Символично то, что обвинение выдвинуто по «заочному» протоколу участкового инспектора милиции. Участковый инспектор не смог лично встретиться с отцом Николаем и составить протокол в присутствии свидетелей, а потому пошел на подлог – составил протокол без присутствия фигуранта дела, а свидетелем указал себя и еще одного сотрудника милиции. Также участковый инспектор пометил в протоколе, что отец Николай отказался от подписи протокола, тем самым желая скрыть факт того, что протокол составлен с нарушениями действующего законодательства.
Следует отметить, что это уже далеко не первый случай, когда священнослужители и верующие принуждаются к прохождению ОДР. При этом, как отмечает правозащитный центр «Весна», в разных областях милиция при принуждении к дактилоскопии апеллирует к различным нормативным актам http://spring96.org/ru/news/51833. (См. также «Дактилоскопия закончилась избиениями и тюрьмой» http://spring96.org/ru/news/47372). В Гродненской епархии это уже третий священнослужитель в отношении, которого возбужден административный процесс за отказ от ОДР.
Епархиальный совет Гродненской епархии еще в сентябре 2011 года отметил следующее: «Что касается дактилоскопии то, во-первых, здесь присутствует чисто вероучительный аспект. Церковь помнит пророческие предостережения о последних временах и судьбах мира, когда одним из знамений пришествия Антихриста станет нанесение печатей на лоб и на руку: «И он (зверь) сделает то, что всем – малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам – положено будет начертание на правую руку их и на чело их» (Откр. 13,16). Конечно, никто намеренно не будет проводить здесь параллели и делать радикальные выводы. Но внешнее сходство действий по снятию отпечатков пальцев рук с означенной цитатой из Священного Писания позволяет клирикам и мирянам оставлять за собой право посмотреть на процедуру дактилоскопии с точки зрения чисто религиозной и эсхатологической. Соответственно, они вполне обосновано могут оценивать приглашение пройти дактилоскопическую регистрацию с позиций христианской совести и принимать решение, которое не наносило бы вреда их религиозным убеждениям.
Так или иначе, но некоторое напряжение в церковных кругах проблема исполнения предписаний по данному делу уже вызывает. Поэтому не хотелось бы, чтобы повторилась ситуация начала 2000 – х годов, когда были жаркие дискуссии по поводу штрих-кодов и новых паспортов. Тогда государство увидело, насколько щепетильными бывают вопросы, касающиеся свободы совести, и сколько нестабильности в жизнь общества может внести их неграмотное решение. Стоит ли снова обострять отношение в этой сфере?»
Представители Православной Церкви неоднократно обращались к правительству с просьбой разработать альтернативную систему идентификации граждан. Однако На данный момент органы исполнительной и законодательной власти игнорируют обращения представителей Церкви и продолжают принуждать граждан к прохождению ОДР.
Священник не согласен с трактовкой происшедшего в милицейском протоколе. Он заявляет, что никакого противодействия работникам милиции не оказывал и намерен доказать это в суде.
<-назад в раздел