Пятница, 28 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Митр. Иоанн о теории ветвей
Никакого разделения церквей никогда не происходило. История Христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует о том, что в действительности имело место постепенное отпадение, не разделение, а именно отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Митр. Иоанн (Снычев) об экуменической «теории ветвей»

сщмч. Андроник Пермский о национальной политике
В Русской Земле под единым Русским народом и около его одного живут все прочие народы, всяк в свою меру пользуясь общим и своим благом… Пусть у нас, как встарь, будет сильный Русский народ, дающий жить всем иным народам, составляющим нераздельное целое с ним.
Сщмч. Андроник (Никольский) о национальной политике

свт. Григорий Богослов о худом мире
Не всяким миром надобно дорожить. Ибо есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие. Но должно любить (только) добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда же идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требование времени и властителей (дерзну сказать, не только мирских, но и духовных) и вообще на все, нежели приобщаться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем веры и истины!
Святитель Григорий Богослов

свт. Игнатий об обольщении миром
Признаком кончины мира и близости второго пришествия Господня будет необыкновенное вещественное развитие: люди забудут Бога,.. и, в обольщении своем, как бы вечные на земле, все внимание устремят на землю, на доставление себе на ней возвышенного и неизменного состояния... Разврат в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Архиеп.Феофан о демократии
Современные демократии всех стран, являющиеся по своему существу несомненным и самым ярким выражением религии обожествления самого человека, будут в конце концов объединены под властью антихриста.
Архиеп. Феофан Полтавский

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
«Только вера дает силу жить»: День памяти черносотенца-мученика А. С. Вязигина
28.10.2019

2019-10-28.jpg

Андрей Сергеевич Вязигин родился 15 октября 1867 года в дворянской семье в родовом имении на хуторе Федоровка (Волчанского уезда Харьковской губернии), расположенном у самой границы Харьковского уезда. Огромную роль в воспитании, выработке его мировоззрения и интереса к истории сыграла бабушка – М. А. Худашова, «умная старуха, крепкая в своих нравственных устоях. Она сумела внушить своему внуку с раннего детства твердые религиозные убеждения и непоколебимое чувство долга». С детства полюбив деревню, А. С. Вязигин впоследствии «всегда близко принимал к сердцу нужды и запросы крестьянской и мелкопоместной Руси».

Обучаясь в 3-й Харьковской гимназии, Андрей Сергеевич обнаружил недюжинные способности к истории, нашел поддержку в лице преподавателя протоиерея Тимофея Павлова и инспектора гимназии М. В. Алексеева, который называл гимназиста Вязигина «выдающимся учеником».

В 1886 году А. С. Вязигин поступил на историко-филологический факультет Харьковского университета, где также проявил незаурядные способности, вызывавшие у учителей восторг. Выдержав в 1891 году государственный экзамен с дипломом первой степени, он был оставлен стипендиатом для приготовления к профессорскому званию по кафедре всеобщей истории. В эти годы напряженнейшего труда из-под его пера выходит  целый ряд научных работ.

В 1894 году Вязигин выдерживает установленные экзамены на степень магистра всеобщей истории и получает звание приват-доцента по кафедре всемирной истории, где читает лекции по истории средних веков. Отличаясь широким историческим кругозором, «удивительно тонким критическим чутьем», свободно владея художественным словом, А. С. Вязигин пользовался «исключительным успехом у своих слушателей как лектор». В 1898 году он блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Очерки из истории папства в XI веке», которая, как и прежние труды, заслужила высокие оценки научной общественности.

По переписи 1897 года Харьков по количеству народонаселения занимал восьмое место в Российской Империи (около 174 тыс. чел.). Учебные заведения, особенно университет, играли в его жизни важную роль. В 1899–1901 годы активизируются антиправительственные студенческие выступления. К этому времени в Харькове социал-демократами был уже создан комитет (1898 г.). В городе действовало ядро боевой организации эсеров. Городскую Думу возглавлял либерал.

Эти и другие факторы привели к тому, что наиболее выдающаяся Русская часть харьковской профессуры принимает решение активно включиться в общественную деятельность. В 1902 году они направили заявление в Совет первой в России общественной православно-монархической организации «Русское Собрание» с просьбой открыть харьковский отдел (ХОРС).

23 февраля 1903 года Совет «Русского Собрания» в Петербурге получил разрешение учредить в Харькове первый отдел, который должен был действовать на основании Устава «Русского Собрания» и «Особого к нему Добавления». Этот почин привел к тому, что вскоре отделы РС возникли практически во всех крупных центрах России.

22 марта 1903 года учредители выбрали из своей среды для управления делами отдела Совет из шести профессоров; председателем стал Вязигин.

С 1902 года Андрей Сергеевич начал издавать журнал «Мирный труд», ставший со временем лучшим провинциальным «толстым» журналом правого толка. Первый номер открывался программной вступительной статьей редактора-издателя. В полном соответствии с учением классиков славянофильства Андрей Сергеевич писал:
«Вне народности нет мышления, нет познания, нет творчества. Стало быть, и каждый Русский не может отрешиться от своей национальности, ибо еще ребенком, с первым своим лепетом, начал проникаться ею, постепенно все теснее и неразрывнее сливаясь всем существом с родной стихией». 

Редактор призывал читателя не предаваться унынию и пессимизму: 
«Наш великий народ не утратит своего облика и своей духовной самобытности, пока на земле будет звучать живая Русская речь».

В статье давалось объяснение и названию журнала: 
«…Наше Отечество прежде всего нуждается в скромных тружениках, делающих свое „маленькое дело“ ради подъема общего культурного уровня, являющегося следствием настойчивой работы каждого из нас над самим собою, а не туманных стремлений к насильственным и коренным переворотам, заранее осужденным историей на полную неудачу: единственной зиждущей силой, выдержавшей вековые испытания, был и остается мирный труд».

Несмотря на рост активности Русских патриотов, в 1905 году в Харькове происходят довольно сильные безпорядки. В октябре университет на несколько дней был захвачен вооруженными студентами и рабочими и окружен баррикадами. Часть студенчества, поддерживаемая либеральной профессурой, решила бойкотировать членов ХОРС Т. И. Буткевича, А. С. Вязигина, М. А. Остроумова, Я. А. Денисова, не посещать и не записывать их лекции и требовать изгнания их из университета. Была выделена группа студентов, которые срывали лекции названных профессоров. Члены ХОРС подвергались различным притеснениям: отказ в приеме на работу, в кредите, в приемке к оплате векселей и т. д. Требовались срочные активные меры.

В декабре 1905 года А. С. Вязигин выступил инициатором учреждения в Харькове отдела «Союза Русского Народа», и уже 15 января 1906 года Харьковский отдел СРН (ХСРН) был торжественно открыт. Под правление отдела на первых порах Вязигин предоставил помещение в своем собственном доме, а затем оно разместилось в Покровском монастыре. ХСРН благодаря усилиям Вязигина (хотя он был не председателем, а только членом Совета) действовал весьма энергично. Стали поступать пожертвования. Союз начал издавать газету «Черная сотня», брошюры, листовки.

В первый год было осуществлено более 20 различных изданий общим тиражом 544 тыс. экз. Распространялась различная монархическая литература. Открылись чайные-читальни, отделы в губернии. В 1906 году активизируется деятельность «Кружка Русских студентов». В декабре 1906 года начал работу Кружок ревнителей Православия при Харьковском обществе Русских людей под руководством членов ХСРН протоиереев П. Н. Скубачевского и И. П. Знаменского.

Андрей Сергеевич открывал отделы СРН в Харьковской губернии, был деятельным участником практически всех всероссийских монархических форумов того времени. ХСРН поддерживал генерал-губернатор Н. Н. Пешков. Правящий архиерей – архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев) – в октябре 1906 года освятил хоругвь Совета в честь святого великомученика Георгия Победоносца и стал почетным членом ХСРН. Почетным членом ХСРН также являлся святой праведный Иоанн Кронштадский.

 2019-10-28.1.jpg
Из «Харьковского народного календаря» на 1907 год

Такая деятельность не могла не дать результатов. На выборах в III Государственную Думу А. С. Вязигину удалось грамотно организовать предвыборную кампанию. В частности, к составлению листовок и прокламаций для крестьян и рабочих он привлек черносотенцев из простонародья, которым были понятны чувства и мысли представителей своих сословий. На стадии избрания выборщиков выборной кампании победили представители правых организаций. 19 октября 1907 года Вязигин одержал убедительную победу и был избран в Думу. Победа кандидата от монархистов в крупном городе была редким явлением, и известие об этом вызвало подъем энтузиазма.

К концу 1907 года в губернии действовало 26 отделов ХСРН с численностью не менее 10 тысяч человек.

В III Государственной Думе А. С. Вязигин играл заметную роль. От имени правых он резко выступал против посягательств Думы на права Монарха, против законопроекта о переходе из одного вероисповедания в другое, внесенного октябристами и левыми и принятого Думой, за укрепление религиозного образования

Несмотря на активную общественную деятельность, Вязигин не оставлял научную и преподавательскую работу. Им была опубликована целая серия научных статей по истории попыток воплощения в жизни идеи святителя Августина Иппонийского о Царстве Божием на земле. Эти статьи должны были стать основой докторской диссертации.

После отражения революции 1905–1907 годов Андрей Сергеевич призывал единомышленников не почивать на лаврах, но произвести прежде всего обстоятельный анализ причин смуты и современного состояния внутренних и внешних врагов России. Во вступительной статье к своему сборнику «В тумане смутных дней» (1908) Вязигин писал: 
«Пережитое недавно Россией „освободительное безумие“ не было неожиданностью для многих, ибо подготовка революционного движения производилась у нас с редкой откровенностью: из года в год затаптывались все глубже в грязь наши исторические святыни, высмеивались народные верования… С ужасом и тревогой смотрели любящие Святую Русь люди на грозное будущее, сулившее великие потрясения для нашего Отечества, которое вдобавок ослаблялось экономическими нестроениями».

Он отмечал, что десятилетиями «тайные общества и съезды работали над сплочением всех тех, кто с ненавистью и презрением относился к устоям Русской жизни». Именно их лукавая пропаганда привела к тому, что Русское юношество «лучшие годы своей жизни отдавало подготовке к революционным выступлениям, а не вдумчивому изучению родной земли». В результате «над Россией все гуще и гуще спускался сумрачный туман приближавшихся смутных дней».

Однако первый бурный натиск революции разбился о «черносотенную плотину, это неприхотливое сооружение стихийных народных чувств». Вязигин считал, что именно с созданием «Союза Русского Народа» произошло сближение до той поры разделенных и разрозненных «образованных Русских людей, сознательных националистов, с низами, носителями стихийного национализма». Однако опасность не миновала, революционный напор на Россию не прекратился, и «через плотину стали уже кое-где просачиваться предательские струйки». Поэтому он призывал своих единомышленников к бдительности и единению.

Призыв Вязигина оказался пророческим – внутренние неурядицы начали ослаблять монархистов. Одновременно их противники объединялись, укреплялись материально, стремились занять ключевые посты в городе. В 1908 году против СРН активно выступил новый губернатор, старавшийся закрыть отдел. С 1901 по 1917 годы на пост Харьковского городского головы избирались только либералы.

2019-10-28.2.jpg
Памятная доска на доме
А. С. Вязигина в Харькове

В 1908–1912 годы Андрей Сергеевич Вязигин был председателем фракции правых в Думе и проживал в Санкт-Петербурге. Один из самых трезвомыслящих политиков-монархистов, он не только понимал, какие силы выступают против России, но и не строил иллюзий относительно состояния Русского общества, особенно его высших слоев. В 1912 году в письме к жене он замечал: 
«…нет людей, которые остановили бы падение России, давно разлагающейся. Тут непреодолимые действуют силы, и карающая десница Божия занесена над нашей Родиной. Впереди только чудо может спасти нас от общей участи – разложения государственности. Россия еще долго может сопротивляться, но ее мозг поражен болезнью, и эта болезнь главная. Сюда должны быть направлены все заботы врачебные. Увы, этого не видят, или не хотят видеть!»

По окончании работ III Думы А. С. Вязигин не захотел участвовать в новых выборах и решил сосредоточить свои силы на научно-педагогической деятельности. Он никогда не расставался с мыслью снова попасть на кафедру, а потому даже в Петербурге продолжал свои научные занятия и издал в 1912 году книгу научных статей «Идеалы „Божьего Царства“ и монархия Карла Великого». С весны 1913 года Вязигин вернулся в Харьков и приступил к исполнению профессорских обязанностей. Однако из-за консервативных политических убеждений он получил должность ординарного профессора только в мае 1913-го, да и то с прибавкой «и. о.».

С весеннего полугодия 1914 года А. С. Вязигин начал читать лекции и вести практические занятия по истории средних веков на Высших женских курсах при Товариществе трудящихся женщин в Харькове. Великолепно зная предмет по первоисточникам, он блестяще справлялся с поставленной задачей, с редким «терпением и настойчивостью» приучая своих слушателей «относиться вдумчиво к читаемым под его руководством памятникам давно угасшей жизни».

А. С. Вязигин был убежден: 
«Чтобы справиться с выдвигаемыми жизнью жгучими и острыми вопросами, надо прежде всего знать. Ни одна наука не имеет в этом отношении такого значения, как история, дающая нам опыт длинной вереницы поколений. <…> Обогатив себя знанием, приучившись вдумчиво и самостоятельно относиться к прошлому, человек спасает свою духовную свободу…»

Исходя из такого понимания науки, А. С. Вязигин задумал выпустить хрестоматию по истории средних веков (пособие к лекциям и практическим занятиям). За 1916 год он издал три выпуска, которые были высоко оценены научной общественностью, с точки зрения как содержания, так и полиграфического оформления. В 1917 году он успел издать первую часть четвертого выпуска.

После февральского переворота, как и большинство монархистов, Андрей Сергеевич не участвовал в политической деятельности.

С приходом к власти большевиков он не собирался покидать Харьков и продолжал работать в университете. В начале апреля 1919 года советом комиссаров высших учебных заведений (СКВУЗом) А. С. Вязигин был отстранен от преподавания, лишен профессуры, а с 13 мая (по ст. ст.) заключен в тюрьму.

Как известно, именно харьковская ЧК являлась главным распределителем арестованных советской властью. Отсюда жертвы направлялись в концлагерь, каторжную тюрьму или особый отдел. В заключении А. С. Вязигин читал лекции по средней истории своим соузникам. Один из них, его многолетний друг, профессор Я. А. Денисов сообщал, что в качестве гонорара А. С. Вязигин получал от них «гнилое яблоко и, кажется, кусочек полусырого буряка».

В июне 1919 года перед отступлением красных из Харькова большая часть узников тюрьмы и концлагеря была уничтожена, трупы сбросили в яр и слегка присыпали землей. Остальных вывезли в качестве заложников. В их числе оказались прежде всего члены «Русского Собрания», представители дворянства, члены семей промышленников, купцов, «группа лиц судебного ведомства».

Сохранилось архивное дело «О лицах, арестованных губисполкомом и губернской чрезвычайной комиссией», из которого видно, что «профессор всеобщей истории, домовладелец, семейный» А. С. Вязигин был взят в заложники именно за свою прежнюю политическую деятельность –как активный участник «Харьковского Союза Русского Народа». Об этом свидетельствует протокол допроса Чрезвычайного военно-революционного трибунала, произведенного в Орле, куда из Харькова через Сумы отправили заложников.

В Орле вначале их поместили в центральную тюрьму, а потом в концентрационный лагерь. По свидетельству нескольких чудом уцелевших, на допросах в тюрьме и лагере А. С. Вязигин «держал себя с достоинством, с непоколебимым мужеством, как герой».

8 октября 1919 года в газете «Новая Россия» в статье «Чудом спасенные» сообщалось, что А. С. Вязигин был зарублен в Орле в ночь на 11/24 сентября. А 10 октября в той же газете была опубликована статья профессора В. П. Бузескула «Памяти ученика, профессора-страдальца», где он раскрыл некоторые ставшие известными ему факты последних месяцев жизни своего ученика.

Перед нами предстает стойкий православный христианин. По словам В. П. Бузескула, накануне своей кончины, с 3 по 10 сентября (по ст. ст.), А. С. Вязигин вел дневник («несколько маленьких листиков, написанных карандашом, твердым, убористым почерком, самая большая запись – под роковым 10 сентября»), где излагал свои мысли о Боге, науке, семье. Еще в одной из статей 1899 году А. С. Вязигин высказал убежденность в том, что «только вера дает силу жить, зарождает упование на милость Творца, не оставляя человека безпомощным и одиноким». Эту веру и пронес Андрей Сергеевич до последних своих земных дней.

Подготовила
Татьяна Виноградова

Источник: Каплин А., Степанов А.
«Только вера дает силу жить…» //
Правая Россия. Жизнеописания Русских
монархистов начала ХХ века.
СПб., 2015. С. 496–520.

 
Из наследия А. С. Вязигина

2019-10-28.3.jpg
 
Исповедание Православия, как руководящего начала, не может привести ни к проповеди грубого насилия, человеконенавистничества и вражды, ни к стремлению насадить невежество, грубость и рабство мысли в стране, издавна православной, именующей себя «Святая Русь». Ведь история красноречиво говорит, что народы, воспринявшие христианство, делались культурнее, человечнее и способнее к дальнейшему движению. Церковь была великой воспитательницей народов, рассадником образованности и хранительницей наследия древности. Вся наша литература держится на подвиге святых Кирилла и Мефодия; благодаря нашему духовенству, мы сохранили своеобразие, отбились от кочевников, татар, поляков, Запада. Православие создало наше Отечество и ныне хранит его.

«Является ли „Русское Собрание“ противником всяких преобразований?»

+   +   +

По совершенно справедливым словам носителя славянофильских заветов, Царь, царствуя, почитается совершающим великий подвиг, подвиг самопожертвования для целого народа – он кладет душу свою за други свои и тем самым проявляет любовь; «больше сия любви никтоже имать», ибо начало власти представляется началом принудительным, отвлекающим от работы над собственным духовным перерождением. Поэтому Царь представляется народу выразителем начала любви к нему, любви по возможности абсолютной, а это, конечно, функция священная, и сам Царь священен, как проявитель священного начала. Власть, понятая как бремя, а не как «привилегия» – краеугольная плита Самодержавия христианского, просветленного и тем отличного от, так сказать, стихийного, восточного <…> (см.: Хомяков Д. Самодержавие (опыт систематического построения этого понятия). М., 1903. С. 40 и след.). <…>

Не царство всеобщей сытости, не нелепые мечты о равенстве долей всех и каждого на наслаждения и утехи земные, но Царствие Божие – торжество извечной правды, победа лучших сторон человека, обладающего образом и подобием Божества, над человеком-зверем – вот исконный идеал христианского Самодержавия, вот высокая цель, к которой оно ведет многострадальную Русь.

«Величие Самодержавия»

+   +   +

Профессор Д. Н. Овсянико-Куликовский приходит к убеждению, что «денационализация ведет к упадку личности, к ослаблению ее умственной деятельности, к нравственному разложению». По мнению почтенного ученого, 
«мы не замечаем психологического значения национальности для правильного развития, для нормального душевного отправления функций личности, как не замечаем своего здоровья, воздуха». <…>

Измена своему народу отражается самым неблагоприятным образом на умственной и нравственной жизни личности. Наоборот, та же чуждая посторонних соображений наука устанавливает, что все великое в мире выросло на национальной почве; 
безсмертные памятники искусства, литературы, мощные религиозные, политические и общественные движения всегда коренились в глубоких народных слоях и отражали в себе, как в зеркале, народный характер. Новейшие изыскания в области истории мысли и психологии дают вполне незыблемую почву положению, что, только укрепившись в своих национальных воззрениях, обусловленных языком, как орудием идейного обмена и творчества, возможно служить общечеловеческим запросам. <…>

Стало быть, поборники национального самосознания являются первыми друзьями истинного просвещения, а слуги «космополитизма» – насадителями застоя и виновниками нравственного и умственного разложения.

«О денационализации России»



___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См.также:







Поделиться новостью в соц сетях:

<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100