Воскресенье, 29 Марта 2020 г.
Духовная мудрость

Вл.Агафангел о сути 2
Нынешний процесс глобализации, несомненно, приведет к воцарению антихриста и кончине мира. Это мы должны свидетельствовать перед всеми как непреложную данность. Политическая, экономическая, этическая и мировоззренческая база будущего царства антихриста строится уже сейчас.
Митр. Агафангел Одесский о происходящем

Оптинский старец Нектарий о влиянии запада
Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить Святую Русь и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердым в Православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем.
Оптинский старец Нектарий о душепагубном влиянии запада

Прп. Феодосий Печерский о латинстве
Вере латинской не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь. Причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.
Прп. Феодосий Печерский о католиках

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне
Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в Божественную помощь, а главное – покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов.
Прав. Иоанн Кронштадтский

сщмчю Киприан Карфагенский о лжехристианах
Еретик и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом.
Сщмч. Киприан Карфагенский о «христианских церквах»

В кулуарах

Тайные молитвы да не звучат вслух
В наше непростое время все чаще и чаще в некоторых храмах священники читают вслух тайные священнические молитвы за Литургией. Это веяние получило распространение в обновленческой среде еще в конце XIX – начале XX века. Представители так называемой «живой церкви» стали сокращать службы, переводить на...

«Из русского народа еще выйдут герои»
О плодотворном художественном творчестве Максима Фаюстова мы уже не раз писали на страницах нашей газеты. В этом году исполняется 10 лет, как он впервые выставил самую известную свою картину «Русский герой Евгений Родионов». За эти годы в постерах и репродукциях она разошлась далеко по России.

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
Е. Чернышев: Почему любая идеология поражена бациллой «прав человека» и что этому противопоставить 01.10.2015
Е. Чернышев: Почему любая идеология поражена бациллой «прав человека» и что этому противопоставить
Большинство граждан России и Русского Мира признают, что нам необходима государственная идеология, держащая общество в собранном состоянии и противостоящая разложению. Не спорю с этим и я. Но вместе с этим попытаюсь изложить, почему любая идеология неизбежно поражена бациллой «прав человека», а значит, содержит в себе вектор к разложению, эрозии и атомизации общества.

Что такое идеология? В переводе с греческого - это, вообще говоря, учение об идеях, на практике представляющее собой общественно-политическое учение, т.е. то, как должно быть устроено общество. Интересно, что термин «идеология» появился в самом конце XVIII века (ввел его Антуан Дестют де Траси). Интересно и вовсе не случайно. Дело в том, что идеология - это не просто мировоззрение. Нет. Это учение, созданное людьми в (или для) конкретной политической реальности. Причем важно, что понятие идеологии возникает тогда, когда возникает неведомое в традиционном обществе явление - МАССЫ.

Массы - это не просто человеческое общество. Это такое общество, в основе которого - отдельный индивид. Массы возникли в Европе в то время, когда большая часть населения переместилась в города и утратила связь с традиционным вековым укладом. Произошло это прежде всего по ЭКОНОМИЧЕСКИМ причинам, а значит, утерянной оказалась духовная основа. Вот для этих-то масс, утративших представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, и стала требоваться идеология. То есть можно сказать, что идеология - это созданное кем-то учение для потребления его массами, которым некогда или неохота над этим думать.

Это, конечно, не означает того, что в массах совершенно никто не думает над духовной основой жизни. Но в массах связи между людьми ослаблены настолько, что они уже не выступают как единое целое, а выступают как множество маленьких социальных атомов. Кстати, концепция идеального газа возникла в Европе примерно в то же время. Напомню, что в таком газе его молекулы представляют собой абсолютно упругие частицы, между которыми нет притяжения или отталкивания, а их взаимодействия подчиняются статистическим законам. То есть гражданское общество в физике. Ведь что такое гражданское общество? Это те же массы, только оформленные в государство-корпорацию. Но любые массы требуют ответа на самые фундаментальные вопросы, которые давало традиционное мировоззрение. Когда оно испаряется, когда индивиды его забывают и отказываются от своих корней, они начинают духовно питаться суррогатом - идеологией.

Таким образом, идеология - это характеристика масс, которые состоят из индивидов. Естественно, что любая идеология «заточена» под индивида, льстя ему. Но здесь возникает противоречие. Будучи «заточенной» под индивида, она одновременно направлена и на общество, ведь сама идеология относится к обществу. Поэтому она озабочена тем, как всех индивидов собрать вместе. В этом - ее травматизм, «первородный грех». Идеология собирает тех, кто разорван между собою; она пытается склеить осколки разбитой чашки. Это, конечно, можно сделать, но вряд ли такая чашка долго прослужит.

Самое главное - идеология не устраняет индивида, и это фундаментально. Напротив, она утверждает индивида и провозглашает его высшей ценностью со всеми его неподъемными правами.

Происхождение термина обусловливает его содержание. Идеология возникла для индивида и потому будет служить индивиду. Разумеется, есть идеологии коммунизма и нацизма, которые в отличие от либерализма провозглашают субъектом истории не индивида, а их совокупности - класс или нацию в расовом понимании. Но и они не подвергают сомнению индивида как основу общества. Просто организуют их по-другому. В этом смысле они, безусловно, проигрывают либерализму, который реализует потенциал модерна наиболее полно. (При этом из трех вариантов я выбрал бы все же коммунизм.)

Сам модерн есть отрицание традиционного общества, а его отрицание наиболее последовательно проводит либерализм, которые если уж отрицает, так отрицает до конца - без последующей «сборки» индивидов в какую-то общность. В этом смысле коммунизм и фашизм больны ностальгией по традиционном обществу, которое они хотят воплотить на базе масс. Но, как мы видим, исторически это не удалось. Общество модерна неизменно «соскальзывает» к индивидуализму. Таков был путь СССР, таков же путь нынешнего Китая, в котором степень индивидуализма и вестернизации молодежи уже представляет собой опасность для государства.

Болезнь индивидуализма маскируется под «права человека», т.е. болезнь выдает себя за здоровое состояние и даже достижение. А весь мир должен это принимать на том основании, что у всех людей якобы одни и те же права. Но что такое человек вообще? Есть русские, китайцы, англичане, но никто еще не видел «человека вообще». А вот идеология «прав человека» преследует цель создать «человека вообще», т.е. стереть границы между людьми и полностью обезличить их, а следовательно, лишить человеческого облика, превратить в тело, машину потребления. Под видом «прав человека» подается созданная на Западе идеология расчеловечивания - доведенный до логического конца индивидуализм, когда вообще никому ни до кого нет никакого дела. Поэтому идеология «прав человека» - это, можно сказать, самая последовательная из всех идеологий, причем весьма соблазнительная. Потому она так прельщает слабые умы и нестойкие души.

Можно ли с нею бороться? Известно, что самое эффективное лечение - это профилактика. Гораздо легче не доводить до болезни, чем потом лечить ее. Применительно к идеологии это означает, что не нужно доводить до идеологии. Что я имею в виду? Когда кто-то что-то придумал, тут же возникают претензии: он считает так, а я считаю иначе, - и в итоге все снова скатывается к индивидуальным предпочтениям.

Разумеется, в нашем нынешнем состоянии на каком-то этапе возникнет потребность в оформлении идеологии, которую будет разделять большинство людей. Мы и сейчас ее чувствуем, но никак не можем выразить словами. Но этот шаг должен стать лишь промежуточным на пути к подлинно традиционному обществу. При этом я сразу отвечу на возражения о том, что «прошлое невозможно вернуть». Речь идет не о прошлом, а о том, чтобы сделать традиционное общество нашим настоящим и будущим. Но для этого нужно будет преодолеть проблему, вынесенную в заголовок статьи.

Возвращаясь к самому началу ее и на том заканчивая, подчеркну, что традиционное общество отличается от общества модерна тем, что в последнем идеи мыслятся как некие отвлеченные абстракции, в то время как в традиционном именно идеи обладают подлинным бытием, являясь мыслями Cамого Бога, Который «созерцал все вещи прежде бытия их, от вечности представляя в уме Своем» (св. Иоанн Дамаскин). Следовательно, актор истории не индивид, а идеи, творящие через общество и восходящие к Богу. Нам лишь нужно не отворачиваться от Бога, а повернуться к Нему. И тогда никакие обезличенные «общечеловеки» нам не нужны и не страшны.

А потому не нужно нас пугать лаптями, косовороткой или пресловутой «русской отсталостью», которой бредят западники. Традиционное общество возможно и в век цифровой техники. Только это общество, в котором техника не объект поклонения и инструмент атомизации, а просто техника. А идеи, во имя которых живет общество, не чья-то выдумка, а самая настоящая реальность, соединяющая нас с Творцом. И потому такое общество не убить, как нельзя убить Его идеи. Вот задача, которую нам предстоит решить.

Евгений Чернышёв, Донецк

Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
24 25 26 27 28 29 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

Император Николай II: отречение, которого не было

История знает множество мифов. Эти мифы бывают, иногда настолько живучи, что их воспринимают как истину. Мифы эти, конечно, создаются конкретными людьми ради конкретных целей, но затем они начинают жить сами по себе, и бороться с ними бывает крайне нелегко. К числу таковых лживых мифов принадлежит утверждение,...


Откровения глобалиста об эпидемии цифрового аутизма

На Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) 23 января с.г. состоялся бизнес-завтрак Сбербанка «Личностная трансформация в цифровую эпоху». Глобалисты признались, что перешли к цифровизации человека. О значении и результатах этого эксперимента мы узнаем из слов скандально известного и принципиально безбожного Андрея Курпатова...


Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100