Понедельник, 16 Сентября 2019 г.
Духовная мудрость

Свт. Феофан об очист.войне
Припомним 1812-й год: зачем это приходили к нам французы? – Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок.
Свт. Феофан Затворник

Архиеп.Серафим о "церквах"
Называть церковью каждое из еретических обществ – это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.
Архиеп. Серафим (Соболев) о «христианских церквах» запада

Свт. Серафим о еретиках
Не обвинять надо Православную Церковь за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на Самого Бога.
Свт. Серафим (Соболев) о Церкви и еретиках

Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии
На Стокгольмской экуменической конференции, бывшей в 1945 году, и Лозаннской экуменической конференции в 1927 г. 80% участников были членами масонской организации ИМКИ. Отсюда понятно, кто стоит за экуменическим движением исконные враги Православной Церкви – масоны.
Архиепископ Серафим (Соболев) об апостасии

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

В кулуарах

Где лучше жить в наше апостасийное время?: 5 страхов, которые надо победить. Господь выведет Своих
Уважаемая редакция, хочу через Вас обратиться с вопросом к какому-нибудь авторитетному священнику. Сейчас в интернете, в связи с апостасийным возрастанием и усилением электронного контроля, много пишут о том, что лучше жить вдали от мегаполиса. Мы тоже это понимаем, но хотелось бы услышать церковную...

Апокалипсис в действии: Близ есть, при дверех (+ВИДЕО)
Очевидно, что не можем устраниться от ожидающих нас впереди событий, предваряющих Второе Пришествие Христово и предсказанных Господом в Священном Писании и пророчествах многочисленных святых, близких от нас по времени и далеких. Посмотрим, что для нас готовили и осуществили сильные мира сего в текущем...

Народ уходит от непоминающих: Два случая возвращения из раскола в лоно матери-Церкви
Тема раскола по-прежнему остается одной из актуальных в православной жизни. Уход из Русской Православной Церкви в храмы, где не поминают Патриарха, переход к «истинно-верующим» – катакомбникам, старообрядцам, зарубежникам, и прочие отступления являются кровоточащей раной на теле многострадальной России...

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
16.03.2019
Удерживающий Святой Руси: Беседа с историком Д.Б. Гришиным о Великом Князе-мученике Сергии Александровиче

2019-03-16_222333.jpg

В прошлом году «ПК» уже писал о мифологизированной и несправедливо забытой исторической фигуре – Великом Князе-мученике Сергии Александровиче Романове, супруге святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, дяде Государя Мученика Николая II. Сегодня мы беседуем с одним из наиболее деятельных поборников очищения и возвращения его памяти, историком Дмитрием Борисовичем Гришиным. 

Д. Б. Гришин – кандидат исторических наук, занимается рассмотрением различных аспектов Русской и европейской истории, автор трудов в области искусствоведения и ряда работ по социально-политической истории России, истории общественных организаций, истории Москвы, святынь и памятников Московского Кремля, истории культуры и художественных собраний. Активно изучает жизнь и деяния Династии Романовых. С начала 1990-х годов приступил к фундаментальным трудам по раскрытию личности и увековечению памяти Великого Князя Сергия Александровича Романова. Инициатор обретения и торжественного захоронения его останков; инициатор и участник восстановления Креста-памятника Великому Князю в Новоспасском монастыре Москвы; один из организаторов юбилейных выставок и мемориальных торжеств, посвященных Сергию Александровичу; председатель Сергиевского мемориального фонда.


2019-03-16_222630.jpg– Дмитрий Борисович, как и почему Вас заинтересовали Династия Романовых вообще и в частности Великий Князь Сергий Александрович?

– Тема Династии Романовых всегда была, есть и будет важной и актуальной для всех нас – для Русского народа. Мое  приобщение к ней началось еще тогда, когда в нашей стране сохранялась другая политическая обстановка и знакомство с историческими материалами представляло определенную трудность. Однако профессия историка уже тогда открыла мне дополнительные возможности. В частности, в архиве, который в те годы назывался Центральным государственным архивом Октябрьской революции (сейчас это ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации) есть огромные фонды, связанные с Императорским Домом. И вот там мне удалось получить доступ к историческим документам, посмотреть фотографии (сейчас их много публикуется, а раньше ведь ничего не было), подержать в руках подлинники писем, дневников, почитать их… И от всего этого возникло непередаваемое ощущение, совершенно не сравнимое с тем, что чувствуешь, работая с опубликованными материалами и даже ксерокопиями... Есть такой замечательный историк, который в свое время мне очень помог, автор ряда книг о святых Царственных Страстотерпцах – Александр Николаевич Боханов. Так вот, он часто выступал, говорил о Государе, и когда его спрашивали: «Расскажите, что это был за человек?», он отвечал: «Вы посмотрите на его портреты, на его фотографии, вглядитесь в его глаза – и вам все станет понятно. Это будет намного ярче и правдивее любых моих слов». Вот так, через соприкосновение с фотографиями и документами, началось и мое погружение в тему Романовых, захотелось побольше узнать о них.

А что касается лично Сергия Александровича – здесь отдельная история, я не буду на ней останавливаться, потому что это долгий-долгий разговор. Скажу лишь, что главным стимулом послужила одна частная беседа в Кремле в 1991 году. Тогда мне как бы между делом сообщили, что шесть лет назад, в 1985-м, при каких-то строительных работах здесь была обнаружена гробница Великого Князя Сергия. Там нашли его останки, что-то оттуда изъяли и закопали обратно – мол, а кому это надо. Я тогда еще не так много знал о Князе как о человеке, просто понимал, кто это, но от услышанного стало очень больно и обидно. И я задался целью исправить эту несправедливость, добиться, чтобы захоронение было обретено и почетно, достойно устроено.

В связи с этим, сталкиваясь с различными сложностями и непониманием, подчас даже противодействием, возникла потребность объяснить, рассказать людям, кто же такой Сергий Александрович, что это за фигура, чем он знаменит и почему необходимо возобновление его памяти. Тогда я снова пошел в архив как исследователь уже с определенной задачей: составить портрет Великого Князя в первую очередь для уполномоченных лиц, от которых зависело решение нашего вопроса. И так, углубившись, стал его открывать и для себя самого – что это не просто член Императорской фамилии, дядя Государя и супруг святой Великой Княгини Елисаветы Феодоровны, которая как раз только-только была канонизирована в то время, в 1992 году. Оказалось, что этот человек и сам по себе, независимо от своих родственников и жены, достоин глубочайшего уважения и интереса, что связанная с ним информация весьма поучительна и важна для нас сегодня.

В итоге дело с останками длилось более трех лет и завершилось в 1995 году усилиями нашего Предстоятеля, Святейшего Патриарха Алексия II, который всегда имел к Сергию Александровичу глубокое почтение и любовь. Мы добились разрешения на перезахоронение, местом был выбран уже начавший восстанавливаться Новоспасский монастырь. Перезахоронение состоялось 17 сентября 1995 года, но еще в течение двух лет не получалось предать тело Князя земле, потому что в усыпальнице Романовых велась масштабная реставрационная работа. Все это время останки Сергия Александровича покоились в часовне монастыря… Особая, также долгая, история была с восстановлением креста – окончательно он был изготовлен и установлен в 1998 году, тоже в сентябре. Создавали мы его по подлинным, впервые тогда нами раскрытым чертежам и проектам Виктора Васнецова, Промыслом Божиим сохранившимся в его Доме-музее. Это – заслуга замечательного Русского скульптора Николая Васильевича Орлова, который тоже глубоко проникся почтением к Сергию Александровичу.


– А как Вы начали писать книги о Великом Князе? Расскажите, пожалуйста, о них поподробнее.

– Когда все это наконец завершилось, личность Великого Князя по-прежнему занимала все мои мысли. Те первые знания, полученные сведения, требовали продолжения, потому что теперь вопросы стали возникать уже в широких кругах. Люди сталкивались с информацией еще начала ХХ века, которую распространяли недруги Сергия Александровича и явные враги Русской государственности и нашей Православной Церкви. Информация эта тиражировалась в массовых изданиях, в интернете, т. е. ощущалось открытое противодействие и было очевидно, что нужно продолжать бороться за это имя. Тогда и началась еще более обширная работа с документами с целью написания книги. Книга вышла, первое издание состоялось в 2006 году, в серии «Царский Дом» издательства «Вече», под названием «Трагическая судьба Великого Князя» (хотя должна она была называться иначе – «Крест Великого Князя»: крест как судьба, как духовный выбор. Но издательство настояло на более нейтральном заголовке); через два года мы ее переиздали. Параллельно Новоспасский монастырь начал публиковать уже непосредственно источники, документы, связанные с жизнью Сергия Александровича. Этим занялась Ирина Владиславовна Плотникова, и она продолжает свою огромную работу – совсем недавно вышел пятый (и не последний) том собрания «Великий Князь Сергей Александрович Романов. Биографические материалы».

2019-03-16.2.jpg
Великий Князь Сергий. 
Худ. В. И. Нестеренко

Казалось бы, столько сведений, и я уже начал думать, что теперь почти все сказано, а если и не все, то остальное доскажут другие… Но Великий Князь и Великая Княгиня – это такие люди, которые, однажды войдя в жизнь, остаются в ней навсегда. И вот, спустя время, меня попросили объединить их личности в одном повествовании. Ведь сначала считалось, что про Елисавету Феодоровну все всем известно и нужно больше говорить о Сергии Александровиче, но позднее стало понятно: их нельзя разделять, Великая Княгиня-мученица как личность – это создание Сергия Александровича. В результате в 2015 году в издательстве «Достоинство» вышла новая книга – «Сергей и Елизавета», затем ее переиздал наш Сергиевский фонд… Опять казалось, что можно успокоиться и сложить руки. Но дальше меня вновь попросили рассказать о Елисавете Феодоровне – именно с точки зрения исторического, документального свидетельства, и так появилась еще одна книга, изданная в биографической серии «Жизнь замечательных людей», – «Елизавета Федоровна». Но и в ней большое внимание опять-таки уделено личности и роли Сергия Александровича, которого Великая Княгиня почитала своим наставником и примером. «Он – святой человек, много выше всех нас; ты, конечно, это знаешь», – вот доподлинные ее слова из письма к его брату, Великому Князю Павлу Александровичу. Всю свою последующую жизнь после его гибели она ориентировалась на то, как ее шаги будет воспринимать там, на Небесах, ее дорогой Сергий. И неслучайно мученическая кончина Великой Княгини, ее переход в святость произошел в день Ангела супруга, праздник преподобного Сергия, самый радостный в свое время для этой великокняжеской четы.


– И тем не менее, несмотря на такую огромную просветительскую работу, Сергий Александрович до сих пор мало известен нашим современникам, даже воцерковленным людям. Расскажите, насколько возможно в рамках интервью, что это был за человек и какова его роль в истории России?

– Конечно, лучше взять книгу и почитать, потому что в двух словах такую масштабную фигуру не раскрыть. Но попытаюсь сказать самое основное. Во-первых, Сергий Александрович был порфирородным ребенком, т. е. первым в семье Государя и Государыни после восшествия Александра II на престол. Никаких привилегий, конечно, такие дети не получали, если они имели старших братьев, но их рождению всегда предавалось особое значение. И святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, в своем слове по случаю рождения Сергия Александровича назвал это событие «знамением во благо». Также он был обетованным чадом, названным в честь преподобного Сергия Радонежского по обету родителей, данному у мощей святого.

Князь все это знал и понимал, но кроме того он получил великолепное воспитание и образование – одно из лучших в России того времени, фактически университетское, хотя оно давалось на дому. Огромную роль здесь сыграла его матушка, Императрица Мария Александровна, светлейшая женщина, которую еще при жизни современники называли святой. А Сергей Александрович был предпоследним ребенком в семье, младшим, любимым, и Мария Александровна его всегда выделяла. Он ее тоже обожал и проявил необыкновенную заботу во время ее тяжелой болезни – глубоко разделял не только физические, но и душевные страдания матушки.

2019-03-16.3.jpg
Крест-памятник Великому Князю Сергию
в Новоспасском монастыре. 
Скульптор Н. Орлов, автор проекта Д. Гришин.
Воссоздан по эскизам В. Васнецова
и установлен в 1998 г.

Т. е. Князь был очень добрым, нежным, чувствительным человеком, но именно эти качества в обстоятельствах придворной жизни того времени заставили его вскоре оградиться от людей. Он понял, как много вокруг лжи и лицемерия, как жесток высший свет, который в глаза притворно льстит, а за глаза уничтожает. Для многих знакомых он стал как бы непроницаемым, и это как раз и явилось причиной нерасположения к нему, восприятия его холодным, черствым, надменным. Просто-напросто он не захотел играть по правилам тогдашнего бомонда, лицемерного высшего общества, и оно ему отомстило. Конечно, на фоне такой глубоко религиозной натуры эти люди выглядели весьма нелицеприятно: они недоумевали, как можно быть настолько воцерковленным, ведь для них духовная жизнь уже превратилась в некую обрядность, пустую традицию…

Отстранившись от света, Сергий Александрович находил утешение в мире литературы, искусства, культуры... Но в то же время он верой и правдой служил Отечеству – стал командиром Преображенского полка, первым из Дома Романовых. Шефами полка были все Императоры, а вот командирами только два представителя Царской Семьи – он и Великий Князь Константин Константинович. А до этого Сергий Александрович проявил себя как герой на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, пошел в боевую разведку, получил орден святого великомученика Георгия IV степени, которым очень дорожил и носил до последних секунд своей жизни – эта награда была на нем в момент гибели.

Князь всегда сознавал свою ответственность в предназначенном ему свыше служении Богу, Государю и Отечеству и помнил евангельские слова, что кому много дано, с того много и спросится. И когда возник вопрос о его женитьбе, он долго колебался. Он давно знал и любил принцессу Елисавету, Эллу Гессен-Дармштадтскую, но сильно переживал, т. к. понимал, что, став его женой, эта чистая и близкая ему душа попадет в те же жернова молвы и клеветы светского общества. Однако когда Сергий Александрович все же решился на этот шаг, он получил удивительную супругу, ставшую ему искренней помощницей и сподвижницей. Уже после его кончины Елисавета Феодоровна напишет: «Надеюсь, Господь даст мне силы, чтоб никто не смог сказать, что я оказалась недостойной водительства такого истинно благородного мужа и – она подчеркнет –настоящего христианина».

В 1891 году Сергий Александрович назначается московским генерал-губернатором; важно отметить – не генерал-губернатором Москвы, как иногда говорят, а именно московским генерал-губернатором. Московское генерал-губернаторство представляло собой огромный округ, ядро Русского государства. И он становится наместником, представителем Государя в этих землях, отвечающим за правильное ведение там государственной политики. Тяжелейшая ноша, – он это, конечно, осознавал, но принял свое назначение как данный Богом крест и нес его без малого 14 лет. Выполнял поставленную Александром III задачу – чтобы наша Первопрестольная вновь стала центром, основой Русской государственности, духовности, утрачивающейся уже в то время в стране. Великий Князь прилагал огромные усилия для развития культуры, просвещения народа, борьбы с пороками пьянства и прозябания. Проявлял особое попечение о благосостоянии Русской Церкви, всегда работал вместе с духовенством, московскими митрополитами (во время его генерал-губернаторства их было несколько, последним стал владыка Владимир (Богоявленский), будущий Киевский священномученик), местными батюшками. В тандеме с единомысленными людьми Сергий Александрович стремился вернуть Москве ее прежнее сияние как Русскому сердцу, источнику Русского духа...


– Дмитрий Борисович, в одном из интервью Вы отметили, что Князя убили именно «как символ, как знаковую фигуру... как то, что принято в нашем православном языке обозначать понятием „удерживающий“». Поясните, пожалуйста, эту мысль.

– Это наименование – «удерживающий» – в отношении Сергия Александровича употребляю не только я. Например, так назвал его в своем слове в эти памятные февральские дни наместник Новоспасского монастыря владыка Иоанн – «удерживающий Святую Русь на ее пути». Да, он был именно таким – витязем, стоявшим на защите вековых устоев Русской государственности. И в этом плане Князь вызывал уже не какие-то шушуканья придворных сплетников и интриганов, а лютую ненависть врагов России, став их главной мишенью. На него посыпались не просто клеветнические наветы, но еще и непосредственные нападки, попытки физической расправы.

2019-03-16.4.jpg
Могила Сергия Александровича в Усыпальнице
бояр Романовых в Новоспасском монастыре

Будучи виднейшим охранителем, Сергий Александрович фактически стал первой жертвой в ряду всех последовавших мучеников Дома Романовых. Его современники это четко понимали: если мы посмотрим печатные издания того времени, в откликах на его гибель часто повторялись слова: «Великий Князь-мученик». Духовные люди уже тогда отмечали, что этим убийством враги хотели нас ослабить, сломить, но на самом деле они дали нам нового небесного молитвенника о стране, нового заступника перед Престолом Божиим.

Надо обязательно подчеркнуть, что подвиг Великого Князя – это не только его мученическая кончина, но и вся его предшествовавшая праведная исповедническая жизнь в служении Отечеству. Этот крестный путь, избранный им сознательно и добровольно, в то время практически неизбежно вел к мученичеству. Уже после его убийства Елисавета Феодоровна писала Государю: «Сергей с радостью умер за тебя и за свою Родину. За два дня до смерти (а тогда, на Сретение Господне, было первое, несостоявшееся, покушение – террорист не решился бросить бомбу) он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь…» Т. е. он однозначно предвидел свою Голгофу и даже запретил в последние дни себя сопровождать, чтобы не подвергать других людей смертельной опасности. Мученический венец стал высшей наградой за труды Сергия Александровича, особым избранничеством, и в этом смысле он, безусловно, причастен к сонму всех святых христианских мучеников.

Кстати, в его многочисленном иконописном собрании была очень интересная икона XVI века, точнее, список с иконы, принадлежавшей Государю Иоанну Грозному, на которой изображено шествие мучеников, возглавляемых святым Архангелом Михаилом, из земного града в Небесный Иерусалим – «Благословенно воинство Небесного Царя». Думаю, Князь неоднократно перед ней молился, и в это воинство он потом сам и вошел – как один из таких славных витязей Святой Руси. Символично и то, что Московский Кремль, в стенах которого Сергий Александрович принял мученичество, является образом Небесного Иерусалима.


– Давайте еще скажем, хотя бы кратко, об основных клеветнических мифах о Великом Князе, их причинах и источниках. Ведь люди продолжают сталкиваться с негативной информацией о нем – достаточно открыть «Википедию»…

– Да, с «Википедией» многие боролись, некоторые моменты там смогли исправить, но много клеветнических сведений еще осталось. Все эти напраслины ничем не подтверждены: нет ни одного документального свидетельства, ни одного очевидца тех грехов, в которых обвиняют Великого Князя. В исторических источниках  сохранилось лишь несколько грязных намеков, но достаточно посмотреть, от кого они исходят, и все станет понятно. Судьями выступают самые известные сплетники того времени, такие, например, как генеральша Богданович, прославившаяся своими дневниковыми записями, в которых досталось «всем сестрам по серьгам». В 2008 году их переиздало издательство «Вече», и Александр Николаевич Боханов дал посильный комментарий, где разъяснил особенности этого документа (оригинал отсутствует, текст представляет собой выжимку, произведенную неизвестными противниками монархии, – примеч. ред.).

2019-03-16.5.jpg
Великокняжеская чета

Еще один источник сплетен – Великая Княгиня Ольга Федоровна, жена Великого Князя Михаила Николаевича, кстати, очень достойного человека, которая была, можно сказать, профессиональной интриганкой. Опасаясь ее ядовитого языка, многие в высших кругах перед ней заискивали. А Сергий Александрович прекрасно понимал, что это за человек, знал ей цену и не стал добиваться ее расположения. И потому последовала такая месть. Об этом свойстве «тети Оли» всем было известно – таким же наветам от нее подвергся и кузен Сергия Александровича, Великий Князь Константин Константинович, который писал ему: «Нам теперь стоит позавтракать у Донона (французский ресторан в Петербурге), выпить бутылку шампанского, чтобы свет оплакал навек нашу нравственность». Но, посмотрите, какой поучительный у этой женщины был конец: ее сын, Михаил Михайлович, заключил против воли Государя и всей родни за границей морганатический брак. И «тетя Оля», получив известие об этом, не выдержала – у нее случился сердечный приступ.

А другой ее сын, Александр Михайлович, тоже известный по мемуарам, продолжил потом дело матери, и принес много зла через свою клевету. Ссылаясь на него, часто говорят: вот, это же не какой-то революционер пишет, а член Царской Семьи. Но надо же знать, почему он так пишет. Во-первых, Александр Михайлович не скрывал, что вся молодежь Царского Дома обожала Елисавету Феодоровну, и он сам откровенно завидовал Сергию Александровичу. «Проведя вечер в ее обществе и вспоминая ее глаза, цвет лица, смех, способность создавать вокруг себя уют, мы приходили в отчаяние при мысли о ее близкой помолвке. Я отдал бы десять лет жизни, чтобы она не вошла в церковь к венцу об руку с высокомерным Сергеем», – вот как он пишет.

Но есть и еще одно обстоятельство. Книга воспоминаний Александра Михайловича, наиболее часто цитируемая у клеветников Сергия Александровича, является неким обширным конспектом его лекций, с которыми он выступал на Западе, в эмиграции. Т. е. она была рассчитана на западного обывателя, интересовавшегося главным образом грязными сплетнями. Но и это еще не все: достоверно известно, что воспоминания писались по заказу определенной аудитории – представителей нью-йоркской масонской ложи. Так что эта, по-простому говоря, «заказуха» среди серьезных ученых не считается достоверным историческим источником.

Ну, а в кругах нигилистов Сергий Александрович вызывал недовольство уже по другим причинам – он ведь по сути отстоял Москву: проводил в своих землях правильную политику, заботился о простом народе. «Зубатовщина», как ее называли в советское время, – инициатива начальника Московского охранного отделения Сергея Васильевича Зубатова по защите прав рабочих – имела конкретные положительные плоды: в Москве не было таких массовых забастовок, такой оппозиции власти, как в других городах, люди любили и чтили Государя и Царскую Семью.

Безусловно, и сам Сергий Александрович пользовался в народе большим уважением – достаточно посмотреть, как его приветствовали, когда он выезжал, участвовал в церковных мероприятиях, праздниках, выходе на Пасху в Кремле, на крещенское водосвятие… Т. е. он был фигурой, которую народ-то искренне любил. Но такова уж история – мы не можем услышать глас народа, потому что он не попадал на страницы мемуаров и даже печатных изданий того времени. Мнение простых людей, к сожалению, оставалось при них, хотя оно было подавляющим, но не отражалось в письменных источниках.

Поэтому нам так радостно постепенно раскрывать подлинный исторический облик Сергия Александровича, расчищать, восстанавливать, реставрировать, если можно так выразиться, его портрет. Прошло без малого 25 лет, почти четверть века, с того момента, когда это делание началось, когда были обретены его останки. И это небо и земля – насколько сейчас мы видим к нему любовь в народе. Когда наш Сергиевский мемориальный фонд проводит ежегодные мероприятия во дворце Сергия Александровича и Елисаветы Феодоровны на Невском проспекте, там всегда собираются сотни людей, которые жаждут услышать что-то новое. И они подходят, благодарят, плачут, молятся, прикладываясь к фотографиям и сохранившимся частицам одежды Великого Князя, выстраиваются в очередь к этим реликвиям как к святыням.


– А как обстоит дело с его восприятием церковной иерархией?

– Здесь все индивидуально, но если говорить обобщенно – многие из клира просто не знают исторических фактов. Поэтому одна из наших основных задач – доносить информацию. Есть большие почитатели Сергия Александровича и среди архиереев, и среди простых священников. Мы иногда встречаемся с теми, кто самостоятельно изучает этот вопрос, собирает сведения. Т. е. духовные свечи горят, но их не так много, как хотелось бы. И, к сожалению, до сих пор остается проблема предвзятого отношения: вместо того чтобы почитать, ознакомиться с письмами самой Елисаветы Феодоровны, документами, машут рукой – легче открыть «Википедию». Это великая беда нашего века информационных технологий – однобокая, предвзятая подача информации. Поэтому – обращаюсь к читателям – надо всем неравнодушным православным трудиться на этом поприще, направлять людей к правильным источникам, использовать поддержку тех малых сил, которые нам сочувствуют и содействуют, объединяться с единомышленниками. У нас ведь и Государь был канонизирован только благодаря широкому почитанию в народе. В духовенстве, среди архиереев, высказывалось много сомнений, хотя Патриарх Алексий был абсолютно уверен в святости Царской Семьи, но иерархи боялись, как бы чего не вышло…

Думаю, так должно быть и здесь. Ведь множество людей свидетельствуют о помощи, о чудесах Божиих по молитвам Великого Князя Сергия Александровича. Записи о них ведутся еще с благословения владыки Алексия (Фролова), около захоронения для этого есть специальная тетрадка... Порой сталкиваешься с поразительными случаями! Люди приходят и сами спрашивают, даже в других городах: «А вы не собираете?.. А кому-то не надо?.. А кто-нибудь у вас интересуется?..» Мы все это тоже записываем, обязательно с какими-то данными человека, чтобы было документальное подтверждение.


– А есть ли надежда на общецерковное прославление Сергия Александровича?

– Конечно! Мы только не знаем сроков. Но этот вопрос назрел уже давно, его ставил и владыка Алексий (Фролов), и Патриарх Алексий II, были и обращения в Синод по этому поводу... Думаю, нам необходимо просто продолжать свою работу, чтобы народ все больше проникался к светлой памяти Великого Князя, и, даст Бог, со временем все управится. Мы вот, даже заказав портреты Сергия Александровича современным художникам, видим, как люди, смотря на них, может быть ничего и не читавшие о нем до этого, принимают к сердцу его образ и начинают ему молиться, прикладываться, делать земные поклоны... Т. е. народ Божий чувствует, как от Великого Князя исходит та самая благодать, которая неизреченна и для которой не требуется доказательств. Поэтому надо не только объяснять и рассказывать, но и давать людям возможность это почувствовать. А когда народное почитание достигнет определенного уровня, то дойдет и до прославления, пусть это не сегодняшнего или завтрашнего дня событие, но оно неизбежно свершится. Потому что эта чета – Сергий Александрович и Елисавета Феодоровна – абсолютно едины не только в своей жизни земной, но и в своей святости вечной.

Беседовала Анна Самсонова


___________________ 
* Одно из немногих замечательных изданий в море секулярной прессы, которое рассказывает о событиях прошлых и нынешних дней с православной точки зрения. Это некоммерческое издание, существующее на средства пожертвователей (трудятся в ее редакции также во славу Божию). Для множества православных из глубинки и не имеющих интернета печатная версия газеты, выходящая 2 раза в месяц, является практически единственным источником актуальной и взвешенной информации. А у многих подписчиков не хватает средств к полноценной оплате (750 р. за полгода). Поэтому мы призываем оказать посильную финансовую поддержку редакции газеты «Православный Крест» и ее читателям. 
   Телефон редакции: 89153536998.


См. также:





Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Митрополит Агафангел Одесский: Миссия России в предантихристово время

Настало время говорить об истинном положении в стране и в мире. Молчание – это содействие лжи и потворство творящим зло. Молчанием зло стремительно усиливается и умножается. Православных христиан призывают быть толерантными – терпимыми, но терпимыми ко греху и богоборчеству быть нельзя! Это – измена...


Рекорды Империи: Феномен Русской индустриализации при святом Царе Николае II

Когда мы говорим об индустриализации, в нашем уме неизбежно всплывают образы тоталитарного советского режима и рулевого этого «корабля» Сталина… Кажется, всех достижений страны совершенно и исключительно удалось добиться только в СССР. Однако в XX век Россия вошла уже индустриально развитой страной....


Сводка с антицифрового фронта: Какие ключевые законы, когда были приняты, кем пролоббированы и что делать?

В последнее время идет очень серьезная атака на все традиционные основы. Условным началом ее можно считать 1 апреля 2019 года, когда был принят 48-ФЗ, который легализовал СНИЛС как универсальный идентификатор личности – по сути как замену паспорта, имени и всего прочего для цели...


<<       >>   |  
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Фотогалерея
Полезно почитать

Блюдите, како опасно ходите...: Беседа со старцем Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Лаврентием (Постниковым)

Сегодня все хотят много знать. А на самом деле во многих знаниях и нет нужды. Главное смотри, чтоб «кошка не схватила мышку» – не попадись диаволу, который ходит за нами всегда. Мир лукавый. Поэтому надо осторожничать и лишнего не говорить. Никого не осуждай, ни о ком плохо никогда не думай. Сама живи...


Мы должны остаться Христовыми: Проповедь о вере во всесильную помощь Божию в последние времена (+Рассказ)

Промыслом Божиим в один из недавних праздников мы сподобились побывать в древней обители нашей обширной Матушки-России, где услышали проповедь, которая отогнала от сердца малодушие и укрепила в вере во всесильную помощь Божию. Нам удалось записать эти слова и позже познакомиться с батюшкой, но по смирению...


Пятое Евангелие – живая природа: Состояние Христианства наших времен – солнце на закате

...Закатывающееся солнце живо представляет собою состояние Христианства наших времен. Светит то же солнце правды Христос, Он испущает те же лучи; но они уже не проливают ни того сияния, ни той теплоты, как во времена, нам предшествовавшие. Это оттого, что лучи не падают прямо на нас, но текут к нам лишь...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100