Понедельник, 16 Июля 2018 г.
Духовная мудрость

Свт. Игнатий о Православии
Достойно горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство!
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о православной вере

Свт.Игнатий о растлении
Всеобщий разврат, вместе с породившим его обильнейшим вещественным развитием, будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

свт.Серафим о вере Православной
Без православной веры нет благодати, нет и истинной любви к ближним, а есть только гибельный эгоизм или только пустые слова о любви, как у еретиков и сектантов.
Свт. Серафим (Соболев) о Православии

прп. Анатолий Оптинский об апостасии монахов
Горе будет в те дни монахам, кои обзавелись имуществом и богатством, и, ради любви к покою, готовы будут подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: «Если мы охраним и спасем обитель, Господь нас простит». Несчастные и ослепленные не помышляют о том, что с ересью войдет в обитель бес, и будет она тогда уже не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать.
Оптинский старец Анатолий Младший об апостасии

Прав. Иоанн Кронштадтский о войне и России
Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны как отдельному лицу, так и целому народу. Народу, погрязшему в нечестии и грехах. Россию куют беды и напасти.
Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В кулуарах

Найти свое место в жизни Православия: В Церковь недостаточно ходить – в ней нужно служить
Рассуждения апостола посвящены прекрасной теме: духовному единству во Христе при пестром разнообразии служений в Церкви. «Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, – пишет Павел, – то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием»...

Радоваться – наш долг перед Божией любовью: Фоновое скорбное настроение по жизни не нормально для православных
...Подлинная радость является в этом мире таким же редким явлением, как подлинное смирение, как настоящая любовь. Но в ней, как и в любой добродетели, можно упражняться, вникать в ее суть, учиться ей. Прежде всего, наверное, нужно понять, что речь идет не о той радости, не о том эмоциональном возбуждении,...

Жизнь на ощупь: О трагедии утери традиций, православного предания в современном образе жизни
...Погруженный в окружающий хаос мировоззрений, представлений и традиций, современный христианин часто даже не представляет, каким образом выглядит человек, который воплощает в своей жизни церковные догматы и Евангельские заповеди. Кто-то пытается устроить свою жизнь по книгам, но в результате достигает...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
01.07.2018
Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

2018-07-01_115020.jpg

В продолжение рубрики «Год Царской Голгофы» предлагаем к прочтению беседу с известным священником, клириком Костромской епархии, членом Союза писателей и Союза журналистов России, лауреатом ряда литературных и общественных премий протоиереем Андреем Логвиновым.

Отец Андрей родился 19 мая 1951 года в городе Каинске Новосибирской области. Окончил исторический факультет Новосибирского пединститута. Работал учителем, директором сельской школы в Новосибирской области. С 1983 года, после переезда в город Вятку, служил чтецом, певчим, псаломщиком в Свято-Серафимовской церкви, обучался колокольному звону. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. В настоящее время является настоятелем храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы. Батюшка широко известен своим поэтическим творчеством – духовные, патриотические и монархические песни на его стихи исполняет, можно сказать, вся Россия!
 

– Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…

– Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной. С детства для меня мой день рождения был днем советской пионерии, и я, как верный этой идеи воспитанник, с удовольствием трубил в горн... А то, что Государь родился в этот день, я узнал уже потом. Все, что со мной происходило, повторю, милость Божия! Из какого-то житейского хлама Господь меня, подобно тысячам Русских людей, подобрал, встряхнул, омыл, дал некий добрый пинок и возможность жить по-другому.

– И все-таки, с чего все началось?

– Мне это стало открываться еще в юности. Было сугубо советское время, самое начало 70-х годов, я в одиночку искал ответы на свои вопросы. Единомышленников не находилось, а мне хотелось делиться своими мыслями – сомнениями в марксизме, который я так тщательно изучал, и тем, что я открывал в книгах другого направления, например, в нашей классической Русской литературе, мировой культуре, где для меня все дышало так или иначе Творцом. Господь также раскрывался в радостях и красоте окружающего мира, на который я смотрел нередко восхищенными глазами. И я этим пытался делиться с однокурсниками, а тогда система была такая, что нашлись «добрые» люди, которые сообщили «куда надо», и пошли разбирательства.

Меня исключили из комсомола за мои духовные искания, а потом и из института. Случившееся тогда принесло страдания, даже очень большие, моим родителям-партийцам, но в итоге все обернулось во благо! Я это воспринял как освобождение от гнета ложных идей, которыми меня с детства нагружали. Началось еще большее приближение к Богу, к Церкви. Вскоре я крестился – сам пришел к батюшке.

К большому сожалению, я потом долго «вставал на ноги», потому что мне не объяснили тогда важных практических моментов. Например, что надо молиться, а не просто «в душе Бога иметь, и достаточно». Вот, я на себе испытал, что этого очень даже недостаточно! Потому что в душе, вроде бы, в мыслях – был Бог, но внутри не было постоянно возобновляемой ниточки, связи с Ним, которую дает молитва: утреннее правило, в течение дня, вечером, ночью, в храме, при подготовке к Причастию Его Тела и Крови…

Все это пришло позже – я стал воцерковляться. А продолжилось тем, что я ушел со светской работы, на тот момент директорства школы, полностью в церковную ограду. Восемь лет пел в церковном хоре, читал. После этого осмелился принять сан, священническое служение, на которое было благословение.

2018-07-01_112925.jpg

– Т. е. к почитанию Государя и его святой Семьи Вы пришли далеко не сразу?

– Когда я уже стал священником, мне открылся Государь. Величие подвига Царственных Мучеников до этого как-то не осознавалось. Хотя я болел за Россию, изучал ее историю, тему революции, другие тяжелые вопросы современности, очень переживал. Но как-то конкретно на тему Государя я вышел достаточно поздно, уже к середине 90-х. Ведь раньше был скудный выбор литературы; образ Царской России и Государя преподносился негативно, карикатурно, другое даже не подразумевалось.

И вдруг, по крупицам в отдельных книгах и через людей, мне открылся совершенно новый образ Царя Мученика Николая II. Так быстро раскрылся этот цветок – видимо, бутон уже в душе какой-то вырастал, но чего-то не хватало. И после так стремительно и ярко проявились для меня высота и благородство подвига Царственных Мучеников! Этот подвиг предстал предо мной таким громадным по важности, величию и красоте, что полностью меня покорил. А потом вдруг осозналось, чего прежде я никогда не замечал: ведь и день моего рождения – в День рождения Государя! Я это воспринял как некую степень доверия ко мне, что я призван как-то послужить нашему Государю. С тех пор я, хоть и негодный совсем, но служка его и должен в этом стараться. Это все больше и больше меня укрепляет, заставляет работать в Царской теме, размышлять о ней; множество стихов сложилось уже в этом направлении.  

+ + +

Служить Государю святому!..
Закончится с совестью спор –
Сквозь смертную жизни истому
Заслышится звеньканье шпор,

Родные завидятся лица:
Сам Царь, улыбнувшийся вдруг,
Царевич, Царевны, Царица,
И круг Государевых слуг...

Сложились события в строфы.
Слагался и нам приговор:
Никто не хотел на Голгофу,
Но всяк норовил на Фавор…

Какое же сыщется чудо
Спасти нас от лютых годин –
Коль раньше один был Иуда,
А сделались все как один?!

Великая Русь – умирает?!
Царь знает сердец наших тьму,
И новых Себе набирает
Слуг – верных до смерти Ему...

2018-07-01_112851.jpg
Выставка на презентации книги «Средоточие». Вятка, 2015 год

– Почему Царская тема Вас так тронула и в чем, на Ваш взгляд, ее актуальность?

– Потому что тема эта – важнейшая, душа за нее прямо болит. Сейчас как раз столетие подвига Царской Семьи, их жертвы за Россию, а как в светском обществе, так и в церковном – по сей день отношение к ним неоднозначное. Поражаюсь, что даже у многих православных нет любви к этим святым! Часто слышатся разговоры об их святости с какой-то оговоркой.

Недавно была конференция на Царскую тему, и ко мне подошла женщина с вопросом: «Никак не могу понять: за что им Господь попустил такие страшные мучения?» А я ответил: «Потому же, почему Господь Сам пошел на страшные мучения и Голгофский Крест». Такое их величие! И чем больше вникаешь в эту тему, тем больше оно, величие их жертвы, раскрывается.

А по поводу актуальности – тут на самом деле вопрос жизни и смерти нашего государства, а значит, и нашего народа. У нас ведь исторически служение Христу и Православному Царю тесно переплелось. Каждый человек мужеского пола, независимо от звания и положения, за себя и за своих родных приносил присягу на верность служения Государю на Кресте и Евангелии. Т. е. в верности Царю клялись верностью Христу.

Что же получилось? Присягу эту народ наш удивительным образом попрал. В лице государственной верхушки попрал активно, там был настоящий госзаговор. В массе народной – пассивно. Отказавшись от Царя, которому присягал, народ наш, получается, отказался от Христа, Которым присягал.

Свято место, как известно, пусто не бывает. И на место Христово ринулась вся антихристова рать, воцаряя торжество сатанизма. Все последовавшие ужасы – следствие принятия воли диавольской вместо Христа, вместо воли Божией. Духовно наш народ оказался обречен на полное рабство и вырождение. Неслучайно на конец 30-х – начало 40-х годов была официально объявлена «Пятилетка безбожия» для окончательного уничтожения того малого, что ещё оставалось от Церкви.

2018-07-01_112817.jpg

Но Бог судил иначе... Не жертва ли Царева переменила гнев Божий на милость? Не подвиг ли сонма новомучеников? Давно могло бы не быть не только духовного возрождения, но и вообще нашего народа...

И сейчас святой наш Царь на самом острие битвы за Россию, за наше историческое бытие. Любые попытки дискредитации Государя сегодня – это угроза нашей государственности. И мы видим, какие громадные средства в это вкладываются нашими врагами. В этом смысле можно повторить за старцем Николаем Гурьяновым: «НЕ БУДЕТ ЦАРЯ – НЕ БУДЕТ РОССИИ».

– Батюшка, а как Вы попали в Кострому, в эти Царские места?

– Пути Господни неисповедимы, и глубине Божиего Промысла я просто поражаюсь!

Вот, например. Нынешней весной я, можно сказать, испытал духовный шок. Впервые за все годы после отчисления я подъехал к тому самому институту в городе Ярославле, из которого меня когда-то с позором изгнали. И увидел рядом с ним новую часовню с надписью, которая меня просто сразила: «На этом месте (нового корпуса, в котором я учился) был храм апостола Иоанна Богослова»! А я сейчас служу в храме в честь этого великого святого! У меня в этот момент промелькнула вся жизнь – с каких пор апостол Иоанн взял меня, молоденького несмышленого комсомольчика, под свое покровительство и вел меня, когда я еще понятия о нем не имел!

И в Костроме я оказался просто чудом. Будучи церковным певчим и чтецом в городе Кирове (Вятке), поехал к старцу с вопросом: где Божия воля мне жить? И вот, прямо в храме, после Литургии, он, уловив мой взгляд, сказал мне громогласно и при всем народе повторил четыре раза: «Кострома!» Как он меня вычислил, откуда все узнал?.. Потом, когда я спросил его подробнее после службы, почему туда, он ответил: «Там Феодоровская икона – она будет Вашей покровительницей». И действительно, меня в диаконы рукоположили в Костроме накануне дня празднования Феодоровской иконы, а в священники – через полгода, в самый день ее праздника (она дважды чествуется)! И я перед Ее пречистым образом служил около восьми лет в кафедральном соборе города. А потом меня на воспитание к себе взял батюшка Иоанн Кронштадтский!

– Как это?

– Поначалу я был такой «богословствующий» священник – вел воскресные школы, занимался просветительством, много читал и выступал на разных конференциях. Но Богу было угодно, чтобы я как-то дорос и стал пастырем. И взял меня батюшка Иоанн Кронштадтский в свой детский сад – и в переносном, и в прямом смысле слова: маленький храмик располагался в здании бывшего детсада. И там я прослужил тоже около 8–10 лет: учился вниманию и любви к ближним, к своим прихожанам, общению с конкретной паствой. Как я благодарен этим урокам – ведь так и не стал бы, наверное, пастырем, если б остался в кафедральном соборе, где много меняющегося народу. А тут – постоянные люди, нужно отдельное внимание к каждому, и приходилось учиться вникать в чужие проблемы, беды, искать духовные выходы из житейских сложностей…

А когда, видимо, этот подготовительный курс был мною пройден, хотя бы на уровне детского сада, я попал к Иоанну Богослову, которому сейчас честь имею служить. Приход тоже большей частью туда перешел. Здесь мы уже все стали осознавать, что это – апостол Любви, и мы во всем должны учиться теперь этой самой главной добродетели – любви к Богу и человекам.

 2018-07-01_113557.jpg

– Да, батюшка, в Вашем приходе действительно чувствуется атмосфера любви. Удивительно, что здесь и пожилые люди, и молодые, и очень талантливые, и интеллигентные, яркие – и все спокойные, все находятся в ощутимом единодушии!.. Как это получается, от чего зависит?

– Слава Тебе, Господи, за все! В своем приходе я живу как в раю! У меня самого – куча грехов, немощей и болячек, но вот вижу этих людей, приходящих на службы, молящихся, подвизающихся, в течение 10–20 лет на моих глазах возрастающих, и очень радуюсь им. Достаточно одного, другого, третьего погладить по головочке, благословляя, как сразу у меня внутри становится радостно и светло. Это мои прихожане поднимают меня на духовную высоту, а я лишь стараюсь в этой атмосфере любви молиться. А когда молишься – это же радость, свет, благодать…

А порой послушаешь, как люди бедненькие сейчас терзаются, озлобляются... Словно муравейник встревоженный или улей гудящий. Пустили какую-то провокационную новость или неразумную сплетню, и все кругом обсуждают, раздувают ее, тревожатся, распространяют этот негатив... В современных людях много раздражения, недовольства, негодования, немирности, неспокойства, даже порой панического. А ведь различные бедствия и угрозы были всегда. Только сегодня страхи становятся тотальными, потому что СМИ моментально это разносят, в том числе и в православной среде. Как же это можно вынести без Церкви, без личной духовной жизни, сплоченного прихода, молитвы – просто удивляюсь!

– Что делать с данной проблемой в церковной среде? Какую «прививку» надо иметь, чтобы правильно воспринимать такую лавину тревог? Как сохранять мир души? 

– Самое первое и главное, в чем приходится поучаться – в исполнении заповедей о любви. А нам заповедано не просто любить Бога, а как сказано: всем сердцем, всей душой, всей мыслью и всей крепостью. Приходится постоянно напоминать и себе, и людям, в чем, в Ком мы должны пребывать, а не опускаться и вариться в житейском потоке.

И также в отношении любви к ближнему – ведь это заповедь не просто так второй поставлена. На первом месте – любовь к Богу, без которой вся остальная житейская любовь может оказаться немудрой, слепой. Если нет первой любви – к Богу, то вторая любовь не может быть правильной, совершенной, а являет собой нередко скрытое себялюбие, либо приносит ближнему вред вместо пользы – балует, расслабляет его, взращивает эгоизм, потребительство, отвлекает от главного в жизни.

И, возвращаясь к Царской теме: члены Августейшей Семьи для нас служат примером истинной, правильной любви. Царские дети воспитывались в почтении к окружавшим их людям, к своим подданным, и даже в аскетизме. Например, Царевны спали на жестких кроватях и штопали свои старые вещи, сами шили себе одежду... Вот правильная любовь к ближним, к детям!

Что еще касается «прививки» от немирности в наше время, то для меня были уроком те ступени, по которым вел Господь. После того состояния «богословствования», в котором я, как сказал выше, пребывал поначалу, передавая информацию внешнюю, пошли уже уроки любви к ближним, внимания к их жизни, вникания не в свои, а в их проблемы. И в этой школе жизни и общения совершается познание своей немощи, поврежденности, глубин своего падения; приходит понимание, что суть внешних нестроений – в нашем личном несовершенстве. И только тогда рождается смиренный молитвенный вопль об исправлении – того и другого – своего личного, внутреннего, и внешнего, общественного. Иначе можно остаться в состоянии стороннего обличителя, пребывающего в духе смятения и негодования.

– Получается, ошибка в том, что мы зачастую не двигаемся с первого этапа, когда стали обладать какой-то важной и полезной информацией?

– Именно так. Часто люди остаются на первой ступеньке и не научаются любви к ближнему, а через это – смирению, в ответ на что Господь единственно и может дать благодать.

2018-07-01_112735.jpg

– Какие еще важные уроки духовной жизни Вы получили от своих святых покровителей – Иоанна Кронштадтского и Иоанна Богослова?

– Оба они при невероятно любвеобильном и мирном устроении души являются громогласными обличителями сил зла – Кронштадтский пастырь предостерегал страну от утраты «удерживающего» – Царя и Царства, а апостол Любви – от самого антихриста с его начертанием. Именно батюшка Иоанн Кронштадтский сказал еще в начале XX века известные слова: «Демократия в аду, а на Небе – Царство», «Русский человек! Ты забыл, что ты Русский!» А если говорить об апостоле Иоанне, то смотрите, в какой степени перед ним открылся Апокалипсис: глубина человеческого падения, церковной апостасии в конце времен, земных катаклизмов!.. Зверь, антихрист, шестерки… Все это могло бы лишить его мирного, спокойного состояния, но при этом он – апостол Любви, а его последним заветом ученикам было: «Деточки, любите друг друга»!

Да, конец времен нам открыт. Как бы мы ни хотели жить долго и счастливо на этой земле, но Апокалипсис написан и мы неотвратимо к нему движемся, особенно с тех пор, как взят был из среды «удерживающий» – Божий Помазанник, Царь Мученик Николай II, и едва не погибла Россия.

При этом я воспринимаю Апокалипсис как необычайно светлое Откровение. Вначале говорится – да, грозно, о чаше гнева Божия, изливающейся на землю при снятии печатей. Но заканчивается в итоге-то все победой Христа над антихристом и победой Матери-Церкви над новым мировым порядком! Это раскрывающееся в конце сияние Царства Божия, Небесного Иерусалима, и оставшихся верными Христу людей. Откровение учит нас мудрости – не обманываться, не зацикливаться на земном, трезво понимать, что на земле испытания всегда были, есть и то ли еще будет – святые не обещали нам тут светлого будущего…

– Как сегодня можно послужить Государю?

– Помните, как один бандюган, приговоренный к смерти, послужил Христу? Он защитил Спасителя, распятого на соседнем кресте, от другого бандюгана, который Христа поносил. Защитил, как мог, от клеветы, осознав, что мы-то получаем кару достойную по делам нашим, а Он – за что? И этого оказалось достаточно, чтоб услышать слова, которые дай Бог и нам услыхать: «Ныне же будешь со Мной в Раю».

В наше время, когда потоки клеветы и злобы продолжают изливаться на Царя Мученика, даже просто защитить его, оградить его своей любовью – уже много значит.

Вот и станем в этой любви возрастать. Напряжение в битве за Россию, за Русь Святую достигнет еще более высокого накала. И не святой ли Царь наш земной предстоит пред престолом Царя Небесного во главе нашего Безсмертного Полка?..

Беседовала Анастасия Державина 


___________________
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (700 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Важнейшее антиэкуменическое событие ХХ века: К 70-летию Всеправославного Совещания 1948 года в Москве

70 лет назад, в июле 1948 года Русская Православная Церковь праздновала 500-летие своей автокефалии. В юбилейном событии участвовали делегации всех Поместных Православных Церквей. Для этой цели с 8 по 18 июля 1948 года в Москве было проведено Совещание Глав Поместных Церквей. Это событие явилось уникальным...


Информационное общество – демонтаж конституции, безправие человека: Интервью с православным юристом О.А. Яковлевой

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в феврале 2013 года, призвал государство не принуждать людей к принятию новых технологий учета и обработки персональных данных, которые могут помешать им свободно исповедовать веру Христову и следовать ей в делах личных и общественных. Это...


Мы обращаемся с просьбой кардинальных перемен: Заявление в связи с кризисом в исследовании «екатеринбургских останков»

Публичная полемика вокруг т. н. «екатеринбургских останков» сейчас (по сравнению с прошлым годом) несколько затихла, однако никакой определенности по-прежнему нет. В связи с этим православная общественность составила Заявление, которое мы рекомендуем поддержать всем нашим единомышленникам. Сделать...


<<      
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Фотогалерея
Полезно почитать

В Царской Семье – подвиг всех Новомучеников: Беседа с прот. Александром Ковтуном о Русской Голгофе

...Чтобы быть настоящим патриотом, нужно видеть правду Божию, нужно отказаться от заблуждений, своих грехов и страстей, и объединиться вокруг святынь. Этого враг и боится, поэтому и наносится его силами удар по Царской Семье как главной духовной скрепе. Смотрите, сейчас 100-летие кончины Царственных Мучеников, но публично не затрагиваются самые ключевые вопросы, разъяснение которых могло бы развязать диавольский гордиев узел наших проблем...


Государев служка: О. Андрей Логвинов об уроках от Царя, Кронштадтского пастыря и Апостола Любви

– «Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома – Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя – так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем…». – «Во всем этом – исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной...»


Подвиг Царской Семьи – наш маяк: Беседа с организатором Царских крестных ходов в Петербурге о. Алексием Масюком

В Петербурге еще с начала 90-х годов регулярно совершаются многолюдные Царские крестные ходы, организует которые протоиерей Алексий Масюк. Милостию Божией, посетив Северную столицу, мы познакомились с батюшкой и расспросили его об этом важном покаянно-просветительском подвиге...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100