Русь любила Бога и Творца от своего Крещения в Днепровской купели. И почти тысячу лет она была послушна Богу, любила Троицу Святую, Восставшего от гроба Христа, Божию Матерь и всех святых. Она любила духоносные Божии службы, украсила лицо своей земли тысячами храмов и монастырей с золотыми куполами-луковками. Из своих детей она дала небу сонмы угодников Божиих и святых...
В сложные годы гонений и оскудения веры среди русских Благодать Божия посетила многие дома верующих через обновление икон, благословив людей Нового Израиля, наследников Святой Руси. Обновление икон, храмов, камней в их кладке, церковной утвари было безсловесной, но громогласной проповедью Православия. Это было свидетельство о Всемогуществе Божием, об истине пришествия Бога в мир через Деву, о Его искупительной жертве на Кресте и славном тридневном Воскресении, о примирении человека с Богом во Христе.
Обновление икон – духовная Пасха христиан.
У прекрасного русского писателя Владимира Солоухина есть рассказ «Черные доски». Этот рассказ посвящен старинным иконам. В этих иконах писатель советских времен, когда были закрыты храмы, чувствует и видит душу народа. В мастерской друзей-реставраторов он узнает, из-за чего иконописные образы со временем становятся темными. Из-за покрытия их олифой, которая чернеет по прошествии десятилетий. Так старинные иконы становятся от времени темными. Владимир Солоухин пишет, как стал свидетелем рукотворного чуда – реставраторы с помощью специального раствора бережно и аккуратно сняли со старинной иконы слой олифы, и под ним, к восторгу писателя, открылись яркие свежие краски, нанесенные мастером сто, а то и двести лет назад...
Благодаря работе реставраторов, сегодня мы можем познакомиться со многими иконописными шедеврами. Но в истории Святой Руси в ХХ веке было явлено удивительное чудо Самим Господом – в 1920-х годах происходило массовое обновление икон, потемневших еще много веков назад – в домах русских людей и в православных храмах.
Для того, чтобы понять, как происходило чудесное обновление икон, приведем описание лишь одного из подобных многочисленных событий. Одной из обновившихся икон стала главная святыня Китайской духовной миссии – Пекинская икона святителя Николая Чудотворца, принесенная пленными русскими казаками из крепости Албазин в китайскую столицу еще в 1685 году.
Архиепископ Пекинский Симон (Виноградов) свидетельствовал:
«Прежде икона была совершенно темная, так что на ней трудно было разобрать изображение Святителя. При попытках снять с иконы фотографию выходили только венчик (металлический), навешанные крестики и общие очертания лика и облачения... В Николин день 5-6 декабря минувшего года (1923 – авт.), когда икона по обычаю была вынута из киота и стояла среди церкви, никто не замечал в ней каких-либо перемен. А в следующие две недели совершенно неуловимо для наблюдения произошла в иконе перемена: помимо общего проявления очертаний и теней обнаружились такие подробности, каких нет в копии. Особенно поразительно обновление омофора. На груди цвет омофора изменился из темного в светлый и обнаружились на нем красные кресты с таким же узором кругом <...> Заметно прояснились малые изображения Спасителя и Божией Матери по бокам, особенно Божией Матери. Фон иконы, особенно около головы и плеч, заметно просветлел. Самые венчики и оклад иконы блестят как бы почищенные.
Уповаем, что обновление иконы Св. Николая – этой нашей древней святыни – есть знамение нам во благо. Это событие – наше домашнее торжество. Оно много говорит сердцу верующих, составляющих здесь ничтожное меньшинство не только в отношении ко всему населению языческой страны, но быть может и к общей массе наших соотечественников и инославных христиан. 23 января 1924 г.».
Владыка Симон констатирует оскудение веры среди русских. Но так было не всегда. Русь веками хранила Святое Православие истинно и непорочно. За такую любовь Русь стала избранницей Божией. На Русь за много лет до падения Константинополя чудесным образом переместились византийские святыни, среди которых знаменитый чудотворный образ Пресвятой Богородицы Тихвинской, написанный апостолом Лукой и таинственно явленный на Руси в 1383 году.
В 1920-х, 1940-х годах русские люди стали свидетелями великого проявления силы Божией и благоволения к немногочисленным наследникам Святой Руси, которая спешно упрятывалась и укрывалась красными знаменами безбожия и неверия, духовно ослабевала и теряла веру.
Чтобы не иссякла вера совсем, Господь послал Свои благодатные знамения. В эти сложные годы, главным образом по границам Руси, волнами прошло обновление икон.
На глазах у тысяч людей неведомою силою происходило чудо. Как будто какая благодатная река омыла Русскую землю – здесь и там в определенной хронологической последовательности в домах простых людей, благочестивых верующих и даже неверующих сами собой обновились иконы.
Обновились моментально с сопровождением вспышек света, или постепенно, в течение нескольких дней. Простые дешевые бумажные иконки или напечатанные на жести, старинные родовые образа, потемневшие от времени, где-то закапанные воском, где-то поврежденные. Пребывающие в простой и бедной обстановке. Все они обновлялись вместе с киотами, вместе с дешевой фольгой, служащей безхитростным украшением, обновлялись вместе со старыми акафистными книжечками, лежащими рядом. Святые изображения светлели, краски становились яркими, трещинки в красках затягивались, надрезы на бумажных иконах срастались, оставляя лишь небольшие рубчики в память о чуде.
Из всех случаев обновления икон не известно ни одного произошедшего в домах богатых или знатных людей. Иконы обновлялись только в простых бедных жилищах, где теплилась вера.
Обновлялись и целые храмы, как это было в Киеве со Скорбященской церковью – со всеми куполами, крестами, настенными изображениями, хоругвями, иконами, плащаничками... От обновленных икон нередко происходили исцеления. Свидетелями таких чудес были сотни тысяч людей, которым теперь запрещали верить в Бога. И не только православные. Такие обновления происходили порой и в домах большевиков и неверующих людей, где хранились иконы как память о родителях. А в Киеве об обновлении куполов и крестов сообщали иудеи, собравшиеся на площади посмотреть чудо. Тем самым Господь свидетельствовал и иноверным о Себе.
Такое проявление Силы Божией длилось несколько лет – одновременно оно началось на Юге России – в Киеве, Ростове-на-Дону и в Приморской и Харбинской епархиях – в 1923-1925 годах.
Об обновлении икон на Дальнем Востоке в 1925 году в Харбине вышла книга архиепископа Харбинского Мефодия (Герасимова) «О знамении обновления святых икон».
В Приморье обновление началось с пограничного поселка Гродеково весной 1923 года, затронуло Владивосток, окрестные села, затем началось в Харбине, на КВЖД, в Пекине. Обновлялись домовые иконы, купола, кресты храмов, ворота и надвратные иконы в Амурской области, Благовещенске и селах. На Дальнем Востоке обновилось больше всего икон – около 300. Вероятно, из-за особого почитания чаще всего обновлялись образы Божией Матери, святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Обновления святынь шли в 1920-х годах в Петроградской и Псковской епархиях, там обновилось около 150 икон. После победы в Великой Отечественной войне в 1945-1950-х годах началось массовое обновление икон в некоторых областях Белоруссии и на Кубани.
Современные исследователи видят в этих процессах знамение Божие. Господь укреплял своих людей в условиях окончания Гражданской войны и победы безбожной власти. Многие села Западной Белоруссии после Великой Отечественной войны впервые столкнулись с вызовом коллективизации, от вступления в колхозы глубоко верующие люди старались уклоняться. Как раз в этот период на Кубани и в Западной Белоруссии тоже началось обновление святых икон.
Часто обновлялись иконы у тех владельцев, которые перед этим ходили посмотреть на обновившиеся образы в других домах, и когда в их душах просыпались благоговейные чувства. Для большей части свидетелей такие чудеса обернулись укреплением и углублением их веры. Они духовно встретились с Господом, укрепились в исповедническом пути перед лицом гонителей Христа и всех грядущих невзгод – об этом уже в современности свидетельствовали очевидцы обновления икон на Кубани.
Господь обновил очень многие родовые иконы, которые бережно хранились в семьях как родительское благословение. Составитель книги об обновлении икон на Дальнем Востоке архиепископ Харбинский Мефодий, считает, что среди всех обновившихся икон родовых и родительских было большинство. Чудо как будто зримо проявило молитвы целых поколений перед святыми образами.
Архиепископ Мефодий пишет:
«Какая молитва может быть сильнее, искреннее, пламеннее, как молитва родительская? Эта искренняя, исходящая из глубины самой души, эта огненная молитва как бы проникла самое вещество иконы и проявила свою силу через десятки лет, иногда столетия, благодатным обновлением их...».
Господь и этим дал нам урок. Владыка Мефодий в своей книжке об обновлении икон, по слову Библии, призывает родителей благословлять, а не проклинать детей, а детей – ценить родительской благословение.
Это событие напоминает прохождение ангелом Господним в ветхие израильские времена по земле Египетской. Когда в ночь первой ветхозаветной Пасхи, ночь избавления и выхода из плена, Господом был поражен каждый первенец в земле Египетской – от человека до скота – а евреи были спасены, помазав косяки дверей своих жилищ жертвенной кровью пасхального агнца.
В 1920-е годы Святая Русь распиналась. Тогда, по слову архиепископа Харбинского, «рука безбожной власти сняла все драгоценные украшения со святых икон, изъяла все священные ценности из храмов, взяла все, что с молитвой было принесено в течение веков верующим народом в дар Богу. Но, утешая страждущие души верных рабов своих, взамен тленных ценностей милосердый Господь украсил святые иконы и храмы нетленною духовною красотою».
Тогда обезумевшие люди, подобно окружавшим Господа на Кресте, хулили Его. «...человек восстал на Самого Всевышнего и ... отверзе уста своя в хуление к Богу». Обновив иконы, Господь зримо явил Свою силу – Он мог испепелить всех безбожников и хулителей, как когда-то мог в одно мгновение уничтожить синедрион, Понтия Пилата и всех пригвождавших Его к Кресту. Но Господь уважает нашу свободную волю и наш свободный выбор в сторону зла или добра, спасения или вечной погибели...
И, как пишут свидетели чуда обновления икон: «среди смрадной мглы неверия и безбожия блеснул яркий луч благодати Божией в дивных знамениях обновления святых икон». За Крестом следует только Воскресение! Вечная победа Жизни над смертью. Христос Воскресе!
Владислава Николаевна Романова,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
Источник: Русь державная
http://rusderjavnaya.ru/news/rus_paskhalnaja_u_bosfora_vostochnogo/2019-05-07-3549
___________________
См. также:
Анафема безбожникам: О тяжелейшей ситуации в России и Церкви в начале 1918 года
<-назад в раздел