Вторник, 25 Февраля 2020 г.
Духовная мудрость

Прп. Паисий Святогорец о 666
Позади «совершенной системы обслуживания», компьютерной гарантии, кроется всемирная диктатура, рабство антихриста… Недоумеваю! Почему люди не задумываются над всеми этими событиями?.. Тогда как признаки видны очень ясно.
Прп. Паисий Святогорец

свт.Тихон о католиках
Пользуясь происходящею у нас неурядицей в Церкви, римский папа всячески стремится насаждать в РПЦ католицизм.
Воззвание свт. Тихона от 1 июля 1923 г.

Прп. Феодосий Киево-Печерский о Православии
Если кто хвалит чужую веру, тем самым он свою хулит... Если тебе скажет спорящий: «И ту и другую веру Бог дал», – то отвечай ему так: «Ты, кривоверный, считаешь и Бога за двоеверца. Так не слышал ли ты, окаянный, развращенный злой верой, что говорится в Писании: един Бог, едина вера, едино крещение!»
Прп. Феодосий Киево-Печерский

прп.Амвросий католичке
Гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим.
Из письма прп. Амвросия Оптинского католичке

свт.Феофан о политике
Нужно воздвигнуть дух Православия в себе самих и объединиться в восстании против всякого образа мыслей, несогласного с ним. Только этим одним отразим мы врагов Христа, как отразили политическую коалицию врагов нашего Отечества.
Святитель Феофан Затворник

В кулуарах

Россия, тревога!: «Мир вокруг нас ещё продолжает выглядеть привычно», но это уже не так
Председатель Правительства Мишустин выступил в Казахстане на пленарной сессии форума Евразийского экономического союза «Цифровое будущее глобальной экономики». Тема выступления: «Построение устойчивого региона на основе данных и искусственного интеллекта».

«Скольких людей погубило искусство!»: Покаяние народной артистки России Екатерины Васильевой
С одной стороны, народ стал понемногу воцерковляться, возвращаться к вере, с другой – мы сейчас в изобилии наблюдаем появление таких лжедуховных явлений, как «православные» актеры, театры, банкиры, комики, байкеры, рокеры, рэперы и прочие. Даже если такой человек стал действительно верующим, ходит в...

Пока мы живы, будем сражаться за детей!: Тревожное письмо о состоянии системы образования и снюсах
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спаси Христос, что поднимаете острые и важные темы современности. Меня всегда волновало положение дел в системе образования. Возможно, потому, что по первому диплому я педагог. Декан факультета, с которым у нас были доверительные отношения, как-то в беседе со мной поделился переживаниями о том, что вся система образования переживает тяжелый упадок, правильные основы воспитания утрачены…

Документы
читать дальше...

Корреспонденция
читать дальше...



Архимандрит Мелхиседек Артюхин
ОПАСЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ПО ПОВОДУ «ВОСЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО» ОБОСНОВАНЫ 17.11.2011
ОПАСЕНИЯ ВЕРУЮЩИХ ПО ПОВОДУ «ВОСЬМОГО ВСЕЛЕНСКОГО» ОБОСНОВАНЫ

В начале ноября с.г. Ученый совет Санкт-Петербургской Духовной академии присудил митрополиту Волоколамскому Илариону (Алфееву) степень доктора богословия honoris causa. По этому случаю митрополит Иларион произнес в стенах Академии докторскую речь (см.: http://www. mospat.ru/ru/ 2011/11/03/news50923) на тему «Межправославное сотрудничество в рамках подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви».

На наш взгляд, высказанные в этой речи митрополитом Иларионом доводы и факты заслуживают серьезного внимания, и, по мере возможности, на страницах «Православного Креста» мы постараемся рассмотреть их в свете церковных канонов и святоотеческого наследия.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей комментарии священника Александра Мельникова к проекту Межправославной комиссии 1971 года по подготовке Всеправославного собора на календарную тему (текст проекта публикуется по статье: «На пути к Святому и Великому Собору Восточной Православной Церкви» // ЖМП, 1972). Митрополит Иларион в своей речи приводит выдержки из этого проекта, но без его негативной оценки, что вкупе с его многочисленными официальными высказываниями о допустимости перехода Русской Православной Церкви на новый стиль (см., напр.: «ПК» № 11 (35). С. 13) дает понять, что, если на предстоящем Соборе будет предложено утвердить подобный проект, возражений со стороны представителей РПЦ не последует.

 

Проект: Вопрос о календаре и Пасхалии изучался в Комиссии на основе докладов Русской и Элладской Церквей «Календарная проблема. Ее изучение в свете решений Первого Вселенского Собора о Пасхалии и изыскание пути к сотрудничеству между Церквами в этом вопросе», отзывов на эти доклады Румынской, Болгарской, Кипрской и Чехословацкой Церквей, а также на основе высказываний членов Межправославной комиссии.

Вопрос о календаре не является вопросом догматическим и рассматривается с канонической и пастырско-практической сторон.

Комментарий: Утверждение о недогматическом характере календарной проблемы ошибочно. Введение нового календарного стиля противоречит догмату о святости Церкви, исповедуемому православными в 9-м члене Символа веры: «Верую <…> во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

На протяжении шестнадцати веков, до того момента, как григорианский календарь был изобретен астрономами и принят в уже отпавшей от Православия католической «церкви», Церковь Христова жила по юлианскому календарю. Она продолжала строго держаться его и после этого, пока в начале XX века под давлением масонов некоторым Поместным Православным Церквам не был навязан так называемый новоюлианский календарь, до 2800 года во всем совпадающий с григорианским. Молившиеся во все века по юлианскому календарю православные христиане достигали спасения и святости. Если же считать приемлемым григорианский католический календарь или его производную – новоюлианский, приходится делать кощунственный вывод о том, что Святая Церковь – «Столп и Утверждение Истины» – шестнадцать веков заблуждалась. Но Церковь Христова не может ошибаться, и мы веруем и исповедуем, что она непогрешима. Заблуждаются католики и те православные, которые по неведению, равнодушию, из экуменических соображений или по иным причинам придерживаются нового стиля. За это они уже осуждены на ряде Церковных Соборов (например, на Поместных Соборах Константинопольского Патриархата 1592, 1593 гг.).

Кроме того, юлианский святоотеческий календарь строго предписывается Типиконом. «Что же получается в итоге от нарушений сей священной книги введением нового стиля? – пишет известный православный богослов архиепископ Серафим Богучарский (Соболев). – Если мы воспользуемся им для установления новых времен в отношении своих праздников, постов и богослужений, то мы тем самым будем свидетельствовать, что новый стиль указывает правильно церковное времяисчисление, а Типикон – неправильно. И это в то время, когда мы знаем, что Типикон исходит от Православной Церкви, той Церкви, в которую, как в богатую сокровищницу, Апостолы положили все, что принадлежит Истине. И это в то время, когда нам хорошо известно, что указанные нарушения Устава исходят от католиков, погрязающих во тьме всяких ересей и заблуждений» (О старом и новом стиле. Доклад на Всеправославном совещании 1948 г.).

 

Проект: В канонических правилах нет предписаний о календаре как таковом, а имеются лишь указания для Пасхалии.

Комментарий: Помимо письменных правил существует неписанные, составляющие Священное Предание Церкви, к которым и относится юлианский календарь. По этому поводу виднейший православный богослов начала XX века, духовник Семьи Императора Николая II архиепископ Феофан Полтавский (Быстров) писал: «Старый стиль есть исконный, первоначальный, древнехристианский. Он унаследован от времен Апостольских по Священному Преданию древнейшей Церкви и положен в основу как христианского летосчисления Первым Вселенским Собором (325 г.), так и определения празднования Святой Пасхи со всеми зависящими от нее праздниками и постами» (Краткие канонические суждения о летосчислении. Церковный вестник, 1926).

 

Проект: Как известно, по вопросу о календаре нет единого мнения в Православии.

Комментарий: В Православной Церкви существует единственное верное мнение по вопросу календаря – это мнение Апостолов и Святых Отцов, переданное всем православным христианам письменно и в Священном Предании.

 

Проект: Памяти «непереходящие», месяцесловные в одних Поместных Церквах (Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская) совершаются по старому юлианскому календарю. В других (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Польская, Чехословацкая, Американская, Финляндская и Японская) – по новому, принятому в 1923 году исправленному юлианскому календарю, пока полностью совпадающему в датах с григорианским календарем. В пределах некоторых Автокефальных Церквей, принявших этот новый календарь, частично сохраняется, по благословению церковной власти, применительно к местным условиям, и старый календарный стиль, и наоборот. В пределах СССР, например, не говоря уже о загранице, некоторые приходы русской Патриаршей юрисдикции по своей традиции или по благословению священноначалия придерживаются нового календаря.

Комментарий: Мне не известны факты, чтобы у нас в стране были приходы, где бы служили по новому стилю, за исключением обновленческих. Однако допускаю, что такое вполне могло происходить «с благословения» известного митрополита-экумениста Никодима (Ротова), стоявшего у истоков подготовки Всеправославного собора, так как с его разрешения в некоторых наших храмах безпрепятственно причащались католики (см.: Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков // ЖМП. 1970. № 1. С. 5), что также противоречит каноническим правилам.

 

Проект: Также и в вопросе празднования Пасхи в Православных Церквах не имеется единого мнения. Так, некоторые западные православные приходы и Финляндская Православная Церковь празднуют Пасху по григорианскому календарю.

Многообразие в богослужебной практике и церковных обычаях – в принципе приемлемое явление в Православии, постольку поскольку в многообразии внешних форм оно являет внутреннее органическое единство Православной Кафолической Церкви. Но многообразие в календаре, и особенно в праздновании Пасхи, – иное явление, поскольку оно вызывает ослабление внутреннего единства. С древнейших времен своей истории Церковь предпринимала много усилий для преодоления различия в определении времени празднования Пасхи. Сохранились церковные правила о Пасхалии: 7-е Апостольское и 1-е Антиохийского Собора. Последнее содержит ссылку на определение о Пасхе Первого Вселенского Собора, не дошедшее до нас.

Комментарий: В вопросе календаря необходимо соблюдать единство, заповеданное Святыми Отцами, однако единство должно быть в Истине, а не в отступлении от нее, то есть все новостильные Церкви должны вернуться на юлианский календарь, а не наоборот – те, кто придерживается его, перейти на новый.

 

Проект: Но свидетельства современников и участников Никейского Собора, как и два вышеупомянутых правила и церковная практика, дают основание считать, что древняя Церковь утвердила определять дату Пасхи (пасхального воскресенья) а) в зависимости от момента весеннего равноденствия (после него), б) от фаз луны (после полнолуния), в) независимо от раввинских календарных вычислений и даты еврейской пасхи.

Комментарий: Это утверждение не соответствует действительности. Византийский канонист Матфей Властарь в своей Алфавитной Синтагме пишет: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в Апостольском правиле, а два ведут начало из неписанного предания.

Первое – мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия; второе – не праздновать ее вместе с иудеями в один день; третье – не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия; и четвертое – после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы».

 

Проект: Межправославная комиссия предлагает, чтобы празднование Пасхи совершалось одновременно всей Православной Церковью: в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Комментарий: Как видим, фактор иудейской пасхи намеренно упущен из вида, так как по григорианскому католическому календарю и, соответственно, в ближайшие столетия и по новоюлианскому, Пасха зачастую совпадает с иудейской.

 

Проект: Для лучшего выполнения канонических постановлений о связи даты Пасхи с временем весеннего равноденствия нужен календарь, по возможности более точный в тропическом отношении. По мнению астрономов, самым точным календарем на сегодня является исправленный юлианский (т.е. новостильный. – Примеч. ред.). Лучший путь к решению календарно-пасхальной проблемы состоит в принятии всеми Поместными Православными Церквами этого исправленного юлианского календаря как для неподвижных праздников, так и для Пасхалии.

 

Комментарий: Вот так «ненавязчиво», не взирая на священные Правила, под угрозой анафемы и отпадения от Православия запрещающие изменять Пасхалию и месяцеслов, модернисты подводят православный народ к принятию нового стиля. Но по поводу несоблюдения Церковных постановлений свт. Феофан Затворник написал следующие замечательные слова: «Истине Божией от этого, конечно, беды никакой нет. Она останется вовек неизменною; но то горько, что удаляющие себя от нее погибнут. Они походят на тех, кои ударом кулака хотят притупить лезвие острого меча. Будет ли успех? Нет. Меч слова Божия несокрушим. И трудно <…> противу рожна прати» (Письма о христианской жизни). Убежден, что значительная часть православных верующих в разных Поместных Церквах не пойдет на поводу у реформаторов и сохранит верность Священному Преданию.

 

Проект: Соборное всеправославное решение о едином календаре и единой Пасхалии желательно, ибо оно было бы обязательным для всех Поместных Православных Церквей. Однако, признавая заслуживающими внимания высказывания и заявления представителей некоторых Поместных Православных Церквей о существующих пастырских трудностях в деле непосредственного перехода на новый календарный стиль, Межправославная комиссия считает целесообразным постепенное осуществление этого решения оставить на усмотрение Поместных Церквей.

Комментарий: Что же получается? – Принимая во внимание тот факт, что не все православные согласятся отступить от переданных Святыми Отцами Правил, и у сторонников насаждения нового стиля возникнут трудности с «темной, непросвещенной» народной массой (как это уже было у обновленцев в России в начале XX века), сразу утвердить повсеместно новый календарь не получится и необходимо действовать постепенно.

Проект: Комиссия с удовлетворением отмечает распространенный обычай, по которому в некоторых областях, где та или иная Поместная Церковь употребляет церковный месяцеслов и Пасхалию по исправленному юлианскому календарю и где на той же территории находятся общины или приходы другой Православной Церкви, следующие старому юлианскому календарю и Пасхалии, последние применяются к официальной системе, и наоборот. Желательно, чтобы такой обычай стал всеобщим во всех Церквах, как первый шаг к совместному празднованию Пасхи.

Комментарий: То есть если, например, православные христиане Русской Церкви живут в Финляндии, Комиссии «желательно», чтобы они праздновали Пасху по новому стилю – с нарушением постановления Первого Вселенского Собора?!

Проект: Комиссия рекомендует также совместное изучение вопросов о календаре и Пасхалии с неправославными христианами в надежде достигнуть в будущем соглашения о праздновании великих христианских праздников одновременно всем христианским миром.

Комментарий: Наконец обнародуется главная цель, которую преследуют сторонники изменения календаря в Церкви, – объединение с еретиками-католиками и протестантами. После этого весьма неубедительно звучат слова митрополита Илариона, ссылавшегося в своей речи и на рассматриваемый нами проект: «Полагаю, что сделанный мною обзор 50-летнего периода подготовки к Святому и Великому Собору Православной Церкви сможет внести некоторую ясность в понимание целей и задач этого Собора, а также успокоить тех, кто разделяет различные фобии, распространяемые в связи с перспективой его созыва. Могу заверить всех сомневающихся в том, что этот Собор не будет Восьмым Вселенским, не отменит и не пересмотрит решений Семи Вселенских Соборов, <…> не сделает ничего из того, чего сегодня опасаются некоторые „защитники Православия“, проявляющие ревность не по разуму».

К сожалению, необходимо признать, что действия митрополита Илариона – совместные моления с неправославными (делегации католической «церкви» являются частыми гостями в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» на Ордынке, где настоятельствует митр. Иларион; (см., напр.: http://ordynka.com/2011 0313-2), многие официальные выступления (см., напр.: «ПК» № 24 (24). С. 3) говорят совсем о противоположном, и настороженность значительной части верующих в отношении грядущего Всеправославного собора имеет под собой реальные основания. Это вовсе не фобии «ревнителей не по разуму», а закономерная тревога верных чад за судьбу Православной Церкви, решать которую на этом Соборе, среди прочих иерархов, будет и человек, открыто заявляющий, что юлианский календарь – Священное Предание Церкви – «не является священной коровой, которую нельзя трогать».


Источник: газета "Православный Крест", №46


Поделиться новостью в соц сетях:

...<-назад в раздел

Видео



Документы

Заключение комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

По распоряжению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ (Распоряжение № 2187 от 5 мая 2000 года), в связи с многочисленными обращениями в Московскую Патриархию священнослужителей и мирян, озабоченных богословскими изысканиями свящ. Георгия Кочеткова, по их мнению,...


Принимал ли Поместный Собор 1917–1918 гг. постановление о допустимости использования за богослужением русского языка

После совершения в марте 2019 г. митрополитом Тверским и Кашинским Саввой акта церковного вандализма – обновленческой литургии на русском языке совместно с представителями кочетковского братства, а также скандала и церковной смуты, связанной с допуском 2 февраля 2020 г. митрополитом Саввой последователей...


«Роль Православия и Русских – государствообразующая»: Наказ священнослужителей по поправкам в Конституцию

Поправки к преамбуле российской Конституции, предложенные заместителем главы Всемирного Русского Народного Собора Константином Малофеевым, поддержали и дополнили своими предложениями многие клирики Русской Православной Церкви.


<<       >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 1
Фотогалерея
Полезно почитать

Народ не готов к приходу Царя?: О единственном пути возрождения и спасения России

В наше время часто приходится слышать о том, что сейчас народ не готов к приходу Царя. И слышать это приходится от людей духовного звания. Дорогие мои, такие слова – не есть слова любви к Царю. Сердце истинно любящих нашего Русского Православного Царя-Батюшку и Великомученика Царя Николая II с его святой Семьей, и грядущего Царя, предсказанного нам многими святыми, никогда не сможет произнести такие слова.


Иго-то Христово легко есть, а теории Маркса-Энгельса не подъемно тяжелы: Будем встречать за Уралом новых героев

Меньше шукшинской русской радости стало. Как будто отымает Господь благодать от земли Русской. Люди по стране и по миру носятся как сквозняки. Меняют квартиры, города, страны. Болтаются как пыль в невесомости. Это и есть нормальный образ жизни космополита – жителя «открытого космоса», не имеющего Родины, родства непомнящего.


«Сохранение богослужебного языка – вопрос национальной безопасности»: Беседа с издателем и составителем книг на церковно-славянском

Купить сегодня в лавках храмов и монастырей Евангелие и Псалтирь на церковно-славянском языке еще возможно, молитвослов и Апостол – уже реже, а вот приобрести акафисты с канонами – задача практически неосуществимая. Православные москвичи знают буквально пару мест, где продаются молитвословия и богослужебные тексты на церковно-славянском языке, в особенности такие редкие, дорогие сердцу...


Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Rambler's Top100