это, «православные» экуменисты регулярно молятся на экуменических собраниях с разными еретиками, в результате чего возникает такое безразличие к Православию и его канонам, что молитвенное общение с инославными преподносится «православными» экуменистами как великое достижение «братской любви». Но неужели, создавая каноны, запрещающие молитвенное общение с еретиками, Святые Отцы во главе со Святыми Апостолами были чужды братской любви?! Наоборот, святитель Фотий Константинопольский прекрасно говорит: «Наилучшее общение есть общение в вере и в истинной любви» (Цит по: А.П. Лебедев. История разделения церквей в IX, X и XI веках. СПб., 1905. С. 47).
В последнее время на экуменических встречах мы наблюдаем следующую практику: общие молитвы постепенно переходят в т. н. экуменические «богослужения». Например, на сессии Центрального Комитета ВСЦ (экуменическая организация «Всемирный совет церквей». – Примеч. ред.) на острове Крите «члены Центрального Комитета участвовали в экуменическом „богослужении", на котором протестантские представители, принимающие интеркоммунион, причастились» (ЖМП. 1967. № 11. С. 68). (И это происходило на православной земле!)
Вот как описывается в статье «Неделя экуменических молитв в Женеве» состоявшееся там молитвенное экуменическое общение. В русском храме Рождества Пресвятой Богородицы епископом Звенигородским Владимиром в присутствии множества инославных экуменистов была совершена торжественная Литургия. Во время этой православной Литургии апостольское чтение было предоставлено старокатолику, Евангелие прочел римо-католик, а проповедь произнес д-р Виссерт Хуфт – протестант (Там же. № 10. С. 65).
В «Журнале Московской Патриархии» (1970. № 3. С. 6) читаем об экуменической молитве за христианское единство в одном из московских храмов. В молитве участвовали православные архиереи вместе с представителями армянской и римо-католической «церквей», с пасторами методистской и баптистской сект, а также с «клириками» и «мирянами» других вероисповеданий – нечто неслыханное и недопустимое святыми канонами!
На V-й Генеральной ассамблее ВСЦ в Найроби, в декабре 1975 года, молитвенное общение между православными и протестантами дошло до такого безобразия, что некоторые православные делегации даже открыто жаловались, ибо было отдано преимущество протестантскому «богослужению», а в отношении православной Церкви была «допущена дискриминация древней литургической практики» (Там же. 1976. № 4. С. 12). Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви во главе со Святейшим Патриархом Пименом в своем «Послании о V-й ассамблее ВСЦ и ее результатах» обоснованно отметил, что: «На ассамблее в моменты нередких богослужений и общественных молитв обнаруживалась искусственно создаваемая атмосфера экзальтированности, которую некоторые склонны были рассматривать как действие Святого Духа. С православной точки зрения это может квалифицироваться как возвращение к нехристианскому религиозному мистицизму (т. е. к языческому бесовскому мистицизму), который не может способствовать созданию подлинной молитвенной настроенности» (Там же).
Происшедшее на VI-й ассамблее ВСЦ в Ванкувере в июле-августе 1983 года перешло все допустимые границы, нарушив экуменический принцип постепенности. 31-го июля была отслужена экуменическая «литургия», составленная французским реформистом Максом Турианом и принятая комиссией «Веры и устройства» в Лиме (Перу), в январе 1982 года. Главным совершителем этой «литургии» был Кентерберийский «архиепископ» Рэнси в сослужении с шестью протестантами, в числе коих две были женщинами-«священницами»: Каролина Патиазина-Торч (реформистка из Индонезии) и Элизабет Лидел (лютеранка из Дании). Кроме них в чтении Священного Писания и произнесении ектений принимали участие православные, дохалкидонцы и римо-католики. Немецкий католический «епископ» Пауль Вернер прочитал Евангелие, а русский православный епископ Кирилл (бывший ректор Ленинградской Духовной академии, ныне митрополит Смоленский и Калининградский (теперь уже Патриарх Кирилл – примеч. ред.)) произнес следующие слова прошения: «Помолимся, чтобы мы могли вскоре достигнуть видимого общения в Теле Христовом путем преломления хлеба и благословения чаши вокруг одного стола» (Canvas. 1.8.1983. P. 1, 8. Ср.: ЖМП. 1983. № 9. С. 54) Кощунственность этих слов православного архиерея не требует комментариев!
Своим сослужением в этой «литургии» все православные участники грубо попрали не только 10-е и 45-е Апостольские правила, но и все Православное Предание и, особенно, богодуховенное запрещение святого апостола Павла – женщинам не учительствовать в Церкви (см.: 1 Тим. 2, 12; 1 Кор. 14, 34), а тем более не служить Литургию. Для VI ассамблеи было характерно подчеркнутое возвеличивание женщин в духе модной секулярной эмансипации, которая в последнее время привела в англиканстве к провозглашению женщин «священницами» и даже «епископшами» (см.: На пути к женскому «священству» и содомским «бракам»: В РПЦ поддерживают идею «возрождения института диаконисс»).
Поднимая чересчур высоко авторитет женщин, протестанты забывают о Самой великой и святой из женщин всех веков – о Пречистой Деве Марии, Богоизбранной Матери Господа нашего Иисуса Христа. И это несмотря на то, что Дух Святый пророчествовал через Ее уста, что Она будет ублажаемая всеми родами (см.: Лк. 1, 48) Ублажение Божией Матери, которое равночестно Ее прославлению, началось еще с Благовещения, когда святой Архангел Гавриил приветствовал Ее словами: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами! (Там же, 28) То же произошло при встрече Пресвятой Девы Марии с праведной Елисаветой, которая, исполнившись Духом Святым, повторила слова Архангела: Благословенна Ты между женами и прибавила: И благословен Плод Чрева Твоего (Там же, 41–42).
Прославление Божией Матери продолжалось и позднее, когда Господь Иисус Христос вышел на общественную проповедь и изумлял народ Своими благодатными словами (см.: Там же. 4, 22); тогда одна женщина из народа в восхищении воззвала к Нему: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие (Там же. 11, 27). На это ублажение Своей Пречистой Матери Господь ответил утвердительно: Да (таков грамматический смысл употребленного греческого слова «μενουν», имеющего смысл утвердительного ответа. См.: A. Bailly. Dictionnaire grec-fracais. Paris, 1910. P. 1251), блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 28). В противоположность этим Господним словам новый английский перевод Библии (см.: The New English Bible. Oxford, 1962. P. 148) утвердительное «да!» Господа, подтверждающего заслуженное прославление Своей Преблагословенной Матери, заменил кощунственным «нет!», как будто Божия Матерь стоит ниже всякой грешницы! (См.: Распространение Св. Писания как оружие против Церкви: О промасонской экуменической деятельности Библейских обществ (НАДО ЗНАТЬ))
Итак, протестанты, отвергающие Священное Предание и похваляющиеся, будто твердо держатся его, на самом деле грубо погрешают против истины. По обсуждаемому ими вопросу о рукоположении женщин во «священницы» они произносят дерзкое «да!», тогда как Священное Писание говорит категорическое «нет!» (см.: 1 Кор. 14, 34). По вопросу же о прославлении Самой святой и благословенной Женщины – Пресвятой Богородицы – они дерзают сказать «нет!», хотя Сам Господь Иисус Христос говорит «да!» (см.: Лк. 11, 28).
Где же хваленая верность протестантов Священному Писанию?
Поскольку:
1) 10-е Апостольское правило запрещает входить в молитвенное общение с отлученными от церковного общения;
2) 45-е Апостольское правило низвергает всякого клирика, допустившего еретикам совершать во храме что бы то ни было как служителям Церкви;
3) протестанты допускают кощунственные вольности в молитвах и на VI-й ассамблее ВСЦ в экуменической «литургии» участвовали «священницы», – считаем непростительным грехом православному христианину быть экуменистом!
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб, 1992.
Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб, 1992.
Источник: Газета «Православный Крест»
<-назад в раздел