09.01.2020
Петарда (фр. pétard – «шум, скандал», «тревога»), сигнальный подрывной заряд для остановки поезда; взрывное пиротехническое изделие небольшой мощности.
История возникновения светошумовых устройств, к коим относятся петарды и различные салюты от маленьких до больших, применяемых в развлекательных целях, имеет не одну сотню лет.
В Древнем Китае и на Дальнем Востоке вообще, петарды возникли в глубочайшей древности. Поскольку те народы, которые населяют Китай, Японию, Корею, являются язычниками в большей мере, то и верования их связаны с культом языческих божеств, например, с богиней, именуемой Зеленой Тарой, являющейся покровительницей мудрости и милосердия. Верования сих народов, основанные на поклонениях духам леса, воды, огня, воздуха, как и древнего человека вообще, до прихода буддизма, как в Китае, или возникновения даосизма, придуманного императором Хуан Ши и систематизированного философом Лао Цзы, или конфуцианство, имеют в основе своей шаманизм и анимистические обряды. Даже буддизм был подвергнут влиянию этих учений.
Поскольку в данных культах существует поклонение духам, именуемые у нас бесами, существовали и существуют обряды привлечения «добрых» духов и отпугивания злых.
Первыми «петардами» были бамбуковые стебли, которые бросали в огонь, а те в свою очередь издавали сильный треск, похожий на выстрел и выбрасывали искры. Тем самым, считалось, что таким способом будут изгнаны духи злые, насылающие болезни и всякие беды. С изобретением пороха петарды стали приобретать вид, знакомый нам.
В Европе такая забава появилась, очевидно, с завоеванием и колонизацией стран Индокитая. Россия не стала исключением, особенно с нововведениями Петра Первого.
А теперь о нововведениях современных.
Можно ли встречать Рождество Христово петардами и салютами? Если эти огне-светошумовые штучки возникли как часть языческого культа? Допустим, что петарды – средство сигнализации и оповещения, например, во время военных учений или войн. Уместно ли такое новшество после ночной Рождественской Литургии?
Ведь мы, верующие православные христиане, должные уподоблять себя тем волхвам и пастухам, которые принесли в полнейшей вселенской Тишине Дары Господу Иисусу Христу, а свое сердце, сознание уподобить ладану, золоту и смирне!
Разве ученые мужи, которые узрели Вифлеемскую Звезду, указующую место рождения Царя – Гаспар, Мельхиор и Бальтазар – несли с собой бамбуковые стебли, чтобы разжечь костер в пещере с Богомладенцем, устроив пальбу, таким образом Его прославив?
Наверное, некоторые наши приходы решили таким шумным образом привлечь внимание широких масс к празднику и стать ближе к народу. Дескать, ничто мирское и светское нам не чуждо.
Только ведь проповедь Веры Христовой происходит в молитвенной тишине. Не в громких плясках с гимнастическими ленточками в монастырях, не в светских концертах с микрофонами в церквах, а в той тишине, которая бывает во время Богослужений.
В тишине сердца и призывания Благодати Божией во время пения Символа Веры, во время Пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Даже та Тишина, которая происходит во время Воскресения Христова, несмотря на ликование народа в Иерусалиме, является Благодатным временем, а не карнавальной ночью.
Тишина не подвластна нашему пониманию, когда обмирщение, даже под благовидным предлогом, может нарушить всю гармонию мироустройства.
Интересно, а какова была реакция Ангелов Божиих, когда они увидели несущиеся мимо них огненные шары?!
Михаил Юрьевич Красильников,
православный журналист, Приморский край
Источник: http://ruskline.ru/
___________________
См. также:
Истинный праздник для истинно верующих: Католики против Рождества. А мы?
Тревожный признак обмирщения православного сознания: О торговле «снедями» в храмах и возле них
Сувенирность «Православия-лайт»: Обмирщение отношения к святыням – тенденция последнего времени
Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв: Святые отцы о внешнем благочестии без внутреннего духа
<-назад в раздел